Эмоции и чувства.
Чувства и эмоции - это переживаемые человеком личностные отношения к окружающему миру и самому себе. Источниками чувств и эмоций являются реальные предметы и явления внешнего или внутреннего мира человека. Чувство является более сложным понятием, чем эмоции. Оно подразумевает постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека.
Чувства выражаются в эмоциях. Под эмоциями понимается непосредственное переживание различных конкретных событий и ситуаций жизни. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.
Своеобразие эмоций и чувств зависит от потребностей, намерений и стремлений человека.
Чувства обладают рядом особенностей:
1) полярностью: радость - грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, и т. д. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции - это приятные для человека чувства, отрицательные - неприятные;
2) двойственностью - способность переживать одновременно два противоположных чувства;
3) неопределенностью - кратковременная эмоциональная реакция, связанная с неустановившимся отношением к окружающим предметам и явлениям.
Эмоциональный шок - эмоциональное потрясение, выражающееся в кратковременной дезорганизации поведения. Проявляется при внезапном испуге, вспышке гнева, в ответ на радостное или трагическое событие и т. д.
Выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические (от греческого слова "стенос" - сила) эмоции вызывают подъ ем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. "астенос" - слабость, бессилие) уменьшают активность, энергию человека: это тоска, печаль, уныние, подавленность.
В зависимости от индивидуальных особенностей человека одни и те же чувства могут проявляться как в стенической так и в астенической форме. (одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым);
Функции чувств:
1) регулирующая или направляющая - сильные и стойкие переживания способны направлять и поддерживать поведение;
2) оценивающая или сигнальная - с помощью эмоций человек показывает свое отношение к объекту или явлению.
Выражение эмоций происходит благодаря голосу и движениям:
1) мимическим - движения мышц лица;
2) пантомимическими - движения мышц тела, жесты.
У животных эмоции тесно связаны с удовлетворением естественных потребностей (самосохранения, питания, размножения). Человек помимо низших (животных) эмоций, связанных с удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр., в результате социального образа жизни и особенностей деятельности, приобрел новые эмоции и чувства, связанные с удовлетворением культурных и социальных потребностей.
Эмоциональные состояния являются результатом деятельности головного мозга. Очаг возбуждения, возникающий в коре головного мозга при восприятии какого-либо объекта, распространяется на подкорку, где находятся дыхательный, сердечно-сосудистый и другие физиологические центры, вызывая изменения в работе соответствующих органов. При сильных эмоциональных переживаниях происходит возбуждение и вегетативных центров, проявляющееся усилением потоотделения, слезами и т. д.
В отличие от животных эмоции у человека могут проявляться также в творческой деятельности (произведениях искусства, литературы, музыки).
107. Теории эмоций.
Платон считал эмоции злом. Аристотель писал о важности воспитания чувств и эмоций у детей. Стоики считали эмоциональные переживания болезнью, от которой следует лечить.
XVII в. - две первые теории эмоций:
1) эмоции - вторичные состояния, зависящие от познавательной деятельности (И. Гербарт);
2) эмоции носят первичный, самостоятельный характер и тесно связаны с биологическими функциями организма.
XVIII в. - "эволюционная" теория эмоций Ч.Дарвина. Эмоции и чувства человека имеют животное происхождение, появились в процессе эволюции живых существ, являются жизненно важными приспособительными механизмами, способствующие адаптации организма к среде. Движения, мимика, сопровождающие эмоциональные состояния - это исчезающие рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Теория эмоций Джемса-Ланге. Эмоции рассматривались изолированно от всей психики, как сумма только органических ощущений, вызываемых изменениями в деятельности внутренних органов, в телесной, двигательной сфере, в определенных физических состояниях, с которыми они связаны. Отражаясь в головном мозге, эти органические изменения через систему обратных связей, порождают соответствующие эмоциональные состояния (смех, восторг, страх, плач, гнев и др.), являющиеся первопричинами эмоций.
Теория психофизического параллелизма В. Вундта. Все выразительные движения являются результатом внутриорганических изменений в человеке. Каждое эмоциональное изменение выражается соответствующим ему внешним проявлением (движением).
У Кенноном и П. Бардомв ряде экспериментов было показано, что, органические изменения, возникающие при различных эмоциональных состояниях, весьма схожи, а внутренние органы, которые должны вызывать возникновение эмоциональных состояний, приходят в состояние возбуждения значительно медленнее возникающих эмоций. Прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновения эмоций. Появление нервно-мышечной реакции организма (органических изменений) на соответствующие стимулы и эмоционального переживания, связанного с ней, возникают почти одновременно.
