Родители часто замечают, что речь малыша понятна только им. Другие малыши и окружающие не понимают этого. Это означает, что речь малыша отстает в своем развитии по сравнению с речью сверстников.
Эта проблема встречается примерно у 10% детей дошкольного возраста. Встречается в четыре раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Родители часто думают, что эти проблемы уйдут сами собой. Их малыш со временем догонит сверстников. Как правило, родители ошибаются. Процесс, при котором у малыша задерживается речевое развитие, часто требует особого вмешательства родителей (а возможно, и специалистов).
Попробуем разобраться, что такое задержка речевого развития и как можно (и нужно) помочь малышу преодолеть эту задержку.
Так. Задержка речевого развития возникает, если:
В возрасте 18 месяцев малыш не произносит простых слов «папа» или «дай ». Ребёнок не понимает простых слов, названий окружающих предметов и простых инструкций.
В возрасте 2 лет малыш использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
В 2,5 года активный словарный запас составляет менее 20 слов. Малыш не знает названий окружающих его предметов. Он не может указать на знакомый предмет по просьбе или принести что-то, что находится вне поля зрения. В этом возрасте малыш еще не умеет составлять фразы из двух слов.
В 3 года речь малыша неясная. Даже родственники с трудом это понимают. Малыш не произносит простых предложений (3 слова), не понимает простых объяснений.
Если значительная задержка речевого развития дает вам повод для беспокойства, сначала следует выяснить, есть ли у малыша медицинские причины для этого. Необходимо обратиться к специалистам для исключения неврологических (связанных с поражением нервов) или сурдологических (связанных со снижением слышимости) причин. Они также могут вызывать нарушения речевого развития.
Если выясняется, что у малыша отсутствуют соматические (так называемые органические) нарушения, специалисты говорят о задержке речевого развития.
Задержка речевого развития – это значительно более позднее овладение устной речью малышами (по сравнению с возрастной нормой). Если к 2 годам речевой словарный запас малыша не обогащается или малыш еще не заговорил, ждать, что все само пройдет, неправильно. Необходимо целенаправленно начать работу по преодолению задержки речевого развития.
В преодолении задержки речевого развития важная роль принадлежит:
Коммуникация и регулярные занятия родителей с малышом.
В общении с малышом важно соблюдать несколько правил:
Разговаривайте с малышом в обычном тембре. Это ваш тон и тембр малыш знает из своего пренатального состояния.
Старайтесь использовать простые фразы, не коверкайте слова, не используйте сложные и длинные слова. Простые, узнаваемые слова привлекают больше внимания малыша к тому, о чем идет речь и кто говорит. Это побуждает малыша концентрировать свое внимание и общаться.
Привлеките внимание малыша, изменив тон или громкость голоса.
Оставайтесь на одном уровне с малышом. Пока вы играете, сядьте рядом с малышом на пол. Пока вы читаете, держите малыша на коленях. Во время еды садитесь за тот же стол.
Регулярные мероприятия, направленные на «запуск речи», могут включать:
развитие мелкой моторики;
дыхательные упражнения;
массаж лица;
артикуляционная гимнастика;
развитие звукоподражания.
Чтобы «заговорить» вашего малыша, используйте разные приемы:
Пополняйте свой словарный запас. Если малыш произносит всего несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое и яркое в окружающем. Название любого предмета следует произносить достаточно громко и обязательно четко.
Сделайте занятия веселыми. Проведите свою деятельность в игровых формах: поиграйте с новой игрушкой или поиграйте в подвижные игры.
Повторяйте одно за другим. Старайтесь весело повторять слоги, которые произносит малыш: «да-да», «па-па». Затем подумайте о своем собственном слоге. Если малыш примет вашу игру, он попытается повторить за вами.
Начните читать регулярно. Показывайте малышу яркие картинки в книгах и разговаривайте как можно чаще. Читайте своему малышу сказки, детские стихи и короткие рассказы каждый день. Новые слова и постоянно слышимая речь будут стимулировать словарный запас малыша.
Выключите компьютер и телевизор. Малыш должен слышать образец речи, чтобы развивать речь. Эта схема должна быть четкой, точной и правильной. Звуки рекламы и мультфильмов мешают четкому восприятию ваших слов. Включенный телевизор, используемый в качестве фона, только шумит.
Пойте с малышом! Разучивайте вместе новые и известные детские песенки. Хорошее настроение и беглость фраз будут стимулировать работу речевого аппарата.
Язык жестов "не понимаю". Попробуйте побудить малыша говорить. Если он спрашивает о чем-то жестами, делайте вид, что не понимаете. Задавайте наводящие вопросы, побуждайте малыша отвечать, стимулируйте диалог!
Проявите внимание. Покажите малышу, что вам интересно все, что он вам говорит. Задавайте вопросы, эмоционально и позитивно реагируйте на все, что он говорит. Старайтесь поощрять малыша говорить обо всем. Не заставляйте его говорить, если малыш не хочет, чтобы не вызывать негативных эмоций.
Будьте терпеливы и последовательны, и регулярные занятия с малышом обязательно принесут желаемый результат!