Уственная отсталость ребенка является специфическим состоянием, которое подразумевает более медленные темпы формирования определенных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, умственной деятельности, которые находятся в поздней стадии формирования по сравнению с установленными нормами для определенной возрастной стадии. Этот недуг чаще диагностируется у детей на дошкольной стадии, во время тестирования и тестирования на умственную зрелость и готовность к обучению, и проявляется ограниченными взглядами, недостатком знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, распространенностью игр, интересы детей. Если у детей старшего школьного возраста обнаруживаются признаки недоразвития психических функций, то рекомендуется подумать о наличии олигофрении в них. Сегодня медленное развитие функций психики и методов корректирующего действия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины умственной отсталости у ребенка

Сегодня психологи признают проблемы умственной отсталости (ЗПР) детей во всем мире как одну из наиболее актуальных проблемных проблем психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленные темпы формирования отдельных психических процессов, а именно особенности течения беременности и прохождения процесса непосредственного рождения, факторы социально-педагогического характера.

Факторы, связанные с течением беременности, обычно включают передаваемые женщинами вирусные заболевания, например, краснуху, тяжелый токсикоз, алкогольные напитки, курение, воздействие пестицидов, кислородное голодание плода, резус-конфликт. Вторая группа провоцирующих факторов включает травмы, полученные младенцами во время родов, удушье плода или переплетение с пуповиной, преждевременное отслоение плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и отсутствия психологического воздействия на детей из среды взрослого. Это также включает в себя педагогическое пренебрежение и ограничение жизни в течение длительного времени. Особенно это чувствуют дети до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие стандарта на наследование провоцирует отставание в развитии детей.

Позитивный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых ребенок растет и поддается воспитательному влиянию, является основой для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, ссоры и насилие в семье привести к угнетению эмоциональной сферы малыша и замедлить темпы его развития. В то же время чрезмерное опекунство может спровоцировать замедление темпов формирования психических функций, при которых у детей затрагивается волевой компонент. Кроме того, постоянно болеющие дети часто страдают от этого недуга. Ингибирование развития часто можно наблюдать у крошек, которые ранее получали различные травмы, которые поражали мозг. Часто возникновение этого недуга у детей напрямую связано с задержкой их физического развития.

Симптомы умственной отсталости у ребенка

Невозможно диагностировать наличие торможения развития у новорожденных при отсутствии явных физических дефектов у них. Часто сами родители приписывают своим детям надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родители детей должны внимательно следить за своим развитием и подавать сигнал тревоги, если они начинают сидеть или ползти позже, чем их сверстники, если в возрасте до трех лет они не могут самостоятельно строить предложения и имеют слишком мало словарного запаса. Часто первичные нарушения в формировании индивидуальных процессов психики замечают воспитатели в детском саду или учителя в школе, когда они обнаруживают, что одному ученику труднее, чем сверстникам учиться, писать или читать, и возникают трудности с запоминанием. и речевая функция. В таких ситуациях Рекомендуется, чтобы родители показали ребенка специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Поскольку раннее выявление симптомов умственной отсталости у детей способствует своевременному наступлению корректирующих действий, что приводит к дальнейшему нормальному развитию детей без последствий. Чем позже родители бьют тревогу, тем труднее детям будет учиться и адаптироваться в среде сверстников.

Симптомы умственной отсталости у детей часто связаны с педагогическим пренебрежением. У таких детей задержки в развитии обусловлены, прежде всего, социальными факторами, например, ситуацией в семейных узах.

Дети с умственной отсталостью часто характеризуются наличием различных видов инфантилизма. У таких детей незрелость эмоциональной сферы выходит на первый план, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на второй план и не так заметны. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются беспокойством, желанием выбросить в них все свои изобретения. В то же время их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие дети устают быстрее своих сверстников и не могут сосредоточиться на выполнении задания, их внимание рассеивается на более интересные, по их мнению, дела.

