Понятие интеллекта

Однозначного определения интеллекта не существует.

С философской точки зрения, интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, включая способность к мышлению и рациональному познанию.

Понятие интеллекта включает также систему навыков, действий, операций, мыслительных приемов, характер которых зависит от культуры общества.

В настоящее время выделяется несколько подходов к понятию интеллекта. С точки зрения когнитивной психологии под интеллектом понимается способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между идеями и объектами, а также использовать эти знания осмысленным способом.

Генетический подход определяет интеллект как глобальную способность индивида разумно действовать, рационально мыслить, эффективно взаимодействовать со средой, адаптироваться в ней, приспосабливая ее к своим возможностям.

Социокультурный подход рассматривает интеллект как результат процесса социализации и влияния культуры в целом.

Структурно-уровневый подход понимает под интеллектом систему разноуровневых познавательных процессов.

Информационный подход понимает интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации.

Регуляционный подход рассматривает интеллект как форму саморегуляции психической активности.

Феноменологический подход представляет интеллект как особую форму содержания сознания.

Процессуально-деятельностный подход рассматривает интеллект как особую форму человеческой деятельности.

Неоднозначно оценивается и роль наследственности в развитии интеллекта. По разным оценкам влиянием наследственности объясняется от 25 % до 80 % индивидуальных различии в интеллекте.

Наследование интеллекта происходит полигенно, т. е. определяется несколькими генами, которые обусловливают интеллектуальные способности.

Существует три типа исследований, позволяющих сделать выводы о влиянии наследственности на интеллект, в том виде, как он измеряется тестами:

1) изучение зависимости оценок интеллекта родных и приемных детей от уровня интеллектуального развития родителей (усыновителей);

2) изучение внутрипарного сходства по показателям интеллекта у генетически идентичных монозиготных и дизиготных близнецов, генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер;

3) изучение степени интеллектуального подобия лиц с идентичным генотипом, но воспитывавшихся порознь (так называемый метод разлученных монозиготных близнецов).

Сходство по уровню интеллектуального развития выросших вместе монозиготных близнецов соответствует 0,86. У монозиготных близнецов, разлученных в детстве, сходство ниже, но значительно больше, чем, например, у братьев и сестер, живущих вместе, но имеющих лишь 50 % общих генов.

Наблюдается тесная связь между интеллектом детей и их биологических матерей. Так, если ребенок имел биологическую мать с высоким уровнем интеллектуального развития, то, даже попав в приемную семью, более низкую по интеллекту, он с вероятностью 0,6 сохранит высокий интеллект. Ребенок, имевший биологическую мать с IQ ниже 95, никогда не будет иметь высокого интеллекта.

На развитие интеллекта также оказывает влияние среда: условия обучения и воспитания.

Влияние генотипа и среды имеет свою динамику в связи с возрастом: в раннем детстве большое значение для формирования интеллекта имеет генотип, после двух лет начинается направленное формирование мозга условиями социального бытия, уровнем культуры родителей. Начиная с подросткового возраста влияние среды уменьшается, а генетического компонента вновь возрастает.

 Структура интеллекта.

Существует несколько концепций структуры интеллекта, которые можно разделить на две группы. К первой группе относятся концепции, рассматривающие структуру интеллекта как набор независимых, хотя и по-разному организованных умственных способностей; вторую группу составляют концепции, предпочтение в которых отдается иерархическим моделям.

В первую группу концепций входят многофакторная теория Л. Терстоуна и структурная модель интеллекта Дж. Гилфорда.

Многофакторная теория Л. Терстоуна.

Телстоун выделил семь групповых факторов, проявляющихся независимо друг от друга и отвечающих за конкретные группы интеллектуальных операций. Он назвал их "первичными умственными способностями".

К групповым факторам относятся:

1) "S" - "пространственный" - способность оперировать в уме пространственными отношениями;

2) "P" - "восприятие" - способность детализировать зрительные образы;

3) "N" - "вычислительный" - способность выполнять основные арифметические действия;

4) "V" - "вербальное понимание" - способность раскрывать значение слов;

5) "F" - "беглость речи" - способность быстро подобрать слово по заданному критерию;

6) "M" - "память" - способность запоминать и воспроизводить информацию;

7) "R" - "логическое рассуждение" - способность выявлять закономерность в ряду букв, цифр, фигур.

Структурная модель интеллекта Дж. Гилфорда рассматривает интеллект как многомерное явление, которое можно оценивать по измерению трех параметров:

1) по характеру операций - оценивается синтез, анализ запоминания;

2) по содержанию - может представлять собой манипуляцию, действия с символами, преобразование смыслов поведения;

3) по продукту - может представлять собой элемент (отдельные сведения), класс (совокупность сведений), отношение (выражают связи между вещами), систему (блок, состоящий из элементов и связей между ними), трансформацию (преобразование и модификация информации) и преобразование (рассуждение, возможность вывода из имеющейся информации).

Сочетание операций, содержаний и продуктов мыслительной деятельности создают 120 различных интеллектуальных способностей. Схематично модель Гилфорда изображают в виде куба, состоящего из 120 маленьких кубиков - способностей. Три грани куба представляют три описанных параметра.

К другой группе концепций, основанных на идее наличия генерального фактора интеллекта, определяющего в конечном итоге специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека, относятся двухфакторна теория интеллекта Ч. Спирмена, теория прогрессивных матриц Дж. Равена и др.

Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена - базируется на факте наличия положительных корреляционных связей между результатами исполнения различных интеллектуальных тестов. Основой для этой связи служит наличие в каждом из тестов некоторого общего начала, получившего название "общего фактора интеллекта" - фактора "G". Различия в уровне фактора "G" определяют индивидуальные способности устанавливать связи и отношения между элементами собственных знаний и элементами содержания тестовой задачи. Второй фактор "S" был впоследствии дифференцирован на группы арифметических, механических и лингвистических способностей. Он характеризует специфику каждого конкретного тестового задания.

Теория прогрессивных матриц Дж. Равенна. Дж. Равен придерживался взгляда, что умственные способности включают два компонента: продуктивный - способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный - способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию.

 Оценка интеллекта.

В XIX в. было разработано большое количество психологических тестов, в которых определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв после прослушивания буквенных рядов, и т. п. Основным результатом этих тестов явился тот факт, что если у большинства людей эти показатели лишь немного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции было значительно больше или меньше типичных величин. Благодаря этим результатам все испытуемые могли быть разделены на отстающих, имеющих средние показатели и сверходаренных, имеющих высокие показатели.

Позже Бине и Симонвключили в свою интеллектуальную шкалу, ориентированную на измерение уровня развития ребенка, более сложные познавательные функции (запоминание, осведомленность, понимание и т. д.). Они основывались на том, что человек обладающий интеллектом, это тот, кто "правильно судит, понимает и размышляет" и кто, благодаря своему "здравому смыслу" и "инициативности", может "приспосабливаться к обстоятельствам жизни".

На основе тестов Бине в последствии было разработано понятие коэффициента интеллекта (IQ). Исторически IQ был обозначен как пропорция умственного развития и хронологического возраста умноженная на 100. В наше время IQ измеряется иными способами, но все еще по шкале в 100 единиц со стандартным отклонением 16.

Дальнейшие исследования интеллектуального развития людей различных возрастов, выявившие нелинейный характер возрастных изменений интеллекта, а также развитие математико-статистического аппарата психологических исследований вынудили психологов отказаться от такого способа измерения и ввести стандартные показатели IQ, основанные на статистическом месте, которое занимает индивид в своей возрастной группе.

Использование коэффициента интеллекта у взрослых было впервые осуществлено Д. Векслером, который в дальнейшем разработал качественную классификацию уровней развития интеллекта, основанную на частоте встречаемости определенного IQ. Так, IQ 130 соответствует очень высокому интеллекту, 120-129 - высокому интеллекту, 110-119 - интеллекту немного выше среднего, 90-109 - среднему уровню интеллекта, 80-89 - сниженной норме интеллекта, 70-79 - пограничному уровню развития, 69 и ниже - умственному дефекту (слабоумию).

Результаты тестирования связаны с умением тестируемых быстро и четко понять и выполнить задание. У большинства людей (около 68 %) коэффициент интеллектуальности находится в пределах 84-116 баллов и считается людьми со средним интеллектом. Наиболее высокий уровень IQ наблюдается у лиц интеллектуального труда: научных сотрудников, студентов, педагогов, химиков и математиков.

В ряде зарубежных стран показатель общего интеллекта IQ служит основанием для определения готовности к продолжению образования, получения престижной работы, продвижения по службе и т. д.

При исследовании интеллекта рекомендуется не ограничиваться лишь определением и интерпретацией IQ, а дополнить их анализом соотношения различных сторон интеллекта, например, вербального и невербального, практического и теоретического, математического, технического и т. д.

Так, для измерения более или менее целостного измерения уровня интеллекта часто используют два "субтеста". В одном предлагаются задачи, требующие действий с использованием вербального интеллекта, в другом требуется выполнить задания, практически не связанные с семантическими действиями, т. е. направленными на оценку невербального интеллекта. Общий показатель складывается из суммы результатов первого и второго субтестов.

Понятие воображения.

Воображение - это психический процесс, состоящий в преобразовании представлений, прошлого опыта, собственных переживаний и формирование на их основе образа предмета, явления, ситуации.

Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Особенностью воображения является то, что оно характерно только для человека.

Другой особенностью воображения является обязательный отход воображаемых образов от реальной действительности, которая, однако, в любом случае является источник воображения.

Появление воображения как психического процесса связывают с началом трудовой деятельности первобытного человека, так как именно в процессе труда у человека впервые возникает необходимость предвидеть образ создаваемого объекта. Развитие речи и потребностей также способствовало развитию воображения. Первобытный человек, лишенный знания объективных законов природы, оказываясь один на один с ней, вынужден был развивать воображение.

На основе воображения становится возможным разумное планирование и управление деятельностью, особый вид деятельности - творчество. Оно активно взаимодействует с другими психическими процессами, такими как память, восприятие, мышление. Представления памяти, впечатления дополняются образами воображения. Воображение привносит в мышление чувственные образы, без которых мышление становиться затруднительным. Оно лежит в основе наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного преобразования действительности.

Воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности, познания и социального взаимодействия. Воображение необходимо не только творческим людям (поэтам, художникам, музыкантам, ученым), без воображения невозможна деятельность инженера, врача, педагога, чертежника и т. д. Оно во многом помогает человеку в тех сферах жизни, когда практические действия невозможны, затруднены или представляют опасность для его жизни.

Особенностью воображения является и то, что оно выводит человека за пределы его настоящего, помогает проникнуть в прошлом, приоткрывает будущее. Люди с богатым воображением могут жить в разном времени и пространстве. Однако все это становится возможным только на основе памяти, которая хранит в себе прошлый опыт, воли, которая способствует его воскрешению, ощущения и восприятия на основе которых б ыл получен прошлый опыт, представления и мышления, которые участвуют наравне с воображением в создании мечты и фантазий.

