Дети с ЗПР входят в особую группу лиц, смешанных по степени психофизиологического развития. Психиатры связывают задержку умственного развития с классом тонких отклонений в умственном развитии. ЗПР сегодня считается распространенным типом психической патологии в раннем возрасте. Наличие торможения развития психических процессов следует обсуждать только при условии, что индивид еще не вышел за границы начального школьного периода. В тех случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на этапе старшей школы, мы уже должны говорить об олигофрении или инфантилизме. Отклонение, выражающееся в задержке психического формирования, занимает положение между ненормальным развитием и нормой.

Что такое ЗПР? Индивидуум с ЗПР не характеризуется наличием серьезных нарушений в формировании психических процессов, таких как олигофрения или первичное недоразвитие двигательной или зрительной системы. Основные трудности, с которыми они сталкиваются, обычно связаны с аномалиями в социальной адаптации и учебной деятельности. В связи с замедлением формирования определенных психических функций эти трудности наблюдаются у детей.

Развитие детей с ЗПР

Около 50% неблагополучных школьников - это дети с историей ЗПР.

Особенности развития детей с ЗПР приводят их к школьной неудаче. Именно поэтому для обучения таких детей создаются специализированные учебные заведения, школы и специальные классы классов выравнивания или коррекционного развития.

Особенности детей с ЗПР чаще обнаруживаются после начала обучения в дошкольной организации или школе. Для него характерны более медленные темпы развития определенных процессов психики, незрелость личности и грубые нарушения когнитивной сферы.

ЗПР у детей характеризуется легким интеллектуальным дефицитом и обратимым развитием с легким стремлением к компенсации, что возможно только в условиях специализированного обучения и грамотного обучения. Из-за нарушений в течение достаточно длительного периода у детей наблюдается незрелость нервной системы функционального характера. Это, в свою очередь, выражается в слабости таких процессов психики, как возбуждение и торможение, и в трудностях формирования сложных связей.

Большинство функций психики (например, пространственные представления, когнитивные процессы и т. Д.) Характеризуются сложной сложной структурой и основаны на координации действий нескольких функциональных систем. В результате этого у детей с ЗПР формирование такого рода действий замедляется и протекает иначе, чем у нормально развивающихся. В результате соответствующие функции психики формируются не так, как у здоровых детей.

Комплекс мер и программы для детей с ЗПР ориентирован на развитие и направлен на развитие умственных способностей детей с историей умственной отсталости и поддержку процесса обучения в школе. Современная практика воспитания и специализированной подготовки детей с ограниченными возможностями дает возможность получить позитивный прогноз при обучении детей учебному плану общеобразовательного учреждения с соответствующей методической организацией и психолого-педагогической работой.

Психическое развитие детей с ЗПР основано на том, чтобы помочь им овладеть собственной умственной деятельностью, ее основными структурными элементами (например, регулятивными или мотивационными и ориентационными). Общая направленность работы с детьми изначально сводится к групповой деятельности, в которой инициатива их организации принадлежит учителю, переходя к индивидуальным действиям, где инициатива принадлежит ребенку; сводится к постановке цели для учителя и созданию настроения для его реализации.

Работа с детьми с ограниченными возможностями направлена на развитие навыков коллективной постановки целей , а затем - на развитие навыков индивидуальной постановки целей с соответствующим эмоциональным отношением к этому процессу, практической деятельности и ее плодам. Изначально работа детей оценивается непосредственно учителем. Задача учителя - развить навык коллективной оценки, а затем индивидуальной самооценки.

Разнообразная работа детей, осуществимая природа, различные манипуляции с природной материей предоставляют значительные возможности для систематизации, углубления и расширения знаний детей о ближайшем окружении, развития общих идей и обычных повседневных понятий.

Умственная деятельность с детьми с ограниченными возможностями формируется на основе практических действий. Большое внимание уделяется выбору подвижных игр с их постепенным усложнением, которое происходит следующим образом. Сначала увеличивается количество правил, затем правила становятся более сложными. Сначала каждый участник группы выполняет правила, а затем только представитель группы.

Также важны творческие занятия для детей с ЗПР, в которых особое внимание уделяется продуктивным формам искусства, например моделированию, рисованию, аппликации и т. Д. На основе практической деятельности и целенаправленной работы учителя она быстрее развивать умственную деятельность, которая будет опираться на общие идеи и аргументы вербально-логического характера.

Характеристика детей с ЗПР

Дети, страдающие от этого отклонения, характеризуются рядом экстраординарных особенностей, которые после поступления в школьное учреждение становятся более заметными, поскольку такие дети не полностью готовы к обучению.

