Алалия у детей
- в строгом смысле слова означает полное отсутствие или выраженный дефицит речи, который проявляется в слухе, что соответствует норме, и первичный неповрежденный интеллект, который позволяет детям успешно познавать мир и учиться. Распространенными причинами этого недуга являются повреждения во время родов областей левого полушария головного мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания головного мозга или травмы, полученные младенцем в младенчестве, другими словами, в период перед речью.
Алалия проявляется поздним появлением речевых реакций, аграмматизмом, плохой лексикой, нарушениями структуры слога, фонематическими процессами и дефектами произношения звука. Определение зоны повреждения головного мозга имеет существенное значение для выявления формы алалии. Так, например, при повреждении лобно-теменной части можно диагностировать моторную алалию в крошках, а в случае повреждения височной области - сенсорную алалию. Различные формы речевого дефицита характеризуются совершенно другой клиникой и возможностями детей в будущем. Однако в то же время такое разделение заболевания носит условный характер, поскольку в клинической практике встречаются сочетания проявлений сенсорной и двигательной речевой алалии.
Симптомы алалии.
Нарушение функционирования определенных частей головного мозга приводит к появлению у детей алалии, что может проявляться легкими нарушениями речи, умеренными или тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет, или его речь ограничен довольно жалким словарным запасом и характеризуется аграмматизмом, несмотря на длительное обучение)
Моторная алалия у детей выражается:
- при расстройстве выразительной речи на фоне хорошего понимания перевернутой речи;
- в конце формирования фразовой речи, которая начинает развиваться после четырехлетнего возраста;
- при дефиците предречевых стадий часто болтовня полностью отсутствует.
Этот недуг сопровождается грубыми дефектами грамматической структуры, что проявляется в непоследовательности слов в падеже, поле и числе, перестановке слогов в слове, неправильном использовании предлогов в речи, отсутствии словесных форм и т. Д.
Моторная алалия у детей характеризуется выраженным дефицитом словарного запаса и является основой нарушения навыков обучения, таких как дисграфия и дислексия, нарушения пространственного гнозиса и двигательные дефекты в форме апраксии. Кроме того, алалия протекает в сочетании с очаговым и диффузным неврологическим диспансером, наносящим ущерб доминирующему полушарию, что определяет возможность выразительных речевых навыков. У ребенка с аналогичной патологией в психическом состоянии часто проявляются признаки психоорганического синдрома различной степени тяжести, которые проявляются в нарушении работоспособности в сочетании с дефектами умственного развития, нарушениями внимания и двигательной расторможенностью.
Чувственная речевая алалия проявляется в непонимании перевернутой речи, грубом нарушении ее фонетического аспекта при отсутствии разделения звуков. Для детей характерны трудности и замедление формирования сравнения между словом и объектом. Они не способны понять, что говорит окружающая среда, в результате чего их выразительная речь очень ограничена. Такие дети искажают слова, путают звуки, схожие по произношению, не слушают речи окружения, не реагируют на вызов, но в то же время реагируют на абстрактные шумы. У них эхолалия, слуховое внимание резко нарушено, при этом интонация и тембр речи остаются неизменными. В психическом развитии наблюдаются проявления органического повреждения головного мозга,
Характеристика алалия. Последствия алалии могут сохраняться долго, часто даже всю жизнь. У алиаков все речевые компоненты появляются поздно. Грамматическая структура и словарный запас, произношение формируются своеобразным, медленным и дисгармоничным образом. К концу периода младенчества у ребенка может быть словарный запас от девяти до 100, но это не определяет прогноз заболевания. Словарь пополняется очень медленно и на каждом этапе развития достаточно беден. Кроме того, характерны искаженные конструкции слова:
- перестановки (вместо «молоко» - «мокрая»);
- настойчивость - (вместо «волосы» - «вдовство»);
- упущения ("моко");
- загрязнение (вместо слов «белок и желток» получается «белок»).
Также многие исследователи отмечают искажение структуры слога слова. Количество таких искажений возрастает с развитием речи и усталостью от крошек. Различают два типа аграмматизмов: впечатляющий и выразительный. Алалики с двигательной формой почти всегда имеют выраженный аграматизм, а с сенсорной формой - впечатляющий аграматизм. Грамматическая структура речи формируется поздно, дисгармонично и не имеет этапов.