Согласно активационной теории Линдсея-Хебба эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы под влиянием ретикулярной формации.
Теория когнитивного консонанса-диссонанса Л. Фестингера. Положительные эмоции возникают, когда полученный результат совпадает с намеченными целями (консонанс). Отрицательные эмоции возникают, когда ожидания расходятся с реальностью (диссонанс).
Когнитивно-физиологическая концепция С. Шехтера. Влияние на эмоциональные переживания человека помимо телесных и других стимулов прошлого опыта человека и мотивация.
Биологическая теория эмоций П.К. АнохинаПоложительные эмоции возникают, когда обратная информация совпадает или превышает ожидаемую, недостаток обратной информации порождает отрицательные эмоции.
Информационная теория эмоций. П.В. Симонов показал, что знания и информированность личности в некоторых случаях угнетают эмоции, изменяют настрой и поведение личности. По Симонову величина эмоциональной реакции определяется силой потребности ее удовлетворения в данной ситуации:
Э = F(П(Ин - Ис)),
Где Э - эмоция, ее сила и качество, П - величина и специфика актуальной потребности, F - оценка возможности удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта, Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности, Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
108. Функции эмоций.
В процессе длительного филогенетического развития эмоции приобрели большое количество функций, одной из которых является отражательная функция. Она проявляется в двигательной, речевой ответной реакции организма на события и явления, вызывающие те или иные эмоции.
Оценочная функция эмоций состоит в определении значимости для субъекта того или иного объекта или ситуации, состояний организма и внешних воздействий. Эмоциональная оценка может формироваться не только на основе личного опыта, но и в результате просмотра кинофильма, прочтения книги, прослушивания музыки, как сопереживание героям и другим людям в процессе общения.
Регуляторная функция заключается в способности эмоций оказывать влияние на состояние организма и поведение человека. Так, известны случаи, когда благодаря сильным эмоциям происходило восстановление функций конечностей или наоборот наступал их паралич.
Сигнальная функция состоит в способности пережитой эмоцией оставлять след в психике в результате удачных или неудачных действий, который используется в будущем, оказывая влияние на организм и поведение человека. Еще до того как человек осознает или поймет на рациональном уровне значение ситуации или объекта, эмоции просигнализируют ему о возможном приятном или неприятном исходе событий в виде неясного беспокойства, страха, радостного волнения, и др.
Функция побуждения эмоции заключается в том, что при достижении потребностями и желаниями определенной интенсивности, они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Недостаток или неудовлетворенность чем-либо вызывает эмоциональные переживания, такие как испуг, гнев, зависть, ненависть и т. д., которые определяют направление поиска, стимулируют его.
Подкрепляющая функция состоит в том, что после достижения результата (получения предмета или выполнения действия), способного удовлетворить потребность, возникает состояние удовлетворения, выполняющее роль награды за достижение цели. Это ощущение в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций. Если результат не был достигнут возникает отрицательные эмоции, которые "наказывают" человека за осуществление или неосуществление определенных действий и в дальнейшем побуждают его избегать подобных ситуаций, препятствующих удовлетворению потребностей. Эмоциональное подкрепление обучает организм определенному поведению в конкретной ситуации. Эта функция в процессе индивидуального развития предшествует побуждающей.
Дифференцирующая функция эмоций. Благодаря эмоциональному отношению к происходящему происходит выбор из бесчисленного множества впечатлений тех, которые отвечают насущным потребностям человека. Она способствует избирательности восприятия, направленности мышления и наличию аффективных комплексов.
Синтезирующая функция эмоций проявляется в совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Новая встреча с любым из объектов данной ситуации может возбудить пережитую эмоцию. На пример, вещи близкого человека, виденные вместе с ним картины, места встречи с ним, вызывают печаль после его потери.
Функция мобилизации органов состоит в том, что возникающие в критических ситуациях сильные эмоциональные состояния (аффекты) способствуют мобилизации всех сил организма для реализации защитных действий, которые по силе и стремительности несопоставимы с его обычными возможностями.
Коммуникативная функция эмоций проявляется в различных выразительных движениях, формирующихся под влиянием социума (улыбка при благожелательном отношении, покашливание при несогласии, крик при испуге и т. д.).
109. Эмоциональность и ее структура.
Существует житейский и научный взгляд на понятие эмоциональности. В житейском смысле эмоциональным человеком считают человека, бурно реагирующего на обстоятельства жизни, характеризующегося такими качествами как вспыльчивость и неуравновешенность или впечатлительность и ранимость.
