Личность

Личность - это многогранное понятие, включающее в себя следующие общие положения:

1) понятие "личность" включает в себя совокупность индивидуальных, специфических характеристик человека, которые отличают его от других людей, т. е. личность всегда характеризуется индивидуальностью;

2) личность представляет собой уникальную форму социального бытия человека - индивидуальные свойства личности являются социально значимыми и формируются в процессах социализации и взаимодействия с другими людьми;

3) личность - это единое целое, обладающее устойчивой структурой, состоящей из иерархически связанных отдельных черт личности;

4) личность является динамичной структурой, способной развиваться и самоорганизовываться, постоянно взаимодействуя с социальным окружением.

5) личность является связующим звеном всей психической деятельности, обуславливая ее непрерывность, преемственность и целесообразность.

Таким образом, личность - это человек в совокупности своих устойчивых социально обусловленных индивидуальных психических характеристик, которые составляют единую систему, способную развиваться и самоорганизовываться во взаимодействии с другими личностями и обществом.

Понятие личности тесно связано с понятиями "человек", "индивид", и "индивидуальность".

Человек - это общее понятие отражающее целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и проявлений и используется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Индивид - это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Индивидом является и новорожденный, и взрослый человек, который также является личностью.

Индивид обладает как общими характеристиками, такими как целостность психофизической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность, так и индивидуальными качествами и их совокупностью, которые отличают его от других индивидуумов (эмоциональность, чувствительность, рациональность и т. д.).

В процессе развития человечества происходил переход со стадии онтогенеза, когда определяющим в жизнедеятельности человека являлись природно-биологические факторы, на стадию социогенеза, когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений.

Изначально человек развивался как стадное животное, племенное существо. Появление и развитие общества, включение социальных факторов способствовало обособлению индивидов, началу формирования личности.

В процессе онтогенеза человека проходит аналогичный процесс. Новорожденный ребенок не является личностью. Это биологическое существо, имеющее способности рода homo sapiens: конфигурацию тела, предполагающую прямохождение, структуру мозга, обеспечивающую возможность развития интеллекта, строение руки, дающую в перспективе возможность использования орудий и другие природные предпосылки для развития человеческих качеств. В процессе развития и усвоения социального опыта человечества ребенок индивидуализируется, становится индивидом Формирование личности происходит через приобретение особого социального качества, включение в систему общественных взаимоотношений и процессов, в которых индивид выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Индивид, достигший уровня личности, способен действовать опосредованно, т. е. подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными целями и намерениями.

Теории личности.

Психоаналитические теории личности. По Фрейду, личность состоит из трех уровней (подструктур):

1) Ид или ОНО;

2) Эго или Я;

3) Сверх-Эго или Сверх-Я.

Под контролем сознания находится только Сверх-Я. Оно представляет собой законы социума и морали. Сверх-Я формируется в процессе жизни человека под влиянием традиций и законов общества, в котором живет человек. Эго или Я расположено частично в сознании, частично в подсознании. Это врожденная подструктура психики, которая в течение жизни уменьшается, ограничивая себя размерами тела. Эго представляет собой выученные индивидуальные механизмы поведения. На этом уровне идет постоянный конфликт между Сверх-Я и ОНО, которое находиться в подсознании и представляет собой врожденный инстинкты и потребности тела.

Находящиеся в подсознании (ОНО) сильные мотивы и потребности (либидо и агрессия), стремятся к удовлетворению. Сознание человека (Сверх-Я) ограничивает эти стремления. Возникает конфликт личности, который при определенных условиях приводит к ее невротизации. Роль Эго (Я) сводится к гармонизации этого конфликта, к его разрешению.

Особенностью личностной концепции Фрейда является ее обращенность в прошлое. Проявлением бессознательных мотивов Фрейд считал: свободные ассоциации, оговорки, невротические симптомы, болевые проблемы.

К. Юнг ввел понятие коллективного бес сознательного и его первичного образования (архетипа). Он создал типологию личности, в основе которой положена направленность человека на себя (интраверты) или на объект (эктраверты).

А. Адлер считал основой не природные инстинкты, а врожденное общественное чувство.

