Сенсорная (импрессивная) алалия — одно из наиболее сложных и спорных нарушений речевого развития у детей. Данная статья представляет собой подробное содержание двух научно-методических презентаций, подготовленных кандидатом педагогических наук, доцентом О.В. Елецкой, и посвящённых клинико-педагогической диагностике и коррекции сенсорной алалии. Материал основан исключительно на информации, содержащейся в предоставленных файлах, без добавления внешних источников или интерпретаций.
1. Понятие и классификация алалии
Алалия определяется как отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Согласно клинико-педагогической классификации нарушений речи, алалия относится к расстройствам устной речи и подразделяется на:
- Импрессивную (сенсорную) — нарушение понимания речи.
- Экспрессивную (моторную) — нарушение произносительной стороны речи.
Сенсорная алалия соответствует МКБ-10 F.80.2 — «Нарушение рецептивной речи» и характеризуется недоразвитием импрессивной речи, при котором происходит разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. У ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на сохранность слуха и потенциала к развитию активной речи.
2. История изучения сенсорной алалии
- В конце XIX века впервые была описана форма речевой патологии — задержка развития речи у слышащего ребенка без олигофрении.
- В последующем это состояние получило названия: идиопатическая алалия, слухонемота, врожденная афазия, афазия развития (developmental aphasia).
- В отечественной литературе утвердился термин «алалия», в зарубежной — «афазия развития».
3. Проблема существования сенсорной алалии
Существуют разные точки зрения:
- Некоторые исследователи отрицают существование сенсорной алалии, считая, что диагноз ставится без достаточных оснований.
- Другие (включая Н.Н. Трауготт) утверждают, что сенсорная алалия — относительно распространённое, но трудно диагностируемое нарушение, возникающее из-за сложности дифференциации с тугоухостью.
4. Локализация поражения мозга
- Точная локализация поражения при сенсорной алалии не выяснена.
- Предполагалось поражение зоны Вернике, однако достоверных неврологических и патологоанатомических данных нет.
- Патология речевого развития может возникнуть только при билатеральном поражении мозга, что связано с высокой компенсаторной способностью детского мозга.
5. Этиология сенсорной алалии
Причины могут включать:
- Отклонения в развитии, недоразвитие (агенез или гипогенез) или заболевания определённых отделов мозга.
- Наследственное отягощение, наследственно обусловленное медленное созревание мозга.
- Пренатальные, послеродовые инфекции или интоксикации.
- Родовые и послеродовые травмы с кровоизлияниями.
- Врождённые сосудистые заболевания, резус-фактор, мозговая аноксия, эритробластоз плода.
6. Слух при сенсорной алалии
Традиционное представление
- Сенсорная алалия диагностируется только у детей с нормальной слуховой чувствительностью.
- Это мнение основано на аналогии с сенсорной афазией у взрослых.
Реальность клинических наблюдений
- Большинство исследователей выявили особенности нарушений слуховой функции, не связанные с понижением остроты слуха.
- Оценка слуха затруднена из-за непостоянства реакций на звуковые раздражители:
- Ребёнок то слышит, то не слышит один и тот же звук.
- Реагирует на тихие звуки, но не реагирует на громкие.
- Реакции могут исчезать при увеличении интенсивности звука.
Нарушения слухового внимания
- Главное препятствие для диагностики — нарушение слухового внимания.
- Дети:
- Не обращают внимания на звуки.
- Быстро отвлекаются.
- Перестают слушать.
- Внимание к звукам быстро истощается.
- Э. Фрёшельс (1932) описал это как «звуки скользят мимо ребенка».
Гиперакузия
- Повышенная чувствительность к незначимым звукам (шуршание, скрип), на которые дети реагируют болезненно.
Слуховая память
- Объём слуховой памяти мал.
- Запоминание кратковременно.
- Штраус (1954): дети с сенсорной алалией узнавали не более 50% бытовых звуков, в то время как дети без речевых нарушений — до 100%.
Локализация источника звука
- Арнольд, Люксингер (1958, 1960): дети не могут определить, откуда идёт звук, что нарушает слуховое внимание.
