Сенсорная (импрессивная) алалия — одно из наиболее сложных и спорных нарушений речевого развития у детей. Данная статья представляет собой подробное содержание двух научно-методических презентаций, подготовленных кандидатом педагогических наук, доцентом О.В. Елецкой, и посвящённых клинико-педагогической диагностике и коррекции сенсорной алалии. Материал основан исключительно на информации, содержащейся в предоставленных файлах, без добавления внешних источников или интерпретаций.

1. Понятие и классификация алалии

Алалия определяется как отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Согласно клинико-педагогической классификации нарушений речи, алалия относится к расстройствам устной речи и подразделяется на:

  • Импрессивную (сенсорную) — нарушение понимания речи.
  • Экспрессивную (моторную) — нарушение произносительной стороны речи.

Сенсорная алалия соответствует МКБ-10 F.80.2 — «Нарушение рецептивной речи» и характеризуется недоразвитием импрессивной речи, при котором происходит разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. У ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на сохранность слуха и потенциала к развитию активной речи.

2. История изучения сенсорной алалии

  • В конце XIX века впервые была описана форма речевой патологии — задержка развития речи у слышащего ребенка без олигофрении.
  • В последующем это состояние получило названия: идиопатическая алалия, слухонемота, врожденная афазия, афазия развития (developmental aphasia).
  • В отечественной литературе утвердился термин «алалия», в зарубежной — «афазия развития».

3. Проблема существования сенсорной алалии

Существуют разные точки зрения:

  • Некоторые исследователи отрицают существование сенсорной алалии, считая, что диагноз ставится без достаточных оснований.
  • Другие (включая Н.Н. Трауготт) утверждают, что сенсорная алалия — относительно распространённое, но трудно диагностируемое нарушение, возникающее из-за сложности дифференциации с тугоухостью.

4. Локализация поражения мозга

  • Точная локализация поражения при сенсорной алалии не выяснена.
  • Предполагалось поражение зоны Вернике, однако достоверных неврологических и патологоанатомических данных нет.
  • Патология речевого развития может возникнуть только при билатеральном поражении мозга, что связано с высокой компенсаторной способностью детского мозга.

5. Этиология сенсорной алалии

Причины могут включать:

  • Отклонения в развитии, недоразвитие (агенез или гипогенез) или заболевания определённых отделов мозга.
  • Наследственное отягощение, наследственно обусловленное медленное созревание мозга.
  • Пренатальные, послеродовые инфекции или интоксикации.
  • Родовые и послеродовые травмы с кровоизлияниями.
  • Врождённые сосудистые заболевания, резус-фактор, мозговая аноксия, эритробластоз плода.
Видеолекция: Сенсорная алалия — диагностика и коррекция

6. Слух при сенсорной алалии

Традиционное представление

  • Сенсорная алалия диагностируется только у детей с нормальной слуховой чувствительностью.
  • Это мнение основано на аналогии с сенсорной афазией у взрослых.

Реальность клинических наблюдений

  • Большинство исследователей выявили особенности нарушений слуховой функции, не связанные с понижением остроты слуха.
  • Оценка слуха затруднена из-за непостоянства реакций на звуковые раздражители:
    • Ребёнок то слышит, то не слышит один и тот же звук.
    • Реагирует на тихие звуки, но не реагирует на громкие.
    • Реакции могут исчезать при увеличении интенсивности звука.

Нарушения слухового внимания

  • Главное препятствие для диагностики — нарушение слухового внимания.
  • Дети:
    • Не обращают внимания на звуки.
    • Быстро отвлекаются.
    • Перестают слушать.
    • Внимание к звукам быстро истощается.
  • Э. Фрёшельс (1932) описал это как «звуки скользят мимо ребенка».

Гиперакузия

  • Повышенная чувствительность к незначимым звукам (шуршание, скрип), на которые дети реагируют болезненно.

Слуховая память

  • Объём слуховой памяти мал.
  • Запоминание кратковременно.
  • Штраус (1954): дети с сенсорной алалией узнавали не более 50% бытовых звуков, в то время как дети без речевых нарушений — до 100%.

Локализация источника звука

  • Арнольд, Люксингер (1958, 1960): дети не могут определить, откуда идёт звук, что нарушает слуховое внимание.