Бихевиористские теории личности. Активность личности объясняется "драйвом" (побуждением). Снижение напряженности, тревожности, сохранение себя как личности выступает основным принципом поведения. "Закон аффекта" Л. Торндайка - основной закон поведения, который заключается в усилении реакции на стимул при подкреплении (деньгами, уважением, одобрением и т. д.). Бихевиористы выделяют три наиболее изученные характеристики личности:

1) тревожность - "настроенность" человека на большую чувствительность к опасным для жизни ситуациям;

2) конфликт - борьба двух тенденций;

3) фрустрация.

Когнитивная теория личности главную роль в детерминации социального поведения личности отводит когнитивным элементам (верованиям, ценностям, намерениям и т. д.). Основным стимулом поведения являются непосредственные оценки и суждения. Большая роль отводится саморегуляции и детерминационной (причинной) ситуации даже высших форм поведения, которые личность может сознательно регулировать.

Гуманистическая теория рассматривает личность как продукт жизнедеятельности в обществе, усвоения общественных форм поведения и развития человеческого опыта. Ядром личности является его самооценка и самоактуализация. Поведение человека объясняются наличием у него врожденных гуманистических, альтруистических потребностей. Творческая самореализация является основой становления личности.

Отечественные теории личности. По С.Л. Рубинштейну личность имеет сложную многоуровневую структуру. Она внутренне детерминирована внешними обстоятельствами жизни.

По Выготскому, основным двигателем развития личности является несоответствие или противоречие между операционально-техническими возможностями человека и развитием его мотивационно-потребностной сферы.

А.Н. Леонтьев центральное место в структуре личности отводил деятельности. Мотивационная сфера и "личностный" смысл являются основной внутренней характеристикой личности, определяющей отношение цели действия к мотиву.

 Человек и культура.

В развитии человека можно условно выделить два этапа: биологический и культурный. Биологическое развитие человека и его психики не существенно отличается от аналогичных процессов у животного. Человек, как и другие представители биологических видов, наделен естественными врожденными психическими функциями, которые обеспечивают реализацию адаптационных возможностей его организма.

Но в отличие от животны х у человека в ходе культурного развития сформировалась система более сложных социально обусловленных и формируемых в процессе жизни высших психических функций, которые отражают социокультурную историю как отдельного субъекта, так и всего человеческого сообщества. Эти высшие функции складываются только в процессах социального взаимодействия, обучения и общения и отличаются от низших функций, присущих животным, своими свойствами, строением и происхождением. Они произвольны, опосредованны и социальны.

Высшие форм человеческого мышления, воображение производны от культуры и развиваются под влиянием социального опыта. Мышление, как одна из высших функций человеческой психики не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и т. п. действий и операций. Лишь овладев языком, логикой, понятиями человек становится субъектом мышления.

Эволюция психической организации челове ка привела к кардинальному изменению его взаимоотношений со средой. Человек в отличие от других биологических видов не только приспосабливается к условиям существования, но и начинает активно видоизменять природное окружжение. Это становится возможным благодаря использованию человеком орудий труда, которые оказываются предпосылкой развития материального производства. Помимо материальных орудий труда человек изобретает "психологические орудия" в виде слов, знаков, символов, явившихся предпосылкой к развитию нового мира - мира культуры. Для ее появления должны в психике человека должны были произойти качественные изменения: появление новой структуры запоминания, мышления и должно было развиться воображение, без участия которого невозможно никакое творчество.

Развитие культуры в свою очередь способствует развитию человека. Изменяются его потребности, духовный мир, происходит накопление новых знаний, изменяется сфера внешних отношений управления (приказ - подчинение), рождается возможность "приказывать" самому себе: самостоятельно управлять собственным поведением. Управление психикой из межличностного (интерпсихического) процесса, когда функции приказывающего и исполнителя разделены между участниками социального взаимодействия переходит во внутриличностный план и превращаясь в отношения с самим собой, становясь интрапсихическими. Это превращение мы можем наблюдать в развитии ребенка. Оно называется интериоризацией.

Под понятием культуры понимается уклад жизни народа, проживающего на определенной территории, его история и ее видение, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, способы производства и взаимодействия с природой, различные социальные институты, стили мышления, стереотипы межличностного поведения и особенности самовыражения, язык, а также средства передачи жизненного опыта через поколения.

Люди, живущие на разных континентах, в разных сообществах движимы одними и теми же потребностями, что, однако, приводят к созданию индивидуальн ого и самобытного мира - мира культуры данного народа. Мир культуры, являясь продуктом человеческой деятельности не противостоит миру природы, а, наоборот взаимодействует с ним, подпитывается из него.

Структура личности в различных психологических теориях.

