Ирина Токарь,
кандидат педагогических наук, доцент,
учитель-логопед школы 1251
имени генерала Шарля де Голля,
г. Москва
Аннотация. В статье представлены методы и приёмы формирования и развития зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи в процессе их подготовки к школе. Описываемая система коррекционной работы направлена на профилактику нарушений письма и чтения, связанных с дефицитарностью зрительного гнозиса детей-логопатов данной возрастной группы.
Ключевые понятия: психофизиологические школьнозначимые функции, зрительный гнозис, зрительные представления, зрительный анализ и синтез, оптическая дисграфия, дислексия, подготовка к школе, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения).
В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать состояние зрительного восприятия, так как большую часть информации, до 80% [2], человек получает посредством визуализации. Уровнем развития зрительного восприятия определяется успех в овладении когнитивными навыками, среди которых особо следует отметить базовые – чтение, письмо и рисование.
Проблемы зрительного восприятия называются среди причин нарушения письменной речи (письма и чтения). Затруднения в формировании зрительных представлений, дефицитарность зрительного анализа и синтеза лежат в основе искаженного зрительного образа буквы, слова, что приводит к появлению нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).
При дисграфии серьезные затруднения вызывает написание букв, сходных по графическим характеристикам: п — н, п — и, п – к, п – т, с — о, м — ш, л – м, х – ж … Часто результатом дефицита зрительного анализа и синтеза является отсутствие элементов соединения между буквами в слове
( – ал ), лишние или недостающие элементы букв в словах, например, в словах «шишка», «птицы», «штиль» и подобных им.
При дислексии проблемы возникают при узнавании букв, следовательно, читающим искажается слово и в большинстве случаев неправильно понимается содержание прочитанного.
Зрительные представления передают видимые качества предметов –величину, форму, цвет, их движение и взаимное положение в пространстве. Они обычно воспроизводятся в виде двухмерной картины и могут быть красочными или, наоборот, бесцветными [1]. В течении жизни человека идет накопление банка образов. От того, насколько четко сформирован тот или иной образ и насколько у человека развиты зрительный анализ и синтез, зависит скорость и точность узнавания воспринимаемых объектов.
Зрительный анализ и синтез (от греч. аnаlуsis – разложение и sуnthеsis – соединение) – процессы фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей с опорой на зрительный анализатор, в отличии от мыслительных операций анализа и синтеза, предполагающего также проведение и мысленных операций.
Формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза начинает свой отсчет с самого рождения ребенка, обеспечивая к началу школьного обучения базис для овладения достаточно сложными навыками, к которым относятся письмо и чтение (приложение 1). Однако на момент поступления в школу дефицит зрительного анализа и синтеза отмечается у 75% мальчиков и 57% девочек. Данные статистические показатели актуализируют значимость педагогической (логопедической) работы по развитию названных психофизиологических функций в старшем дошкольном возрасте. По целям и задачам эта работа есть ни что иное как профилактика оптической дисграфии и дислексии. Содержание работы сфокусировано на коррекции и формировании зрительных представлений, развитии зрительного анализа и синтеза, а также расширении поля зрения. Расширение поля зрения особенно важно для мальчиков в связи с тем, что у них преобладает узкое, пространственное зрение, иначе говоря «зрение вдаль», в то время как девочки довольно эффективно использую периферическое зрение. Достаточный уровень развития зрительного анализа и синтеза позволит в дальнейшем использовать зрительные стимулы в процессе обучения мальчиков, т.к. именно опора на зрительные стимулы, а не на речь, позволяет мальчикам лучше усваивать учебный материал [3, с. 37].
Профилактическая работа включает тренировочные упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения находить в предметах сходство и различие [4, с. 27 – 58].
1.Упражнение в узнавании реальных предметов и их плоскостных изображений – кто это? что это?
2.Упражнение в узнавании контурных изображений предметов – Что хотел нарисовать художник?
3.Упражнение в узнавании силуэтных изображений предметов (силуэт – фр. silhouette – форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом).
6,Упражнение в узнавании наложенных друг на друга контуров изображений различных предметов.
7, Выбор в ряду предметных изображений заданного изображения – Помоги зайчонку отыскать брата-близнеца.
8.Упражнение в узнавании незаконченных изображений предметов – Что не дорисовал художник?
Таким образом, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения) – обязательный аспект логопедической работы со старшими дошкольниками, в которой наряду с задачами коррекции устной речи большое место отводится развитию невербальных процессов. В виду значительной роли в становлении письма и чтения визуального компонента, значительное место в этой работе приобретает формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза.
Литература
- Степанов В.Г. Анализ и синтез в процессе зрительного узнавания. Автореферат … канд. психол. наук, 1964. –http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19752.php
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
- Токарь И.Е. Как предупредить школьные проблемы одаренных детей // Одаренный ребенок. 2015. №2. С. 32 – 39.
- Токарь И.Е. Сборник упражнений для занятий по устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Издательство «Практика», 2017. – 212 с.
Приложение 1.
Зрительное восприятие[1]
№ п/п |
Психофизиологическая функция |
Возраст |
Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света |
1 нед. |
|
Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание |
1 мес. |
|
Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии |
1,5 мес. |
|
Длительное сосредоточение взора на предметах |
2 мес. |
|
Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем |
3 мес. |
|
Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев |
3 мес. |
|
Тянется к игрушке |
3,5 мес. |
|
Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии |
4 мес. |
|
Игрушку подносит к глазам, рассматривает |
4,5 мес. |
|
Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах |
5 мес. |
|
Рассматривает крупные картинки |
6 мес. |
|
Активно захватывает игрушку из любых положений |
7 мес. |
|
Дифференцированное восприятие близких и знакомых |
8 мес. |
|
Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку |
9 мес. |
|
Узнает себя и близких в зеркале |
10 мес. |
|
Показывает отдельные предметы в быту |
1 год |
|
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии |
1 г. 2 мес. |
|
Узнает несколько простых картинок (около 5) |
1 г. 3 мес. |
|
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки |
1 г. 8 мес. |
|
Дифференцирует количество предметов |
1 г. 8 мес. |
|
Подбирает парные игрушки и картинки |
1 г. 9 мес. |
|
Узнает знакомые предметы по ТВ |
2 года |
|
Знает много картинок (10-15) |
2 года |
|
Понимает смысл простых картинок с действием |
2 г. 6 мес. |
|
Узнает контурные, черно-белые изображения |
2 г. 6 мес. |
|
Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке |
2 г. 6 мес. |
|
Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета |
2 г. 6 мес. |
|
Узнает перечеркнутые изображения |
3 года |
|
Узнает наложенные изображения |
3 года |
|
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы |
3 г. 6 мес. |
|
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке |
4 года |
|
Понимает смысл последовательных картинок |
4 года |
|
Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом |
4 г. 6 мес. |
В 3 – 7 лет формируется целенаправленно способность рассматривать предметы. Постепенно чаша весов от манипулятивных действий с предметами и преимущественно непроизвольного внимания склоняется к преобладанию произвольной организации зрительного восприятия и формированию способности к зрительному анализу и синтезу, соответственно, предмет становится объектом познавательной деятельности.
В 5 – 6 лет доступно узнавание и сравнение форм предметов, соотнесение по признаку сходства – различия, доступно сравнение длин и размеров предметов; совершенствуется глазомер, однако, уровень его развития позволяет решать пока несложные задачи.
В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд оттенков. К семи годам доступно сравнение предмета с другими по нескольким признакам.
[1] Составитель И.А. Скворцов, доктор медицинских наук, профессор.