В научном аспекте под эмоциональностью понимается совокупность свойств человека, характеризующих содержание, динамику и качество его эмоций и чувств. Содержание эмоциональности определяется ситуациями, явлениями и событиями, которые являются особенно значимыми для субъекта, связаны с такими параметрами личности как ее мировоззрение, мотивационная направленность, система ценностей и базовых представлений и т. п. Динамические свойства эмоциональности включают особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Отношение индивида к явлениям действительности выражается различными качественными характеристиками эмоциональности, выражающимися в положительном или отрицательном знаке, модальности доминирующих эмоций.
Большинство психологов считают, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента.
Различия в эмоциональности людей и животных, по И.П. Павлову, зависят от их типа нервной системы и от тех влияний, которым подвергался индивид с момента рождения. Так, лица, перенесшие тяжелые заболевания, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев и страх. Причем чем больше у человека заболеваний, тем острее он реагирует соответствующими эмоциональными реакциями. Установлено, что эмоциональность обычно носит обычно избирательный характер, в то время как эмоциональные потрясения имеют более или менее генерализованный эффект.
По степени выраженности эмоциональных черт выделяют:
1) эмоциональные натуры, для которых характерна высокая энергетическая мобилизация, с трудом поддающаяся контролю и порождающая бурные эмоциональные реакции. Переживаемое захватывает их, причем они не столько размышляют и рассуждают о содержании объекта, сколько анализируют свои переживания;
2) сентиментальные натуры, характеризующиеся склонностью к созерцательности; воспринимают мир через призму переживаний и эмоциональных состояний;
3) страстные натуры - живут богатой и напряженной эмоционально насыщенной жизнью, очень активны и полны энергии;
4) не эмоциональные (холодные) натуры - это люди, у которых чувства и эмоции проявляются незначительно и не имеют большого значения для жизни и деятельности.
Подобная закономерность позволяет рассматривать эмоциональность как разную степень чувствительности и как разную степень нарушения механизмов регуляции. Согласно этому подходу минимальная эмоциональность будет обнаружена при низкой чувствительности и высоком уровне развития навыков регуляции поведения.
Эмоциональность имеет сложную структуру, включающую в себя:
1) эмоциональную возбудимость - при повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия;
2) силу эмоций - энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения;
3) мотивы;
4) тревожность - это эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновени я реакции тревоги;
5) эмоциональная устойчивость - сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений;
6) сензитивность - повышенная чувствительность к происходящим с человеком событиям;
7) эмотивность - богатство нюансов и утонченность эмоциональных переживаний.
110. Развитие эмоций.
Эмоциональные реакции у детей начинают развиваться еще до рождения ребенка. Совершенствование ультразвуковой диагностики позволило определить, что еще внутриутробно плод может реагировать на внешние воздействия выпячиванием губы при неудовольствии и гримасой улыбки при положительных эмоциях.
С рождением ребенок начинает подвергаться воздействию различных факторов внешней среды, в ответ на которые у него формируются положительные или отрицательные эмоциональные реакции. Вначале они связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей, таких как сон, еда. Однако детям младенческого возраста свойственны и такие эмоции как страх, гнев, что говорит о врожденном их характере. Поначалу они имеют бессознательный характер. Ребенок может испугаться большого количества родственников, пришедших познакомиться с ним, просто нового человека или предмета, который не причинил ему никакого вреда.
Достаточно рано у детей начинают появляться такие сложные эмоциональные реакции, как сочувствие и сострадание. Уже в возрасте полутора-двух лет ребенок способен пожалеть маму или папу, которых он обидел, что говорит о появлении не только сострадания, но и чувства раскаяния и вины. Дети чутко реагируют на эмоции взрослого человека и подражают им: плачут, когда плачет мама, смеются, когда смеются окружающие.
Большое значение для развития эмоций имеет игра и исследовательское поведение. Установлено, что по мере роста и развития ребенка момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается. Вначале эмоции удовольствия играют поощряющую роль - малыш радуется в момент получения желаемого результата. Позже они начинают выполнять функциональную роль - ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности, его содержание. Предвосхищение удовольствия, т. е. появление эмоции удовольствия в начале игровой деятельности, появляются у ребенка лишь к школьному возрасту.
В раннем возрасте проявления чувств имеют аффективный характер: возникают внезапно, бурно протекают, но столь же быстро и исчезают. Контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте в процессе взаимоотношений с окружающими людьми, расширения сферы общения, значительно активизирующих их эмоциональный мир.
Неустойчивость эмоциональной сферы детей обуславливает развитие у них отрицательных эмоций. На 4,5 года приходится пик развития детской агрессивности, который затем постепенно сходит на нет. Ослаблению агрессивности способствует развитие навыков социального общения и стимулирование чувствительности к переживаниям д ругих, игры и сказки.