В различных направлениях зарубежной и отечественной психологии разработаны свои подходы к структуризации личности.

По динамической, функциональной теории личности К.К. Платонова, структура личности состоит из четырех рядоположенных подструктур:

1) подструктура направленности и отношений личности;

2) подструктура опыта, которая включает знания, навыки, умения, привычки;

3) индивидуальные особенности отдельных психических процессов;

4) типологические, возрастные, половые свойства личности, т. е. биопсихические.

Платонов выделяет также подструктуры характера и способностей, как наложенные на четыре основные подструктуры.

По теории А.Г. Ковалева структура личности включает:

1) направленность (система потребностей, интересов, идеалов),

2) способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств),

3) характер (синтез отношений и способов поведения),

4) темперамент (система природных свойств).

Теория интегральной индивидуальности B.C. Мерлина описывает две группы индивидуальных особенностей:

1) "свойства индивида" - включает две подструктуры:

а) темперамент;

б) индивидуальные качественные особенности психических процессов.

2) "свойства индивидуальности" - имеет три подструктуры:

а) мотивы и отношения;

б) характер;

в) способности.

Деятельность является опосредующим звеном между всеми подструктурами личности.

По Б.Г. Ананьеву структура личности строится из:

1) первичного класса личностных свойств:

а) статус;

б) роли;

в) ценностные ориентации;

2) вторичного класса личностных свойств:

а) мотивация поведения,

б) структура общественного поведения,

в) сознание и др.

Структура личности по 3. Фрейду включает:

1) Ид - расположен в бессознательном слое психики и является энергетической основой личности, он содержит врожденные бессознательные инстинкты;

2) Эго - врожденная подструктура личности, располагается в сознании и в предсознании;

3) Супер-Это - формируется в процессе жизни, расположена в сознании.

Между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу.

По К.Г. Юнгу структура личности состоит из: Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень.

Теория черт Г. Олпорта выделяет следующие виды черт (нейропсихических структур):

1) черты личности (или общие черты):

а) кардинальные - обусловливают почти все поступки человека;

б) центральные - яркие характеристики индивидуальности;

в) вторичные - ограничены в проявлении, менее устойчивые, менее обобщенные;

2) личные диспозиции (индивидуальные черты) - характеристики индивида, делающие человека уникальным.

Все черты личности находятся в определенных отношениях, но относительно независимы друг от друга.

Кеттелл выделяет гипотетические психические структуры - черты личности:

1) поверхностные черты - сопутствующие друг другу поведенческие характеристики личности, не имеют единой основы и непостоянны;

2) исходные черты - некие объединенные величины или факторы, определяют постоянство поведения человека и являются "блоками здания личности", всего их 16.

Исходные черты объединяют:

1) по происхождению:

а) конституциональные черты;

б) приобретенные черты;

2) по модальности:

а) черты-способности;

б) черты темперамента;

в) динамические черты.

По Дж. П. Гилфорду структура личности состоит из:

1) сферы способностей;

2) сферы темперамента;

3) гармонической сферы;

4) класса параметров патологии.

Каждая из этих составляющих включает в себя отдельные черты.

Типологии личности.

Типологии личности по И.П. Павлову. В основу типологии положена степень участия первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

И.П. Павлов выделил следующие типы личности:

1) художественный тип характеризуется преобладанием первой сигнальной системы правого полушария головного мозга. Личности данного типа обладают высокой эмоциональностью, развитым образным мышление м, яркостью воображения, непосредственностью и живостью восприятия реалий окружающего мира. Они склонны к различным видам искусства, к поэзии, музыке, театру, литературе. Романтизм у данного типа личности преобладает над скептицизмом;

2) мыслительный тип - активность второй сигнальной системы левого полушария головного мозга преобладает над первой. Личности данного типа склонны к детальному анализу жизненных ситуаций и явлений, весьма рассудительны, склонны к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Для них характерна общая сдержанность, умеренность чувств, которые преломляются и активно контролируются разумом. Люди мыслительного типа, склонны к научной деятельности, особенно в области точных наук: математике, физике, информатике и т. д.;

3) средний тип включает 80 % людей, характеризуется незначительным преобладанием рационального или эмоционального компонента психики.

Типологические особенности начинают проявляться в подростковом возрасте.