Все формы алалии характеризуются диссонансом между вербальными и невербальными структурами умственной деятельности. Невербальные задания выполняются малышом в соответствии с возрастным периодом без выраженных трудностей (смысл и последовательность сюжетных изображений, графические аналогии и т. Д.). Замедление темпов речевого образования выражается поздно в начале определенных предречевых этапов. Проще говоря, жужжание, лепет, отдельные слова и фразы в таких крошках образуются с отставанием, также отмечается свертка стадий или полное отсутствие. Помимо растягивания сроков развития функции, характерно долговременное сохранение ранее освоенных этапов речевого образования: эгоцентрическая речь, подмена речи жестами или громкими невербальными криками. Словарный запас бедности,
Часто дети с алалией имеют невротические реакции, которые являются ответом на имеющееся нарушение речи. Кроме того, дети, страдающие этой патологией, характеризуются повышенной утомляемостью, сниженным вниманием и сниженной работоспособностью. У них вторичная задержка в развитии психики. В разные периоды формирования речи с двигательной алалией наблюдается недостаточная плавность речи и происходит заикание.
Коррекционная работа с алалией должна учитывать специфику нарушения речи, личностные особенности малыша, его интересы и компенсаторный потенциал. Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в природе крошек и воспитанию сознательной, целеустремленной личности.
Моторная алалия
Моторная речевая алалия возникает из-за повреждения центра Брока, то есть лобно-теменной области головного мозга. Подобная патология часто встречается у детей, склонных к гиперпротекции со стороны их близкого окружения. Гиперопек может иметь базу. Так, например, ребенок, будучи новорожденным или младенцем, перенес серьезное заболевание или получил травму в связи с тяжелым рождением. В таких семьях дети характеризуются чрезмерным упрямством, повышенной раздражительностью и капризностью.
Характеристика моторной алалии
Моторная алалия проявляется отставанием в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям довольно трудно совершать подвижные движения: поднимать язык и удерживать его в таком положении, облизать губы и т. Д. Кроме того, у ребенка, страдающего двигательной алалией, отсутствуют навыки самообслуживания: связывание шнурки, независимая застежка на пуговицах. Есть также расстройство движения. Больные дети не умеют прыгать на одной ноге, не могут ходить по бревну, чаще спотыкаются и падают, не могут ритмично двигаться под музыку. Речь детей, страдающих двигательной алалией, характеризуется несколькими этапами речевого развития: от абсолютного отсутствия речи до расширенной речи с наличием небольших отклонений.
Речь младенцев с Алалией первого этапа совершенно непонятна среднему слушателю, например, «тяхах» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не способны выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.
Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать некоторые наблюдения в более понятной для окружающей среды форме, например, «тетя говорила о», что означает: «папа купил воздушный шар».
Дети с третьим этапом развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки.
Особенностью этой формы алалии является то, что дети понимают свою речь. Они могут выбрать желаемую картинку с предметом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.
В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением ими простых указаний существует опасность пропустить и завести недуг. Ведь родители считают, что так как их ребенок все понимает, но не говорит, значит, он просто ленив.
Диагностика алалии двигательной формы основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. Для уточнения и дополнения диагноза используется электроэнцефалограмма. Также проводится проверка слуховых способностей и интеллектуального развития ребенка.
Коррекция алаля направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы для ребенка, которая в будущем позволит спонтанно развиваться и формировать речь. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастной нормой.
Моторная алалия ее прогноза зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести лежащей в основе патологии, степени нарушения речи, наличия грамотных корректирующих и корректирующих работ.
Сенсорная алалия
Малыши, страдающие сенсорной алалией, обладают способностью формировать активную речь и неповрежденный слух. Однако в то же время такие дети характеризуются наличием разрыва между значением и звучанием слов, в результате чего страдает понимание речи. Дети не понимают речь, поэтому не используют ее, что провоцирует возникновение сопутствующих нарушений: трудности в установлении контактов с окружающей средой, искажение зрительного восприятия, замедление психического развития.
