Сенсорная интеграция.
от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление – это процесс во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов органов чувств (наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление) и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это способность нервной системы человека продуктивно и эффективно соединить информацию, поступающую от разных сенсорных систем.
Нарушение сенсорной интеграции – это неврологическое расстройство, характеризующееся неправильной обработкой сенсорной информации, идущей от органов чувств к различным центрам головного мозга. Проявляется разнообразными симптомами: повышенной чувствительностью к свету, звуку, прикосновениям, трудностями координации, гиперактивностью.
Каково это — иметь различия в сенсорной интеграции?
То, как наш мозг и тело обрабатывают информацию, поступающую от наших органов чувств, может влиять на то, как мы справляемся с различными ситуациями или реагируем на них.
Наши чувства позволяют нам познавать окружающий мир. То, как наш мозг организует и интерпретирует всю эту сенсорную информацию, а затем позволяет нам реагировать соответствующим образом, называется сенсорной интеграцией или сенсорной обработкой.
Мы все уникальны, поэтому вполне нормально иметь различия в том, как мы обрабатываем сенсорную информацию. Но иногда эти различия могут усложнить жизнь, особенно когда дело касается определенных видов деятельности. Эти различия могут повлиять на то, насколько хорошо мы понимаем сенсорную информацию или справляемся с ней, что затем влияет на то, как мы можем участвовать в повседневной деятельности.
Один день из жизни... Истории
Следующие истории иллюстрируют, как люди, живущие с сенсорными различиями, могут обнаружить, что эти различия влияют на их повседневную жизнь. Некоторые сенсорные различия могут иметь положительное влияние, например, внимательность к деталям или глубокое наслаждение музыкой. Здесь мы концентрируемся на проблемах сенсорных различий, чтобы выделить области, где людям может потребоваться поддержка и адаптация к распорядку дня и окружающей среде.
Один день из жизни ребенка с трудностями сенсорной интеграции.
Илья, 10-летний ребенок, у которого проблемы с сенсорной интеграцией. Он умный мальчик, но из-за проблем с сенсорной интеграцией его поведение часто неправильно понимается членами его семьи, учителями и друзьями. Чтобы увидеть, как трудности с обработкой и интеграцией сенсорной информации могут повлиять на повседневную жизнь детей, взгляните на типичный день из жизни Ильи.
7:00
Илья пытается выбраться из своей двухъярусной кровати. Подняться и спуститься с неё — настоящая проблема, поскольку для этого ему приходится очень усердно работать над координацией своих движений. Он не достигает нижней ступеньки, падает на пол и повреждает ногу. Его мама говори ему, что, возможно, легче спать на нижней койке, но у его друзей есть двухъярусные кровати, и они спят на верхней койке.
Проблема сенсорной интеграции: планирование движений и знание того, где находится своё тело в пространстве.
7:15
Илье удалось спуститься на завтрак, несмотря на то, что он повредил ногу. Он очень расстроен, потому что яблочный сок закончился, а вместо него мама предложила ему апельсиновый сок с кусочками. Ему не нравится текстура сока во рту. В супермаркете закончились его любимые хлопья, и теперь ему приходится пробовать новый вид хлопьев, что его тревожит. Илья расстроен и чувствует, что его утро началось плохо.
Проблема сенсорной интеграции: чувствительность к еде, эмоциональная регуляция.
8:00
Илья спешит одеваться в школу. Ему не нравится текстура этикетки на его школьной футболке, и он просит маму отрезать ее. Он снова потерял свой школьный свитер и долго его ищет. Это было в его комнате, но он просто не не увидел его. Илье сложно зашнуровать ботинки, но он не хочет отличаться от других мальчиков в своем классе. В конце концов его мама завязывает ему шнурки, и он радуется, что в этот день не будет физкультуры, и ему не придется снимать обувь.
Проблема сенсорной интеграции: чувствительность к текстурам, зрительная дискриминация.
