Характер

Характер - это устойчивое индивидуальное сочетание особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении к себе, к другим людям, к вещам, к выполняемой работе.

Под индивидуальными особенностями характера подразумевают, в первую очередь, волевые качества личности (степень настойчивости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности, готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль). Однако, сюда включаются чувствительность и эмоциональность личности (жизнерадостность, угнетенность и т. д.), а также умственные способности (вдумчивость, легкомыслие и др.).

Характер проявляется в особенностях деятельности, которой занимается человек (в степени ее трудности, в наличии препятствий и т. д.), в общении с другими людьми (в манере поведения, способах реагирования на д ействия и поступки людей и т. д.).

На содержание характера оказывают влияние общественные воздействия, жизненная направленность личности, ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д.

Характер - это не просто любое, проявление твердости, упорства и т. п., а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Наличие жизненных целей является главным условием образования характера. Для бесхарактерного человека свойственно отсутствие или разбросанность целей.

В понятие человека с характером обычно вкладывается представление о способности этого человека проявлять свою волю, настойчивость, целеустремленность и упорство.

Ведущим компонентом сформировавшегося характера является система убеждения, которая определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важно сти дела, которое он выполняет. Устойчивые и глубокие интересы человека тесно связаны с особенностями характера. Поверхностность и неустойчивость интересов ведет к подражательности, недостатку самостоятельности и цельности личности человека.

Характер человеческой личности отличается многогранностью. Отдельные свойства характера, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях, называются его чертами или сторонами. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания.

Формирование, развитие и функционирование характера тесно связано с темпераментом, являющимся его динамической составляющей. При определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организаторские и коммуникативные способности легче выработать сангвинику и холерику, чем флегматику и меланхолику.

Характер человека представляет собой совокупность врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.

Черты характера связаны и зависят друг от друга, образуя целостную организацию, которая называет структурой характера. Она включает три группы черт:

1) черты, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности (рациональность, расчетливость и др.);

2) черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др.);

3) черты, непосредственно связанные с темпераментом (тревожность-спокойствие, импульсивность-сдержанность и т. д.).

Среди черт характера выделяют ведущие черты, задающие общую направленность характера и второстепенные черты, которые могут гармонировать или не гармонировать с основными.

Типология характера.

Существуют различные типологии характера, которые исходят из ряда общих идей:

1) формирование характера человека происходит довольно рано, на протяжении остальной его жизни характер является достаточно устойчивым;

2) сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными, а образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров;

3) в соответствии с этой типологией, большая часть людей может быть разделена на группы.

Психоаналитическая типология характеров исходит из фиксации субъекта на определенном способе удовлетворения, присущем той или иной стадии его психосексуального развития.

Выделяются следующие типы характеров (по Фрейду):

1) оральный характер содержит выраженные элементы оральной фиксации раннего детства. Характерна зависимость от других в сохранении самоуважения, внешней поддержки. В качестве компенсации любви и защищенности, а также для избегания депрессивного состояния развивается чревоугодие, выпивка, курение как следствие инфантильной ассоциации безопасности и комфорта с кормлением;

2) анальный характер проявляется повышенной бережливостью, раздражительностью, педантичностью, скупостью, упрямством, подчеркнутой аккуратностью, что связано с непосредственной анальной фиксацией, которая возникает при приучении ребенка к культуре отправлений кишечника;

3) уретральный характер выражается честолюбием и склонностью к соперничеству, как компенсаторной реакции на подавленное чувство стыда;

4) фаллический характер отличает беспечность, решительность и самоуверенность, которые представляют собой лишь неосознанную защитную реакцию на не преодоленный в детстве страх кастрации;

5) генитальный характер проявляется хорошей коммуникабельностью, сопряженной со способностью к достижению генитального оргазма.

Конституциональные типологии характера фактически отождествляют характер с темпераментом и связывают их с особенностями телосложения.