Часто больным детям ставят неправильный диагноз, например, они могут диагностировать аутизм или олигофрению . Из-за ошибочного диагноза корректирующая работа будет недостаточной.
Ребенок с сенсорной формой алалии невнимателен к звукам, он может слышать мягкие звуки или вообще не реагировать на акустические раздражители. Такие дети с большим трудом запоминают отдельные слова. Им трудно сохранить их в памяти. Пассивный словарный запас детей с этой патологией очень медленно обогащается, возникает диссоциация между обозначенным субъектом и пониманием значения слова, которое его означает.
Зачастую дети способны лучше воспринимать окружающую речь по утрам, поскольку сразу после сна способность правильно функционировать в коре головного мозга значительно выше. По мере усиления усталости понимание речи у детей значительно ухудшается. Меньше случаев, когда ребенок лучше воспринимает речь вечером, так как после ночного отдыха может действовать тормозной фон.
Понимание речи детьми не улучшается с увеличением ее объема, что позволяет отличать детей с сенсорной формой алалии от детей с нарушениями слуха. Сильные стимулы провоцируют запретительное защитное торможение в головном мозге, в результате чего незрелые клетки исключаются из активности. Спокойная, тихая речь воспринимается больными чуть лучше, чем громкая речь или крик. Использование слуховых аппаратов у детей-алаликов также не улучшает речевое восприятие.
Часто у детей с этой патологией наблюдается гиперакузия, выражающаяся в повышенной восприимчивости к звукам, безразличным к окружающей среде, например, к звукам мятой бумаги или капающей воды. Как правило, здоровые люди, слышащие такие звуки, не реагируют на них. Исключением является усталость человека или раздраженное состояние.
Дети, страдающие алалией от сенсорной формы, резко воспринимают такие звуки, в результате чего они болезненно реагируют на них: выражают беспокойство и жалобы на ухо или головную боль, плачут.
Дети алакики характеризуются высокой речевой активностью, проявляющейся логореей, при которой крошка бессвязно повторяет все слова, которые он знает. Ребенок, не понимая смысла, произносит слова и фразы, которые он слышал ранее или в данный момент, а слова и фразы, произнесенные таким образом, не распознаются детьми и не фиксируются.
Ребенок с легким оттенком алалии может с энтузиазмом слушать собственную речь и голосовые интонации. Речи Алалика сопровождаются живыми выражениями лица и жестами. Сама речь характеризуется выразительной интонацией.
Сенсорные алалики не способны контролировать свою речь. Их заявления ошибочны по содержанию и не точны по форме. Довольно часто понимание их «пламенной» речи затруднено. Парафразия (замена) присутствует в большом количестве. Кроме того, речь наполняется пропусками, связывающими части разных слов друг с другом. Сенсорная речевая речь, в целом, характеризуется повышенной речевая деятельность, которая происходит на фоне пониженного внимания к тому, что говорят другие, и отсутствия контроля над своей речью. Сенсорная речь на языке алика не может использоваться в качестве средства общения.
Помимо перечисленных симптомов у детей с сенсорной формой алалии наблюдаются расстройства личности; различные трудности поведения, вторичное отставание в психическом развитии. Речевые навыки не могут служить ни регулятором, ни саморегулятором поведенческих действий и действий больного ребенка.
Коррекционная работа с алалией, прежде всего, должна учитывать, что сенсорные алиаки не страдают от возможности развития речи, они повлияли на возможность словесного обучения на основе слуха. Это основная специфика коррекционной работы.
Сенсорная алалия ее прогноза напрямую зависит от тяжести заболевания и своевременности начала корректирующих работ. Благодаря грамотному и адекватному вмешательству врачей, регулярным логопедическим занятиям, а также соответствующим действиям близких друзей дети овладевают речевыми навыками на бытовом уровне, что даст возможность для коммуникативного взаимодействия, обучения и познания мира.
Алалия у детей
Первичные проявления алалии, независимо от ее формы, проявляются у детей в возрасте двух лет, когда области мозга развиты до некоторой степени, и дети пытаются произносить слова. Если лечение не начато своевременно, то у подростков эта болезнь продолжит развиваться.