Гипотеза «Фигура и фон»

  • Ребёнок не способен выделить речевой звук из общего звукового фона.
  • Не может структурировать слуховое поле.
  • Все звуки для него одинаково значимы.

7. Замыкательная акупатия

  • Непостоянство реакций на звуки — следствие неполноценности коркового отдела слухового анализатора.
  • Затруднено образование и устойчивость условных рефлексов на звуки.
  • Условные реакции тормозятся при изменении интенсивности звука.
  • Реакции зависят от длительности звучания: у детей с СА реакция формируется только на звук, в 10 раз длиннее, чем у здоровых детей.
  • Устойчивость реакции выше при повторном предъявлении звука.

8. Нарушение ассоциаций и классификации звуков

  • Нарушена способность связывать звуковые и зрительные раздражители (Wilson et al., 1960).
  • Особенно трудно различать звуки короткой длительности (0,3 сек).
  • Нарушена способность классифицировать и анализировать последовательно предъявляемые звуки (Lowe, Campbell, 1965). Дети справляются только при увеличении интервала между звуками.

9. Снижение слуха при сенсорной алалии

  • Снижение слуха при СА возможно и не исключает диагноз.
  • Типы снижения:
    • На высокие частоты.
    • Постепенное повышение порогов от низких к высоким.
    • Равномерное снижение.
    • U-образная аудиограмма (наибольшее снижение — в средних частотах).
  • Н.Н. Трауготт предлагает ставить диагноз СА, если ребёнок воспринимает шепот на расстоянии.

10. Речь детей с сенсорной алалией

Импрессивная речь (понимание)

  • Понимание речи обычно отсутствует до начала обучения.
  • Возможны «случайные» адекватные реакции.
  • Специфическое затруднение в понимании предложений: ребёнок воспринимает только одно слово из двух.
  • Инертность, персеверации ранее услышанных слов.
  • Усвоенные слова теряют значение при смене обстановки.

Экспрессивная речь

  • Характеризуется:
    • Полисемантизмом — одним словом называют разные объекты.
    • Идиоглоссией — употребление «собственных слов».
    • Высокой речевой активностью при ограниченном словаре.

11. Связь с интеллектуальными нарушениями

Существуют три точки зрения:

  1. Для постановки диагноза СА необходимо убедиться в наличии достаточного интеллекта.
  2. СА может возникнуть только у умственно неполноценного ребёнка.
  3. СА может сочетаться с олигофренией — такая форма должна быть выделена в отдельную группу.

12. Нарушения поведения

  • Повышенная эмоциональная возбудимость.
  • Двигательное беспокойство.
  • Расстройства внимания, выходящие за пределы слуховой сферы.

13. Диагностика и дифференциация

Аудиологический скрининг

  • Проводится с рождения.
  • Методы: электрокорковая аудиометрия, КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы).
  • Приказ Минздрава №108 от 23.03.96 обязывает проводить скрининг новорождённых.

Группы риска по нарушениям слуха

  • Инфекции беременных (краснуха, герпес).
  • Недоношенность.
  • Билирубиновая энцефалопатия.
  • Отоларингологические заболевания.
  • Наследственность.

Методы диагностики слуха

  • Психолого-педагогическая диагностика (по Шматко, Пелымской, 1995): использование барабана, дудки, погремушки с формированием зрительной реакции.
  • «Гороховая методика» (по Калмыковой, 1998): три коробочки с разной интенсивностью шума (горох — 70–80 дБ, гречка — 50–60 дБ, манка — 30–40 дБ).
  • Игровая тональная и речевая аудиометрия.
  • Тимпанометрия — для дифференциации кондуктивной и нейросенсорной тугоухости.

Дифференциальная диагностика

  • Т.Г. Визель (2005): дети с сенсорной алалией слышат речь, но не различают её единицы, не понимают значения — аналогично восприятию иностранного языка.

14. Прогноз

  • Зависит от:
    • Состояния слуховой чувствительности.
    • Своевременности начала обучения.
  • Чем выше острота слуха и чем раньше начато обучение — тем благоприятнее прогноз.
Видеолекция: Сенсорная алалия — диагностика и коррекция

15. Цель и задачи коррекционной работы

Основная цель

  • Научить ребёнка слушать, сделать звуковые раздражители значимыми, особенно речевые.