Гипотеза «Фигура и фон»
- Ребёнок не способен выделить речевой звук из общего звукового фона.
- Не может структурировать слуховое поле.
- Все звуки для него одинаково значимы.
7. Замыкательная акупатия
- Непостоянство реакций на звуки — следствие неполноценности коркового отдела слухового анализатора.
- Затруднено образование и устойчивость условных рефлексов на звуки.
- Условные реакции тормозятся при изменении интенсивности звука.
- Реакции зависят от длительности звучания: у детей с СА реакция формируется только на звук, в 10 раз длиннее, чем у здоровых детей.
- Устойчивость реакции выше при повторном предъявлении звука.
8. Нарушение ассоциаций и классификации звуков
- Нарушена способность связывать звуковые и зрительные раздражители (Wilson et al., 1960).
- Особенно трудно различать звуки короткой длительности (0,3 сек).
- Нарушена способность классифицировать и анализировать последовательно предъявляемые звуки (Lowe, Campbell, 1965). Дети справляются только при увеличении интервала между звуками.
9. Снижение слуха при сенсорной алалии
- Снижение слуха при СА возможно и не исключает диагноз.
- Типы снижения:
- На высокие частоты.
- Постепенное повышение порогов от низких к высоким.
- Равномерное снижение.
- U-образная аудиограмма (наибольшее снижение — в средних частотах).
- Н.Н. Трауготт предлагает ставить диагноз СА, если ребёнок воспринимает шепот на расстоянии.
10. Речь детей с сенсорной алалией
Импрессивная речь (понимание)
- Понимание речи обычно отсутствует до начала обучения.
- Возможны «случайные» адекватные реакции.
- Специфическое затруднение в понимании предложений: ребёнок воспринимает только одно слово из двух.
- Инертность, персеверации ранее услышанных слов.
- Усвоенные слова теряют значение при смене обстановки.
Экспрессивная речь
- Характеризуется:
- Полисемантизмом — одним словом называют разные объекты.
- Идиоглоссией — употребление «собственных слов».
- Высокой речевой активностью при ограниченном словаре.
11. Связь с интеллектуальными нарушениями
Существуют три точки зрения:
- Для постановки диагноза СА необходимо убедиться в наличии достаточного интеллекта.
- СА может возникнуть только у умственно неполноценного ребёнка.
- СА может сочетаться с олигофренией — такая форма должна быть выделена в отдельную группу.
12. Нарушения поведения
- Повышенная эмоциональная возбудимость.
- Двигательное беспокойство.
- Расстройства внимания, выходящие за пределы слуховой сферы.
13. Диагностика и дифференциация
Аудиологический скрининг
- Проводится с рождения.
- Методы: электрокорковая аудиометрия, КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы).
- Приказ Минздрава №108 от 23.03.96 обязывает проводить скрининг новорождённых.
Группы риска по нарушениям слуха
- Инфекции беременных (краснуха, герпес).
- Недоношенность.
- Билирубиновая энцефалопатия.
- Отоларингологические заболевания.
- Наследственность.
Методы диагностики слуха
- Психолого-педагогическая диагностика (по Шматко, Пелымской, 1995): использование барабана, дудки, погремушки с формированием зрительной реакции.
- «Гороховая методика» (по Калмыковой, 1998): три коробочки с разной интенсивностью шума (горох — 70–80 дБ, гречка — 50–60 дБ, манка — 30–40 дБ).
- Игровая тональная и речевая аудиометрия.
- Тимпанометрия — для дифференциации кондуктивной и нейросенсорной тугоухости.
Дифференциальная диагностика
- Т.Г. Визель (2005): дети с сенсорной алалией слышат речь, но не различают её единицы, не понимают значения — аналогично восприятию иностранного языка.
14. Прогноз
- Зависит от:
- Состояния слуховой чувствительности.
- Своевременности начала обучения.
- Чем выше острота слуха и чем раньше начато обучение — тем благоприятнее прогноз.
15. Цель и задачи коррекционной работы
Основная цель
- Научить ребёнка слушать, сделать звуковые раздражители значимыми, особенно речевые.
