Воля
Воля - это сознательная активная самодетерминация и саморегуляция поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Действия и поведение человека могут быть непроизвольными (сужение и расширение зрачка, глотание, отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, импульсивное поведение, поведение в состоянии аффекта) и произвольными или волевыми, направленные на достижение поставленной цели. В основе произвольных действий лежат непроизвольные движения и действия.
Л.С. Выготский рассматривает произвольность как "способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью", т. е. произвольность рассматривается как процесс овладения средствами осознания, управления, достижения чего-либо. Под понятием воли понимается "наличие устойчивых и осознанных желаний и мотивов поведения". В то время как произвольное действие направлено на себя, на средства овладения собственным поведением, воля рассматривается как причина активности, волевое действие направлено вовне.
Воля, являясь психическим процессом, рассматривается также как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, как способность личности произвольно контролировать свое поведение.
Основные функции воли:
1) инициирующая - состоит в побуждении (инициации) того или иного действия, поведения, деятельности;
2) стабилизирующая - состоит в поддержании активности на должном уровне при возникновении внутренних и внешних помех;
3) ингибирующая - состоит в торможении других вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности и возникающих под влиянием сильных желаний и мотивов.
Воля проявляется в ответ на внешние (противодействие людей, среды, недостаток времени) и внутренние (усталость, болезнь, сильные желания) трудности, возникающие на пути к цели.
Однако, не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Важнейшей особенностью волевого действия направленного на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем больше значимость цели, тем больше препятствий человек способен преодолеть. Волевые действия могут включать в себя и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.
Волевые действия различают на:
1) простые (лечь, сесть, встать, открыть дверь и т. д.);
2) сложные - включают в себя целый ряд более простых (чтобы утолить голод необходимо подойти к холодильнику, вынуть еду, подогреть ее и т. д.);
3) осознанные;
4) импульсивные, степень осознания которых сильно снижена.
Признаки волевого действия:
1) осознание свободы, не предопределенности осуществляемых действий, поведения;
2) обязательная объективная детерминированность любого действия, которая может быть:
3) осознанной;
4) неосознанной;
5) проявление личности в действии максимально полно и ясно, т. к. волевая регуляция выступает как высший уровень психической регуляции как таковой.
Целеустремленность, лежащая в основе воли требует определенных мыслительных процессов для решения различных задач, возникающих на пути к цели, для сличения цели действия и его результатов и внесения корректив.
Волевые действия напрямую связаны с нашими чувствами, желаниями и потребностями, которые могут, как стимулировать волевые действия, так и препятствовать достижению поставленной цели. В этом случае человеку приходится прилагать волевые усилия, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.
Физиологические основы воли.
Волевые действия, связаны с деятельностью гигантских пирамидных клеток Беца, в которых происходит зарождение импульсов к движению. Условно пирамидные клетки, в зависимости от их местоположения и выполняемых функций, делят на три группы. Клетки, расположенные в верхних отделах передней центральной извилины, посылают импульсы к нижним конечностям. Клетки, лежащие в средних отделах, посылают импульсы к руке. В нижних отделах располагаются клетки, активизирующие мышцы языка, губ, гортани.
При поражения тех или иных пирамидных клеток у человека наступает паралич соответствующих им органов движения. От клеток Беца берут начало волокна, составляющие пирамидный путь. Они идут через головной и спинной мозг к мышцам противоположной стороны тела. Клетки Беца и исходящие от них нервные пути являются двигательным аппаратом коры головного мозга.
Благодаря определенной организации взаимодействия отдельных участков мозга произвольные движения выполняются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленного действия. В организации произвольных движений большую роль игра ют участки мозга, расположенные сзади от передней центральной извилины и обеспечивающие организацию кинестетической чувствительности, необходимой для регуляции движений.
При поражении этих участков человек перестает ощущать собственные движения и не в состоянии совершать даже относительно несложные действия, например, взять какой-либо предмет, находящийся возле него. Эти затруднения связаны с тем, что человек подбирает не те движения, которые ему нужны.
В организации движений принимает участие и лежащая кпереди от передней центральной извилины премоторная зона коры. Она обеспечивает плавность движений. Поражение этой части коры приводит к тому, что движения человека становятся неловкими, человек перестает владеть приобретенным навыком, а выработка сложных двигательных навыков в этих случаях оказывается невозможной.
Целенаправленность волевого действия определяется соответствующими мотивами, которые должны быть удержаны на протяжении всего волевого действия. Иначе выполняемое действие прервется или заменится другими. Целенаправленность действий определяется префронтальными участками мозга, расположенными в лобных долях.
Поражение этих участков приводит к апраксии, проявляющейся в нарушении произвольной регуляции движений и действий. Человек, страдающий апраксией, начав выполнять какое-либо действие, сразу прекращает или изменяет его в результате какого-либо случайного воздействия, что делает невозможным осуществление волевого акта.
Поведение таких больных характеризуется неуправляемостью, разорванностью действий.
Еще одним типом патологии воли является абулия, проявляющаяся в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Она вызывается патологическим торможением коры, в результате которого интенсивность импульсов к действию оказывается значительно ниже оптимального уровня.