Основные задачи

  • Пробуждение интереса к звукам.
  • Развитие потребности подражать.
  • Дифференциация речевых и неречевых звуков.

16. Направления логопедического воздействия

  1. Формирование психофизиологической основы речи.
  2. Развитие произвольного внимания, работоспособности, памяти.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Расширение словаря.
  5. Формирование грамматического строя и связной речи.
  6. Обучение грамоте.

17. Организация звукового и речевого режима

  • Щадящий звуковой режим:
    • Исключение радио, телевизора, компьютера.
    • Ограничение речевых и неречевых сигналов.
    • Часы и дни отдыха.
  • Ситуация зрительного голода (по Фрёшельсу):
    • На начальных этапах — ограничение зрительных стимулов (игрушки, картинки), чтобы повысить интерес к звукам.

18. Методики коррекции

По Т.Г. Визель

  • Работа по двум направлениям:
    1. Растормаживание речевой функции правого полушария.
    2. Осуществление левополушарного контроля над структурными единицами языка.
  • Алгоритм компенсации включает формирование ассоциативных связей между различными зонами мозга (зрительные, постцентральные, премоторные, височные области).

По В.К. Орфинской (1969)

  • Построение дифференцированной методики на основе лингвистической классификации форм алалии.
  • Работа над преодолением артикуляционной апраксии, слуховой агнозии.
  • Формирование фонематической и грамматической систем.

По Т.П. Горюновой (1969)

  • Развитие слуховой памяти и внимания.
  • Использование звукоподражания.
  • Демонстрация артикуляции.
  • Работа над пониманием слов-действий («Дай!», «Иди!»).
  • Формирование логических и тематических групп слов.
  • Перевод словаря из пассивного в активный.

По Захаровой О.А. (2012)

  • Упреждающее воздействие на нарушенную речевую и психоречевую предпосылку:
    1. Кинестетические ощущения артикуляции.
    2. Эфферентация речи.
    3. Фонематическое восприятие.
    4. Слухоречевая память.
    5. Зрительно-пространственный гнозис.

19. Медикаментозное лечение

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)

  • Неинвазивный метод стимуляции коры мозга.
  • У детей с сенсорной алалией:
    • Появляется реакция на оклик.
    • Повышается интерес к окружающему.
    • Улучшается контакт с окружающими.

Нейромидин (Ипидакрин)

  • Действие: ингибирование холинэстеразы, блокировка калиевой проницаемости мембраны.
  • Показан при гипотонии мышц, отсутствии эпиактивности, синдроме гиперактивности.
  • Курс — не менее 4 недель, 3–4 курса в год.
  • Эффект: улучшение моторики, познавательных процессов, речи, эмоциональной регуляции.

Ноотропы (Энцефабол)

  • Энцефабол показал эффективность в лечении отставания речевого развития.
  • В исследовании у детей 3–5 лет:
    • Увеличение активного словаря.
    • Увеличение числа слогов и фраз.
    • Улучшение структуры речи.

20. Метод Томатиса (1957)

  • Основан на влиянии звуков высокой частоты на психику.
  • Используется музыка Моцарта и григорианское пение.
  • Принцип: «Электронное ухо» фильтрует частоты:
    • Низкие — воздействуют на вестибулярный аппарат.
    • Средние — на зоны речевого восприятия.
    • Высокие — на кору и подкорку (эмоциональная сфера).
  • Тест аудио-психо-фонологии определяет проблемные частоты.
  • Терапия проходит в 3 этапа:
    1. Знакомство с музыкой.
    2. Чтение мамой в ритме музыки.
    3. Проигрывание записанного и отфильтрованного голоса матери (онтогенетическое «перерождение уха»).

Заключение

Сенсорная алалия — сложное, многогранное нарушение, требующее комплексного подхода к диагностике и коррекции. Успешное восстановление речи возможно только при раннем выявлении, дифференцированной диагностике, учёте нейропсихологических и слуховых особенностей, а также систематической коррекционной работе, включающей логопедические, медикаментозные и нейростимулирующие методы.

Рекомендуемая литература

  • Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб., 1994.
  • Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
  • Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.
  • Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.
  • И др.

Статья подготовлена на основе материалов к.п.н., доц. О.В. Елецкой.

Видеолекция: Сенсорная алалия — диагностика и коррекция