Типология личности по К.Г. Юнгу основана на:

1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида:

а) интроверсия - психическая активность направлена на феномены и содержания внутреннего мира субъекта его мысли, фантазии, переживания. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к "внутреннему голосу", ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему Поведение интроверта контролируется в большей степени внутренней мотивацией субъекта и практически не зависит от внешних обстоятельств;

б) экстраверсия - преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в большей степени обращен к миру внешних явлений и событий. Он склонен подчиняться "объективным" внешним требованиям или "притягательной силе" объекта.

Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют и взаимно дополняют друг друга;

2) доминирование одной из основных психических функций: мышления, чувства, ощущения или интуиции. Одна из функций является доминирующей, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне.

К.Г. Юнг выделил восемь типов:

1) мыслительный интроверт;

2) эмоциональный интроверт;

3) сенсорный интроверт;

4) интуитивный интроверт;

5) мыслительный экстраверт;

6) эмоциональный экстраверт;

7) сенсорный экстраверт;

8) интуитивный экстраверт.

Типология личности по Э. Шпрангеру основана на преобладании одной из шести универсальных ценностных ориентаций:

1) теоретическая главное - "истина";

2) экономическая - польза и выгода;

3) эстетическая - совершенная форма и гармония;

4) социальная - любовь и признание людей;

5) политическая - власть;

6) религиозная - Бог и душа.

Данные ценности присущи всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

 Деятельность и личность.

Понятия деятельность и личность имеют широкие связи. В процессе деятельности происходит формирование и развитие личности, будь то игра, общение или труд. Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений одной личности с обществом и другими личностями. Она требует помощи и участия других людей. Результаты деятельности оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей, представляющих собой конкретные личности. Деятельность личности всегда находит свое выражение не только в отношении к вещам, но и в отношении к другим людям. Для деятельности полноценных зрелых личностей характерна моральная и физическая взаимная поддержка в труде, коллективизм, трудовой энтузиазм.

Личность человека не только развивается в деятельности, но и проявляется в ней. Так, совместная общественно полезная деятельность дружного, организованного коллектива развивает у человека коллективизм, организованность, умение связать свои интересы с интересами коллектива. В основу разработанной А.С. Макаренко теории и практики воспитательной работы было положено ведущее влияние деятельности на формирование личности. Вся жизнь коллектива его воспитанников была организована на основе включения всех детей в различные виды деятельности, требующие проявления определенных качеств личности (целеустремленности, дисциплинированности, смелости, честности, ответственности, настойчивости).

Например, ночные походы и дежурства организованные Макаренко для защиты колонии от воров и недоброжелателей требовали от ребят преодоления страха, проявления выдержки и самообладания. Постепенно происходила выработка привычки к смелому поведению. Общая деятельность колонистов способствовала развитию у ребят чувства локтя, взаимопонимания и доверия.

Развитие различных видов деятельности, а одновременно и личности человека представляет собой сложный и длительный процесс.

У младенца активность ограничивается несколькими простейшими врожденными реакциями - оборонительными (сужение зрачка при ярком свете или громком звуке, крик и двигательное беспокойство при боли), пищевыми (сосание), лабиринтными (утихание при покачивании) и несколько позже - ориентировочно-исследовательскими (поворот головы к раздражителю, слежение за предметом и др.).

Первые условные рефлексы начинают формироваться у младенца с одиннадцатого-двенадцатого дня. На основе условных рефлексов в течение первого года жизни происходит развитие исследовательского поведения (хватание, рассматривание, манипулирование), с помощью которого ребенок накапливает информацию о свойствах предметов внешнего мира и осваивает координацию движений. Под влиянием обучения и подражания с года у ребенка начинает формироваться практическое поведение, которое помогает ему осваивать человеческие способы употребления вещей и их назначение.

С первых дней жизни ребенок начинает общаться с людьми, осваивать коммуникативное поведение, которое помогает ему добиваться удовлетворения своих потребностей и желаний. Ребенок начинает осваивать различные виды деятельности: общение, игру, обучение, труд. Постепенно, в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения деятельность ребенка принимает сознательные, целенаправленные формы, вырабатывается дисциплинированность и организованность.

Деятельность способствует развитию и различных психических процессов ребенка: восприятия, воображения, памяти, мышления. На их основе в процессе социализации происходит развитие индивидуальных свойств человека, происходит формирование темперамента, характера и способностей, которые составляют структуру личности.

 Социализация личности.

Социализация личности - это процесс усвоения и активного воспроизводства в общении и деятельности социального опыта.