Особенности детей с ЗПР заключаются в недостатке навыков, отсутствии знаний для прохождения и усвоения школьного материала. Такие дети не могут при отсутствии специализированной помощи овладеть навыками счета, письма и чтения. Нормы поведения, принятые в школах, им трудно соблюдать. Также такие дети испытывают трудности в добровольной деятельности. Эти особенности усугубляются ослабленным состоянием нервной системы. Можно выделить типичные трудности, присущие всем детям, страдающим этой патологией.

Речь детей с ЗПР формируется в целом с некоторым отставанием от его возрастной нормы. Ребенок с задержкой развития не может построить короткий пересказ с соответствующим значением истории или сказки. Он может строить только индивидуальные и часто аграматичные предложения. Вялость артикуляционного аппарата вызывает отсутствие произношения некоторых звуков.

Дети с задержкой формирования психических процессов в условиях классной комнаты не подходят из-за собственной наивности, отсутствия самостоятельности, непосредственности. Для них характерны частые конфликты со сверстниками, отсутствие восприятия и несоблюдение школьных предписаний. В то же время они прекрасно чувствуют себя в игровой деятельности и прибегают к ней, когда возникает необходимость уйти от сложной образовательной деятельности. Однако игры с узкими рамками (ролевые игры) недоступны для детей и даже способствуют их страху или провоцируют отказ от игры.

Ребенок, страдающий от ЗПР, испытывает трудности в организации личных целенаправленных действий. Ведь он не может реализовать себя как ученик и не способен понять мотивацию учебной деятельности или ее цель.

Дети с ограниченными возможностями, поступающие из информации учителя, воспринимаются в замедленном режиме и обрабатываются аналогичным образом. Для более полного восприятия ребенок нуждается в визуальной и практической поддержке и в выраженном применении инструкций. Недостаточное развитие вербально-логического мышления приводит к тому, что затрачивается больше времени на развитие минимизированных умственных операций.

Дети с ЗПР характеризуются низким уровнем работоспособности, быстрой утомляемостью. Темпы их исполнения значительно ниже по сравнению с аналогами. В результате для них обучение в обычной средней школе недоступно. Обучение в обычных средних школах для таких детей может принести им больше вреда, чем пользы. В обычном школьном учреждении впервые дети начинают осознавать свое несоответствие со сверстниками, провал как ученик, появляется неуверенность в своем собственном потенциале и возникает страх перед возможным наказанием.

У детей с ЗПР снижается уровень познавательной активности, что выражается в отсутствии любознательности и любопытства. Также они характеризуются импульсивностью, расторможенностью, вялостью, повышенной двигательной активностью. У таких детей внимание сфокусировано на несущественных деталях (второстепенных), упущении значимого логического момента, нарушении порядка передачи событий. Дети с отсталым развитием склонны переходить от одной темы разговора к другой.

Дети с ЗПР характеризуются поверхностью ума. При изучении нового материала они отмечают в качестве основных моментов первые подробности, которые бросаются им в глаза или находятся на поверхности явления, пока они не пытаются понять суть информации. Поэтому им сложно сформулировать содержательные обобщения. Такие ошибки путаницы понятий, формального подхода к усвоению материала присущи таким ученикам. Инерция связана с поверхностью интеллектуальной сферы. Ученики испытывают трудности в освоении смысла новых концепций и возможных методов их эксплуатации. В процессе усвоения концепций школьники склонны к их стереотипному применению, они вряд ли могут отказаться от обычных операций с ними, если будут убеждены в своей беспочвенности. Дети с задержкой развития в большинстве случаев избегают психического стресса. Для них проще решать проблемы обычными методами, даже если они довольно громоздкие. Наряду с этим школьники с этим заболеванием характеризуются нестабильностью психических процессов. Они настроены действовать обычным образом, но любой случайный момент может сбить их с толку. Нестабильность психических процессов также выражается в трудности ориентации группы признаков, которые формируют значение усваиваемого понятия. Ученики с этой аномалией также отличаются слабым сознанием собственного мышления, другими словами, понимание того, как они решают проблему, слабо выражено. Наряду с этим школьники с этим заболеванием характеризуются нестабильностью психических процессов. Они настроены действовать обычным образом, но любой случайный момент может сбить их с толку. Нестабильность психических процессов также выражается в трудности ориентации группы признаков, которые формируют значение усваиваемого понятия. Ученики с этой аномалией также отличаются слабым сознанием собственного мышления, другими словами, понимание того, как они решают проблему, слабо выражено. Наряду с этим школьники с этим заболеванием характеризуются нестабильностью психических процессов. Они настроены действовать обычным образом, но любой случайный момент может сбить их с толку. Нестабильность психических процессов также выражается в трудности ориентации группы признаков, которые формируют значение усваиваемого понятия. Ученики с этой аномалией также отличаются слабым сознанием собственного мышления, другими словами, понимание того, как они решают проблему, слабо выражено. Нестабильность психических процессов также выражается в трудности ориентации группы признаков, которые формируют значение усваиваемого понятия. Ученики с этой аномалией также отличаются слабым сознанием собственного мышления, другими словами, понимание того, как они решают проблему, слабо выражено. Нестабильность психических процессов также выражается в трудности ориентации группы признаков, которые формируют значение усваиваемого понятия. Ученики с этой аномалией также отличаются слабым сознанием собственного мышления, другими словами, понимание того, как они решают проблему, слабо выражено.