Существенные признаки алалии у детей включают в себя:
- нарушение движения;
- повышенная раздражительность;
- непонимание взрослой речи;
- отсутствие базовых навыков самообслуживания;
- ошибки в делах и склонениях, нечеткость в цифрах;
- замедление психического развития;
- коммуникативное взаимодействие со взрослыми на уровне жестов.
Алалия - коварная болезнь. Часто дети, не понимая, о чем говорит окружающая среда, начинают отходить от них, дистанцироваться и становятся необщительными, что может привести к неверному диагнозу. Аутизм или умственная или умственная отсталость часто приписывают таким детям. Кроме того, иногда невозможно определить уровень слуха.
Поэтому, в первую очередь, задача своевременного выявления проблемы лежит на родительских плечах. И для этого необходимо освоить этапы речевого развития малышей.
Также существенным признаком дефекта развития речи является слишком медленное овладение речевыми навыками, медленный прогресс или его полное отсутствие в течение длительного времени.
Дифференциальный диагноз алалии основан на нескольких критериях сравнения, представленных ниже:
- при моторной форме алалии на уровне восприятия восприятие речи сохраняется, а при сенсорной форме алалии оно сильно нарушено;
- у детей с моторной алаликой понимание речи соответствует их возрастной норме, а у сенсорных алиаков понимание речи нарушено, но может немного улучшиться при зрительном восприятии артикуляции говорящего субъекта;
- слух у детей с двигательной формой алалии сохранен, но при сенсорной нарушена;
- моторная алалия характеризуется отсутствием эхолалии, при сенсорной алалии, напротив, эхолалия присутствует;
- моторные алалики испытывают затруднения при повторении слова или фразы, сенсорные алалики повторяют без затруднений, но не осознают значение произнесенного слова;
- дети с моторной формой алалии стремятся к неверной и речевой коммуникации, малыши с сенсорной формой алалии либо не желают, либо просто не могут вступать в общение.
Работа с детьми с алалией, особенно речевые упражнения, должны проводиться в форме игры. Коррекция будет ощутимой, а не излишне утомлять малыша. Занятия должны быть сосредоточены на развитии памяти и внимания, умении отличать предметы от других.
Также для формирования речевых навыков незаменимы физические нагрузки и любые упражнения, способствующие использованию мелкой моторики.
Лечение алалии
В любом случае, алалия может пройти без лечения по мере взросления крохи. Но зачастую невозможно обойтись без медицинского и логопедического вмешательства. Если коррекция алалии проводится грамотно и на достаточном уровне, если начат своевременно, то речевые навыки формируются полностью, а также улучшаются умственные способности малыша, он лучше адаптируется в мире. Своевременная коррекция позволяет крохам в дальнейшем налаживать контакты со сверстниками и адекватно взаимодействовать со взрослыми.
Обследование должно проводиться комплексно, при непосредственном взаимодействии педиатра, невропатолога и логопеда. Поэтому от этого зависит степень тяжести патологии.
Легкая степень алалии ограничивается логопедическими занятиями и домашними упражнениями, позволяющими довольно быстро обучаться кроху словам и грамматике. Логопедическая коррекция различных форм речи позволяет расширять словарный запас. Однако эффективный метод лечения при строгих занятиях.
В тяжелых случаях, когда имеются серьезные поражения речевых центров, терапия может быть неэффективной.
Для достижения максимальной эффективности лечения алалии используется комплексная терапия, которая включает три компонента:
- логопедические занятия;
- логопедический массаж (воздействие на суставные мышцы для нормализации тонуса речевых мышц, что облегчает произношение звуков);
- микротоковая рефлексология, целью которой является активация зон коры головного мозга, отвечающих за желание говорить, дикцию, лексику и т. д.
Эффективность медикаментозного лечения научно не доказана, но работа по формированию речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, направленной на ускорение созревания компонентов мозга. Также используют физиотерапию, лазеротерапию, гидротерапию. С алалией любой формы важно начинать работу с развития общих и тонких двигательных навыков, формирования когнитивных психических функций, таких как память, умственная деятельность, внимание. Большое значение при лечении алалии имеют физические упражнения и работа с детьми с алалией в домашних условиях с использованием наглядных материалов.