СДВГ является расстройством развития неврологического и поведенческого характера, при котором гиперактивность детей выражена наряду с дефицитом внимания. Среди отличительных признаков этого расстройства, наличие которого обеспечивает основу для установления диагноза СДВГ, имеются такие симптомы, как трудности с концентрацией внимания, повышенная активность и импульсивность, которые невозможно контролировать. Из-за того, что детям трудно сосредоточить свое внимание, они часто не могут правильно выполнить учебные задачи или решить проблемы, поскольку они делают ошибки из-за собственной невнимательности и несправедливости (гиперактивности). Кроме того, они могут не слушать объяснения учителей или просто не обращать внимания на их объяснения. Неврология рассматривает это расстройство как постоянный хронический синдром, лечение которого пока не найдено.
Причины СДВГ
Сегодня, к сожалению, точные причины появления СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) не установлены, но можно выделить несколько теорий. Итак, причинами органических нарушений могут быть: неблагоприятная экологическая ситуация, иммунологическая несовместимость, инфекционные заболевания женской части населения во время беременности, отравление наркозом, прием определенных лекарств, наркотиков или алкоголя женщинами в период беременности, некоторые хронические материнские заболевания, угрозы выкидыша, преждевременные или продолжительные роды, стимуляция родов, кесарево сечение, неправильное положение плода, любые данные о заболеваниях новорожденного, возникающие при высокой температуре, прием сильнодействующих лекарств детьми.
Кроме того, такие заболевания, как астматические состояния, сердечная недостаточность, пневмония, диабет, могут быть факторами, провоцирующими нарушение мозговой активности детей.
Также ученые обнаружили, что существуют генетические предпосылки для формирования СДВГ. Однако они появляются только при взаимодействии с внешним миром, который может либо усиливать, либо ослаблять такие предпосылки.
Синдром СДВГ также может вызывать негативные последствия в послеродовом периоде у ребенка. Среди этих влияний можно выделить как социальные причины, так и биологические факторы. Способы воспитания, отношение к ребенку в семье, социально-экономический статус ячейки общества - не причины, провоцирующие СДВГ сами по себе. Однако зачастую эти факторы развивают адаптивные способности крошки к внешнему миру. Биологические факторы, которые запускают развитие СДВГ, включают кормление ребенка искусственными пищевыми добавками, наличие пестицидов, свинца, нейротоксинов в пище ребенка. Сегодня степень влияния этих веществ на патогенез СДВГ изучается.
Подводя итог вышесказанному, синдром СДВГ является полиэтиологическим расстройством, формирование которого обусловлено влиянием ряда факторов в комплексе.
Симптомы СДВГ
Основными симптомами СДВГ являются нарушение функции внимания, повышение активности детей и их импульсивность.
Нарушения со стороны внимания проявляются у малыша в неспособности удерживать внимание на элементах предмета, допущении множества ошибок, сложности удержания внимания во время выполнения учебных или других задач. Такой ребенок не слушает адресованную ему речь, не знает, как выполнять инструкции и выполнять работу, не способен самостоятельно планировать или организовывать задания, старается избегать вещей, требующих длительного интеллектуального стресса, склонен постоянно теряет свои вещи, проявляет забывчивость и легко отвлекается.
Гиперактивность проявляется неуверенными движениями рук или ног, ерзанием на месте, беспокойством.
Дети с СДВГ часто лезут или бегают куда-то, когда это неуместно, они не могут играть спокойно и тихо. Такая бесцельная гиперактивность постоянна и не зависит от правил или условий ситуации.
Импульсивность проявляется в ситуациях, когда дети, не слушая вопрос и не задумываясь, отвечают на него, не могут дождаться своей очереди. Такие дети часто мешают другим, мешают им, часто разговорчивы или сдержаны в речи.
Характеристика ребенка с СДВГ. Эти симптомы должны наблюдаться у детей в течение как минимум шести месяцев и распространяться на все сферы их жизни (нарушение процессов адаптации отмечается в нескольких типах обстановки). Нарушения в обучении, проблемы в социальных контактах и трудовой деятельности таких детей ярко выражены.
