Речь и ее функции.

Речь - это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков.

Речь является основным средством человеческого общения, с помощью которой человек получает и передает большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Речь способствует также передаче опыта во времени (между поколениями) и пространстве (посредством письма). Это дает человеку возможность не ограничиваться личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Речь и язык - разные понят ия.

Язык - это исторически сложившаяся система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл, которая развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением и отражает психологию народа.

Речь - это психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка. Речь без усвоения языка невозможна.

Язык и речь связаны словом, которое выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Значение слова - обобщенное отражение предметного содержания. Носителем значения является данный в восприятии или представлении чувственный образ - слуховой (звучание), зрительный (графический) и т. д.

Речь характеризуется наличием смысла, который выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека.

Большое значение в функционировании речи имеют интонации, которые передаются на основе модуляции голоса и смысловых ударений.

Уровни речи:

1) восприятие речи - это анализ и синтез материальных средств языка (слов и словосочетаний, интонаций и т. д.);

2) понимание речи - это анализ и синтез смысловых значений материальных средств языка.

Свойства речи:

1) содержательность - это количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, потребностей, их значительность и соответствие действительности;

2) понятность - это правильное построение предложений с применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

3) выразительность - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие;

4) действенность - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Функции речи:

1) функция обобщения связана с тем, что слово о бозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков;

2) функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них;

3) функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз;

4) функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения;

5) функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

функция планирования - речь помогает человеку планировать свои действия.

 Исследование речи.

Исследование ригидности письменной речи может проводиться индивидуально или в группе. При этом каждому испытуемому выдают картинку с изображением пейзажа и просят написать по ней сочинение размером 300 или чуть больше слов. Время написания сочинения не ограничивается.

Обработка результатов заключается в вычислении величины ригидности письменной речи испытуемого для каждой сотни слов его сочинения путем подсчета всех повторяющиеся слова (в том числе и союзов), а также слов, имеющих общий корень.

При анализе результатов учитывается абсолютное количество повторов (показатель ригидности) или коэффициент повтора "Кп":

Кп=П/n,

где П- количество повторяющихся в сотне слов, n - общее количество слов.

Степень ригидности считается низкой при повторе 0-3, 0-6, 0-8 слов в первой, второй и третьей сотне соответственно, малой при повторе 4-7, 7-9, 9-11 слов, средней при 8-9, 10-11, 12-13 слов, высокой при повторе более 10, 12, 14 слов.

Причинами ригидности могут быт ь: малый речевой запас, плохое самочувствие испытуемого, невысокий интеллект и др.

Исследование темпа устной речевой деятельности проводится индивидуально, при этом испытуемому предлагается стандартный ничего незначащий текст для чтения, напечатанный на небольшом бланке: А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носон ромор воров иушчцфх 000756 котон рортрр 11+3=12 15:5 = 24: 7 = 23 М + А = ма ма = ма! мама = папа каша + ша = ка.

Текст необходимо прочесть как можно быстрее и без ошибок. Экспериментатор фиксирует с помощью секундомера время прочтения текста и возможные ошибки.

Темп чтения считается низким при прочтении текста за 56-60 с., средним при 46-55 с., хорошим при 41-45 с., высоким при 40 с. и менее. При допущенных ошибках ранг темпа чтения уменьшается путем снижения на одну строку вниз.

При интерпретации результатов следует учитывать, каким видом деятельности занимается испытуемый и его темперамент. Например, у преподавателей, лекторов, ораторов, филологов, людей холерического темперамента темп речевой деятельности обычно высокий. У флегматиков и меланхоликов - низкий. На скорость чтения текста может также влиять самочувствие и настрой на тестирование.

Исследование эготизма (стремления человека говорить о себе) диалоговой речи проводится в присутствии помощника, с которым испытуемого просят поговорить на любую тему. Для удобства обработки результатов беседу можно записать на магнитофон. Экспериментатор фиксирует общее количество предложений, сказанных испытуемым, и предложений, в которых испытуемый высказывался о себе или своих близких, а также животных или предметах, подчеркивая их принадлежность собственной персоне. Процедура заканчивается, когда общее количество предложений достигнет ста.

Обработка результатов состоит в расчете коэффициента эготизма "Кэ" по формуле:

К э = С о /С э,

где Со - общее количество предложений, сказанных испытуемым во время беседы с партнером; Сэ - количество предложений эготического характера.

Уровень эготизма считается высоким при Кэ равном 0,41 - 1, средним при Кэравном 0,11-0,40, низким при Кэ равном 0,10.

Исследование речевого эготизма позволяет оценить личность с точки зрения её альтруистически-эгоистической направленности. Высокий уровень эготизма говорит об эгоцентричности личности, об озабоченности человека своей персоной и обращенности внимания на свое Эго.

Чтобы оценить является ли эготизм феноменом, спровоцированным конкретной беседой, личностью помощника, или же он действительно говорит об эгоцентрической направленности личности, необходимо учитывать тему, выбранную для беседы и отношение собеседников друг к другу.

Сморите видеолекцию: Откуда берутся нарушения речи и можно ли их предупредить?

Познакомьтесь с нашей следующей статьей: Проблема личности в психологии.