Способности

Способности - это совокупность психологических особенностей человека, от которых зависит успешность различных видов его деятельности и приобретения знаний, умений, навыков.

Выделяют следующие признаки способностей:

1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, воли, общения, двигательных реакций и др.);

2) способностями называют не вс е индивидуальные особенности, а только те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или нескольких видов деятельности. Особенности личности, неспособствующие успешности деятельности (вспыльчивость, вялость, безразличность) способностями не являются;

3) способности облегчают и ускоряют получение навыков, умений и знаний, но сами не сводятся к навыкам, умениям или знаниям человека.

Способности к той или иной деятельности не являются врожденными качествами личности. Врожденными являются только задатки составляющие природную основу развития способностей.

Детская нейпропсихология
Дистанционный курс для психологов, логопедов, дефектологов!

Акция! Нейропсихология - дистанционный курс! Доступ на 2 года!

Задатки

Задатки - это морфологические и функциональные особенности мозга и нервной системы, органов чувств и движения данные каждому от рождения и выступающие в качестве природных предпосылок развития способностей.

К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временны х нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность.

Выделяют три уровня свойств нервной системы:

1) общие свойства - охватывают весь мозг человека и характеризуют динамику его работы в целом;

2) комплексные свойства - проявляются в особенностях работы отдельных участков мозга;

3) простейшие свойства - характеризуют работу отдельных нейронов.

В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем.

По типу преобладания той или иной сигнальной системы И.П. Павлов различал три типа высшей нервной деятельности:

1) художественный тип (преобладание первой сигнальной системы) - характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность;

2) мыслительный тип (преобладание второй сигнальной системы) - характерна склонность к анализу, систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению;

3) уравновешенный тип - тип нервной системы, для которого характерна уравновешенность сигнальных систем.

Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.

Один и тот же задаток может реализовываться в различных типах способностей. В зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность на основе одного задатка могут выработаться разные способности. Задатки могут обусловить своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Способности не просто сосуществуют друг с другом. Они изменяются, приобретая качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

Задатки являются лишь одним из условий развития и формирования способностей. Способности являются динамически м понятием. Они существует только в движении и развитии. Даже самые хорошие задатки для превращения их в способности требуют развития в соответствующей деятельности. Раннему пробуждению задатков способствует благоприятная среда, воспитание и обучение.

Классификация способностей.

Способности принято различать по направленности на природные и специфические.

Природные способности - это способности общие для человека и животных (восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление). Природные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Формирование способностей происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. п.;

Специфические способности - формируются на основе природных способностей.

Специфические особенности различаются на:

1) общие - это способности, которые свойственны для большинства людей и определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. К числу общих способностей человека относятся мыслительные способности, способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми (способность правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, способность к речи, мимике, жестам и т. д.). Способности к общению являются социально обусловленными и формируются у человека в процессе его жизни в обществе;

2) специальные высшие интеллектуальные способности - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (литературные, художественно -творческие, музыкальные, математические, технические, спортивные и др.). Они подразделяются на:

а) теоретические способности (склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и практические способности (способности к конкретным практическим действиям). Теоретические и практические способности обычно не сочетаются друг с другом. Их сочетание встречается лишь у одаренных, разносторонне развитых людей;

б) учебные (определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков) и творческие способности (определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и т. д.). Развитие творческих способностей возможно лишь на основе накопленных знаний, т. е. творческие способности не могут развиться без наличия учебных способностей. Учебные способности могут развиваться без развития творческих способностей. Так, большинство людей, окончивших высшие учебные заведения, обладают развитыми учебными способностями, но лишь некоторые из них способны к творчеству. Обе группы способностей имеют огромное значение для человечества в целом и одного конкретного человека в частности. Так, если бы человечество было лишено возможности творить, оно было бы не в состоянии развиваться. При отсутствии у человека учебных способностей люди были бы не в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями, что также препятствовало бы развитию.

Общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга. Чем выше развиты общие способности, тем больше условий для развития специальных условий. У человека могут быть одновременно высоко развиты различные виды как общих, так и специальных способностей. В некоторых случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности.

Взаимодействуя друг с другом, способности видоизменяют друг на друга. Особенно сильным такое влияние становится тогда, когда речь идет о взаимозависимых способностях.