Диагноз СДВГ ставится с исключением других патологий психики, поскольку проявления этого синдрома не должны быть связаны только с наличием другого заболевания.
Характеристики ребенка с СДВГ имеют свои особенности в зависимости от возраста, в котором он находится.
В дошкольном периоде (от трех до 7 лет) часто начинают проявляться повышенная активность детей и импульсивность. Чрезмерная активность проявляется в постоянном движении, в котором находятся дети. Они характеризуются крайним беспокойством в классе и разговорчивостью. Импульсивность детей выражается в осуществлении необдуманных действий, в частом прерывании других людей, в вмешательстве в посторонние разговоры, которые их не касаются. Обычно таких детей считают невоспитанными или чрезмерно темпераментными. Часто импульсивность может сопровождаться безрассудством, в результате которого ребенок может подвергать опасности себя или других.
Дети с СДВГ довольно небрежные, непослушные, часто бросают или ломают вещи, игрушки, могут быть агрессивными , иногда отстают от сверстников в развитии речи.
Проблемы ребенка с СДВГ после поступления в учебное заведение усугубляются только из-за школьных требований, которые он не в состоянии полностью удовлетворить. Поведение детей не соответствует возрастной норме, поэтому в образовательном учреждении он не может получить результаты, соответствующие его потенциалу (уровень интеллектуального развития соответствует возрастному интервалу). Такие дети не слышат учителя во время занятий, им трудно решать предложенные задачи, так как они испытывают трудности с организацией работы и доведением ее до конца, в процессе выполнения они забывают условия задач, плохо усваивают обучение материал и не в состоянии правильно его применять. Поэтому дети быстро отключаются от процесса выполнения заданий.
Дети с СДВГ не замечают деталей, склонны к забывчивости, плохой переключаемости и невыполнению инструкций учителя. Дома такие дети не могут самостоятельно справиться с уроками. По сравнению со сверстниками они гораздо чаще испытывают трудности в формировании навыков логического мышления, навыков чтения, письма и счета.
Студенты с синдромом СДВГ характеризуются трудностями в межличностных отношениях, проблемами в установлении контактов. Их поведение склонно к непредсказуемости из-за значительных колебаний настроения. Также есть пыл, высокомерие, противодействие и агрессивные действия. В результате такие дети не могут уделять много времени игре, успешно взаимодействовать и устанавливать дружеские контакты со сверстниками.
В команде дети, страдающие от СДВГ, являются источником постоянного беспокойства, поскольку они шумят, мешают другим и берут вещи других людей без спроса. Все вышеперечисленное приводит к конфликтам, в результате чего эта крошка становится нежелательной в команде. Встречаясь с таким отношением, дети часто сознательно становятся «шутами» в классе, надеясь тем самым установить отношения со сверстниками. В результате страдает не только школьная успеваемость детей с СДВГ, но и работа класса в целом, поэтому они могут нарушать уроки. В целом, их поведение создает впечатление несоответствия с их возрастным периодом, поэтому сверстники неохотно общаются с ними, что постепенно формирует у детей с СДВГ заниженную самооценку, В семье такие дети часто страдают из-за постоянного сравнения с другими детьми, которые более послушны или лучше учатся.
Гиперактивность СДВГ в подростковом возрасте характеризуется значительным снижением. Она заменяется чувством внутренней тревоги и суетливости.
Не-уверенность в себе, безответственность, трудности в выполнении заданий, заданий и организации деятельности характерны для подростков с СДВГ. В период полового созревания выраженные проявления нарушений функции внимания и импульсивности наблюдаются примерно у 80% подростков с СДВГ. Часто у детей с таким нарушением успеваемость в школе ухудшается из-за того, что они не могут эффективно планировать свою работу и вовремя ее организовывать.