Выделяют три типа характера:

1) астенический тип характеризуется небольшой толщиной тела в профиль при среднем или выше среднего росте, тонкой кожей лица и тела, узкими плечами, тонкими руками, удлиненной плоской грудной клеткой со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями;

2) атлетический тип проявляется сильно развитым скелетом и мускулатурой при среднем или высоком росте, с широкими плечами, мощной грудной клеткой;

3) пикнический тип отличается склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате, сильно развитыми внутренний полостями тела (головы, груди, живота).

Неофрейдистская типология подчеркивает значение социально-психологических и социокультурных факторов в становлении характера:

1) обособленный тип ориентирован на формирование защитной установки от людей;

2) уступчивый тип ориентирован на людей (движение к людям), в гипертрофированном виде выражается зависимостью и беспомощностью;

3) враждебный тип ориентирован против людей, характерна предопределяющая враждебность, стремление к доминированию и эксплуатации.

Социальная типология характера по Э. Фромму связана с разработкой понятия "социальный характер":

1) рецептивный тип характеризуется пассивностью, зависимостью от других;

2) эксплуатирующий тип стремится достичь поставленных целей за счет использования других людей;

3) накопительный тип видит решение проблем в накоплении материальных или иных благ;

4) рыночный тип характеризуется формулой: "все покупается и все продается", для него все является товаром;

5) продуктивный тип проявляется независимостью, творческой и социальной активностью, способностью к безусловной любви и созиданию.

Акцентуации характера и их типы.

Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего наблюдается избирательная уязвимость в отношении некоторых психогенны х воздействий.

Акцентуации могут быть различной степени выраженности. В зависимости от этого различают явные и скрытые акцентуации. Последние проявляются только в экстремальных ситуациях. В отличие от психопатий и расстройств личности это всегда крайние варианты нормы. С годами акцентуации характера могут существенно сглаживаться.

Родоначальник данной типологии К. Леонград выделил 12 типов акцентуации:

1) гипертимный (гиперактивный) тип характеризуется приподнятым настроением, повышенной разговорчивостью, веселостью, энергичностью. Люди данного типа отличаются самостоятельностью, стремлением к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряют грань дозволенного. У них отсутствует самокритичность. Они находчивы, умеют ловчить, изворачиваться, плохо переносят жесткую дисциплину;

2) циклоидный тип проявляется сменой периодов повышенного настроения периодами подавленности. Такие перепады настроен ия являются систематическими. В гипертимной фазе циклотимики проявляют бурную радость, жажду деятельности, словоохотливость, в дистимной - погружены в свои переживания, эмоционально подавлены, мышление заторможено;

3) дистимичный тип является антиподом гипертимного типа и характеризуется постоянно пониженным настроением. Люди данного типа часто грустят, замкнуты, немногословны, пессимистичны. Они тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся;

4) эмоционально-лабильный тип проявляется крайней изменчивостью настроения, чрезмерной чувствительностью. Перепады настроения происходят по незначительным поводам, люди данного типа излишне чувствительны к замечаниям, неудачам;

5) застревающий тип отличает высокая устойчивость аффекта, длительность. Люди этого типа "застревают" на своих чувствах, мыслях, не могут забыть обид. При оскорблении они склонны "сводить счеты", для них характерна служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным конфликтам;

6) демонстративный характеризуется выраженным тщеславием, стремлением быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: через ложь, болезни, слезы, обморок и т. д. Для людей этого типа характерна манерность, самовосхваление, преувеличение своих достоинств. Они легко забывают о своих неблаговидных поступках, но долго помнят свои достижения;

7) возбудимый тип проявляется повышенной агрессивностью, угрюмостью, раздражительностью, несдержанностью, занудливостью, которые могут маскироваться лестью и услужливостью. Люди этого типа склонны к конфликтам, хамству и нецензурной брани;

8) педантичный тип отличается повышенной осторожностью и нерешительностью, которые выражаются в повышенной аккуратности и любви к порядку;

9) психастенический тип характеризуется повышенной тревожностью, пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе;

10) экзальтированный тип отличается бурной эмоциональной реакцией на происходящее, повышенной отвлекаемостью на внешние события, словоохотливостью и влюбчивостью;

11) шизоидный тип известен как образец замкнутости. Хотя контакты с другими людьми у него не затруднены, общение происходит только по необходимости. Свойственна повышенная ранимость, погруженность в себя, сокрытие переживаний. Холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) конформный тип отличается высокой общительностью, словоохотливостью. Люди этого типа живут "как все", своего мнения не имеют, предпочитают подчиняться.