Выполнение волевых действий связано со второй сигнальной системой, которая осуществляет сознательную регуляцию человеческого поведения. Она активизирует моторную часть поведения человека и является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти, регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий, т. е. причин, которые побуждают человека действовать. Мотивы бывают основными и побочными. В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции, чувства, интересы, склонности и убеждения, которые формируются в процессе жизни.
Волевые качества.
Различают первичные, вторичные и третичные волевые качества.
Первичные волевые качества появляются в онтогенезе первыми и проявляются на личностном уровне. К ним относятся:
1) сила воли - волевое свойство личности, заключающееся в способности преодолевать значительные трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели;
2) выдержка и самообладание - волевое свойство, выражающееся в способности сдерживать свои эмоции, чувства, импульсивные желания и необдуманные действия, умение владеть собой и выполнять задуманное действие. Выдержка и самообладание являются проявлением тормозной функции воли;
3) настойчивость - волевое качество личности, проявляющееся в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью. Настойчивость проявляется не только в использовании сложившихся обстоятельств, но и в самостоятельном их создании.
Вторичные волевые качества развиваются позже первичных и проявляются в единстве с характером:
1) целеустремленность - волевое качество, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели. Различают:
а) стратегическую целеустремленность - характеризуется способностью руководствоваться определенными принципами и идеалами;
б) оперативную целеустремленность - проявляется в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения;
в) настойчивость - стремление человека к достижению поставленной цели, даже в очень сложных ситуациях;
г) упрямство - настаивание на нецелесообразных действиях вопреки доводам разума;
2) решительность - волевое качество, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Различают несколько типов решительности:
а) разумная решимость - решительность на основе разумного осмысления. Она проявляется в том случае, когда противодействующие мотивы начинают понемногу угасать и остается только один мотив - одно решение, которое воспринимается совершенно спокойно;
б) случайная решительность проявляется в случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись. Человек в этом случае готов скорее принять неверное решение, чем не принимать никакого решения. Выбор человека основан на случайном обстоятельстве, которое делает один из вариантов более перспективным, чем другие;
в) автоматическая решительность проявляется при отсутствии побудительных причин, когда человек, желая избежать неприятного ощущения нерешительности, начинает действовать как бы автоматически, просто стремясь к движению вперед;
г) нравственная решительность наблюдается при изменении шкалы ценностей, которая приводит к внутреннему перелому и решимости действовать в конкретном направлении;
д) волевая решительность возникает в тех случаях, когда человек, не имея рациональных оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. В данном случае человек с помощью воли усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные.
3) самостоятельность - волевое свойство личности, выражающееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Самостоятельный человек способен без посторонней помощи оценить ситуацию, поставить цель и реализовать ее и др.
Третичные волевые качества появляются последними и связаны с морально-ценностными ориентациями:
1) дисциплинированность - волевое качество, характеризующееся умением соблюдать установленный порядок;
2) принципиальность - волевое свойство, проявляющееся способностью действовать в соответствии со своими принципами и др.
Развитие волевых качеств.
Воля начинает формироваться у ребенка достаточно поздно по сравнению с другими психическими процессами. Развитие волевой регуляции поведения начинается с момента овладения ребенком речи.
Её формирование идет в трех направлениях:
1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
2) обретение контроля над своим поведением;
3) выработка волевых качеств личности
Первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью и неопределенностью. Желания приобретают более или менее устойчивый характер лишь к четвертому году жизни. Тогда же наблюдается и появление борьбы мотивов.
Развитие волевых качеств происходит поэтапно. Вначале формируются базовые первичные волевые качества. На их основе формируются вторичные волевые качества. Третичные волевые качества появляются к концу дошкольного - началу школьного периода, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Они требуют достаточно высокого уровня развития и сформированности моральных установок, которые складываются под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми.
В первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых. Поэтому характер формирующихся моральных установок ребенка в значительной степени зависит от моральных установок взрослого. Лишь обретя свой собственный опыт в процессе умственного развития, ребенок начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.
Большое значение в развитии волевых качеств ребенка имеют игры, которые в зависимости от вида игровой деятельности оказывают влияние на то или иное волевое качество. Так, первые конструктивные предметные игры способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Закрепление волевых качеств происходи т в сюжетно-ролевых коллективных играх, которые укрепляют саморегуляцию поступков. При развитой форме ролевой игры последовательность действий той роли, которую берет на себя ребенок, имеет для него как бы силу закона, которому он должен подчинять свои действия. Попытки нарушить эту последовательность вызывают бурный протест детей. Добровольно взятая на себя роль, заставляет ребенка выполнять определенные действия в строгой последовательности. Удовольствие, получаемое от игры, связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. В игре ребенок начинает соотносить свои желания с "идеей", с образом идеального взрослого.
Развитию воли способствует творческая деятельность ребенка, его увлеченность каким-либо занятием, сопровождающимся систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом).
Большая роль в развитии воли принадлежит родителям. Стремясь дать ребенку всестороннее развитие и при этом, предъявляя к нему достаточно высокие требования, они могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности.
Развитие у ребенка волевых качеств способствует формированию у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.
Особо важную роль в воспитании волевых качеств играет школа, предъявляющая к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение (сидеть, не вставая, за партой, ограничение разговоров, подготовка уроков и т. д.). Учитель при этом является примером дисциплинированности и других волевых качеств.
Пособие для детских психологов: Психологические карточки «Мотиваторы»