Аннотация к переводу второго тома сборника сочинений Л. Выготского «Основы дефектологии»
Вклад Льва С. Выготского в методологию психологии, психолингвистической, развивающей и когнитивной психологии хорошо известен в США. Однако его работы в области специального образования не получили должного признания на Западе, несмотря на то, что он сформулировал, вероятно, самую уникальную, всеобъемлющую и гуманную парадигму специального образования, созданную в 20-м веке. Перевод второго тома сборника сочинений Л. Выготского «Основы дефектологии» стал очень своевременным шагом для издательства Пленум Пресс. Эта книга предназначена для того, чтобы открыть теории Выготского для профессионалов в области патологической психологии и нарушений развития. Том содержит «Введение», написанное переводчиками Дж. Ноксом и К. Стивенсом, «Послесловие», перевод с оригинальной публикации на русском языке «Примечания к русскому изданию», ссылки и указатель автора / темы. Том состоит из трех частей: l: общие проблемы дефектологии; ll: Специальные проблемы дефектологии; lll: Вопросы на переднем крае дефектологии.
Школа дефектолога. Курс из 12 видео-лекций!
Нелегко воспринимать тексты Выготского: трудность может быть вызвана не только новаторским характером его письменности и незнакомой терминологией, но и различиями в психологических и общегуманистических традициях американской и российской науки. Целью научных комментариев («Вступительное слово», «Послесловие» и «Заметки») было дать читателям руководство по работам Выготского. Эта цель была достигнута лишь частично: как это ни парадоксально, само «Послесловие» нуждается в специальном комментарии для американского читателя по тем же причинам, что и произведения Выготского. Эта статья была написана группой из пяти выдающихся русских психологов, которые были учениками Л. Выготского в молодости. С другой стороны, «Введение», написанное переводчиками, Это хорошо сбалансированный научный критический продукт, который определенно стоит прочитать. Он предоставляет читателю исторический фон, понимание взаимных связей между дефектологическими исследованиями Выготского и его общетеоретическими трудами, динамику взглядов Выготского за прошедшие годы и современное значение выводов Выготского. Жаль, однако, что авторы «Введения», предположительно написанного после 1990 года, не использовали ряд новых и актуальных документов, появляющихся в российских изданиях с начала перестройки. Почти все их источники - либо публикации на английском языке, относящиеся к 70-м и 80-м годам, либо источники на русском языке, цитируемые в этих публикациях. В тексте, опубликованном в 1993 году, странно видеть фразы типа "...
Особый комментарий следует сделать о качестве перевода. Лев Выготский был влиятельным и страстным писателем, поднявшим научную надпись до уровня подлинного художественного языка. Переводчики столкнулись с огромной проблемой! В целом, их усилия оценят поколения читателей английского языка. Однако у меня есть одно фундаментальное возражение против попытки редакторов «перевести» термин «дефектология» как сочетание ненормальной психологии и неспособности к обучению. Слово «дефектология» (дефектология, что буквально означает «изучение дефекта») относится к образованию детей с нарушениями чувств, физических, когнитивных и неврологических нарушений и включает в себя четыре основных области: образование слабослышащих и глухих; слабовидящих и слепых; детей с умственной отсталостью; и детей с тяжелыми нарушениями речи. Это не включает ни психопатологию, ни неспособность к обучению, как это известно в этой стране. Несмотря на отсутствие прямой аналогии в западном мире, «Дефектология» предлагает услуги примерно той же группе населения, что и специальная психология / школьная психология в США, за исключением эмоционально обеспокоенных и обучающихся учащихся с ограниченными возможностями.
Другая сложная для глотания терминология, которая должна быть объяснена во введении, относится конкретно к области умственной отсталости. В текстах Выготского использовалась старая европейская («олигофреническая») система классификации. Олигофрения (что означает: врожденная умственная отсталость) описывается как нарушение всех когнитивных функций, без дегенерации, из-за повсеместного органического повреждения структуры полушария. Он отличается от умственной «медлительности», вторичной по отношению к слепоте, глухоте, мутизму и т. Д., И от умственного дефицита из-за социальной депривации, пренебрежения в образовании, двуязычия и т. Д. Уровни тяжести: дебилы (легкая отсталость), недомогания (умеренные) и идиоты (глубокие). Все эти терминологические реликвии звучат жестоко для наших ушей,
Выготский считал, что общие законы развития для детей-инвалидов и их сверстников, не являющихся инвалидами, включают в себя интериоризацию внешней культурной деятельности во внутренние процессы посредством «психологических инструментов» (прежде всего языка) и опосредованной поддержки со стороны взрослых. Психическое развитие - это социально-генетический процесс, осуществляемый в социальной деятельности детей со взрослыми: образование «порождает» и ведет развитие. Сущность и уникальность человеческого поведения заключается в его опосредовании материальными инструментами и социальными знаками / языком. Развитие - это не прямой путь количественных выгод / накоплений / созревания, а серия качественных, диалектических преобразований, сложный процесс интеграции и дезинтеграции.