Речь детей с ЗПР характеризуется ее недостатками, которые легко заметны при нормальном общении. В результате возникают особые трудности в овладении навыками чтения и овладением алфавитом. Мировой порядок таких детей, ограниченный запас информации и знаний об окружающей среде, объясняется бедностью вербальных коммуникаций и отставанием в когнитивном развитии.

Дети с ЗПР очень редко задают вопросы взрослым. Они не отличаются любопытством. У детей с замедленным развитием психики потребность в коммуникативном взаимодействии снижается как со сверстниками, так и со взрослыми. Большинство из них показывают повышенную тревогу по отношению к значительным взрослым. Новый человек в своей среде вызывает гораздо меньше внимания по сравнению с новым предметом.

Мы можем выделить слабую эмоциональную стабильность, расстройство самоконтроля в активности, агрессивное поведение, трудности в адаптации к команде в игровом или образовательном процессе, суетливость, неуверенность в себе, изменчивость настроения, манеры, отсутствие дифференциации предметов и людей, фамильярность как ведущая характеристика личности ребенка. Все эти качества свидетельствуют о неразвитости социальной зрелости.

Дети с медленным формированием психических процессов испытывают трудности, при необходимости концентрируются на поиске решения. Это также связано с отсутствием формирования в них эмоционально-волевой сферы. На уроке такие ученики могут активно работать не более 15 минут. После этого наступает усталость, резко снижается внимание и активность, происходят необдуманные действия, в их работе наблюдается много ошибок и исправлений, а вспышки раздражения не редкость.

Коррекционная работа с детьми у ЗПР имеет свои приоритетные направления. Эти сферы включают формирование эмоциональной сферы студентов. Многие трудности социальной адаптации школы обусловлены незрелостью переживаний, эксцентричностью эмоционального контроля над поведением.

Поверхность привязанностей и чувств, быстрая сытость, легкая эмоциональная возбудимость, перепады настроения, лабильность, проявление аффекта приводят к трудностям в коммуникативном взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Негативизм, агрессия , страх не способствуют благоприятному формированию личности малыша с медленным развитием. Вот почему своевременность коррекционной работы по отношению к эмоциональной сфере имеет большое значение.

Особенность развития эмоциональной сферы может существенно повлиять на их сознание и поведение. Дисфункция отдельных уровней эмоциональной сферы трансформирует тип всей ее организации и может привести к формированию различных вариаций социальной дезадаптации .

Дети с медленным развитием по своей природе боятся новых, неожиданных впечатлений, которые неизбежно появляются в их жизни из-за изменений в условиях обучения. Они чувствуют повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять агрессивность при изменении своих обычных условий, у некоторых может проявляться своеобразная реакция на наказание (они могут начать колебаться или петь). Такая реакция может рассматриваться как чрезмерная компенсация в травмирующей ситуации. Такие дети характеризуются повышенной чувствительностью к ритмическим воздействиям, необходимостью таких действий и любовью к музыке. Дети с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Благодаря влиянию ритма, такие дети быстро успокаиваются, их настроение становится ровным.

У детей с ЗПР наблюдаются выраженные трудности с адаптивным поведением, которые могут проявляться в различных формах. Ограниченные возможности для самообслуживания и обучения социальным навыкам, наряду с серьезными нарушениями поведения, являются характерными чертами детей с ЗПР. Болезненная реакция на критику, ограниченное самоконтроль, неадекватное поведение, агрессивность, зачастую самоуничтожение - все это можно наблюдать. Проблемы с поведением обусловлены степенью задержки развития - чем глубже уровень задержки развития, тем более выражено нарушение поведенческих реакций.

Таким образом, патологическое состояние, выражающееся в задержке формирования психических процессов, можно рассматривать как полисимптомный тип изменения интенсивности и характера развития детей, который охватывает различные сочетания расстройств и их симптомов. Несмотря на это, в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, которые представлены ниже.

