Ирина Токарь,

кандидат педагогических наук, доцент,

учитель-логопед школы 1251

имени генерала Шарля де Голля,

г. Москва


Аннотация. В статье представлены методы и приёмы формирования и развития зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи в процессе их подготовки к школе. Описываемая система коррекционной работы направлена на профилактику нарушений письма и чтения, связанных с дефицитарностью зрительного гнозиса детей-логопатов данной возрастной группы.

Ключевые понятия: психофизиологические школьнозначимые функции, зрительный гнозис, зрительные представления, зрительный анализ и синтез, оптическая дисграфия, дислексия, подготовка к школе, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения).

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать состояние зрительного восприятия, так как большую часть информации, до 80% [2], человек получает посредством визуализации. Уровнем развития зрительного восприятия определяется успех в овладении когнитивными навыками, среди которых особо следует отметить базовые – чтение, письмо и рисование.

Проблемы зрительного восприятия называются среди причин нарушения письменной речи (письма и чтения). Затруднения в формировании зрительных представлений, дефицитарность зрительного анализа и синтеза лежат в основе искаженного зрительного образа буквы, слова, что приводит к появлению нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).

При дисграфии серьезные затруднения вызывает написание букв, сходных по графическим характеристикам: п — н, п — и, п – к, п – т, с — о, м — ш, л – м, х – ж … Часто результатом дефицита зрительного анализа и синтеза является отсутствие элементов соединения между буквами в слове

( – ал ), лишние или недостающие элементы букв в словах, например, в словах «шишка», «птицы», «штиль» и подобных им.

При дислексии проблемы возникают при узнавании букв, следовательно, читающим искажается слово и в большинстве случаев неправильно понимается содержание прочитанного.

Зрительные представления передают видимые качества предметов –величину, форму, цвет, их движение и взаимное положение в пространстве. Они обычно воспроизводятся в виде двухмерной картины и могут быть красочными или, наоборот, бесцветными [1]. В течении жизни человека идет накопление банка образов. От того, насколько четко сформирован тот или иной образ и насколько у человека развиты зрительный анализ и синтез, зависит скорость и точность узнавания воспринимаемых объектов.

Зрительный анализ и синтез (от греч. аnаlуsis – разложение и sуnthеsis – соединение) – процессы фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей с опорой на зрительный анализатор, в отличии от мыслительных операций анализа и синтеза, предполагающего также проведение и мысленных операций.

Формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза начинает свой отсчет с самого рождения ребенка, обеспечивая к началу школьного обучения базис для овладения достаточно сложными навыками, к которым относятся письмо и чтение (приложение 1). Однако на момент поступления в школу дефицит зрительного анализа и синтеза отмечается у 75% мальчиков и 57% девочек. Данные статистические показатели актуализируют значимость педагогической (логопедической) работы по развитию названных психофизиологических функций в старшем дошкольном возрасте. По целям и задачам эта работа есть ни что иное как профилактика оптической дисграфии и дислексии. Содержание работы сфокусировано на коррекции и формировании зрительных представлений, развитии зрительного анализа и синтеза, а также расширении поля зрения. Расширение поля зрения особенно важно для мальчиков в связи с тем, что у них преобладает узкое, пространственное зрение, иначе говоря «зрение вдаль», в то время как девочки довольно эффективно использую периферическое зрение. Достаточный уровень развития зрительного анализа и синтеза позволит в дальнейшем использовать зрительные стимулы в процессе обучения мальчиков, т.к. именно опора на зрительные стимулы, а не на речь, позволяет мальчикам лучше усваивать учебный материал [3, с. 37].

Профилактическая работа включает тренировочные упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения находить в предметах сходство и различие [4, с. 27 – 58].

1.Упражнение в узнавании реальных предметов и их плоскостных изображений – кто это? что это?

    2.Упражнение в узнавании контурных изображений предметов – Что хотел нарисовать художник?

      3.Упражнение в узнавании силуэтных изображений предметов (силуэт – фр. silhouette – форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом).




        6,Упражнение в узнавании наложенных друг на друга контуров изображений различных предметов.

          7, Выбор в ряду предметных изображений заданного изображения – Помоги зайчонку отыскать брата-близнеца.

            8.Упражнение в узнавании незаконченных изображений предметов – Что не дорисовал художник?

            Таким образом, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения) – обязательный аспект логопедической работы со старшими дошкольниками, в которой наряду с задачами коррекции устной речи большое место отводится развитию невербальных процессов. В виду значительной роли в становлении письма и чтения визуального компонента, значительное место в этой работе приобретает формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза.

            Литература

            1. Степанов В.Г. Анализ и синтез в процессе зрительного узнавания. Автореферат … канд. психол. наук, 1964. –http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19752.php
            2. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
            3. Токарь И.Е. Как предупредить школьные проблемы одаренных детей // Одаренный ребенок. 2015. №2. С. 32 – 39.
            4. Токарь И.Е. Сборник упражнений для занятий по устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Издательство «Практика», 2017. – 212 с.

            Приложение 1.

            Зрительное восприятие[1]

            п/п

            Психофизиологическая функция

            Возраст

            Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света

            1 нед.

            Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание

            1 мес.

            Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии

            1,5 мес.

            Длительное сосредоточение взора на предметах

            2 мес.

            Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем

            3 мес.

            Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев

            3 мес.

            Тянется к игрушке

            3,5 мес.

            Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии

            4 мес.

            Игрушку подносит к глазам, рассматривает

            4,5 мес.

            Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах

            5 мес.

            Рассматривает крупные картинки

            6 мес.

            Активно захватывает игрушку из любых положений

            7 мес.

            Дифференцированное восприятие близких и знакомых

            8 мес.

            Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку

            9 мес.

            Узнает себя и близких в зеркале

            10 мес.

            Показывает отдельные предметы в быту

            1 год

            Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

            1 г. 2 мес.

            Узнает несколько простых картинок (около 5)

            1 г. 3 мес.

            Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

            1 г. 8 мес.

            Дифференцирует количество предметов

            1 г. 8 мес.

            Подбирает парные игрушки и картинки

            1 г. 9 мес.

            Узнает знакомые предметы по ТВ

            2 года

            Знает много картинок (10-15)

            2 года

            Понимает смысл простых картинок с действием

            2 г. 6 мес.

            Узнает контурные, черно-белые изображения

            2 г. 6 мес.

            Начинает видеть разницу в величине и количестве

            на плоскостной картинке

            2 г. 6 мес.

            Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета

            2 г. 6 мес.

            Узнает перечеркнутые изображения

            3 года

            Узнает наложенные изображения

            3 года

            Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

            3 г. 6 мес.

            Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

            4 года

            Понимает смысл последовательных картинок

            4 года

            Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом

            4 г. 6 мес.

            В 3 – 7 лет формируется целенаправленно способность рассматривать предметы. Постепенно чаша весов от манипулятивных действий с предметами и преимущественно непроизвольного внимания склоняется к преобладанию произвольной организации зрительного восприятия и формированию способности к зрительному анализу и синтезу, соответственно, предмет становится объектом познавательной деятельности.

            В 5 – 6 лет доступно узнавание и сравнение форм предметов, соотнесение по признаку сходства – различия, доступно сравнение длин и размеров предметов; совершенствуется глазомер, однако, уровень его развития позволяет решать пока несложные задачи.

            В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд оттенков. К семи годам доступно сравнение предмета с другими по нескольким признакам.


            [1] Составитель И.А. Скворцов, доктор медицинских наук, профессор.