Признаки нравственных чувств впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения или порицания.
В школьном возрасте у детей отмечается уже достаточно высокий уровень контроля за своим поведением, продолжают развиваться нравственные чувства, например, чувство стыда, появляются эстетические чувства. Они выражаются в выборе одежды, игрушек, желании послушать музыку. Развитию эстетических чувств способствуют занятия рисованием, пением, музыкой, посещение картинных галерей, театров, концертов, кино.
Бурный всплеск эмоций и частичная потеря контроля над ними отмечается в подростковом возрасте. Это связано как с гормональной перестройкой организма, так и с физическими изменениями, происходящими в организме ребенка, их осознанием. В этом возрасте преобладают социальные фобии. Возрастает застенчивость, большое значение придается недостаткам своей внешности и поведения, повышается тревожность. Эти явления обычно исчезают после окончания пубертатного периода.
111. Исследование эмоций и чувств.
Исследование настроений проводят по методике цветописи предложенной А.Н. Лутошкиным. Испытуемому предлагается шкала цветового диапазона настроений, состоящая из квадратов размером 3х3 см. красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, черного и белого цветов и объясняется значение каждого цвета: красный - восторженное; оранжевый - радостное; желтый - приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; голубой - грустное; фиолетовый - тревожное; черный - крайне неудовлетворенное; белый - трудно сказать.
Ориентируясь на обозначения цветов, испытуемых просят выбрать из своего цветового набора тот цвет, который соответствует его настроению сегодня. Обычно для того, чтобы проследить динамику настроения диагностику проводят ежедневно в течение недели, месяца и т. д.
Указанный испытуемым цвет карточки заносят в таблицу (оперативную цветоматрицу). Кроме этого, эк спериментатор ведет свой дневник наблюдений за испытуемыми, где фиксирует соответствует ли самодиагностированное настроение реально наблюдаемому, основные события дня, которые могли повлиять на настроение (близость выходных, неурядицы на работе, в семье и т. д.).
Обработка результатов заключается в подсчете частоты встречаемости каждого цвета и оценки отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональных состояниях испытуемого:
1) слишком затянувшееся состояние грусти, тревоги, неудовлетворенности или наоборот эмоциональной возбужденности;
2) несоответствие эмоциональных состояний складывающимся жизненным ситуациям;
3) резкая полярность в тональности эмоциональных состояний;
4) длительное однообразие проявляемых эмоциональных состояний.
На эмоциональное состояние личности могут влиять хронические заболевания, климат в семье, учебной группе и др.
Исследование реактивной и личностной тревожности проводится по шкале самооценки Ханина, состоящей из 40 утверждений. Первые 20 утверждений, расположенных на лицевой стороне бланка, касаются настоящего (реактивного) состояния испытуемого, по ним определяется состояние реактивной тревожности. Вторая двадцатка утверждений, расположенная на обратной стороне бланка, показывает обычно свойственные испытуемому самочувствия и настроения, по ней определяется личностная тревожность. Испытуемому предлагают прочитать каждое предложение и зачеркнуть соответствующую цифру справа в зависимости от того, как он себя обычно чувствует (1 - при несогласии с ответом, 2 - при ответе "Пожалуй, так", 3 - при ответе "Верно", 4 - при ответе "Совершенно верно"). При этом испытуемого просят долго над вопросами не задумываться, так как правильных или неправильных ответов нет.
Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывают по формуле:
РТ = S1 + S2 + 35,
где S1 - сумма зачеркнутых испытуемым цифр на лицевой стороне бланка по пунктам шкалы содержащим утверждения негативной направленности (например, "Я взвинчен"); а S2 - сумма остальных зачеркнутых цифр на лицевой стороне бланка.
Показатель личностной тревожности (ЛТ) определяется по формуле:
ЛТ=S1/S2
где S1 - сумма зачеркнутых цифр на оборотной стороне бланка по пунктам шкалы, содержащим утверждения негативной направленности (например, "У меня бывает хандра" и др.); а S2 - сумма остальных зачеркнутых цифр на оборотной стороне бланка.
Реактивная и личностная тревожность считается низкой при показателях РТ и ЛТ ниже 30, умеренной - при 31-45, высокой при 46 и более.
Высокий уровень реактивной тревожности влияет на внимание, точные движения. Высокая личностная тревожность может быть вызвана невротическим конфликтом, эмоциональными и нервными срывами или психосоматическими заболеваниями.
Пособие для детских психологов: Рабочая тетрадь: Практическая когнитивно-поведенческая терапия