Первые представления о психических явлениях возникли в период античности. Пифагор, Платон, Аристотель считали, что душа ("псюхе") бессмертна и может существовать вне тела (анимизм), странствуя по телам животных и растений. Платон разделял душевные явления на разум - в голове, мужество (воля) - в груди и вожделения (мотивация) - в брюшной полости. Аристотель определяет функции памяти (хранение и воспроизведение ощущений, чувственных восприятий) и мышления (составление суждений и умозаключений). Он признавал существование божественного разума ("нуса").

Развитие науки способствует развитию учения о всеобщей одушевленности природы - гилозоизма - пришедшего с Востока. По Гераклиту, природа материальна и духовна одновременно. Космос - "вечно живой огонь", душа - его искра. По Демокриту, душа состоит из атомов и является источником энергии для тела.

На Востоке Ибн Сина изучает возрастные особенности психических процессов, процесс зрительного восприятия и его осмысление. Душа по его мнению смертна и умирает вместе с телом.

В средние века в Европе под влиянием церкви наблюдается обожествление души. Изучение психических процессов разрешается только богословам. Развивается учение Фомы Аквинского (1225-1274) - томизм - теологическая интерпретация учения Аристотеля. Теологическая психология включает в работу души акт познания (ощущение и восприятие) объекта или явления, осознание и познание самое себя.

В эпоху Возрождения идет возвращение к учению Аристотеля о душе как движущей силы поведения.

XVII в. - новая эпоха в развитии психологического знания с общефилософских, умозрительных позиций. Р. Декарт (1596-1650) закладывает основы детерминистской концепции поведения, разделяет понятия души и тела, вводит понятие рефлекса как двигательного ответа на раздражение. Идеи по Декарту имеют врожденный характер.

Б. Спиноза (1632-1677) объединяет душу и тело. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Человек целостное телесно-духовное существо.

Г. Лейбниц (1646-1716) вводит понятие о бессознательной части психики. Мир состоит из бес численного множества монад (от греч. "монос" - единое). Каждая из них "психична" и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной.

Гоббс (1588-1679) считал, что и психические явления подчиняются законам механики. Воздействие материальных вещей на организм, вызывает ощущения, из которых по закону инерции возникают представления (следы ощущений), образующие цепи мыслей, что позднее Дж. Локком (1632-1704) будет названо ассоциацией. Дж. Локк считал, что знания происходят из опыта, т. е. психика формируется в процессе жизни, а идеи имеют приобретенный характер.

В XVIII в. X. Вольфом вводится понятие "эмпирической психологии" как направления в психологической науке, основанном на наблюдении и опыте. Душа, по Вольфу, чистая доска, которая под воздействием чувственных впечатлений наполняется простыми идеями, а те в процессе мышления образуют сложные идеи.


Основоположником ассоциативной психологии и теории рефлекса является Д. Гартли (1705-1757). По Гартли структура психики состоит из большого круга (от органов чувств через мозг к мышцам - рефлекторная дуга) и малого, расположенного в белом веществе мозга и являющегося основой психической жизни, процессов познания и обучения. Ассоциация возникает при внешнем воздействии, вызывающем вибрацию органов чувств и мозга, а тот в свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращения и движения тела. Вибрация, исчезая в большом круге, оставляет следы в малом. Так происходит запоминание.


Становление психологии как науки.

В начале XIX в. наблюдается расцвет физиологической психологии. Подтверждается рефлекторная схема Декарта, доказывается зависимость поведения организма во внешней среде от телесного субстрата, а не от сознания (или души), как особой бестелесной сущности, идет изучение органов чувств.

Иоганнес Мюллер (1801-1858) показывает причинную зависимость ощущений от внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата.

П. Флуранс (1794-1867) доказывает, что основные психические процессы (восприятие, интеллект, воля) являются продуктом головного мозга как целостного органа. Он определяет функции мозжечка (координация движений), четверохолмия (участвует в процессе зрительного восприятия), спинного мозга (проведение возбуждения по нервам).

Идеи ассоцианизма получают продолжение в работах Дж. Милля (1773-1836). Он считает сознание психической машиной, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Опыт получается через ощущения, образующих сначала простые, а потом сложные идеи. Его сын Д. С. Милль (1806-1873) основал направление, которое получило название психологизма. Все науки, по его мнению, подчиняются действию психологических законов. Ассоциация - ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам.