10:30
Это время игр в школе. Илье не терпится выйти на улицу, потому что было очень трудно сидеть на месте все утро на уроках. Игра быстро становится менее увлекательной, когда другие мальчики решают играть в футбол, а Илью не выбирают в команду, потому что иногда он пропускает мяч, что расстраивает других. Остаток перерыва он проводит, бегая в одиночестве.
Проблема сенсорной интеграции: трудности вестибулярной обработки данных
12:30
Илья голоден, но его беспокоит, что сегодня на ужин. Вчерашние спагетти оказались слишком острыми, и он пролил соус на свой свитер. Какое-то время он покупал еду в упаковке, но в итоге потерял коробку для завтрака, поэтому снова обедает в школе. С едой сегодня все было в порядке, но Илье не понравился обед, так как в обеденном зале было слишком шумно, и на выходе он снова уронил поднос, когда пытался пройти мимо группы других детей, и не знал, как пройти мимо их.
Проблема сенсорной интеграции: чувствительность к еде и шуму, планирование движений.
16:30
Илья сегодня посещает внеклассный урок. Преподаватель подумал, что поделки могут быть интересными, но Илью раздражает, когда его руки испачканы краской и клеем. Илья пытается сделать картонную модель автомобиля, но у него ничего не получается, поскольку он постоянно неправильно оценивает размер необходимых ему деталей.
Проблема сенсорной интеграции: зрительная дискриминация, планирование движений, чувствительность к текстурам.
19:30
Пришло время купания. Мама говорит, что вода хорошая, но для Ильи слишком горячая. Он добавляет еще много холодной воды. Илье не нравится, что мыло слишком сильно пахнет, и он предпочитает простое мыло без запаха. Его любимое полотенце и мягкая пижама помогают ему чувствовать себя лучше после ванны. У него есть новая электрическая зубная щетка, которая ему нравится, поскольку она чистит зубы быстрее и мягче, чем его предыдущая зубная щетка.
Проблема сенсорной интеграции: чувствительность к текстурам и запахам.
Трудности с сенсорной интеграцией могут включать следующее:
- Недостаточная или чрезмерная чувствительность к звукам, текстурам, вкусам, запахам или другим сенсорным воздействиям
- Трудности с выполнением новых действий
- Трудности с столкновением с предметами и пониманием того, где находится ваше тело в пространстве
- Поиск или избегание определенных типов движений
- Трудности с эмоциональной регуляцией.
В итоге
То, что для многих детей может восприниматься как обычный день, для Ильи превратилось в стрессовый день из-за его проблем с сенсорной обработкой и интеграцией. Он ложится спать уставший.
Один день из жизни подростка с трудностями сенсорной интеграции
Диана, 16-летняя девушка, испытывающая трудности с сенсорной интеграцией и сенсорной обработкой. Из-за проблем с обработкой сенсорной информации ей трудно заводить друзей, а ее поведение часто неправильно понимают члены ее семьи, учителя и другие люди, с которыми она вступает в контакт. Чтобы увидеть, как трудности с обработкой и интеграцией сенсорной информации могут повлиять на повседневную жизнь подростков, взгляните на типичный день из жизни Дианы.
6:00
Будильник звонит, и Диане пора вставать с постели. Однако она снова устала и не хочет просыпаться. Ей было трудно засыпать, и подушка показалась ей слишком неудобной и комковатой. Рано утром мимо проезжала машина скорой помощи и потревожила ее сон, когда она наконец успокоилась.
Проблема сенсорной интеграции: чрезмерная чувствительность к тактильным и слуховым сенсорным сигналам.
7:00
Диана на кухне готовит завтрак, а также разбирает упакованный ланч в школу. Она еще не голодна, поэтому ей не хочется делать это прямо сейчас, но ее мать настаивает на том, что перед школой важно съесть что-нибудь полезное.