 Формирование характера.

В настоящее время считается, что характер не является врожденным свойством личности и формируется в течение жизни человека. Однако, черты характера, связанные с темпераментом являются врожденными.

В формировании и развитии характера ребенка основную роль играет его общение с окружающими людьми. Ребенок усваивает формы поведения окружающих его взрослых людей через подражание и эмоциональные подкрепления.

Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в возрасте от 2-3-х до 9-10 лет, который является сензитивным периодом для становления характера, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. В это период взрослые близкие люди пользуются безграничным доверием ребенка, имея возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Особое влияние на формирование характера оказывают условия жизни ребенка, семья, в которой он растет, моральные и ценностные ориентации ее членов, отношения их к нему и между собой. Особенно это относится к обращению с ребенком матери. Ребенок часто перенимает тот стереотип поведения матери и отца в отношении него и спустя м ного лет использует его в обращении со своими детьми. Формирование характера происходит как благодаря общению со взрослыми людьми и сверстниками, так и на основе книг, радио, телевидения, школы, традиций и т. д.

В формировании характера большое значение имеет деятельность, свойственная соответствующему периоду: игра, учеба, труд.

Наиболее рано, ещё в первые месяцы жизни, в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Они определяются способом обращения матери со своим ребенком.

В дошкольном детстве начинают складываться и такие свойства характера как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие "деловые" качества. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Причем сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку, стимулируются. В этом возрасте уже обрисовываются и первые контуры характера.

С поступлением в школу ребенок сталкивается с новыми строгими правилами и школьными обязанностями, которые формируют в нем аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, организованность и т. д. Кроме того, в школе происходит расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей и взрослых-учителей, что способствует формированию у него коммуникативных черт характера. Те черты личности, которые ребенок приобрел в домашних условиях, получая поддержку в школе, закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. При несовпадении черт характера и требований к ним происходит ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Она обычно приводит к частичному изменению черт характера и компромиссу между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

Формирование волевых черт характера происходит в подростковом возрасте. В ранней юности закладывают базовые нравственные, мировоззренческие основы характера. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сформированным. Однако корректировка характера происходит в течение всей жизни человека.

 Исследование характера.

Исследование склонности к риску проводят в группе или индивидуально с помощью опросника А.Г.Шмелева, состоящего из 50 вопросов. Испытуемого просят внимательно прочитав каждое утверждение, ответить, верно ли оно по отношению к нему или нет. Если верно, то в листе ответов против номера утверждения ставится знак "+", а нет - "-".

Обработка и анализ результатов состоит в получении показа теля величины склонности к риску (Пр) как черты характера. Показатель подсчитывают по числу совпадений ответов с ключом. Чем выше показатель склонности к риску, тем больше склонность. Так, склонность к риску считается высокой, если Пр равен или более 30, средним, если величина Пр от 11 до 29, низким, если Пр ниже 11.

Для определения искренности испытуемого к исследованию в опроснике даны утверждения, согласие с которыми свидетельствует об искренности отвечающего, а несогласие - о неискренности. В случае недостоверности результатов тестирование рекомендуется повторить.

Исследование волевой саморегуляции проводится с одним испытуемым или с группой с помощью тест-опросника А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана, содержащего 30 вопросов. Испытуемого просят, внимательно прочитав каждое утверждение, ответить, верно ли оно по отношению к нему или нет. Если верно, то в листе ответов против номера утверждения ставится знак "+", а нет - "-".

Обработка и анализ результатов состоит в определении величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам "настойчивость" (Н) и "самообладание" (С). Индексы подсчитываются по числу совпадений ответов с ключом.

Уровень развития волевой саморегуляции, т. е. способность сознательно управлять своими действиями, характеризуется такими свойствами, как настойчивость и самообладание.