А. Бэн выдвигает теорию проб и ошибок, по которой между "чисто" рефлекторным и "чисто" произвольным имеется обширный спектр действий, благодаря которому, постепенно, шаг за шагом, иногда дорогой ценой, достигается искомая цель. Эта концепция касается как движения, так и психических процессов.

Получает начало эволюционная психология. Г. Спенсер (1820-1903) считает, что психика - механизм адаптации к среде в процессе эволюции. К частным формам приспособления он относит: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, и ощущения, память, волю, разум, существующие в сознании.

И.Ф. Гербарт (1776-1841) сторонник ассоциативной психологии, основанной на опыте. Предмет психологии - факты и явления сознания.

Методы: самонаблюдение, наблюдение, анализ продуктов деятельности, математические методы.

Элементом душевной жизни Гербарт считал представление, т. е. сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют качественные и количественные характеристики. К количественным характеристикам относ ится сила представления, показателем которого является его ясность. Психология Гербарта состояла из "статики духа" (данные измерения представлений в период покоя) и "динамики духа" (условия движения представлений в сознании). Говоря об ассоциации представлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

В середине XIX в. психология выделяется в самостоятельную науку. Создаются специальные научно-исследовательские учреждения: психологические лаборатории и институты, кафедры, появляется экспериментальная психология.

В. Вундта (1832-1920), создает первую психологическую лабораторию. Он полагает, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Эббингауз занимается экспериментальным изучением мнемонических процессов, более сложных, ч ем сенсорные. Он впервые посредством экспериментов и количественного анализа открыл собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания, объективно, что поставило под сомнение равенство психики и сознания, принимавшееся до этих пор за аксиому.

История развития отечественной психологии.

Формирование отечественной психологии началось в середине XIX в. Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). Он придерживался физиологической трактовки психологических процессов. Как и рефлексы, они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Однако, сознание, по его мнению, не является рефлекторным и потому лишено той причинности, которая присуща телесному миру. Сеченов недооценивал специфику психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учитывал роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

В конце XIX в. идет развитие психологии личности в концепции К.Д. Кавелина. На первый план выдвигается идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества.

А.А. Потебня изучает психологию народов, анализируя эволюцию умственных структур. Он создает культурно-историческую психологию, черпающую информацию об интеллектуальном строе личности в объективных данных о прогрессе национального языка как органа, образующего мысль.

Под руководством Г.И. Челпанова в 1912 г. в России открывается первый институт психологии. Развиваются первые университетские психологические школы.

М.М. Троицкий развивает идеи ассоциативной психологии, доказывая, что все психические процессы формируются благодаря различным законам ассоциаций: смежности, сходства, контраста. Он стремился разграничить области знания и веры.

Н.Н. Ланге разрабатывает естественнонаучное направление психологии, изучает объективные методы исследования сознания, акт внимания, создает моторную теорию внимания. Изучая рефлексы, он заменяет понятие "дуга" на - "кольцо", выделяет ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой.

Успешно развивается экспериментальное направление. В Университетах Москвы и Новороссийска открываются первые лаборатории экспериментальной психологии.

И.П. Павлов создает учения об условно-рефлекторной деятельности, по которому для порождения условного рефлекса нужен не только раздражитель, воспринимаемый органами чувств (в виде звука, запаха и т. д.), но и подкрепление правильности реакции на него. Условный рефлекс возникает на основе безусловного рефекса. Выработка условных рефлексов - основа обучения, приобретения опыта. Зная набор условий, от которых зависит создание условного рефлекса, можно предписать программу поведения.

В.М. Бехтерев разрабатывает психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. Он разрабатывает рефлексологические методы изучения младенцев и изучает закономерности психического развития детей раннего возраста.

А.А. Ухтомский разрабатывает понятие о доминанте, как господствующем очаге возбуждения, который подавляет активность других центров. Это понятие позволило трактовать поведение организма в единстве его физиологических и психологических проявлений.

В 20-е - 50-е гг. К.Н. Корнилов развивает учение о реакциях организма - реактологию. Он считает реакцию основным элементом психики.

В эти же годы развивается психология социального бытия, разрабатываемая Г.Г. Шпетом. Он анализирует социально-исторические причины развития психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности.

Л.С. Выготский изучает развитие детей, имеющих аномалии и становится основоположником дефектологии.

Познакомьтесь с нашей следующей статьей: Понятие деятельности человека.

Пособие для детских психологов: "Игровой тренажёр: Школа супергероев" для детей дошкольного возраста