Детям с ТМНР длительное время, наряду с развивающими занятиями, организованными как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях, необходима и медицинская реабилитация (проведение курса массажа, лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур, динамическое наблюдение врачей). Однако только одного медицинского компонента недостаточно для психического развития ребенка с ТМНР. Уход близкого взрослого, забота, любовь, организация и поддержание режима дня, формирование навыков самообслуживания и опрятности, организация развивающих занятий согласно рекомендациям специалистов психологопедагогической службы является условием успешной адаптации ребенка в окружающем мире, предупреждения или сглаживания патологических особенностей поведения, проявлений сенсорной депривации. Социальная компетентность и определенная, пусть даже элементарная самостоятельность «особого» ребенка является основной для овладения им системой умений и навыков (самообслуживания, опрятности), а также норм и правил поведения. Характерной особенностью детей с ТМНР является зависимость от помощи взрослых, которая сохраняется длительное время, а иногда на протяжении всей жизни. Для этой категории детей взрослый является единственным проводником и помощником в познании окружающего мира, удовлетворении физиологических и эмоциональных потребностей.
Активное участие взрослого в создании продуктивного взаимодействия – ключевое условие психического развития ребенка. С первых месяцев жизни у ребенка формируется определенное чередование периодов сна и бодрствования, то есть режим дня. Как говорил известный физиолог Н.Н. Щелованов, «режим дня – это правильное распределение во времени и определенная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических 15 потребностей ребенка в кормлении и отдыхе». Правильно организованный режим дня ребенка помогает родителям распределять свое время и найти удобное для проведения педагогических занятий, гигиенических процедур, кормления, периодов отдыха (сна) и бодрствования, а также для себя с целью удовлетворения личных индивидуальных интересов и потребностей. Время на проведение педагогических занятий подбирается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, оно может сначала быть недлительным (3-5 минут), но в дальнейшем увеличивается, так как возможности ребенка совершенствуются, благодаря чему становится возможным усложнение содержания занятий, а интерес к продуктивному взаимодействию является основой для разнообразия видов деятельности по закреплению новых умений и навыков. Собственная игровая активность у детей с ТМНР развита слабо, характеризуется малым количеством самостоятельных игровых действий с предметами или, наоборот, частым повторением одного и того же действия или движения, что требует активного включения близкого взрослого и правильной организации предметно-развивающего пространства, в котором ребенок проводит часть свободного времени.
Навыки самообслуживания спонтанно у ребенка не появляются. Для их формирования требуется время, регулярность и настойчивость со стороны взрослых. Их наличие свидетельствует об определенном уровне социальной зрелости ребенка и адаптации в окружающем мире. Очень часто близким проще все сделать за ребенка (накормить, раздеть или одеть, отвести в туалет), что еще больше препятствует процессу овладения навыками. Обычно ребенок к двум годам умеет самостоятельно кушать, может быть неловким, выполнять движения в медленном темпе и недостаточно аккуратно, но данный навык порой полностью недоступен ребенку с ТМНР.
Большинство детей данной категории не могут принимать пищу самостоятельно, и родители долгое время вынуждены делать это за них, то есть кормить детей или активно им помогать. Детям выполнение любого действия, например, удержание ложки, направление ко рту, снятие губами пищи, достаточно сложно и непонятно по своей структуре. Чтобы осуществить его, ребенку надо хорошо ориентироваться в ситуации, в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти с предметом (ложкой), правильно захватить, направить в нужном направлении, учесть внешние свойства предмета.
Однако формирование навыка приема пищи является важным и первоочередным, что стимулирует родителей к использованию собственных знаний для привития этого умения ребенку или обращению за помощью к профильному специалисту. Педагог осуществляет данную 16 работу совместно с родителями непосредственно перед кормлением, в тот момент, когда у ребенка возникает чувство голода. Взрослыми заранее обговаривается место проведения занятия, намного проще сделать это в домашних условиях, при невозможности этого занятие проводится в знакомом ребенку помещении с соблюдением комфортных условий, максимально приближенных к реальной жизненной ситуации. Важно, чтобы рядом с ребенком был близкий взрослый, хорошо его понимающий, который смог бы взять на себя активную часть занятия наравне с педагогом. Заранее подбираются необходимые средства: стол для кормления с учетом индивидуальных возможностей ребенка, посуда и столовые приборы, положение или поза ребенка во время приема пищи.