Механизмы воображения очень сложны и до конца не изучены. Фиксация прошлого опыта, представлений и знаний человека о мире происходит благодаря образованию системы временных связей, которые являются достаточно динамичными: постоянно изменяются, пополняются, преобразуются. Формирование нового воображаемого образа происходит в результате новых сочетаний из временных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий. Это образование становится возможным в результате процесса диссоциации, т. е. расщепления сложившихся связей, которые включаются в новые системы связей. Этот процесс протекает достаточно длительное время и состоит из нескольких фаз, часть из которых осознаются человеком, а часть остается без соответствующего осознания, протекая в слабо возбужденных участках коры больших полушарий головного мозга.

В создании новых образов принимают участие и первая, и вторая сигнальные системы. Формирование образов воображения происходит при непрерывном участии участков коры, отвечающих за речевую функцию. Речевое преобразование воображаемого образа способствует его более четкому оформлению.

 Виды воображения.

Пассивное воображение - это вид воображения, в основе которого лежат неосуществленные желания, осознанные и неосознанные потребности личности. Образы пассивного воображения имеют тенденцию к усилению и сохранению положительно окрашенных эмоций и направлены на вытеснение и редукцию отрицательных эмоций.

Пассивное воображение строится на образах и представлениях прошлого опыта.

Оно делится на:

1) непроизвольное воображение происходит неосознанно и не зависит от целей и намерений человека. Они возникают при снижении активности человека. К ним относятся:

а) сновидения - образы, рождающиеся в нашем подсознании или связаные с остаточной активностью отдельны х участков коры головного мозга;

б) бред развивается при расстройстве работы сознания или в результате психических, инфекционных заболеваний, сопровождаемых высокой температурой, алкогольного или наркотического отравления. Бредовые образы обычно отрицательно эмоционально окрашены;

в) галлюцинации - это искаженное восприятие действительности, со сниженным контролем сознания, которое развивается под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ;

г) гипноз - состояние отключенного сознания, возникающее в результате внушения гипнотизера. Гипнотические образы напоминают реальное восприятие, но существуют только в психике гипнотизируемого человека. Они появляются и исчезают в соответствии с установкой гипнотизера.

2) произвольное воображение возникает на основе работы сознания и подчинено творческому замыслу или задачам деятельности. К ним относятся:

а) мечты или образы желаемого будущего, к которому человек стремится;

б) грезы - произвольные образы, всегда имеющие положительную окраску. Они возникают в момент снижения активности сознания, чаще всего в полудреме.

Активное воображение направлено в будущее без потери чувства реальности. Оно направлено на деятельность человека, на образование его связей со средой, обществом, но может быть связано и с внутренними субъективными проблемами личности. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю, пробуждается и направляется соответствующей творческой или личностной задачей. Оно практически не несет мечтательности и "беспочвенной" фантазии. В нем выделяют следующие формы:

а) воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, возникающий на основе предыдущего опыта: воспринятых извне словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. В процессе воссоздающего воображения происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации;

б) творческое воображение - это ви д активного воображения, в результате которого происходит создание новых образов и идеи, представляющих ценность для других людей или общества и воплощающиеся в оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения могут создаваться посредством формирования идеальных образов или на основе переработки готовой продукции. Для облегчения создания творческих образов существуют специальные приемы и техники, такие как агглютинация (сочетание деталей, частей ранее принадлежащих разным объектам), изменение масштаба (изменение пропорций, объемов объекта, придающие ему новизну) и др.;

в) антиципирующее воображение направленно на предвосхищение будущих событий. На его основе становится возможным прогнозирование и предвидение будущих событий и результатов деятельности;

г) художественное воображение - создание художественных образов;

д) научное воображение - создание новых научных понятий, теорий;

техническое воображение - создание новых технических конструкций, изделий и др.

 Характеристики и функции воображения

Основными характеристикам воображения являются:

1) яркость и отчетливость воображения - достаточно изменчивые характеристики воображения, которые зависят как от индивидуальных особенностей человека, так и от эмоциональной окраски, сопровождающей воображение, возраста и пола человека. Обычно большой яркостью и отчетливостью отличается воображение людей творческого труда: ученых, писателей, поэтов, художников, музыкантов. На яркость впечатления влияет эмоциональное состояние человека, причем, чем сильнее положительные или отрицательные эмоциональные переживания, тем яркость воображения выше.

В детском возрасте яркость и отчетливость воображения значительно больше, что проявляется в том, что дети часто путают фантастические образы своего воображения с действительными событиями, персонажами. Женщины обычно обладают более ярким воображением, чем мужчины;

2) контролируемость т. е. возможность влиять и менять содержание процесса воображения или отдельные параметры образов воображения по усмотрению самого человека. Как правило, высокая контролируемость больше характерна для мужчин и коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения. Дети в отличие от взрослых плохо контролируют свои фантазии;

3) реалистичностью образов воображения, т. е. приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Реалистичность образов воображения имеет большое значение для реализации целей деятельности, для совпадения конкретного результата с желаемым. Это достаточно лабильная в индивидуальном плане характеристика воображения, которая во многом зависит от индивидуальных особенностей личности. Так, особый тип людей, называемых прожектерами, чье воображение резко отличается от действительности, сегодняшних реалий жизни. Установлено, что мужчины обладают большей реалистичностью воображаемых образов;

4) степень активности образов, т. е. способность образов выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения. Значительное влияние на степень активности образов оказывает их эмоциональная насыщенность. Так, различные невротические страхи способны замещать в своем воображении реальные события. Также большой степенью активности обладают мечты и идеалы. Наименьшая активность характерна для эротических фантазий и грез. К снижению активности ведет и высокая внушаемость. Она делает их легко изменяемыми, корректируемыми со стороны других людей. Активность образов воображения также обладает индивидуальной лабильностью и зависит от присутствием в сознании той или иной формы воображения. Один и тот же образ может обладать большой побудительной силой для одного субъекта и незначительной для другого. Так для визуалистов характерно преобладание зрительных образов, для аудиалистов - звуковых, для кинестетиков - двигательных и тактильных.