Проблема сенсорной интеграции: измененная интероцепция – неспособность распознавать голод
8:00
Диана готова к школе, но чувствует себя не очень комфортно. Джемпер царапает ее, но, к сожалению, она потеряла свою любимую толстовку в школе. Поскольку в этом году она уже потеряла три школьные толстовки, ее родители сказали, что до конца учебного года ей придется довольствоваться обычным школьным свитером. Что еще хуже, у нее начались месячные, и Диана считает, что ощущение гигиенических прокладок очень неудобно. Она слышала от друзей, что специальные брюки могут быть более удобными, но еще не пробовала их, поскольку они очень дорогие.
Проблема сенсорной интеграции: чувствительность к текстурам, плохие организационные навыки.
9:15
Диана только что пришла в школу. Она опаздывает на полчаса и чувствует себя очень напряженной. Она случайно села не на тот автобус, и ей пришлось выйти и пересесть на другой автобус. Неверно прочитав карту, она поехала не в том направлении, а затем ей пришлось выйти и снова обратиться за помощью. Ее учитель поддержал ее, но день начался плохо, поскольку она пропустила важные инструкции в начале школьного дня.
Проблема сенсорной интеграции: трудности с пространственным осознанием и указаниями направлений.
13:00
Настало время обеда, и друзья Дианы собрались в школьной столовой. Здесь всегда полно народу, и Диана считает обеденный перерыв напряженным из-за шума и суеты. Ей так трудно сохранять спокойствие, что иногда вместо этого она идет в школьную библиотеку, чтобы уединиться в тишине. Это означает, что она часто бывает одна и у нее не так много друзей, поскольку все они предпочитают тусоваться вместе в столовой.
Проблема сенсорной интеграции: чувствительность к шуму
17:00
Школьный день наконец-то закончился, и Диана сегодня впервые посещает занятия йогой. Её классный руководитель рекомендовал ей посетить этот класс, чтобы помочь ей справиться с тревогой. Диана надеется, что ей будет предоставлено место в начале класса или перед зеркалом, которое поможет ей правильно копировать движения.
Проблема сенсорной интеграции: трудности с праксисом (моторное планирование), эмоциональной регуляцией.
19:00
Диана наконец-то дома и надеется, что ее мать запаслась ее любимым гелем для душа и лосьоном для тела. Она предпочитает средства для ванны без запаха, а также внимательно относится к контейнерам, в которых они продаются. Ей еще нужно закончить некоторые школьные задания, так как ей не удалось выполнить все, что ей нужно было сделать в школе. Диана также надеется, что сегодня вечером она будет лучше спать.
Проблема сенсорной интеграции: чувствительность к запахам и текстурам.
Трудности с сенсорной интеграцией могут включать следующее:
- Недостаточная или чрезмерная чувствительность к звукам, текстурам, вкусам, запахам или другим сенсорным воздействиям
- Трудности с выполнением новых действий
- Трудности с столкновением с предметами и пониманием того, где находится ваше тело в пространстве
- Поиск или избегание определенных типов движений
- Трудности с эмоциональной регуляцией.
- Трудности с пониманием внутренних сигналов организма, таких как голод или жажда.
В итоге
Подростковые годы уже являются для молодых людей напряженными, с множеством изменений и переходов. Для молодых людей с различиями в сенсорной обработке и интеграции это время может оказаться особенно сложным, поскольку они пытаются осмыслить и справиться с физиологическими изменениями и дополнительными обязанностями. Кроме того, будучи подростком с различиями в сенсорной обработке и интеграции, многие молодые люди могут быть изолированы от того, что нравится их сверстникам.
Один день из жизни взрослого человека с трудностями сенсорной интеграции
Ирина, 43-летняя женщина, испытывающая трудности с сенсорной интеграцией и сенсорной обработкой. С тех пор, как она себя помнит, она испытывала трудности с координацией движений и сенсорными различиями, которые влияли на ее способность учиться, участвовать в повседневной деятельности и на ее отношениях с другими людьми. В детстве ей так и не поставили официальный диагноз, но после недавнего опыта, когда она взяла сына на обследование по трудотерапии, она поняла, что все это время испытывала те же сенсорные трудности, что и он.