Основные задачи
- Пробуждение интереса к звукам.
- Развитие потребности подражать.
- Дифференциация речевых и неречевых звуков.
16. Направления логопедического воздействия
- Формирование психофизиологической основы речи.
- Развитие произвольного внимания, работоспособности, памяти.
- Развитие фонематического восприятия.
- Расширение словаря.
- Формирование грамматического строя и связной речи.
- Обучение грамоте.
17. Организация звукового и речевого режима
- Щадящий звуковой режим:
- Исключение радио, телевизора, компьютера.
- Ограничение речевых и неречевых сигналов.
- Часы и дни отдыха.
- Ситуация зрительного голода (по Фрёшельсу):
- На начальных этапах — ограничение зрительных стимулов (игрушки, картинки), чтобы повысить интерес к звукам.
18. Методики коррекции
По Т.Г. Визель
- Работа по двум направлениям:
- Растормаживание речевой функции правого полушария.
- Осуществление левополушарного контроля над структурными единицами языка.
- Алгоритм компенсации включает формирование ассоциативных связей между различными зонами мозга (зрительные, постцентральные, премоторные, височные области).
По В.К. Орфинской (1969)
- Построение дифференцированной методики на основе лингвистической классификации форм алалии.
- Работа над преодолением артикуляционной апраксии, слуховой агнозии.
- Формирование фонематической и грамматической систем.
По Т.П. Горюновой (1969)
- Развитие слуховой памяти и внимания.
- Использование звукоподражания.
- Демонстрация артикуляции.
- Работа над пониманием слов-действий («Дай!», «Иди!»).
- Формирование логических и тематических групп слов.
- Перевод словаря из пассивного в активный.
По Захаровой О.А. (2012)
- Упреждающее воздействие на нарушенную речевую и психоречевую предпосылку:
- Кинестетические ощущения артикуляции.
- Эфферентация речи.
- Фонематическое восприятие.
- Слухоречевая память.
- Зрительно-пространственный гнозис.
19. Медикаментозное лечение
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)
- Неинвазивный метод стимуляции коры мозга.
- У детей с сенсорной алалией:
- Появляется реакция на оклик.
- Повышается интерес к окружающему.
- Улучшается контакт с окружающими.
Нейромидин (Ипидакрин)
- Действие: ингибирование холинэстеразы, блокировка калиевой проницаемости мембраны.
- Показан при гипотонии мышц, отсутствии эпиактивности, синдроме гиперактивности.
- Курс — не менее 4 недель, 3–4 курса в год.
- Эффект: улучшение моторики, познавательных процессов, речи, эмоциональной регуляции.
Ноотропы (Энцефабол)
- Энцефабол показал эффективность в лечении отставания речевого развития.
- В исследовании у детей 3–5 лет:
- Увеличение активного словаря.
- Увеличение числа слогов и фраз.
- Улучшение структуры речи.
20. Метод Томатиса (1957)
- Основан на влиянии звуков высокой частоты на психику.
- Используется музыка Моцарта и григорианское пение.
- Принцип: «Электронное ухо» фильтрует частоты:
- Низкие — воздействуют на вестибулярный аппарат.
- Средние — на зоны речевого восприятия.
- Высокие — на кору и подкорку (эмоциональная сфера).
- Тест аудио-психо-фонологии определяет проблемные частоты.
- Терапия проходит в 3 этапа:
- Знакомство с музыкой.
- Чтение мамой в ритме музыки.
- Проигрывание записанного и отфильтрованного голоса матери (онтогенетическое «перерождение уха»).
Заключение
Сенсорная алалия — сложное, многогранное нарушение, требующее комплексного подхода к диагностике и коррекции. Успешное восстановление речи возможно только при раннем выявлении, дифференцированной диагностике, учёте нейропсихологических и слуховых особенностей, а также систематической коррекционной работе, включающей логопедические, медикаментозные и нейростимулирующие методы.
Рекомендуемая литература
- Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб., 1994.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
- Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.
- Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.
- И др.
Статья подготовлена на основе материалов к.п.н., доц. О.В. Елецкой.