Каждая деятельность предъявляет свои особые требования к развитию общих и специальных способностей, в связи с чем многогранно развитая личность имеет больше возможностей к успешной деятельности.

 Концепции способностей.

Существует большое количество различных теорий на природу человеческих способностей, которые могут быть разделены на три основные концепции.

Одной из концепций, родоначальником которой можно считать Платона является концепция о врожденном характере способностей, которые лишь изменяются под влиянием обучения и воспитания. Доказательством чему служит наличие фактов индивидуальных различий, отмечающихся у детей в том возрасте, когда обучение и воспитание, еще не могли оказать свое влияние (способности к музыке проявились у Моцарта уже в три года, у Гайдна - в четыре). Ф. Гальтон и Котсобратил и внимание на наличие родственных связей между одаренными людьми, что говорит о наследственной природе способностей. Примером могут служить семьи Бахов, Трубецких (давших миру Пушкина и Толстого), Андреевых, а также многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов и т. д. Однако, существует еще больше примеров, когда выходцы из простого народа, получив образование, делали гениальные открытия (М. Ломоносов и др.).

Последователями концепции наследственной природы способностей выдвигались также предположения о связи способностей человека с массой его мозга и зависимости психических особенностей человека от наружной формы черепа (френология). Однако оба эти предположения не получили научных подтверждений и были отвергнуты.

Данная концепция находит свое подтверждение и в результатах современных исследований, проводимых с применением близнецового метода, показывающего совпадение способностей и уровня их развития внутри монозиготных пар (однояйцевых близнецов) в 70-80 % случаев, а в парах сибсов (братьев и сестер, не являющихся близнецами) лишь в 40-50 %. Это говорит о тесной связи способностей или, по крайней мере, задатков с наследственностью. Такие же результаты были получены и при исследовании гомо- и гетерозиготных близнецов, воспитывавшихся вместе и отдельно.

Исследования показали, что у гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, не наблюдалось существенных различий в уровне развития способностей.

Концепция о приобретенной природе способностей. Сторонники данной концепции считают, что способности целиком определяются качеством воспитания и обучения, приводя в пример детей из примитивных племен, которые, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Они считают, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Подтверждают эту концепцию и случаи развития детей вне человеческого общества, которые показывают невозможность собственно человеческого развития вне общества. В пользу данного подхода также говорят факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур.

У. Эшби утверждает, что способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. На основе этой программы одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили.

Концепция биосоциальной природы способностей - способности человека по своей природе имеют как биологические, так и социальные детерминанты развития. Данной концепции придерживается и отечественная психология. Она не признает врожденности способностей, врожденный характер имеют лишь задатки и особенности строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Однако, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Для их развития необходимы специальные социальные условия.

Способности и деятельность.

Понятие способности не существует само по себе, оно всегда связано с деятельностью. Совокупность психических качеств, которая выступает как способность, в конечном итоге определяется требованиями конкретной деятельности. Для различных видов деятельности развиваются различные способности.

Структура способностей к какому-либо виду деятельности включает в себя ряд отдельных способностей. Так, структура математических способностей включает способность к соответствующим математическим действиям, обобщению математического материала, гибкость мыслительных процессов и т. д. Наличие способностей к одним видам деятельности не исключает наличие способностей к другим видам деятельности. Однако способности, способствующие выполнению одного вида деятельности, могут принимать участие в выполнении других не обязательно близких видов деятельности. Например, способность к созданию ярких наглядных образов памяти может успешно использоваться в литературной, педагогической, медицинской деятельности, в черчении.

Особенности личности, образующие структуру конкретных способностей условно разделяются на ведущие и вспомогательные. Так, к ведущим особенностям врача относятся любовь к людям, сострадательность, желание помочь и облегчить страдания, способность к анализу, синтезу и дифференциации, к вспомогательным терпение, упорство, тактичность.

Возможно замещение одних способностей другими, обычно выполняющих вспомогательную функцию. Например, слабое развитие способности механического запоминания текста может замещаться логическим запоминанием.

Способности и деятельность не являются тождественными друг к другу понятиями. Человек может быть хорошо технически образован и подготовлен, но мало способен к какой-либо деятельности и наоборот. Так, известны люди, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

Способность является лишь предпосылкой к освоению определенных видов деятельности, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Для развития способностей в определенной деятельности необходимы соответствующие условия: специальное обучение, творчески работающие педагоги и т. д.