Чтобы увидеть, как трудности с обработкой и интеграцией сенсорной информации могут повлиять на повседневную жизнь взрослых, взгляните на типичный день из жизни Ирины.
8:00
Ирина только что отвезла детей в школу и раздумывает, стоит ли выводить собаку на прогулку. Идет дождь, и ей не хочется идти, но если она не пойдет на прогулку утром, она чувствует себя рассеянной и ей трудно сосредоточиться на работе.
Проблема сенсорной интеграции: сенсорный поиск. Нуждается в регулярном движении, чтобы регулировать себя.
10:30
Ирина получила доставку мебели для своего домашнего офиса. Она очень расстроена собой, так как не заказала услугу сборки, поскольку книжная полка, которую она заказала, выглядела так, как будто ее будет легко собрать. Однако, когда она начала просматривать материалы и инструкции, она не могла понять, как это сделать, и чем больше пыталась это сделать, тем больше расстраивалась. Поскольку ее партнер, который мог бы помочь, уехал на несколько дней, ей придется оставить все детали, что ее раздражает, поскольку ей очень хотелось навести порядок в комнате.
Проблема сенсорной интеграции: трудности с праксисом (планированием движений) и координацией движений.
12:00
У Ирины видеозвонок по поводу ее недавно созданного бизнеса. Недавно она открыла собственный консалтинговый бизнес после того, как ей стало все труднее справляться с шумом в офисе открытой планировки, где она раньше работала. Хотя ей удобнее работать дома, она с нетерпением ждет звонка, поскольку это стало большим изменением: переход от загруженной офисной среды к тому, что в течение дня не с кем поговорить.
Проблема сенсорной интеграции: чувствительность к шуму
14:00
В школе ее сына сегодня спортивный день, и Ирина его боится. В прошлом году ее сын попросил ее принять участие в родительской полосе препятствий, и ей было трудно преодолевать препятствия, и после этого она чувствовала себя неловко, поскольку всем остальным это, казалось, нравилось, и они прекрасно справлялись. Ирине казалось, что все ее осуждают.
Проблема сенсорной интеграции: трудности с праксисом (моторное планирование).
17:00
После выживания в суете спортивного дня Ирина и ее сын идут в магазин, чтобы купить еды на ужин. Она хотела сделать онлайн-заказ, но забыла. Она очень не любит ходить в магазин, не переносит яркий свет и шум. Ей всегда кажется, что она оказывается не в том месте и не в то время, поскольку каждый раз, когда она идет в магазин, кто-то натыкается на ее тележку, что доставляет неприятные ощущения. Ирина не может дождаться возвращения домой.
Проблема сенсорной интеграции: трудности с праксисом (моторное планирование), эмоциональной регуляцией.
21:00
У Ирины наконец-то появилось время расслабиться после утомительного дня. Она с нетерпением ждет возможности попробовать новый заказанный ею ароматерапевтический продукт, который должен помочь ей лучше спать. Несмотря на то, что Ирина устала к концу дня, она обнаруживает, что не может успокоиться ночью и часто ей трудно заснуть, из-за чего на следующий день она становится еще более утомленной.
Проблема сенсорной интеграции: трудности с регуляцией и возбуждением
Трудности с сенсорной интеграцией могут включать следующее:
- Недостаточная или чрезмерная чувствительность к звукам, текстурам, вкусам, запахам или другим сенсорным воздействиям
- Трудности с выполнением новых действий
- Трудности с столкновением с предметами и пониманием того, где находится ваше тело в пространстве
- Поиск или избегание определенных типов движений
- Трудности с эмоциональной регуляцией.
- Трудности с пониманием внутренних сигналов организма, таких как голод или жажда.
В итоге
У многих взрослых также наблюдаются различия в сенсорной обработке и интеграции, которые могут влиять на все аспекты их повседневной жизни. Хотя они могли бы найти стратегии адаптации к ситуациям самостоятельно, во взрослом возрасте приходится иметь дело с большим количеством переменных и внешних факторов, и не так-то легко избежать стрессовых ситуаций из-за сенсорных различий.