Основные функции воображения:

1) планирование образов желаемого будущего путем соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами мышления;

2) целеполагание - создание образа будущего результата деятельности, который создается в воображении и направляет его активность на получение желаемого;

3) замещение действительности воображаемыми образами, которое происходит при невозможности по какой-либо причине совершения реального действия;

4) антиципация - предвосхищение, прогнозирование и моделирование будущего путем обобщения элементов прошлого опыта и установления взаимосвязей между его элементами;

проникновение во внутренний мир другого человека - на основе этой функции человек становится способен к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

 Творческое мышление и воображение.

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе с воображением и мышлением. Результатом творческого воображения являются образы-понятия, в которых формируется и укрепляется содержание понятия. Творчество становится возможным благодаря имеющимся у человека знаниям, которые подкреплены соответствующими способностями и целеустремленностью человека. Одним из важнейших условий творчества является эмоциональный фон, наличие определенных переживаний. Так, многие великие творения созданы под влиянием любовных переживаний, переживания невосполнимых потерь и т. д.

Творческие фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности. Разложение фантазии на составные элементы показывает, что эффект фантастического, нереального создан в результате совмещения практически никогда не совмещаемых предметов и явлений. Это утверждение верно, даже в случае рассмотрения картин художников абстракционистов и кубистов. В составляющих элементах этих картин мы увидим различные сочетания вполне реальных геометрических фигур.

Долгое время считалось, что обучение творческому процессу невозможно. Однако, в настоящее время убедительно доказана возможность развития творческого мышления и воображения. Вопрос лишь в том, что существуют индивидуальные типологические особенности воображения, памяти, восприятия и мышления. У одних людей развитие творческого воображения и мышления уже находится на высоком уровне, другие же нуждаются в их развитии.

Изучение процесса творчества позволило Г. Уоллесу выделить четыре стадии, составляющие творческий процесс:

1) стадия подготовки, зарождения идеи;

2) стадия созревания, включающая концентрацию имеющихся знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

3) стадию озарения, внезапного прозрения, состоящую в интуитивном схватывании искомого результата;

4) стадии проверки результата и его сопоставления с заданными в задании условиями.

В настоящее время существует множество методов способствующих развитию творческих способностей, одним из которых является метод "синектики", в основе которого лежит сравнение сложного объекта (процесса) с простым.

Прямая аналогия (прямое сравнение исследуемого объекта с хорошо знакомыми объектами и процессами), личная аналогия (человек ставит себя на место изучаемого объекта), символическая аналогия (отображение объекта в символической форме), фантастическая аналогия (сравнение исследуемых объектов с фантастическими персонажами).

Г.С. Альтшуллер разработал теорию решения творческих задач, согласно которой творчество состоит из пяти уровней. На первом уровне задачи решаются путем мысленного перебора нескольких вариантов решения без изменения объекта.

Второй уровень требует значительного перебора вариантов и видоизменения объекта. Средства решения задач первого и второго уровня относятся к одной отрасли знаний.

Задачи третьего уровня для своего решения требуют привлечения средств из других областей, вследствие чего совершенствуемый объект должен быть серьезно измен ен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.

Задачи четвертого уровня требуют полного изменения совершенствуемого объекта с привлечением знаний в сфере науки о редко встречающихся эффектах и явлениях.

Решение задач пятого уровня достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Число вариантов приближается к бесконечности, средства решения задач этого уровня могут выходить за пределы возможностей сегодняшней науки.

Развитие воображения.

Воображение не является врожденным качеством человека, а развивается в течение жизни человека, являясь основой всякой творческой деятельности.

Для воображения характерно более раннее развитие, по сравнению с другими психическими процессами, в связи с чем, бытует мнение, что дети обладают лучшим воображением. На самом деле детское воображение обладает лишь большей яркостью, на фоне слабого контроля.

Развитию воображения способствует развитие мышления, памяти, воли, чувств и всей личности целиком. Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Особенно это хорошо видно у детей до полутора лет, которые с удовольствием слушают рассказы о том, что с ними произошло в течение дня, что было воспринято и пережито. При этом ребенок отчетливо представляет то, о чем идет речь. Эта связь сохраняется и на следующей ступени развития ребенка, когда он начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринятые ранее предметы: ложка с кашей превращается в самолет, крапива - в крестоносцев и т. д.

Развитию воображения способствует включение ребенка в самую разнообразную деятельность, так как процесс создания воображаемого образа строится из накопленного в процессе жизни запаса представлений и знаний, взятых из действительности. Чем богаче человеческий опыт, тем большим материалом может располагать воображение, тем продуктивнее будет его активность.

Следующим этапом в развитии воображения является овладение речью, которая позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но отвлеченные представления и понятия. Постепенно ребенок переходит от выражения образов воображения в деятельности к выражению образов в речи. На этом этапе ребенок в результате развития внимания начинает выделять отдельные части предмета, воспринимать их как самостоятельные единицы, которыми можно оперировать в воображении.