Подразумевается, что человек (ребенок) изначально ассоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В процессе социализации происходит превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Нормы поведения и морали, усваиваемые человеком, зависят от того, в каком обществе он живет.

В процессе социализации происходит психологическое развитие личности, связанное с формированием образованности, воспитанности, обученности, возникновение и развитие основных социально-значимых свойств и социально-психологических свойств, которые обнаруживаются при непосредственном контакте с социальной средой.

Социализация имеет системный характер в связи с тем, что личность, малые и большие группы, общество и человечество в целом находятся в сложных иерархически-системных отношениях друг с другом.

Факторы социализации:

1) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

2) социально-психологические факторы социальной среды - это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

3) фактор собственной социальной активности человека.

Стадии социализации:

1) стадия первичной социализации - продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Происходит в малых социальных группах. Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации);

2) стадия индивидуализации - наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные: формальные организации, официальные учреждения, представители власти. В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия "мир и я" неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

б) изменение себя;

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его;

5) послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Понятие адаптации.

Адаптация - процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой.

Процесс адаптации осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Процесс биологической адаптации наблюдается тогда, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Организм и среда находятся в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, также постоянно должен осуществляется и процесс адаптации.

На психологическом уровне процесс адаптации происходит на основе успешного принятия решений, предвосхищения развития событий, результатов действий.

Психическая адаптация - это динамический процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющий индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ни ми значимые цели.

Психическая адаптация включает в себя ещё два аспекта:

1) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

2) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне "оперативного покоя"), подчёркивая при этом её системную организацию.

Ж. Пиаже рассматривал адаптацию как один из главных процессов интеллектуального развития ребенка. Как составляющие адаптации он различал аккомодацию (перестройка механизмов умственной активности с целью усвоения новой информации) и ассимиляцию (присвоение внешнего события и преобразование его в мысленное).

Социальная адаптация - это процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

Социальная адаптация характеризуется:

1) адекватным восприятием окружающей действительности и собственного организма;

2) адекватной системой отношений и общения с окружающими; способностью к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

3) изменчивостью (адаптивностью) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Социально-психологическая адаптация - это процесс взаимоотношения личности и социальной среды, при котором личность продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности.

Механизмы социально-психологической адаптации:

1) социальное воображение - способность понимать свой опыт и определять свою судьбу, мысленно помещая себя в реальные рамки данного периода развития общества, и осознавать свои возможности;

2) социальный интеллект - способность усматривать и улавливать ложные отношения и зависимости в социальной среде;

3) реалистическая направленность сознания;

4) ориентировка на должное.

Адаптация может осуществляться и с помощь защитных механизмов:

1) отрицание (игнорировании травмирующей информации);

регрессия (стереотипия, возврате к онтогенетическим более ранним инфантильным формам поведения);

2) вытеснение (неосознаваемое подавление отрицательного психического состояния путем устранения из сознания и перевода в бессознательное);

3) подавление (устранение болезненных событий на основе сознания);

4) рационализация (преодоление отрицательных психических состояний за счет оправдания тех или иных поступков);

5) сублимация (преобразования энергии инстинктивных влечений в социально-приемлемые способы деятельности) и др.

Если защитные механизмы адаптации дают сбой наблюдается явление дезадаптации, результатом которого является нарушение взаимодействия со средой.

Формирование и развитие личности по теории Э. Эриксона.

Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона является наиболее проработанной из всех теорий. Она исходит из принципа генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек в процессе своей жизни, приобретая не только положительные, но и отрицательные качества.

Он выделил восемь стадий развития личности:

1) младенчество (с рождения до 1 года). На этой стадии развитие ребенка в большей степени зависит от матери, которая кормит, успокаивает, дает ласку, заботу, формируя у ребенка доверие к людям, к миру. При плохом отношении матери к ребенку или отсутствии матери развивается недоверие к миру, устойчивый пессимизм;

2) позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) - формирование автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать свои отправления. Дети начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ними более независимо. Появляются локомоторные навыки (самостоятельное одевание, кормление), появляется установка "Я сам". В этот период вырабатываются навыки опрятности, аккуратности, формируется чувство стыда. Ребенок начинает понимать возможность наказания. При чрезмерной опеке у ребенка зарождается чувство сомнения в своих силах, при частых наказаниях - гипертрофированное чувство стыда и обиды;