Способности не только проявляются в деятельности, но и развиваются благодаря деятельности. Но не всякая деятельность развивает способности личности. Существуют такие виды деятельности, которые наоборот, отвлекают и даже тормозят развитие основных способностей. Например, если человек имеющий музыкальные наклонности, вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, то эта деятельность вряд ли будет развивать заложенные в нем способности.

К показателям развития способностей в той или иной области человеческой деятельности могут служить темп усвоения, его легкость и быстрота.

Способный человек при прочих равных условиях (уровня подготовленности, лимита времени, наличия знаний, умений и навыков и т. д.) получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Способности нельзя свести лишь к одному какому-либо свойству, так как любая деятельность сложна и многообразна. Достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Требования, которые предъявляет деятельность к физическим и психическим силам человека могут быть разнообразны. Если личность обладает этими свойствами, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. В случае, если подобные свойства не обнаруживаются, человек оказывается неспособным выполнять ту или иную деятельность.

 Развитие способностей.

"Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высок ого уровня" (С.Л. Рубинштейн).

Формирование способностей ребенка происходит постепенно через овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Оно идет в несколько этапов на основе врожденных задатков.

На первом этапе происходит созревание необходимых для развития способностей органических структур, формирование на их основе функциональных систем, совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Он начинается с момента рождения и продолжается до шести-семи лет. В этот период происходит развитие у ребенка общих способностей, на основе которых происходит развитие специальных способностей.

Развитие специальных способностей продолжается в школе, в институте и дальше в течение всей жизни. Стимулом к развитию специальных способностей являются детские игры, в процессе которых происходит развитие не одной, а многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей.

В процессе развития каждый человек проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Так, в возрасте двух-трех лет происходит интенсивное развитие устной речи, возраст пяти-семи лет наиболее благоприятен для овладения чтением. Эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности не имеют четких границ и индивидуальны для каждого ребенка. Однако, если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно.

Под влиянием учебной и различных видов трудовой деятельности происходит дальнейшее развитие и совершенствование специальных способностей. Однако, развитию ребенка способствуют только те виды деятельности, которые заставляют ребенка думать, создавать что-то новое, открывать для себя новое знание, новые возможности. Творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Особенно благоприятно сказывается на развитии способностей ребенка творческая деятельность, находящаяся в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка.

На развитие способностей оказывают влияние также особенности семейного воспитания, особенности общества, в котором происходит развитие человека, его профориентация.

Существует две концепции профориентации:

1) диагностическая - основана на определении с помощью тестов пригодности индивида к тому или иному виду профессии. Эта концепция не учитывает желаний и стремлений самого субъекта, которому пассивная роль;

2) воспитательная - концепция направленная на подготовку индивида к профессиональной жизни, на основе его самоопределения в соответствии с запланированными воспитательными воздействиями.

В отечественной психологии к решению данной проблемы подходят комплексно: учитываются способности индивида, его склонности и оказывается помощь ему в подготовке к будущей профессии.

Е.А. Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности:

1) непригодность к данной профессии;

2) годность к той или иной профессии;

3) соответствие данной профессии;

4) призвание к данной профессиональной области деятельности.

101. Уровни развития способностей

Выделяют несколько уровней развития способностей, одним из которых является одаренность.

Одаренность - это уровень развития способностей, который обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Для успешного воплощения этой возможности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками.

В структуре способностей можно выделить ведущие и вспомогательные способности. Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут сенсомоторные качества руки художника, чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и т. д. Вспомогательными качествами будут являться эмоциональное отношение к изображаемому, свойства художественного воображения и т. д.

Оба компонента способностей образуют единство, обеспечивая успешность деятельности. Ведущие качества способствуют формированию вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности.

Одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, нельзя свести к набору конкретных показателей, так как сочетание способностей и их проявление всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Возможно лишь установить наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития.

Другим уровнем развития способностей является мастерство - совершенств способностей в конкретном виде деятельности. Мастерство нельзя ограничить соответствующей суммой готовых умений и навыков. Для него характерно отсутствие разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения, психологическая готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Следующим уровнем развития способностей человека является талант, т. е. высокий уровень развития специальных способностей (спортивных, музыкальных, математических, литературных и т. д.).

