Что такое расстройство обработки сенсорной информации?
Возможно, ваш ребенок грубо играет, сопротивляется мытью волос или одеванию одежды. Может быть, он разборчив в еде, расстраивается из-за громких звуков, изо всех сил пытается сосредоточиться и испытывает трудности с общением с другими детьми. Это могут быть признаки расстройства обработки сенсорной информации.
Исследования показывают, что расстройство обработки сенсорной информации поражает 5-16% людей. Это проявляется по-разному и может повлиять на выполнение обычных, повседневных задач, затрудняя их выполнение.
Возможно, ваш педиатр упомянул расстройство обработки сенсорной информации, и вы пытаетесь узнать больше об этом и о том, как помочь своему ребенку.
Проще говоря, расстройство сенсорной обработки — это когда у вас возникают трудности с обработкой и интерпретацией сенсорной информации, которую вы получаете.
Мы все принимаем, обрабатываем и интерпретируем сенсорную информацию каждый день, весь день. Надеюсь, мы воспринимаем информацию, успешно обрабатываем ее и с легкостью перемещаемся изо дня в день.
В этом случае наш мозг сообщает нам важные вещи: «холодно, наденьте пальто», «вы наступили на что-то неприятное, посмотрите на свою ногу».
Наш мозг также отфильтровывает некритичную информацию, о которой нам не нужно быть предупрежденными. Например, после того, как вы наденете штаны, ваш мозг не будет постоянно говорить вам: «Эй, ты носишь штаны!» снова и снова.
Люди с расстройством сенсорной обработки неправильно интерпретируют полученную информацию, что может привести к неадекватной реакции или поведению.
Причины расстройства обработки сенсорной информации.
В настоящее время нет известной причины, хотя расстройство обработки сенсорной информации обычно наблюдается при нарушениях развития и имеет более высокую распространенность при аутизме, недоношенности, фетальном алкогольном синдроме и синдроме Дауна. Исследование, проведенное в 2006 году, показывает, что причиной также может быть генетический компонент.
Расстройство обработки сенсорной информации также широко распространено у детей с СДВГ. Но также может быть самостоятельным диагнозом, а это означает, что у вас могут возникнуть трудности с сенсорной обработкой и не быть никакого другого диагноза.
Итак, как мы можем помочь тем, кто испытывает трудности с обработкой сенсорной информации? Мы выполняем так называемую сенсорную диету. Во-первых, нам нужно больше узнать о сенсорной обработке и типах сенсорной информации, которую мы получаем.
Типы сенсорного ввода.
У нас есть 8 сенсорных систем, все они способствуют нашему повседневному функционированию и взаимодействию с миром. Некоторые из этих систем более «известны», а другие могут быть новыми для вас.
- Тактильные – то, что вы чувствуете (осязаете).
- Визуальная - то, что вы видите.
- Слуховая - то, что вы слышите.
- Дегустационная - то, что вы попробуете.
- Обонятельная - то, чем вы обоняете.
- Проприоцепцивная - осознание тела. Это способность знать, где вы находитесь, не используя зрение. Если вы закрываете глаза и успешно дотрагиваетесь до носа, это работа вашей проприоцептивной системы.
- Вестибулярная - там, где вы находитесь в пространстве, этот ввод исходит от движения и положения головы. Ваш вестибулярный аппарат позволяет вам узнать, находитесь ли вы в вертикальном положении или висите вниз головой.
- Интероцепция - как вы «чувствуете». Это вход, который дает вам знать, что вы голодны, хотите пить, вам нужно сходить в туалет, что ваше сердце бьется быстро, что вам жарко или холодно и т.д.
Это входные данные, которые мы получаем от этих 8 систем постоянно в течение дня, которые наш мозг получает и интерпретирует. Некоторые люди могут быть недостаточно отзывчивы на ввод, другие могут быть чрезмерно отзывчивыми.
Гиперчувствительные и гипочувствительные.
Гиперчувствительность означает, что вы более чувствительны (чрезмерно реагируете) на ввод, чем другие. Это может выглядеть так, как будто вы закрываете уши при включении пылесоса, потому что он слишком громкий. Или боретесь с ощущением своей одежды, даже до такой степени, что не можете носить одежду. Иногда мы называем людей с повышенной чувствительностью избегающими, они хотят избежать определенных типов ввода, потому что они более чувствительны к ним.
Гипочувствительность означает, что вы менее чувствительны (недостаточно реагируете) на ввод, чем другие. Это означает, что вы можете хотеть и жаждать большего вклада, чтобы чувствовать себя регулируемым и удовлетворенным. Это может выглядеть как постоянное движение, вращение, прыжки или грубая игра с другими. Иногда мы называем людей, которые являются гипочувствительными, ищущими.
Нередки случаи, когда кто-то одновременно гиперчувствителен и гипочувствителен. Это также может меняться изо дня в день. Например, кто-то может быть гиперчувствителен к прикосновениям и бороться с текстурой своей одежды, но быть гипочувствительным к проприоцептивному вводу и искать более грубую игру и тяжелую работу, где задействованы его мышцы.
Как выглядит расстройство обработки сенсорной информации?
Как упоминалось выше, расстройство может выглядеть по-разному для всех. Давайте рассмотрим несколько примеров.