Посуда должна быть безопасной, ложка (лучше чайная), небольшого размера тарелка с ярким рисунком и выраженной фактурой по краям для усиления тактильного воздействия, что упрощает захват и исследование рукой, способствует наиболее быстрому достижению навыка ориентировки во время выполнения орудийного и соотносящего действия. Один из взрослых размещается за ребенком, который находится за столом, одной рукой ребенка осуществляет захват края тарелки, а другой берет ложку. Рука взрослого первое время всегда находится на руке ребенка, таким образом происходит непосредственное обучение каждому действию: удержание, зачерпывание, поднесение ко рту. «Особому» ребенку в силу быстрой истощаемости для формирования нового умения требуется намного больше времени на освоение любой новой ситуации, а также на запоминание определенной цепочки действия. По мере усвоения навыка объем обучающей и направляющей помощи взрослого уменьшается, а самостоятельность ребенка увеличивается. Следующим по значимости навыком является приучение ребенка пользоваться туалетом: сообщать о своих физиологических потребностях, не бояться находиться на горшке или в туалете. Отличительной характеристикой занятия является непродолжительность одного обучающего занятия (не более 3-5 минут). В течение дня взрослый осуществляет несколько таких обучающих ситуаций (высаживание на горшок или приучение к туалету), самостоятельно выбирает время в режиме дня ребенка или в процессе наблюдения за поведением ребенка ориентируется на любые изменения в нем. Обучение проводится регулярно, так как без ежедневных специальных обучающих ситуаций данный навык у детей с ТМНР не формируется. Взрослый должен акцентировать внимание ребенка на физиологических ощущениях, возникающих при наполнении мочевого пузыря или кишечника. Необходимо сформировать ориентировку на них, а также научить обозначать свои ощущения жестово-мимическими или речевыми средствами: движения 17 тела, руки, изменения мимики, обращения с помощью речевых звуков, а затем и слов. В конечном итоге ребенок научится самостоятельно информировать взрослого о желании в туалет с помощью социальнокоммуникативных средств. При наличии этого навыка можно расширять опциальные возможности ребенка и степень его самостоятельности: учить обращаться за помощью к взрослому, спрашивать о месте расположения туалета, снимать колготы или трусы, самостоятельно принять правильное положение на сиденье унитаза или горшке, уметь пользоваться туалетной бумагой, смывать воду и одеться. Степень сложности и объем навыков определится индивидуально, ориентиром являются индивидуальные особенности ребенка и его возможности. Сначала ребенка обучают выполнению отдельных движений, по мере усвоения которых они объединяют в последовательное выполнение нескольких, таким образом помогая ребенку по памяти воспроизвести цепочку действий и в итоге предоставляя определенную степень самостоятельности при внешнем контроле взрослого. Для овладения навыком одевания ребенку с ТМНР требуется наличие определенной психологической зрелости (осознание функционального назначения предмета, особенностей его использования, ориентировки в условиях и ситуации, учета основных сенсорных свойств одежды, строения тела). Также ребенок должен уметь выполнять координированные сложные социальные движения руками. Первоначально идет обучение снятию предмета, например, платочка, шапки с головы, варежки с руки, а потом надеванию на себя. Однако если мы говорим о самых первых действиях, которые можно отнести к зачаткам формирования навыка одевания и раздевания, то стоит остановиться на том факте, что при приучении ребенка к высаживанию на горшок или сидение туалета взрослый учит ребенка натягивать колготы или штанишки, совершая тянущее движение по ноге к области бедра. Ежедневно в бытовых ситуациях при многократном повторении одного и того же действия во время формирования любого из вышеперечисленных навыков развиваются и двигательные возможности ребенка, он постепенно учится захватывать и удерживать предметы (ложку, тарелку, чашку, кусок хлеба), доносить их до рта, тянуться корпусом, руками к любимому блюду. В процессе переодевания ребенок поднимает руки, чтобы попасть в рукава, совершает толкающие движения, ему нужно приподниматься или вставать, чтобы натянуть штаны, наклоняться, чтобы расстегнуть липучки на обуви или куртке. В процессе обучения простым умениям - принимать пищу, пить из чашки, сообщать близкому человеку о своих физиологических потребностях, которые появляются у обычного 18 ребенка достаточно рано и быстро закрепляются в памяти, «особому» ребенку требуется для этого длительное время.