Дети с умственной отсталостью, которая в первую очередь наблюдается в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы со школьным обучением, и их эмоции, соответствующие развитию маленьких детей, часто преобладают в послушании.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически не инициативны, часто слишком застенчивы и стеснительны, подвержены ряду различных страхов . Эти особенности препятствуют развитию самостоятельности и формированию личностного образования крошек. У этих детей также преобладает игровой интерес. Зачастую им очень трудно переживать собственные неудачи в школьной жизни или в учебном процессе, им нелегко ладить в незнакомой обстановке, в школе или дошкольном учреждении, они долго привыкают к преподавательскому составу, но в то же время они ведут себя и слушают их.

Квалифицированные специалисты могут диагностировать умственную отсталость у детей, установить ее тип и скорректировать поведение детей. При проведении комплексного обследования и осмотра крошек необходимо учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенно ошибки в процессе обучения.

Диагностируйте умственную отсталость у детей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

  • они не способны к коллективной деятельности (образовательной или игровой);
  • их внимание менее развито, чем у сверстников, им трудно сосредоточиться на усвоении сложного материала, и также трудно не отвлекаться на объяснения учителя;
  • эмоциональная сфера младенцев очень уязвима, при малейшей неудаче такие дети склонны запираться.

Из этого следует, что поведение детей с умственной отсталостью можно определить по их нежеланию участвовать в групповых играх или образовательных мероприятиях, по их нежеланию следовать примеру взрослого и достигать своих целей.

При диагностировании этого заболевания существует риск ошибки, из-за того, что можно спутать незрелость развития крошки с его нежеланием выполнять задачи, не соответствующие его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение умственной отсталости у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с умственной отсталостью могут учиться в обычном учебном заведении, а не в специализированной коррекционной ориентации. Родители и учителя должны понимать, что трудности в обучении детей с незрелостью развития психических процессов в начале школьной жизни не являются результатом их лени или нечестности, но имеют объективные, серьезные причины, которые могут быть успешно преодолены только совместными усилиями. усилия. Поэтому детям с замедленными темпами формирования психических процессов необходимо оказывать всестороннюю совместную помощь родителям, учителям и психологам. Такой помощью является: индивидуальный подход к каждой крошке, регулярные занятия со специалистами (психологом и знаковым учителем), в некоторых случаях медикаментозная терапия. Для лечения умственной отсталости у детей используются нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапия и др. Выбор препарата зависит от особенностей конкретного ребенка и от сопутствующих заболеваний.

Большинству родителей трудно согласиться с тем, что их ребенок из-за особенностей формирования будет схватываться медленнее, чем окружающие сверстники. Забота и понимание родителей в сочетании с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные условия для обучения и обеспечить целевое образование.

Таким образом, корректирующие действия будут наиболее эффективными, если родители будут следовать приведенным ниже рекомендациям. Совместно направленная работа учителей, тесный круг крошек и психологов является основой для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление незрелости развития, обнаруживаемой у малыша, особенностей его поведения и вызванных ими трудностей заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью на протяжении всей ее продолжительности должна быть пронизана влиянием психотерапевтического характера. Другими словами, крошка должна иметь мотивационную направленность на занятия, замечать свои успехи и чувствовать радость. Ребенок должен развить приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от выполненных действий или выполненной работы. Корректирующее действие подразумевает прямую и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование у ребенка психических процессов и повышение его практического опыта в сочетании с преодолением недостаточного развития двигательных навыков, речевых и сенсорных функций и т. Д.

Специализированное обучение детей с задержкой развития направлено на предотвращение возможных вторичных аномалий, которые могут возникнуть в результате своевременной непобедимой недостаточной подготовленности детей к учебному процессу и жизни в обществе.

В процессе работы с детьми, страдающими отсталостью в развитии, необходимо использовать краткосрочные игровые задания для развития позитивной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать детей и привлечь их. Любые задачи должны быть выполнимыми, но в то же время не должны быть слишком простыми.

Проблемы задержки умственного развития детей часто заключаются в том, что такие дети не готовы к школьному обучению и работе в команде, в результате чего их состояние ухудшается. Именно поэтому для успешной коррекции необходимо знать все особенности проявления заболевания и комплексно воздействовать на детей. В то же время терпение, интерес к результату, понимание особенностей своих детей, любовь и искренняя забота о детях требуются от родителей.


Больше о умственной отсталости или интеллектуальных нарушениях вы можете узнать из наших вебинаров.