Пример 1 - «Избегающий»
Вы находитесь на семейном собрании. Все болтают, хорошо проводят время. Вы готовитесь сесть за стол, чтобы вместе насладиться едой, и понимаете, что вашего малыша нигде нет. Через несколько минут вы находите его в детской комнате с выключенным светом, обнимающимся с любимым одеялом. Вы можете спросить себя, почему он решил оставить все самое интересное? Разве он не предпочёл бы играть со своими двоюродными братьями, бабушками и дедушками?
В этом случае ваш ребенок может проявлять «избегающее» поведение. Возможно, он стал чрезмерно возбужден из-за всего шума (слуховой вход), количества происходящих действий (визуальный ввод) и, возможно, из-за запахов приготовления ужина (обонятельный вход).
Его система работает на перегрузке, принимая интенсивность и количество входных данных, и он стал чрезмерно стимулирован. В этом случае ваш ребенок заметил и решил отступить. Молодец! У него было понимание, что он был ошеломлен (даже если он не смог выразить это вам), и вместо того, чтобы полностью потерять контроль в гостиной, он решил дать себе передышку, пошёл в комнату с небольшим визуальным стимулом, которая была тише, и завернулся в одеяло, оказывающее глубокое давление на себя, что помогает успокоить нервную и сенсорную системы.
Может быть, вы сами были в этом сценарии. Возможно, вы также становитесь подавленным, когда вокруг вас много чего происходит, или, может быть, вы находитесь на другой стороне и радуетесь от всех действий, и в этом случае вам может быть не так легко понять, что чувствует ваш ребенок в этот момент.
Пример 2 - «Искатель»
Это прекрасный солнечный день, и вы идете в парк. Ваш ребенок любит парк, горки, качели, перекладины для обезьян, все это!
Находясь в парке, ваш ребенок быстро перемещается между различными игрушками, прыгает, падает, разбивается на ходу. Он может часами сидеть на качелях, может быть, даже бесконечно крутиться на качелях из шин. Он, кажется, не замечает, когда падает или натыкается на что-то. Кажется, что он обладают энергией кролика-энерджайзера и идёт без остановки.
Проще говоря, этот ребёнок «ищет». Похоже, что он жаждет и нуждается в большем вкладе для выполнения своей системы. Качание, скольжение, прыжки – все это даёт вход в вестибулярный аппарат. Падение, висение, перекладины и лазание - все это обеспечивает отличный проприоцептивный вклад.
В случае искателя он, как правило, гипочувствительн к вводу и нуждается в большем количестве действий в течение дня.
Пример 3 – Оба варианта
Пришло время ужина, и ваша семья села, чтобы насладиться вкусной едой. Ваш ребенок бросает один взгляд на свою тарелку и отталкивает ее. Вы приготовили картофельное пюре и курицу. А для вашего сенсорного ребенка картофельное пюре слишком комковатое, а текстура курицы слишком «тягучая».
Но раньше в тот же день вам приходилось менять ему рубашку, потому что он грыз воротник до такой степени, что он промок насквозь, к тому же ребёнок часто жуёт конец карандаша или другие предметы.
Это может сбивать с толку; он разборчив в еде, но жуёт всё подряд. Кажется, что ему нужно больше информации во рту, но он борется с определенными продуктами. Ребёнок в данном случае ищет глубокий проприоцептивный ввод, который может предложить жевание, но избегает (гиперчувствительны) к определенным пищевым текстурам. Этот ребенок демонстрирует как оральный поиск, так и поведение избегания.
Помните, что существует множество различных способов проявления поиска и поведения избегания, и это всего лишь три примера.
Другие способы, которыми может представлять расстройство обработки сенсорной информации
- Неуклюжий
- Плохая координация
- Играет слишком грубо
- Чувствительность к свету
- Привередливый едок
- Трудности с одеждой и текстурами
- Борется со стрижками
- Слишком громкое и шумное поведение
- Закрывает уши при громких звуках
- Кажется, не замечает температуры
- Трудности с изменениями в распорядке дня
Этот список можно продолжать! Помните, что существует 8 различных систем, от которых мы получаем информацию, в результате чего сенсорный ввод может по-разному влиять на кого-то.
Лечение расстройства обработки сенсорной информации.
Как упоминалось выше, одним из способов лечения является соблюдение сенсорной диеты. Сенсорные диеты — это специально разработанные мероприятия, помогающие человеку научиться более эффективно обрабатывать сенсорную информацию и улучшать регуляцию.
Сенсорные карты активности — отличный способ внедрить сенсорную диету в домашних условиях. Карточки имеют цветовую кодировку в 4 сенсорных категориях, дающих рекомендации по активности, которые помогут улучшить общую сенсорную обработку и регуляцию.
Специалисты активно участвуют в лечении детей с расстройством обработки сенсорной информации. Найдите специалиста в вашей поликлинике, который специализируется на расстройстве сенсорной обработки, и обратитесь к своему педиатру, чтобы получить направление.
Специалист завершит оценку и установит план, уникальный для вашего ребенка. Он поможет вовлечь вашего ребенка в сенсорную диету, поможет вам со стратегиями и предоставит вам необходимые знания, чтобы улучшить участие ребенка в повседневной деятельности.
Сами принимайте непосредственное участие в лечении ребёнка! Последовательность является ключом к работе с расстройством обработки сенсорной информации и его улучшению. Задавайте вопросы, продолжайте искать информацию и работайте со специалистом помогающим вашему ребенку, чтобы узнать, как лучше всего помочь ему.
Видеокурс "Сенсорная интеграция"
Видеолекция "Сенсорная комната: виды, оборудование, практика использования"