Постепенно у детей нарастают трудности в семье и других отношениях. Большинство подростков с этим синдромом отличаются наличием проблем с соблюдением правил поведения, безрассудным поведением, связанным с необоснованным риском, непослушанием законам общества и непослушанием социальным нормам. Наряду с этим они характеризуются слабой эмоциональной устойчивостью психики в случае неудачи, нерешительности, низкой самооценки . Подростки непомерно чувствительны к поддразниванию и насмешкам со стороны сверстников. Учителя и другие характеризуют поведение подростков как незрелое, что не соответствует их возрасту. В повседневной жизни дети игнорируют меры безопасности, что приводит к повышенному риску несчастных случаев.
Дети в период полового созревания, которые имеют историю СДВГ, гораздо чаще, чем их сверстники, вовлекают их в различные группы, совершающие преступления. Кроме того, подростки могут проявлять тягу к злоупотреблению алкогольными напитками или наркотиками.
Работа с детьми с СДВГ может охватывать несколько областей: поведенческая терапия или арт-терапия , основной целью которой является развитие социальных навыков.
Диагностика СДВГ
Основываясь на международных признаках, которые содержат списки наиболее характерных и четко видимых проявлений этого расстройства, можно поставить диагноз СДВГ.
Обязательными характеристиками этого синдрома являются:
- длительность симптомов в течение курса составляет не менее шести месяцев;
- распространенность как минимум двух типов среды, стабильность проявлений;
- выраженность симптомов (значительные нарушения в обучении, нарушения социальных контактов, профессиональная сфера);
- исключение других психических расстройств.
Гиперактивность СДВГ определяется как первичное расстройство. Тем не менее, некоторые формы СДВГ различаются из-за наличия преобладающих симптомов:
- комбинированная форма, включающая три группы симптомов;
- СДВГ с преобладающими расстройствами внимания;
- СДВГ с преобладанием импульсивности и повышенной активности.
В детском возрасте относительно часто наблюдаются так называемые условно-имитаторы этого синдрома. Около двадцати процентов детей иногда испытывают поведение, похожее на СДВГ. Следовательно, СДВГ следует различать по широкому кругу состояний, похожих на него исключительно по внешним проявлениям, но значительно отличающихся по причинам и методам коррекции. Они включают:
- индивидуальные особенности личности и особенности темперамента (поведение чрезмерно активных детей не выходит за рамки возрастной нормы, степень формирования высших психических функций на уровне);
- тревожные расстройства (особенно поведение детей связано с воздействием травмирующих причин);
- последствия черепно-мозговой травмы, интоксикации, нейроинфекции;
- при соматических заболеваниях, наличии астенического синдрома;
- характерные нарушения в формировании школьных навыков, такие как дислексия или дисграфия;
- заболевания эндокринной системы (сахарный диабет или патология щитовидной железы);
- нейросенсорная тугоухость;
- наследственные факторы, например, наличие синдрома Туретта, Смита-Мажениса или хрупкой Х-хромосомы;
- эпилепсия;
- психические расстройства: аутизм , олигофрения , аффективные расстройства или шизофрения .
Кроме того, диагноз СДВГ должен основываться на конкретной возрастной динамике этого состояния. Проявления СДВГ имеют характерные особенности в соответствии с конкретным возрастным периодом.
СДВГ у взрослых
Согласно текущей статистике, приблизительно 5% взрослых страдают синдромом СДВГ. Наряду с этим, такой диагноз наблюдается почти у 10% учащихся в школе. Приблизительно половина детей, страдающих СДВГ, вступают во взрослую жизнь с этим заболеванием. В этом случае взрослое население гораздо реже обращается к врачу из-за СДВГ, что значительно минимизирует обнаружение синдрома у них.
Симптомы СДВГ индивидуальны. Однако в поведении пациентов можно отметить три основных признака: нарушение функции внимания, повышение активности и импульсивность.
Беспорядок внимания выражается в невозможности сосредоточиться на конкретном предмете или вещах. Взрослому в процессе выполнения неинтересного однообразного задания через несколько минут становится скучно. Таким людям трудно сознательно сосредоточиться на каком-либо предмете. Окружающая среда считает пациентов с СДВГ необязательными и неисполнительными, поскольку они могут начать выполнять несколько задач и не доводить их до конца. Повышенная активность наблюдается при постоянном движении людей. Для них характерны беспокойство, суетливость и чрезмерная разговорчивость.