Создание воображаемых образов в этом возрасте характеризуется значительными искажениями действительности, что связано с отсутствием достаточного опыта и недостаточной критичностью мышления ребенка. Возникновение воображаемых образов носит непроизвольный характер, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Развитие произвольного воображения связано с появлением его активных форм. Вначале возникновение активных форм воображения связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого: нарисовать дерево, построить замок и т. д. Выполнение этих заданий не возможно без создания в воображении определенного образа, который уже является произвольным по своей сути, так как происходит по воле ребенка. Использование произвольного воображения, которое позже происходит уже без участия взрослого, отражается в первую очередь в игре, как основном виде деятельности ребенка.

Игры приобретают сюжетность, которая постепенно усложняется, становятся целенаправленными.

Каждый ребенок обладает воображением, фантазией, но, в зависимости от его индивидуальных особенностей, они проявляются у одних детей легче, у других тяжелее, различается и контроль воображения.

В школьном возрасте продуктивность воображения возрастает, что связано как с необходимостью понимания и усвоения учебного материала, так и постоянное получение новых и разносторонних представлений об объектах и явлениях реального мира, которые стимулируют творческую деятельность ребенка.

Воображение хорошо поддается тренировке. Большое значение для развития творческого воображения имеют те виды деятельности, которые без фантазии не могут привести к желаемым результатам: конструирование, рисование, лепка и т. д.

 Исследование воображения.

Исследование продуктивности воображения состоит в последовательном предъявлении черно-белых фотографий из набора теста Роршаха. При этом испытуемого просят дать как можно больше толкований изображенного, предупреждая, что возможно несколько вариантов ответов и важно его собственное видение изображаемого. Время и количество толкований каждой картинки-фотографии не ограничивается, все ассоциации и время интерпретации каждой картинки фиксируется. Процедура толкования прекращается после того, как испытуемый уже больше не может увидеть и сказать ничего нового, начинает повторяться или сам отказывается от настояний экспериментатора увидеть еще нечто на что-либо похожее.

Обработка результатов состоит в получении индекса продуктивности, который рассчитывается по формуле:

П=Е/ n

П - коэффициент продуктивности воображения; Е - сумма ассоциаций по картинкам набора; n - количество фотографий из набора, которые испытуемый описывал в данном опыте.

При расчете коэффициента продуктивности картинку № 5 из набора рекомендуется исключить, потому что число ассоциаций по ней у испытуемых, как правило, меньше статистически значимого.

При "П" равном 0-2 уровень продуктивности воображения считается низким, при "П" равном 3-9 - средним, 10-12 - высоким, 13 и более - очень высоким.

Продуктивность воображения характеризует активность ассоциативного процесса представления.

На уровень продуктивности могут влиять заинтересованность испытуемого, его общее и физическое состояние. Оригинальные образы говорят о творческом складе личности. Однако при большой частоте оригинальных ассоциаций, постоянном реагировании только на мел кие детали изображения без восприятия его целиком, а также в случае, если испытуемый почти во всех картинках-фотографиях видел образы, соответствующие белым пространствам, слишком часто называл ассоциации с дымом, облаком и т. п., следует рекомендовать ему обратиться к психологу для целенаправленной психодиагностики.

Исследование индивидуальных особенностей воображения рекомендуется проводить индивидуально в три этапа. На первом этапе испытуемому дают белый листок с изображенным в центре контуром круга, на втором - треугольника и на третьем - квадрата. Во всех случаях испытуемого просят, используя данную геометрическую фигуру, в течение 1 мин. нарисовать рисунок. Качество рисунка и способ использования контура значения не имеют.

Обработка результатов включает определение:

1) уровня сложности воображения (по специальной шкале) по самому сложному из трех рисунков;

2) степени фиксированности образов и гибкости воображения, которые определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет. Чем чаще повторяется сюжет, тем фиксированность образов сильнее, а гибкость воображения меньше. При трехкратном повторе рисунка или выполнении рисунка внутри контура геометрической фигуры говорит о ригидности воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Люди, которые помещают все рисунки внутри контуров геометрических фигур, часто имеют психические заболевания. Им рекомендуют обратиться в психологическую службу для специального психодиагностического исследования;

3) степени стереотипности воображения. Чем больше типичных рисунков, тем выше стереотипность.

Исследование творческого воображения. Испытуемым раздают бланки с написанными на них тремя, логически несвязанными словами, и просят составить из них за 10 мин. возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов.

Образ в восприятии, воображении и мышлении.

Образ в восприятии. Все, что воспринимается человеком, предстает перед ним в виде целостных образов. В результате совместной работы органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. При этом происходит объединение образов, полученных как от одного органа чувств, так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая яблоко, мы объединяем ощущения, поступающие от зрительных, осязательных, вкусовых рецепторов, присоединяя к ним и наши знания о нем).

Подобное объединения изолированных ощущений превращает их в целостное восприятие, переходя от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Основываясь на ощущениях всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако при этом происходит не простое суммирование отдельных ощущений.

Происходит задействование предыдущего опыта, процессов осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Образы воображения являются продуктом и результатом процесса воображения. Образы воображения могут возникать на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов, в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо. Возникновение образов становится возможным благодаря тесной связи воображения с другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями, мышлением).

Воображение, также как и восприятие, опирается на прошлый опыт, в связи с чем образы воображения всегда вторичны, они основываются на ранее пережитых, воспринятых, прочувствованных человеком предметах и явлениях. Работа воображения состоит в преобразовании опыта: его обобщении, дополнении, перекомбинировании. При этом новый образ приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность.

Воображение имеет тесную связь с представлением, с которым ее роднит наглядность или представимость образов, их отнесенность к к акой-либо модальности (зрительной, тактильной, слуховой и т. п.).