Если величина индексов по шкалам В, С и H выше средних значений каждой из шкал, то есть выше 12, 8 и 6 соответственно, то уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания является высоким.

Подобные личности характеризуются активностью, независимостью, уверенностью в себе, реалистичностью планов (шкала "В"), они настойчивы, стремятся все довести до конца, не отвлекаясь на другие дела и соблазны, они полностью подчиняют свое поведение общественным нормам (шкала "С"), им свойственно внутреннее спокойствие, уверенность в себе, готовность к восприятию нового (шкала "Н").

Низкий балл по шкале "В" наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Низкие значения по шкале "С" свидетельствуют о повышенной лабильности, импульсивности, непоследовательности поведения. Людям с низкой величиной шкалы "Н" свойственна спонтанность, импульсивность, обидчивость и предпочтение традиционных взглядов.

Нельзя однозначно говорить о предпочтительности высоких показателей над низкими, так как высокие уровни часто отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. В отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Обе крайние категории требуют коррекции.

Исследование акцентуаций характера проводится индивидуально или в группе по опроснику Шмишека. Испытуемого просят, внимательно прочитав каждый вопрос, ответить на него ДА или НЕТ. При положительном ответе в листе ответов против номера вопроса ставится знак "+", при отрицательном - " -".

Обработка и анализ результатов заключается в подсчете количества совпадающих с ключом ответов, которое умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

 Понятие темперамента.

Темперамент - это присущие человеку от рождения устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальное существо. Он одинаково проявляется в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов и остается постоянным в зрелом возрасте.

От темперамента зависит характер протекания психических процессов:

1) скорость возникновения и устойчивость психических процессов (скорость восприятия, мышления, длительность запоминания и т. д.);

2) ритм и темп психической деятельности;

3) интенсивность психических процессов (сила воли, сосредоточенность внимания и др.);

4) направленность психической деятельности (стремление к достижению цели, к контактам с другими людьми, к признанию и т. д.).

Темперамент является достаточно устойчивым свойством личности, он проявляется одним и тем же образом в различных видах деятельности человека при различных ситуациях: в разговоре, в поведении, в походке, при выполнении работы или на отдыхе. Однако, темперамент хорошо поддается корректировке при постоянной работе над собой. Формирование свойств темперамента происходит в процессе деятельности человека и во многом определяются направленностью личности.

Особенности темперамента тесно связаны с особенностями общения и в значительной степени определяют психологическую совместимость или несовместимость людей.

Темперамент является основой, на которой формируется характер человека.

Не существует плохих и хорош их темпераментов. При любом темпераменте у человека могут развиться и положительные и отрицательные качества.

Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, в связи с чем, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Существует несколько путей приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор;

2) приспособления темперамента к деятельности;

3) преодоление отрицательного влияния темперамента;

4) формирование индивидуального стиля.

Свойства темперамента:

1) активность характеризует интенсивность воздействия человека на внешний мир и его способность к преодолению препятствий в достижении целей (целенаправленность, настойчивость и т. д.);

2) реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (критику, жизненные трудности);

3) соотношение активности и реактивности показывает, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, самочувствия) или от целей, убеждений и принципов;

4) сензитивность или чувствительность - определяет силу воздействия для возникновения реакции и скорость её возникновения;

5) пластичность - ригидность - степень приспособления человека к внешним воздействиям;

6) темп реакций - скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, скорость мыслительных процессов, динамика жестов);

7) экстраверсия - интраверсия определяет преимущественную направленность активности личности (на внешний мир - у экстраверта, на внутренний мир - у интраверта);

8) эмоциональная возбудимость определяется силой воздействия, необходимой для возникновения эмоциональной реакции и скорость её возникновения;

9) впечатлительность - степень воздействия различных раздражителей на силу ответной реакции и время сохранения их в памяти;

10) импульсивность - склонность к необдуманным, спонтанным действиям;

11) тревожность - склонность к беспокойству.

93. Типы темперамента.