Пациенты с синдромом СДВГ страдают от беспокойства, бесцельно слоняясь по комнате, хватаясь за все, постукивая по столу ручкой или карандашом. Более того, все подобные действия сопровождаются повышенным волнением.
Импульсивность проявляется в ожидании действий мыслей. Человек, страдающий от СДВГ, склонен высказывать первые мысли, которые приходят на ум, постоянно вставляет свои замечания в разговор, неуместно, делает импульсивные и часто опрометчивые поступки.
В дополнение к перечисленным проявлениям, люди, страдающие СДВГ, характеризуются забывчивостью, беспокойством, отсутствием пунктуальности, низкой самооценкой, дезорганизацией, плохой устойчивостью к стрессовым факторам, тоской, депрессивными состояниями, выраженными перепадами настроения, трудностями чтения. Такие особенности усложняют социальную адаптацию индивидов и образуют благоприятную почву для формирования любой формы зависимости. Неспособность сосредоточиться разрушает карьеру и разрушает личные отношения. Если пациенты своевременно обращаются к компетентному специалисту и получают адекватное лечение, то в большинстве случаев все проблемы с адаптацией сойдут на нет.
Лечение СДВГ у взрослых должно быть комплексным. Обычно им назначают препараты, стимулирующие нервную систему, например, метилфенидат. Такие препараты не лечат синдром СДВГ, но способствуют контролю над проявлениями.
Лечение СДВГ у взрослых улучшает состояние большинства пациентов, но им может быть трудно повысить свою самооценку . Психологическое консультирование помогает приобрести навыки самоорганизации, умение грамотно устанавливать распорядок дня, восстанавливать нарушенные отношения и улучшать коммуникативные навыки.
Лечение СДВГ
Лечение СДВГ у детей имеет определенные методы, направленные на восстановление нарушенных функций нервной системы и их адаптацию в обществе. Поэтому терапия является многофакторной и включает в себя диету, немедикаментозное лечение и медикаментозную терапию.
В первую очередь необходимо нормализовать работу желудочно-кишечного тракта. Поэтому предпочтение в ежедневном рационе следует отдавать натуральным продуктам. Молочные продукты и яйца, свинина, консервированные и окрашенные продукты, рафинированный сахар, цитрусовые и шоколад должны быть исключены из рациона.
Немедикаментозное лечение СДВГ у детей включает изменение поведения, психотерапевтические практики, педагогические и нейропсихологические корректирующие эффекты. Детям предлагается облегченный режим обучения, то есть количественный состав аудитории сокращается, а продолжительность занятий сокращается. Детям рекомендуется сидеть за первыми столами для возможности сосредоточения. Также необходимо работать с родителями, чтобы они научились терпеливо вести себя со своими детьми. Гиперактивные дети должны обеспечить возможность для детей осуществлять необходимые физические упражнения или длительную прогулку. В процессе выполнения детей необходимо свести к минимуму утомление. Так как гиперактивных малышей отличает повышенная возбудимость, то рекомендуется их частично изолировать от взаимодействия в больших компаниях. Они должны быть спокойными и иметь спокойный характер.
Немедикаментозное лечение и использование некоторых психотерапевтических методик, например, коррекция возможна с помощью ролевых игр или арт-терапии.
Коррекция СДВГ при помощи медикаментозной терапии назначается в случае отсутствия результатов других методов. Широко применяются психостимуляторы, ноотропы, трициклические антидепрессанты и транквилизаторы.
Кроме того, работа с детьми должна быть направлена на разрешение нескольких задач: проведение комплексной диагностики, нормализация семейной обстановки, установление контактов с педагогами, повышение самооценки у детей, воспитание детей, обучение уважению прав других индивидов, правильному вербальному общению, контролю. над собственными эмоциями.