Понятие мотивации.
Под мотивом понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, игра, общение), связанной с удовлетворением определенной потребности.
За всеми этими причинами все равно стоят потребности личности (витальные, биологические, социальные). Потребности - состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности.
Одни и те же поступки человека могут быть вызваны разными мотивами. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности.
Мотивация - это совокупность факторов детерминирующих поведение, а также сам процесс формирования мотивов.
Существуют различные методы мотивации, разработкой которых в настоящее время занимается психология труда. Одним из первых методов мотивации является метод "кнута и пряника", который использовался в условиях административно-командной системы. В настоящее время он применяется в виде административных и экономических санкций и стимулов. Данный метод эффективен при низкой квалификации работы, невозможности поменять место работы, в условиях бригадных и коллективных подрядов.
Повышение роли человеческого фактора привели к появлению психологических методов мотивации, основанных на психологических теориях мотивации. Эти методы основаны на изучении потребностей, на том, что мотивация возможна не только материальными стимулами, но и самоуважением, признанием со стороны окружающих членов коллектива, моральным удовлетворением работой и гордостью своей фирмой. Изучение потребностей человека привело к появлению двух вариантов теорий мотивации: содержательного и процессуального.
Мотивационная сфера личности представляет собой совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Мотивацией к деятельности могут быть:
1) мотивация успеха - действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность зависит от потребности в достижении успеха. Личности с преобладанием мотивации успеха обычно активны, инициативны в преодолении препятствий, отличаются настойчивостью в достижении цели, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Они ставят перед собой средние или слег ка завышенные цели, переоценивают свои неудачи. В условиях дефицита времени или повышения сложности задачи результативность деятельности, как правило, улучшается. Для них представляют интерес сложные задачи.
2) мотивация боязни неудачи - действия человека направлены на то, чтобы избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий - вот что определяет его деятельность. Люди с преобладанием этой мотивации мало инициативны, избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Они или ставят перед собой неоправданно завышенные цели или наоборот выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач. В условиях дефицита времени и повышенной сложности задания результативность деятельности у них ухудшается. Не отличаются настойчивостью в достижении цели.
К социально значимым мотивационным образованиям относятся:
1) потребность в общении;
2) мотив отвергания - боязнь быть отвергнутым;
3) мотив власти;
4) альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям;
5) эгоизм - стремление удовлетворять личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп;
4) агрессивность.
Теории мотивации.
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.
Основными содержательными теориями мотивации являются:
1) теория иерархии потребностей по А. Маслоу. В основе поведения человека лежат пять его потребностей, расположенных в виде пирамиды:
а) физиологические потребности (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности) - лежат в основании пирамиды;
б) потребности в надежности (потребности в защите от физических и психологических опасностей, уверенность в удовлетворении в будущем физиологических потребностей);
в) социальные потребности (потребности в понимании, причастности к какой-либо группе, привязанности и поддержке);
г) статусные потребности (потребность в уважении, самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании);
д) потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности) - находятся на вершине пирамиды.
Расположение потребностей в виде пирамиды показывает, что потребности нижних уровней влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.
2) теория мотивации МакКлелланда исходит из того, что людям присущи три потребности:
а) потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей;
б) потребность успеха - удовлетворяется доведением работы до успешного завершения;
в) потребность в причастности - потребности в налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.
3) двухфакторная теория Герцберга основана на связи качества работы с удовлетворенностью и неудовлетворенностью работой. На удовлетворенность работой влияют факторы-мотиваторы: достижения (квалификация) и признание успеха, работа как таковая (интерес к работе и заданию), ответственность, продвижение по службе, возможность профессионального роста. На неудовлетворенность - "гигиенические" факторы: способ управления, политика организации и администрация, условия труда, межличностные отношения на рабочем месте, заработок, неуверенность в стабильности работы, влияние работы на личную жизнь.
Процессуальные теории мотивации рассматривают поведение личности как результат его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.
Основные процессуальными теориями мотивации являются:
1) Теория справедливости строится на трех постулатах:
а) люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения (что я вкладываю и что получаю).
б) неэквивалентность вклада и отдачи является источником дискомфорта (вины или обиды).
в) люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить справедливость.
Способы восстановления справедливости:
а) мало получаешь - мало отдаешь. Сотрудники начинают опаздывать на работу, уходить раньше, сокращать объем работ, увеличивать время перерывов и т. п.
б) требование повышения зарплаты, продвижения по службе, повышения премии и т. п.
в) разрыв отношений.
Причины нарушения справедливости:
а) неправильная психологическая валюта (не понимается вклад работника или он не получает признания);
б) недостаточность доверия;
в) скрытые внутренние ожидания;
г) накопление обид.
2) теория ожидания Врума рассматривает процесс мотивации как взаимодействие усилия, исполнения и результата. Усилия рассматриваются как результат мотивации. Исполнение - как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды. Результат - как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа.
Выделяют и другие теории мотивации.
Исследование мотивации.
Исследование мотивации к успеху проводится с помощью опросника Т. Элерса, состоящего из 41 утверждения, на которые испытуемому необходимо ответить "да" или "нет". Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.
При сумме баллов от 1 до 10 мотивация к успеху считается низкой, от 11 до 16 баллов: средней, от 17 до 20 баллов - умеренно высокой, свыше 21 балла - слишком высокой.
Люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску.
Исследование мотивации к избеганию неудач проводится по опроснику Т. Элерса, представляющему собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует.
Испытуемый получает по 1 баллу при совпадении слова с ключом. Другие варианты ответов испытуемого баллов не получают.
При сумме баллов от 2 до 10 мотивация к защите низкая, от 11 до 16 баллов: средняя; от 17 до 20 баллов: высокая; свыше 20 баллов - слишком высокая.
Люди, которые боятся неудач, предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.
Исследование мотивации к учебе у первоклассников проводится индивидуально. Ребенку читается рассказ, в котором участвуют 6 мальчиков, каждый из которых представляет один из мотивов обучения, одновременно перед ним выкладывается последовательно 6 карточек с изображением мотива:
1) "Я хожу в школу потому, что мен я мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". На стол перед ребёнком выкладывают карточку с рисунком: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.);
2) "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился". Карточка: фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.);
3) "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть". Карточка: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.);
4) "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Карточка: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.);
5) "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". Карточка: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.);
6) "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки". Карточка: фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
а) А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
б) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
в) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Осуществление выбора должно быть последовательным. Если ребенок недостаточно уверен в своем ответе, задают контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?".
Номер выбранной карточки заносится в таблицу и оценивается:
1) внешний мотив - 0 баллов;
2) учебный мотив - 5 баллов;
3) позиционный мотив - 3 балла;
4) социальный мотив - 4 балла;
5) отметка - 2 балла;
6) игровой мотив - 1 балл.
Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
По наибольшему количеству баллов судят о доминирующей мотивации обучения. Отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях говорит о несформированности мотивации учения.
Пособие для детских психологов: Рабочая тетрадь для подростков: Моя особенная тетрадь