Первую типологию темпераментов, которой пользуются до сих пор, предложил Гиппократ, который считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей его организма преобладает. У сангвиников преобладает кровь (лат. "сангвис"), у холериков - желчь ("холе"), у флегматиков - слизь ("флегма"), у меланхоликов - черная желчь ("мелана-холе").

Холерик обладает легко возбудимой нервной системой, для которой характерно преобладание возбуждения над торможением. Для холерика свойственна быстрота реакции, частая необдуманность решений. Он не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, несдержанность, резкость движений, вспыльчивость, порывистость, необузданность. У холериков неуравновешенность нервной системы проявляется в быстрой смене настроения, состояния активности и бодрости. Увлекшись каким-нибудь делом, холерик страстно, с полной отдачей работает, но быстро остывает, т. к. сил ему хватает ненадолго, и он продолжает работать без воодушевления, а иногда и бросает дело на "пол пути". При этом появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередование положительных и отрицательных циклов обусловливает неровность поведения и самочувствия холерика, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник характеризуется наличием сильной, уравновешенной, подвижной нервной системы, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Он обычно жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Благодаря большой подвижности его нервной системы для сангвиника характерна изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокая приспособляемость к новым условиям. Сангвиник обладает большой продуктивностью, которая проявляется лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации сангвиник активно и обдуманно защищает себя. Для сангвиника характерно быстрое установление социальных контактов, общительность. Сангвиник часто бывает душой кампании. Он легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, но в отношении к людям он может быть изменчив и непостоянен.

Флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, что проявляется в медленной реакции, неразговорчивости, эмоциональной холодности. Он хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, обладает высокой работоспособностью, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Флегматик прочно запоминает и усваивает информацию, но не способен отказаться от выработанных стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Для флегматика характерно стабильное, ровное настроение. Даже в критических ситуациях он остается внешне спокойным.

Меланхолик обладает слабой нервной системой. Для него характерна повышенная чувствительность даже к слабым раздражителям. Сильный раздражитель может вызвать у него нервный срыв, растерянность. Поэтому в стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Обладая повышенной чувствительностью, он быстро утомляется, склонен отдаваться переживаниям, часто грустит, подавлен, неуверен в себе, тревожен. Благодаря высокой чувствительности, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

94. Физиологические основы темперамента.

Изучением физиологической основы темперамента занимался И.П. Павлов. Изучая работу больших полушарий головного мозга, он установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной системы. Павлов выделял три свойства темперамента, по которым наблюдались типологические различия темпераментов: сила, уравновешенность и подвижность.

Сила нервной системы - это способность нервной системы выдерживать сильное возбуждение и длительное торможение, в ее работоспособность. По этому показателю возможны два типа нервной системы: сильная и слабая. Сильная нервная система реагирует на сильные раздражители сильными процессами возбуждения, слабая - слабыми процессами возбуждения и торможения.

Уравновешенность - степень пропорциональности соотношения процессов возбуждения и торможения. По данной характеристике возможно три варианта нервной системы: уравновешенный, с преобладанием процессов возбуждения или торможения. При преобладании возбуждения над торможением наблюдается быстрое формирование условных рефлексов и медленное их угасание. При преобладании торможения над возбуждением наблюдается замедленное образование условных рефлексов и быстрое их угасание.

Подвижность - способность нервной системы быстро реагировать на смену одного процесса другим.

Павлов установил, что сангвиническому темпераменту соответствует сильный, уравновешенный, быстрый тип нервной системы; флегматическому - сильный, уравновешенный, медленный тип; холерическому - сильный, неуравновешенный быстрый тип; меланхолику-слабый, неуравновешенный, медленный тип. Большинство людей обладают неярко выраженными смешанными типами нервной системы, которые дают определенные смешанные типы темперамента.

Дальнейшие исследования показали, что свойств нервной системы гораздо больше. Так, были выявлены такие свойства нервной системы, как лабильность - скорость возникновения и протекания нервных процессов, динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлек сов, концентрированность, активность и др. В связи с этим, характеристики типов темперамента подверглись уточнению.