Незрелость различных анализаторных систем и неполноценность визуально-пространственной ориентации представлена сенсорно-перцептивной сферой. Расстройство психомоторной сферы включает в себя дисбаланс двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Когнитивная деятельность представлена преобладанием простых психических операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, трудностями при переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям психической деятельности. В мнемонической сфере наблюдается преобладание механического запоминания над абстрактной логической памятью, преобладание прямой памяти над косвенным запоминанием, уменьшение объема памяти, значительное уменьшение непроизвольного запоминания. Развитие речи представлено ограниченным словарным запасом, замедлением усвоения грамматической структуры, трудностями в овладении письменной речью и недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, стремление получать удовольствия, неадекватность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В области характерологии заметно возрастает вероятность различных акцентуаций характерологических качеств и психопатических проявлений. инфантилизм. Преобладание игровой мотивации, стремление получать удовольствия, неадекватность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В области характерологии заметно возрастает вероятность различных акцентуаций характерологических качеств и психопатических проявлений. инфантилизм. Преобладание игровой мотивации, стремление получать удовольствия, неадекватность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В области характерологии заметно возрастает вероятность различных акцентуаций характерологических качеств и психопатических проявлений.

Работа с детьми с ЗПР.

Методы воздействия и коррекционной работы с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, исходя из особенностей и достижений, характерных для данного возрастного периода.

На первом месте должна быть коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на коррекцию и развитие, компенсацию тех процессов психики и ее новообразований, которые начали формироваться в предыдущем возрастном периоде и которые представляют собой основу для развития в последующем возрастном периоде. ,

Корректирующая и развивающая работа с детьми с ЗПР должна создаваться и организовываться для того, чтобы максимально развить функции психики, особенно интенсивно развивающиеся в текущий период.

Программа для детей должна быть целенаправленной на всеобщее развитие в последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на нынешнем возрастном этапе.

Стратегия коррекционной работы, направленная на развитие, не менее важна. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. С этой точки зрения можно понять различие между степенью сложности поставленных задач, а также тем, что он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционная работа с детьми с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенных качеств или психических функций (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвигаться по времени.

Можно отметить несколько основных направлений коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Возможно, оно является серьезным условием при условии его физической развитости и здоровья. Это означает, что создание нормальных условий для оптимальной жизнедеятельности.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе по коррекции характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно применяются такие навыки, как чтение, письмо и счет, коррекция различных нарушений поведенческих сфер, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя сенсорно-моторную сферу. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющее отклонение в сенсорном процессах и дефекты опорно-двигательный аппарат. Для психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление - стимуляция когнитивных процессов. Наиболее развитой сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи при полном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех психических процессов.

Пятое направление - работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, которая подразумевает способность понимать чувства других людей, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно для всех детей, независимо от степени тяжести патологии.

Последним направлением будет развитие видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровая или производственная деятельность, образовательная деятельность и общение.

Обучение детей с ограниченными возможностями

К тому времени, когда ученики начинают учиться у детей с медленным развитием психических процессов, обычно основные психические операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение, еще не сформированы полностью.

Дети с ЗПР не умеют ориентироваться в своих задачах, не знают, как планировать свою деятельность. Если мы сравним их с умственно отсталыми детьми, то их обучение будет на порядок выше, чем у олигофренов.

Ученики с использованием ЗПР помогают намного лучше, они могут перенести продемонстрированный метод выполнения действий на похожие задачи. При условии соблюдения учителями особых требований к образованию таких детей они могут изучать образовательную информацию значительной сложности, предназначенную для учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями во многом обусловлены тем, что на подготовительном этапе учащиеся приобретают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе основными задачами обучения являются коррекционная работа по отношению к конкретным дефектам развития познавательной активности учащихся, их психическим процессам, компенсации недостатков в элементарных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной деятельности в процессе обучения. понимание учебного материала.
При обучении детей, страдающих задержкой развития психических процессов, следует исходить из задач, установленных требованиями учебного плана средней школы, а также учитывать ряд конкретных задач и корректирующую ориентацию, вытекающую из характеристика психофизиологических характеристик студентов данной категории.

Практика показывает, что более целесообразно начинать предупреждение о возможных трудностях в учебе и школьной адаптации детей даже в условиях дошкольных учреждений. Для этого разработана конкретная модель дошкольного образовательного учреждения компенсаторного типа для детей с задержкой развития психических процессов. В таких учреждениях представлена коррекционная работа: диагностическая и консультативная сфера, оздоровительная и коррекционная и развивающая направленность. Специалисты-логопеды или логопеды проводят коррекционно-развивающую работу с дошкольниками с участием семьи младенцев.

Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развития детей, в результате чего они предполагают обучение по различным направлениям: знакомство с окружающей средой, развитие речевых функций, развитие правильного произношения звука, знакомство с художественной литературой, обучение об игровой деятельности, подготовке к дальнейшей грамотности и формировании примитивных математических представлений, трудовом воспитании, физическом развитии и эстетическом воспитании.

С продуктивным усвоением учебных планов в специализированных классах в результате решения школьной медико-психолого-педагогической консультации ребенок переводится в общеобразовательную школу в классе, соответствующем его уровню.


О детях с ограниченными возможностями здоровья можно узнать здесь!
Больше о умственной отсталости или интеллектуальных нарушениях вы можете узнать из наших вебинаров.