В отличие от образов понятий, суждений, умозаключений для образов воображения значительно снижена функция контроля, оно более свободно, так как воображение не скованно задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание. В отличие от процессов памяти для воображения не обязательно точное воспроизведение информации.

Отличительным признаком процесса воображения является новизна, которая носит относительный характер. По отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека образ воображения является новым. Новизна проявляется больше в процессах творчества, чем в воссоздающем воображении.

Образ в мышлении. При решении мыслительных задач соответствующие образы, извлекаемые непосредственно из памяти или воссоздаваемые воображением, мысленно преобразуются так, что в результате мы приходим к решению задачи. В результате аналитико-синтетической деятельности мышления происходит разложение исходных образов на отдельные части и последующее соединение их с образованием новых образов - образов мышления.

Понятие внимания, его функции и формы.

Внимание - это один из познавательных процессов психики, характеризующийся избирательной направленностью, сосредоточенностью на определенном значимом для личности объекте.

Внимание предполагает повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Внимание, в отличие от других познавательных процессов не несет особого содержания. Оно проявляется внутри познавательных процессов, характеризуя динамику их протекания.

Функции внимания:

1) отбор значимых воздействий и игнорировании побочных, конкурирующих воздействий;

2) сосредоточение на объекте;

3) удержание (сохранение) в сознании определенных образов, необходи мых для познавательной или поведенческой деятельности;

3) регуляция и контроль деятельности.

В зависимости от направленности выделяют следующие формы внимания:

1) моторное - внимание, направленное на движение;

2) сенсорное - внимание, направленное на восприятие;

а) слуховое;

б) зрительное;

3) интеллектуальное - внимание, направленное на мышление.

Сосредоточению внимания способствует практическое действие (конспектирование лекции, книги) и соответствующая психическая установка личности. Утомленность, болезненные состояния препятствует сосредоточению внимания. Ослаблению произвольного внимания также способствует эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы.

К нарушениям внимания относятся отвлекаемость и рассеянность.

Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражит елей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Выделяют внешнюю и внутреннюю отвлекаемость.

Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных внутренних переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Внутренняя отвлекаемость внимания обусловлена появлением в коре головного мозга мощного очага возбуждения, возникающего при внутренних переживаниях.

Рассеянность - это неспособность человека сосредоточиться на чем - либо определенном в течение длительного времени.

Различают рассеянность:

1) мнимую;

2) подлинную.

Мнимая рассеянность вызывается сосредоточением внимания на одном предмете (явлении), что приводит к невнимательности человека к другим предметам и явлениям. Основой мнимой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции.

Подлинная рассеянность - неспособность устанавливать и удерживать произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Она объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадиирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре головного мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), гипоксия мозга физическое и умственное переутомление, тяжелые переживания, психические заболевания.

Виды внимания.

По участию воли человека в процессе внимания различают два вида внимания:

1) непроизвольное (непреднамеренное);

2) произвольное (преднамеренное).

Непроизвольное внимание не требует усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение на объекте внимания, это пассивное внимание. Оно возникает рефлекторно и независимо от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание является первичной формой по отношению к произвольному вниманию. Оно связано с эмоциями, которые вызывает объект (эмоциональное внимание).

Возникновение непроизвольного внимания вызывают следующие качества раздражителей:

1) сила - более сильный раздражитель больше привлекает внимание;

2) новизна - новый раздражитель непроизвольно привлекает внимание;

3) начало и прекращение действия;

4) яркость, оригинальность предмета или явления;

5) важность, интересность предмета или явления.

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма (голод вызывает непроизвольное внимание к пище, жажда - к воде и т. д.). Оно носит непосредственный характер.

Произвольное внимание для своего возникновения требует участия воли, это активное внимание. Оно возникает сознательно, когда человек ставит перед собой цель сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте. Это внимание вторично и развивается из произвольного. Оно возникает когда предмет сам по себе внимание не привлекает и требуются усилия воли для сосредоточения внимания. Произвольное внимание носит опосредованный характер и является свойством личности.

Сосредоточению внимания способствуют следующие факторы:

1) практическое действие, сопутствующее произвольному вниманию (например, внимание при чтении усиливается при конспектировании);

2) отсутствие посторонних раздражителей;

3) психическое состояние человека (утомление и возбуждение препятствуют сосредоточению внимания);

4) словесное или мысленное напоминание самому себе;

5) привычка.

Иногда выделяют еще третий вид внимания - послепроизвольное внимание. Оно характеризуется снижением волевого усилия. Послепроизвольное внимание возникает по мере нарастания заинтересованности работой, которая по началу требовала активного волевого сосредоточения внимания, но затем приобрела для человека непосредственный интерес. Оно возникает как третий уровень внимания и в значительной степени определяется особенностями личности, привычкой трудиться.

По локализации объекта внимания выделяют:

1) внешнее внимание;

2) внутреннее внимание.

Внешнее или перцептивное внимание направленно на объект, находящийся внешнем мире и воспринимаемый с помощью анализаторов перцептивно. Оно регулирует физическую исследовательскую деятельность человека и животных. Без его участия невозможно научение.

Внутреннее внимание характерно только для человека и связано с его сознательной деятельностью, внутренним миром, самосознанием. Его объектом являются чувства, мысли, внутренние ощущения, прошлый опыт. Благодаря внутреннему вниманию возможно самоосмысление, самоосознание, прогнозирование будущего, моральное, умственное и эстетическое развитие личности. Внутреннему вниманию способствуют редуцированные движение: проговаривание отдельных слов, перебирание четок, шевеление губами, закрытие глаз и т. д.