Талант является сочетанием способностей, а не отдельной даже очень высокоразвитой, но изолированной способностью. Талант проявляется и развивается в деятельности, которая у талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Талант может проявляться в любой человеческой деятельности. Однако, развитие талантов в той или иной области является общественно обусловленным явлением. Потребности эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом определяет то, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития.

Талантливым может быть не только ученый или деятель искусств, но и лечащий врач, и учитель, и квалифицированный рабочий, и руководитель, и аграрий, и летчик, и др. Для талантливых людей характерна способность решать сложные теоретические и практические задачи в какой-либо области знаний или практики, создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. Талант может проявляться также в усвоении знаний и правильном их применении в жизни и деятельности.

Наивысшая степенью проявления творческих сил человека является гениальность, т. е. создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Понятие гениальности носит больше теоретический характер (гений открывает и создает новое), в то время, как в понятии талант больше практического смысла (талант понимает, быстр о усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед то новое, что было создано гениальностью). Для гениев характерна незаурядность в различных областях деятельности. Однако, какая-то сторона личности обычно развита лучше.

 Исследование способностей.

Исследование умственных способностей может проводиться в группе или индивидуально с помощью краткого ориентировочного теста (КОТ). Испытуемым предлагается в течение 15 минут решить 50 простых заданий. Предварительно их знакомят с примерами заданий и объясняют, если что-то не понятно. Во время тестирования какие-либо разговоры между испытуемыми или испытуемым и экспериментатором запрещены.

Обработка и анализ результатов состоят в определении нескольких показателей, одним из которых является показатель общих умственных способностей (Ип), который подсчитывают по количеству правильно решенных задач.

Уровень общих умственных способностей является низким при величине Ип равн ом 13 и менее, ниже среднего при Ип от 14 до18, средним - при Ип 19-24, выше среднего при Ип равном 25-29, выше среднего при Ип равном и более 30.

С помощью данной методики можно определить и другие показатели умственных способностей:

1) способность к обобщению и анализу материала на основе выполнения заданий на пословицы;

2) гибкость мышления также устанавливается с помощью заданий на пословицы. Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления;

3) инертность мышления и переключаемость с помощью специально расположенных заданий: первые из них могут быть решены только одним способом (стандартно), последующие - двумя способами стандартно или рациональнее. Чем больше заданий решено стандартно, тем инертность мышления больше, а переключаемость ниже;

4) отвлекаемость и эмоциональность выявляется по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых. Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы решать задачу;

5) скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются по способности в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основное содержания, сопоставлять цифры, знаки и т. п.;

6) употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий, на умение пользоваться языком;

7) ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения;

8) пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве.

Исследование коммуникабельности и организаторских склонностей проводится с одним испытуемым или в группе с помощью тест-опросника КОС. Испытуемым предлагают ответить на 40 вопросов, которые носят общий характер. При положительном ответе номер ответа на бланке обводится кружком, при отрицательном ответе - зачеркивается. Испытуемых просят отвечать искренне и быстро.

Обработка и анализ результатов состоит в получении индексов коммуникабельности и организаторских склонностей, сопоставляя их с ключом и подсчитывая количество совпадений. Коэффициенты коммуникабельности и организаторских способностей высчитываются по формулам:

Кк = Кх/20,

Ко=Ох/20,

где Кк - коэффициент коммуникабельности; Ко - коэффициент организаторских склонностей; Кх и Ox - количество совпадающих с ключом ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Коммуникабельность считается низкой при Кк ниже 0,45, ниже среднего при Кк равном 0,46-0,55, средней при Кк 0,56-0,65, выше среднего при Кк 0,66-0,75, высокой при Кк выше 0,75.

Организаторские способности считаются низкими при Ко ниже 0,55, ниже среднего при Ко равном 0,55-0,65, средними при Ко 0, 66-0,70, выше среднего при Ко 0,71-0,80, высокими при Кк выше 0,81.

Пособие для детских психологов: Рабочая тетрадь для подростков: Построй свою жизнь

Познакомьтесь с нашей следующей статьей: Понятие мотивации