Частью общей теории Выготского является понятие социальной природы физического и умственного недостатка. Основными понятиями являются «первичные дефекты», «вторичные дефекты» и их взаимодействие. «Первичным» дефектом является органическое нарушение из-за биологических факторов. «Вторичный» дефект относится к искажениям высших психологических функций из-за социальных факторов. Органические нарушения не позволяют ребенку с умственной отсталостью овладевать некоторыми или большинством социальных навыков и приобретать знания с должной скоростью и в приемлемой форме, но именно социальная среда ребенка изменяет его / ее курс развития и приводит к искажениям и задержкам , С этой точки зрения, многие симптомы, такие как поведенческий инфантилизм или примитивизм эмоциональных реакций у лиц с умственной отсталостью, считаются вторичными дефектами, приобретенными в процессе социального взаимодействия. Выготский отметил, что с психообразовательной точки зрения основной проблемой состояния инвалидов является не сам органический недостаток, а его социальные последствия: органический дефект признается обществом как социальная аномалия в поведении. По словам Л. Выготского, когда перед нами слепой мальчик, как объект образования, необходимо иметь дело не столько с самой слепотой, сколько с теми конфликтами, которые возникают у слепого ребенка при вступлении в жизнь. Выготский отметил, что с психообразовательной точки зрения основной проблемой состояния инвалидов является не сам органический недостаток, а его социальные последствия: органический дефект признается обществом как социальная аномалия в поведении. По словам Л. Выготского, когда перед нами слепой мальчик, как объект образования, необходимо иметь дело не столько с самой слепотой, сколько с теми конфликтами, которые возникают у слепого ребенка при вступлении в жизнь. Выготский отметил, что с психообразовательной точки зрения основной проблемой состояния инвалидов является не сам органический недостаток, а его социальные последствия: органический дефект признается обществом как социальная аномалия в поведении. По словам Л. Выготского, когда перед нами слепой мальчик, как объект образования, необходимо иметь дело не столько с самой слепотой, сколько с теми конфликтами, которые возникают у слепого ребенка при вступлении в жизнь.
В эссе «Дефект и компенсация» Л. Выготский назвал высшие психологические функции основными компенсаторными механизмами умственного и сенсорного дефицита. В центре внимания компенсации должно быть усиление культурного просвещения, укрепление высших психологических функций, количество и качество общения, а также социальные отношения с «коллективом» (организованная группа сверстников). Следовательно, основная цель специального образования состоит в том, чтобы компенсировать первичные дефекты путем облегчения и укрепления нетронутых психологических функций, а также для предотвращения, исправления и реабилитации вторичных дефектов психолого-педагогическими средствами.
Выготский призвал к идентификации ребенка-инвалида с точки зрения силы, а не инвалидности. Своим резким сарказмом он назвал традиционный подход к оценке инвалидов «арифметической концепцией гандикапа», поскольку рассматривает ребенка-инвалида как сумму отрицательных характеристик. Он предложил, например, определить уровни общей независимости и потребности в поддержке, а не уровни слабости ума у детей с умственной отсталостью. Этот подход, 60 лет спустя, был использован Американской ассоциацией по умственной отсталости в их новом руководстве, опубликованном в 1992 году.
Выготский по праву считается отцом-основателем того, что сейчас называется «динамическая оценка». Противостояние Выготского концепции IQ / Mental Age и количественных диагностических процедур основывалось на его понимании гандикапа как процесса, а не статического состояния, и на его понимании развития как диалектического процесса овладения культурными средствами. Он утверждал, что определенное изменение в структуре инвалидности происходит во время развития и под влиянием образования. Например, в случае умственной отсталости нарушение функционирования может быть вызвано «примитивизмом» в результате культурного недоразвития и может быть результатом органического дефекта. Выготский считал, что умственные тесты недостаточны, чтобы провести эту дифференциацию. Он отметил, что стандартизированные тесты вместе измеряют естественные и высшие процессы, неуместно выравнивая их. Оценка развития, настаивал Выготский, должна концентрироваться на умственной обработке и некоторых качественных показателях, таких как когнитивные стратегии, используемые ребенком, тип и характер ошибок, способность извлекать пользу из помощи, предоставляемой экзаменатором, и эмоциональные реакции на успех и неудачу. ,
Различение между тем, что ребенок уже достиг (фактический уровень развития) и его потенциальной способностью к обучению (что определяется в процессе решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками), было основной концепцией в его поиске альтернатив. к стандартизированным тестам, применяемым к ученикам с ограниченными возможностями. Разницу между этими двумя способностями Выготский назвал «Зоной проксимального развития» (ЗПД). С точки зрения индивидуальных различий, глубина зоны ближайшего развития варьируется, отражая учебный потенциал ребенка. С этой точки зрения он предлагает качественное различие между теми детьми, которые могут выглядеть одинаково отсталыми в своем функционировании в соответствии с результатами стандартизированного психологического тестирования.
В целом этот том свидетельствует об исключительной своевременности идей Выготского. Публикация этого тома создает базу знаний для теоретических и практических последствий идей Л. С. Выготского в американской системе специального образования.