Внутреннее и внешнее сознания способны угнетать друг друга.

В зависимости от форм деятельности выделяют:

1) коллективное внимание - сосредоточение всей группы людей на одном предмете;

2) групповое внимание - сосредоточение внимания одной из групп коллектива;

3) индивидуальное внимание - сосредоточение внимания отдельного человека на своей работе.

 Свойства внимания.

Различают следующие свойства внимания:

1) концентрация - степень сосредоточения сознания на объекте. Концентрация внимания зависит от количества и величины воспринимаемых объектов: чем меньше количество и величина объектов внимания, тем концентрированнее внимание;

2) объем внимания - это то количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Он зависит от особенностей воспринимаемых объектов, от специфики деятельности человека, от цели изучения объекта, от наличия смысловой связи между объектами, от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Средний объем внимания взрослого человека - 4-6 объектов. Он практически не поддается регулированию;

3) распределение - способность одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Физиологической основой распределения внимания является наличие в отдельных участках коры головного мозга оптимальной возбудимости, которая вызывает лишь частичное торможение в других участках коры, в результате чего становится возможным одновременное управление несколькими выполняемыми действиями. Распределение внимания зависит от опыта и сложности выполняемых задач;

4) устойчивость - это общая направленность внимания в процессе деятельности. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности, разнообразия впечатлений или выполняемых действий, от сохранения к ним интереса. Длительное и однообразное действие одного и того же раздражителя вызывает снижение устойчивости внимания в связи с тем, что по закону отрицательной индукции длительное возбуждение участка коры головного мозга вызывает торможение в том же участке, снижая устойчивость внимания;

5) отвлекаемость - противоположна устойчивости, выражается в колебаниях внимания - периодическом изменении концентрации внимания к конкретному объекту или деятельности. Оно зависит от длительности сосредоточения и концентрации внимания. Колебание внимания объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Непродолжительные колебания (1-5 с.) не приводят к снижению эффективности выполняемой работы. Длительные колебания (15-20 мин) могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта;

6) переключаемость внимания - это способность сознательно и осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Переключаемость внимания дает возможность человеку быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и завис ит от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Различают:

1) преднамеренное переключение внимания. Оно происходит при участии волевых усилий человека при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий;

2) не преднамеренное переключение внимания. Оно обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Переключение внимания характеризуют:

1) время переключения;

2) объем работы в единицу времени при переключении;

3) точность работы при переключении.

71. Теории внимания

Теория внимания Вундта. Вундт рассматривает внимание как "фиксационную точку сознания", как наиболее ясное поле сознания. Эта ясность достигается путем перехода содержания сознания в зону апперцепции. Внимание, по В. Вундту, это результат апперцепции. Уже встречавшиеся нам объекты привлекают внимание сильнее и быстрее.

Моторная теория внимания Т. Рибо. Как физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Внимание неотделимо от движений, вызывается ими и может быть понято через его связь с двигательной активностью.

Внимание как результат эмоции (Д. Милль) Внимание не заключает никакого своеобразного процесса. Внимание человека привлекают интенсивные и интересные образы, явления, т. е. внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Чем ярче эмоциональная окраска какого-либо объекта, тем внимательнее мы к нему относимся.

Физиологическая теория внимания (Р. Декарт, Э. Мюллер). Внимание объясняется увеличением местной раздражительности центральной нервной системы в ответ на явления и объекты, обладающие особой интенсивностью.

Внимание есть результат особой активной способности духа (У. Джемс). Внимание является первичным, неразложимым психическим состоянием, чисто духовной активностью, выражением воли.

Теория установки (Д.Н.Узнадзе) Если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во вс ех отношениях будут одинаковыми. У человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов. Внимание напрямую связано с человеческими установками. Под влиянием опыта в организме возникает установка, которая определяет его реакции на последующие воздействия.

Теория внимания Гальперина. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание как психическое действие, направленно на содержание образа, мысли, другого феномена, находящегося в данный момент времени в психике человека. Внимание выполняет функцию контроля за этим содержанием. Внимание, не имеет отдельного, особенного результата, а выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

Произвольное внимание - это форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля, как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Теория внимания Н.Ф. Добрынина. Внимание есть направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

 Физиологическая основа внимания.

Физиологической основой внимания является активизация мозга, которая осуществляется при участии ретикулярной формации. Раздражение ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Одним из "пусковых" механизмов ретикулярной формации является ориентировочный рефлекс, представляющий собой врожденную реакцию организма человека и животных на всякое изменение окружающей среды.

Фильтрацию раздражений из среды осуществляют две основные последовательные группы механизмов: периферические и центральные.

Первыми фильтрацию осуществляют периферические механизмы, к которым относится настройка органов чувств (снижение порога их чувствительности при слабых сигналах и увеличение порога при сильных), остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания.

Поступившее от органов чувств раздражение фильтруется центральными механизмами внимания. Происходит возбуждение одних нервных центров и торможением других. Выделение внешних раздражений и течение процессов в данном направлении определяется силой нервного возбуждения, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения. Слабые возбуждения подавляются возникающими одновременно с ними более сильными возбуждениями, что определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении.

Согласно установленному Ч. Шеррингтоном закону индукции нервных процессов возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (одновременная индукция) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукция). Участок, в котором происходит возбуждение, характеризуется благоприятными, оптимальными условиями для возникновения возбуждения, в связи с чем, здесь успешно образуются новые условные связи. При возбуждении одних участков мозга деятельность других тормозится не окончательно, в связи с чем, становится возможна некоторая автоматическая деятельность. Возбуждение в коре полушарий постоянно перемещается.