Так, по направленности личности К.Юнгвыделил экстравертивный и интравертивный тип темперамента. Экстравертивный тип людей направлен на активное взаимодействие с внешним миром, для них характерна общительность, импульсивность, жажда новых впечатлений, повышенная двигательная и речевая активность. Интроверты характеризуются направленностью на свой внутренний мир, склонностью к самоанализу, замкнутости. Социальная адаптация у них затруднена, речь и движения замедлены.

Г. Айзенк добавил к экстраверсии и интроверсии Юнга эмоциональную устойчивость и нейротизм, характеризующийся неустойчивостью эмоциональной сферы, резкими колебаниями настроения, непостоянством интересов и т. д.

На основе указанных сочетаний Г. Айзенк по-новому описал 4 основных типа темперамента:

Сангвиник - сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости;

холерик - сочетание экстраверсии и эмоциональной неустойчивости;

флегматик - сочетание интраверсии и эмоциональной устойчивости;

меланхолик - сочетание интроверсии и эмоциональной неустойчивости.

Тип темперамента является достаточно устойчивой характеристикой, что связано с врожденными анатомо-физиологическими особенностями нервной системы. Однако отмечается возможность влияния на темперамент некоторых прижизненных факторов, таких как условия воспитания, перенесенные в раннем возрасте заболевания, черепно-мозговые травмы, особенности питания, возрастные и гормональные изменения.

95. Исследование темперамента.

Исследование свойств темперамента проводится индивидуально или в группе с помощью тест-опросника В.М. Русалова, состоящего из 105 вопросов. Испытуемому предлагается ответить на 105 вопросов, представив типичные ситуации и дать первый пришедший в голову ответ: Да или Нет. При этом ег о предупреждают, что "плохих" и "хороших" ответов не существует.

Обработка результатов состоит в получении ряда показателей свойств темперамента, которые подсчитываются по количеству совпадений с ответами "Да" и "Нет", приведенными в ключе.

Показатель предметной эргичности "Эр" - отражает уровень потребности человека в освоении предметного мира, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности в трудовую деятельность.

Показатель социальной эргичности "СЭр" - характеризует уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремление к лидерству, об общительности и вовлеченности в социальную деятельность.

Показатель пластичности "П" - отражает легкость переключения с одного предмета на другой, быстроту перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм деятельности.

Показатель социальной пластичности "СП" - определяет степень легкости переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных форм и форм социального контакта.

Показатель темпа "Т" - характеризует скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

Показатель социального темпа "СТ" - помогает установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.

Показатель эмоциональности "Эм" - предназначен для оценки эмоциональной чувствительности к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительности к неудачам в работе.

Показатель социальной эмоциональности "Сэм" - показывает эмоциональную чувствительность в коммуникативной сфере (чувствительности к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей).

Показатель контроля социальной желательности "К" - это показатель искренности ответов. Чем больше показатель "К", тем меньше искренности, и, наоборот. При искренних и честных ответах "К" не превышает 5.

Каждое из свойств темперамента оценивается отдельно. Уровень свойства считается низким при показателе в пределах 0-3, средним при показателе от 4-8 и высоким при показателе 9-12.

Исследование силы нервной системы проводится в два этапа при помощи темпинг-теста.

На первом и втором этапе испытуемому предлагают проставить карандашом как можно больше точек в шести квадратах на бланке, переходя с одного квадрата на другой по направлению часовой стрелки по команде экспериментатора через 5 с. На первом этапе проставление точек идет правой рукой, на втором - левой. Второй этап начинается вслед за первым.

Обработка результатов включает подсчет количества точек в квадратах первого и второго бланка. Затем строятся графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абсцисс откладывают пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Выпуклый график говорит о сильном типе нервной системы, ровный график - о среднем типе, вогнутый график или график со снижением темпа через 10-14 с. - о средне слабом типе; нисходящий - о слабом типе. При значительном расхождении графиков правой и левой рук исследование повторяют.

Пособие для детских психологов: Сборник нейротренажёров "Тренировка для ума"

Познакомьтесь с нашей следующей статьей: Понятие способностей и задатков