Один из наиболее распространенных вопросов, которые задают детскому психологу и логопеду, - это вопрос о нарушениях чтения. И чаще всего они происходят от родителей детей-левшей.

Уже на этапе сбора информации об истории развития ребенка, как только понимают, что ребенок левша, возникает ряд гипотез о происхождении трудностей в обучении, приобретении грамотности, подсчете и т. Д. Сами родители говорят, что они неоднократно слышали от специалистов в ответ на выявленные беспорядки: «Ага, это имеет смысл сейчас. Он левша! ».

О организации работы логопеда с леворукими детьми вы можете найти здесь!

Связь между левосторонностью и трудностями в обучении

Важно отметить, что умственное развитие ребенка-левши до сих пор ведет к горячим научным дискуссиям. Ученые спорят о происхождении левшей, различиях между левшей и правшей, особенностях их психического развития и языковой обработки. Однако среди всех дискуссий есть четкий вывод: среди населения людей с нарушениями чтения число левшей значительно выше, чем правшей.

Анализируя случаи, с которыми приходилось сталкиваться, можно однозначно подтвердить высокую частоту расстройств, упомянутых среди левшей.

Почему левши такие разные?

Наличие левши у ребенка (полное или частичное) в большинстве случаев означает нетипичное умственное развитие, т.е. отличается от общепринятого статистического среднего. Поэтому у левшей можно наблюдать ряд задержек в развитии, в частности, их устных и письменных языковых навыков, подсчета и освоения математических операций. Эти дети рискуют стать заикающимися.

Количество левшей с трудностями в обучении примерно в два с половиной раза превышает средние показатели для правшей.Причины этого разнообразны. Однако ключевым фактором является неразрывная и тесная связь левши и доминирования в полушарии, что приводит к специфической функциональной организации работы мозга. Это означает, что левый мозг работает и подчиняется некоторым другим правилам по сравнению с правшами.

Характерной чертой левшей является недостаточное и специфическое развитие зрительного восприятия, которое обычно создает основу для овладения чтением и письмом. Для этих детей характерны трудности во взаимодействии полушарий головного мозга, что приводит к замедлению обработки информации и реакции: зрительной, слуховой, тактильной ...

К сожалению, дети с левшей не получают адекватной помощи в школе, поскольку образование и воспитание ориентированы на правшей.

Как левши учатся читать?

Наибольший интерес представляет тот факт, что они успешно изучают глобальное чтение, но при изучении отдельных букв они сталкиваются с серьезными трудностями: каждое письмо изучается в течение длительного периода времени, и у этих детей отсутствует свободное владение распознаваемыми буквами. Дети с трудом произносят написанные слова, сопоставляя буквы со звуками, чтобы иметь возможность прочитать слово.

Трудности в чтении, которые испытывают дети-левши, очень разнообразны.
Некоторые дети испытывают их на ранних этапах обучения грамоте, в то время как другие встречаются на более поздней стадии при чтении текстов. По сравнению с правшами, у левшей в 2,5-3 раза больше шансов усвоить письменную речь - как в письменной, так и в чтении.

Наиболее распространенные трудности при чтении левшами:

  • Запоминание букв довольно медленно
  • Смешение похожих букв
  • Не распознавать буквы в перевернутом виде, то есть заштрихованные, зачеркнутые, без одного из его элементов
  • Иногда читаем справа налево или с середины страницы, прыгая по строкам
  • Сложность объединения отдельных букв в слова
  • Тратить большую часть времени на чтение во время тестов на технику чтения из-за их медленного темпа чтения
  • Не понимая, что было прочитано, если есть различия в соотношении слов, даже если техника чтения была освоена

В некоторых случаях левши легко запоминают отдельные буквы, но им сложно объединить их в слова. При чтении они «выбрасывают» целые слоги слов, не произносят окончаний и не произносят их по ошибке.

Описанные выше трудности, с которыми часто сталкиваются левши, возникают по разным причинам: нарушения зрительного / пространственного восприятия в результате нестабильного доминирования глаза, а также трудности в обработке и хранении информации.

Должен ли родитель переучивать левшу в правшу?

Как родитель, вы можете спросить себя: возможно ли до того, как станет слишком поздно, переучить ребенка? Чтобы воспитывать правшей вместо левшей? Возможно, это предотвратит любые потенциальные трудности чтения позже?

Мой ответ на это - ОГРОМНОЕ НЕТ!

Мы уже упоминали, что наука говорит: левша связана не только с леворукостью но, прежде всего, со специальной организацией работы мозга, а следовательно, и умственного развития! Поэтому любая переподготовка не только замедлит процесс овладения чтением и письмом, но и может вызвать множество невротических симптомов: заикание, тики, энурез, социальную дезадаптацию ребенка.

Вместо того, чтобы переучивать своего ребенка на правшу, вам нужно заниматься с левшой и дать ему или ей возможность адекватно функционировать в соответствии с его или ее данными способностями. Подумайте о практике ключевых навыков, которые необходимы для овладения чтением. Можете использовать авторские пособия для запуска чтения и речи, что бы помочь вашему ребенку легче учиться.

   На главную!