Под принципом доминанты, выдвинутым А.А. Ухтомским, принято понимать временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Накапливая импульсы, поступающие с периферии, доминанты суммируются, подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Этим объясняется длительная интенсивность внимания. Основой возникновения господствующего очага является не только сила данного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными в предшествующем опыте нервными связями.

Описанные законы не вскрывают до конца произвольный характер внимания.

Выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. Данную активность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных отделах. Первый тип нейронов - "детекторы новизны" - активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от них нейроны "ожидания" возбуждаются только при встрече организма с предметом, способным удовлетворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, организм сосредотачивается на той или иной их стороне.

Развитие внимания.

Наличие непроизвольного внимания отмечается у ребенка уже на первых месяцах жизни. Вначале ребенок реагирует только на сильные внешние раздражители или в случае резкого изменения силы раздражителей, например, при смене температуры, при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках и т. п.

С третьего месяца ребенок начинает интересоваться объектами окружающими его и тесно связанными с его жизнью. Начиная с пяти-семи месяцев, ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать различные предметы, пробовать их на вкус, ощупывать, прислушиваться к музыке, тону речи. Внимание ребенка привлекают в основном яркие, блестящие предметы или предметы, связанные с пищевой потребностью (бутылочка с молоком, мать) - первый ряд стимулов, по Л.С. Выгодскому. Это говорит о достаточно хорошем развитии его непроизвольного внимания. Другим рядом стимулов является речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Появление признаков произвольного внимания отмечается к концу первого - началу второго года жизни. Оно возникает благодаря тому, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.

Овладевая речью, ребенок начинает управлять и первичными процессами собственного внимания, которые первоначально направлены на других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и на себя.

Для развития произвольного внимания важное значение имеет игра, в процессе которой ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные манипулирование игрушками и другими предметами - все это способствует развитию интересов и внимание ребенка.

Произвольное внимание дошкольника достаточно неустойчиво, эмоционально, он легко отвлекается на посторонние раздражители. Непроизвольное внимание напротив достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Способность управлять произвольным вниманием формируется постепенно в процессе упражнений и волевых усилий.

Значительные изменения в развитии внимания происходят при поступлении в школу. В этот период идет интенсивное развитие всех его свойств. Особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Ребенок приучается к дисциплине, начинает контролировать свое поведение.

Внимание можно и нужно развивать с помощью тренировки. Однако, разные свойства внимания поддаются тренировке в неодинаковой степени. Хуже всего подвергается тренировке объем внимания. Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется индивидуальными особенностями личности. Особенно трудно развивается внимание у людей с инертной и слабой нервной системой.

Старшеклассники обладают уже достаточно хорошо развитым произвольным вниманием и в состоянии контролировать свое поведение. Однако, физиологические изменения, происходящие в организме подростка, способствуют повышенной утомляемости и раздражительности, что может привести к снижению характеристик внимания.

Изучение внимания.

Исследование избирательности внимания. Испытуемому предъявляют тестовый бланк с напечатанными в нем слитно, построчно буквами и словами (слова не перекрываются). Предварительно испытуемого просят как можно быстрее отыскать и подчеркнуть в нем слова, стараясь не пропустить ни одного слова. Время выполнения задания фиксируется секундомером.

Пример строки: баюжюерадостьвуфцпшгцпрокуроргцрсеабестеорияен

время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов (всего их 25) являются показателями избирательности внимания. Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Уровень избирательности внимания оценивается как низкий - от 0 до 6 баллов (от 190 до 250 с. и более), как средний - от 7 до 13 баллов (от 120 до 189 с.), как высокий - от 14 до 19 баллов (от 60 до 119 с.) и как очень высокий при 20 баллах (менее 60 с.).

Причинами слабой избирательности могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.

Исследование переключения внимания Испытуемому предъявляется модифицированная цифровая таблица Шульте, в 49 квадратах (5х5 см) которой размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Ячейки расположены рядами 7 - по горизонтали и 7 - по вертикали.

Исследование проводится в три этапа, которые следуют друг за другом:

1) испытуемому предлагают как можно быстрее назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке;

2) испытуемому предлагают как можно быстрее назвать и указать - красные цифры в убывающем порядке;

3) испытуемый должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные - в убывающем.

Время фиксируется по секундомеру и заносится в протокол. Таблица каждый раз предъявляется по сигналу "Начали!", чтобы испытуемый заранее не искал место расположение соответствующих цифр.

Если испытуемый ошибается, он сам должен найти ошибку. Секундомер при этом не выключается.

Между этапами делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.

В ходе обработки результатов составляют график времени, затраченного на выполнение трех серий исследования.

Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле.

Т = Т3 - (T1+T2),

где T1 - время, потраченное испытуемым на первом этапе; Т2 - время, потраченное на втором этапе; Т3 - время, потраченное на третьем этапе.

Уровень переключения внимания считается высоким, если время переключения внимания было меньше 90 с. (1-2 ранг), средним - при уровне переключения внимания от 91 до 200 с. (3-7 ранг), низким - при времени переключения внимания более 201 с. (8-9 ранг).

Если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель увеличивают, подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий.

При времени переключения меньше или равном "0", опыт повторяют. Это означает, что испытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях.

Анализируя результаты, обязательно обращают внимание на специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда испытуемый по каким-либо причинам не может сразу найти число.

Пособие для детских психологов: Информационные плакаты для кабинета детского психолога

Познакомьтесь с нашей следующей статьей: Речь и ее функции.