Один день из жизни пожилого человека с трудностями сенсорной интеграции
Иван, 80-летний мужчина, у которого проблемы с сенсорной интеграцией и сенсорной обработкой. Недавно он переехал в дом престарелых после нескольких падений дома, из-за которых его семья была обеспокоена тем, что он не может самостоятельно справляться со своими обязанностями в собственном доме. Большую часть своей жизни он занимался приключенческими видами спорта и скучает по острым ощущениям от катания на лыжах по склону или быстрой езды на велосипеде. Мобильность Ивана снизилась до такой степени, что ему нужна инвалидная коляска для поездок на большие расстояния и прогулок по месту жительства.
Чтобы увидеть, как трудности с обработкой и интеграцией сенсорной информации могут повлиять на пожилого человека в повседневной жизни, взгляните на типичный день из жизни Ивана.
7:00
Пришло время подготовиться к новому дню и принять душ. Иван ждет стула для душа, так как ему больше не комфортно стоять в душе, даже если там можно держаться за поручни. Он обнаруживает, что теряет равновесие, как только отпускает опорные поручни. Вчера он также ошпарился, так как не осознавал, насколько горячей была вода, когда он ее включил, поэтому фельдшер предложил установить для него подходящий для него режим нагрева душа.
Проблема сенсорной интеграции: сенсорная недостаточность: тактильные, трудности с вестибулярной обработкой (балансом)
11:00
Иван посещает группу упражнений, организованную физиотерапевтом и эрготерапевтом. Недавно в программу были добавлены танцы на колясках, и это стало самым ярким событием его недели. Это дает ему возможность вращаться и быстро двигаться, что ему нравится, но у него не часто есть такая возможность.
Проблема сенсорной интеграции: сенсорная недостаточность чувствительности: вестибулярный (поиск движения)
13:00
Иван готовится к обеду в общей столовой. Он надеется, что сегодняшний обед будет менее пресным. Он обнаружил, что с возрастом его способность ощущать разные вкусы снижается. Это сделало еду менее приятной. Его врач посоветовал ему увеличить потребление калорий, а диетолог советовал группе общественного питания готовить еду с более насыщенным вкусом, но это не всегда выполнялось.
Проблема сенсорной интеграции: Сенсорная чувствительность: вкусовая.
15:00
В доме-интернате для жильцов организован мастер-класс по столярному делу. Иван очень рад присутствовать на этом мероприятии, так как в детстве он занимался изготовлением деревянной мебели в качестве хобби. Однако он обнаруживает, что сила его хвата уже не та, что была раньше, и ему приходится визуально обращать внимание на то, что он делает, поскольку его способность различать на ощупь снизилась.
Проблема сенсорной интеграции: трудности с тактильной дискриминацией.
20:00
Иван собирается ложиться спать. Уже несколько недель он страдает от бессонницы. Его дочь купила ему утяжеленное одеяло, которое, как она прочитала, могло бы помочь. Он с нетерпением ждет возможности попробовать это и посмотреть, будет ли это иметь значение.
Проблема сенсорной интеграции: трудности с регуляцией и возбуждением
Трудности с сенсорной интеграцией могут включать следующее:
- Недостаточная или чрезмерная чувствительность к звукам, текстурам, вкусам, запахам или другим сенсорным воздействиям
- Трудности с выполнением новых действий
- Трудности с столкновением с предметами и пониманием того, где находится ваше тело в пространстве
- Поиск или избегание определенных типов движений
- Трудности с эмоциональной регуляцией.
- Трудности с пониманием внутренних сигналов организма, таких как голод или жажда.
В итоге
У многих пожилых людей также наблюдаются различия в сенсорной обработке и интеграции, которые могут влиять на все аспекты их повседневной жизни. С возрастом у человека меняется порог восприятия сенсорной информации, и ему требуется больше стимуляции, чтобы осознавать свои чувства. Ночной сон также может стать более трудным, поскольку режим сна и глубина сна меняются с возрастом.