3) раннее детство (от 3 до 5 лет) - происходит формирование чувства любопытства, предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Развивается живое воображение, заинтересованность, изучение окружающего мира. В процессе игры развивается воля, память, мышление ребенка. При ограничении активности ребенка, его инициативы, частых наказаниях у ребенка формируется пассивность, безразличие, вялость, безинициативность, гипертрофированное чувство вины;

4) среднее детство (от 5 до 11 лет) характеризуется развитием чувства трудолюбия, освоением элементарных культурных навыков, начинается обучение в школе. Формируется стремление к достижению успехов, коммуникативных навыков, развивается логическое мышление и самодисциплина. На этой стадии возможно появление чувства неполноценности или некомпетентности при сомнении в своих способностях, несоответствие расы или социально-экономического статуса общераспространенному в среде сверстников;

5) половое созревание (от 12 до 20 лет) - это период самоопределения в жизни, планирования будущего, выбора профессии, активного поиска себя и своей роли. На этой стадии почти все подростки, страдают от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают чувство своей беспомощности, душевного разлада и бесцельности, что проявляется путаницей ролей, моральных и мировоззренческих установок;

6) ранняя взрослость (от 20 до 25 лет) ориентирована на получение профессии и "устройство" своей жизни, интимные отношения с другим человеком как в социальном, так и в сексуальном и духовном плане. Нарушения на этой стадии проявляются в излишней поглощенности собой, неспособности устанавливать спокойные и доверительные личные отношения, что ведет к чувству одиночества, социальной изоляции;

7) взрослость (от 26 до 64 лет) - характеризуется активной трудовой деятельностью, созданием семьи, воспитанием детей. На этой стадии осуществляется выбор между продуктивностью и инертностью.

8) поздняя взрослость (от 65 лет до смерти) характеризуется пере

смотром и переоценкой своего жизненного пути, достижений и не

удач. Возможно принятие жизни как таковой и ощущение полноты и полезности жизни и отчаяние, ощущение напрасно прожитой жизни.

 Исследование личности.

Исследование маскулинности-фемининности личности проводится с помощью опросника, состоящего из 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется людьми, хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Обработка результатов заключается в подсчете совпадений ответа с ключом, за каждое совпадение начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соо тветствии со следующими формулами:

F=?ф/20,

М = ? м /20,

Где - ф - сумма баллов по феминности; ?м - сумма баллов по маскулинности Основной индекс IS или показатель андрогинности определяется как:

IS=(F-M)/2,322

Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности. При этом, в случае, когда IS меньше -2,025, говорят о ярко выраженной маскулинности. Для таких людей характерна независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе большое самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности - физическое Я.

Если индекс IS больше +1, то говорят о фемининности, если IS больше +2,025, - говорят о ярко выраженной фемининности. Для таких людей характерна уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.

При IS в пределах от -1 до +1 делает заключение об андрогинности. У таких людей черты феминности и мускулинности представлены гармонично и взаимодополняемы. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а, напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок.

Исследование уровня притязаний по методике Ф. Хоппе проводится индивидуально с помощью двух наборов карточек, на которых даны несложные задания, воспринимаемые как тест на общую эрудицию. Испытуемому предлагают решить задания, сложность которых возрастает от 1 до 12 и от 1а до 12а. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности. В какой последовательности будут решаться задания значения не имеет. Испытуемому говорят, что время решения строго ограничено и фиксируется по секундомеру. На самом деле экспериментатор, следя по секундомеру, может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время для выполнения задания и тем самым произвольно создавать ситуацию "успеха" или "неуспеха". Порядок выбора карточек фиксируется в протоколе. Выполненные задания отмечают знаком "+", невыполненные - знаком "-".

Обработка результатов заключается в оценке не интеллектуальных возможностей испытуемого, а особенности его поведения в зависимости от успеха или неуспеха, наличие или отсутствие тенденций к усложнению задания. Люди с устойчивым характером переходят к легким задачам после неудач и более сложным после успеха плавно, при эмоциональной неустойчивости резко. После небольшого успеха они могут выбрать самую трудную задачу, а после однократной неудачи - самую легкую. При выборе, не зависящем от успеха или неуспеха, рекомендуется провести допол нительное исследование, т. к. речь может идти о нарушениях психической деятельности.

Пособие для детских психологов: Комплект психологического развития ребенка

Познакомьтесь с нашей следующей статьей: Понятие характера и темперамента