Связная речь – это умение правильно формулировать и правильно излагать свои мысли. Развитие речи – это очень большая и сложная область в логопедии. Развитие связной речи – еще боле сложный процесс. Однако не смотря на сложность речи, любой человек к взрослому возрасту, овладевает речью в совершенстве, если только у него нет иных физиологических или нейро – психологических препятствий к этому. Однако, каждый родитель желает, чтобы его ребенок уже в детстве имел совершенную речь и для этого сегодня написано и издано множество методической литературы, которая развивает речевые навыки и речь в целом.
Если рассматривать связную речь с точки зрения методологии, то она подразумевает под собой:
- Процесс, деятельность говорящего;
- Продукт этой деятельности, текст, или высказывание;
- Разделы по развитию речи;
Связная речь должна обладать некоторыми навыками, к которым относится:
- Содержательность;
- Понятность;
- Выразительность;
Дошкольники в детском саду получают множество необходимых навыком для существования в коллективе, и речь является одним из наиболее важных процессов. Однако не все дети успешно осваивают правильную речь и в этом им необходимо помочь, чтобы в более старшем возрасте у детей не было речевых проблем.
К средствам и методам развития связной речи у дошкольников, относят:
- Дидактические игры и упражнения;
- Чтение сказок, стихов;
- Театрализованные игры;
- ТРИЗ;
- ИКТ;
- Наглядность.
Особой популярностью у воспитателей ДОУ пользуется сказкотерапия, как один из наиболее действенных и интересных методов развития детской речи. Язык сказок очень богат разнообразными словами, речевками, которые не только обогащают речь детей, но и тренируют память. Дети учатся рассказывать, причем именно теми словами, что они услышали при прочтении сказки воспитателем. На втором месте по популярности использования в развитии детской речи, стоят театральные и дидактические игры. В их основе лежат: находчивость, сообразительность, принятие тона и интонации, а также слов героя, которого проигрывает ребенок.
Также принято наравне с традиционными методами развития речи, использовать и нетрадиционные методы, к которым относят методы на основе ТРИЗ и компьютерные технологии.
Как видите методов развития речи дошкольников очень много, самое главное найти и подобрать именно те, которые будут не только приносить пользу детям в освоении правильности становления языка, но и будут интересны дошкольникам. Ведь, как известно, дети дошкольного возраста, все познаю и обучаются в игровой форме. Соответственно и развитие речи детей можно и нужно строить именно в форме игры.