Дети с ТМНР долгое время нуждаются в постоянном присмотре близкого человека, так как не могут самостоятельно занять себя или организовать игровую деятельность, передвигаться в силу ограничения двигательных и познавательных возможностей. Поэтому развитие самостоятельности ребенка, уменьшение зависимости от посторонней помощи, стимулирование двигательной, познавательной активности, адаптации к окружающей среде и взаимодействие со взрослыми становится важной составляющей коррекционно-педагогического обучения детей с ТМНР.

С рождением ребенка родители начинают общаться с ним, проявлять заботу о здоровье, развивать психические возможности и воспитывать, то есть формировать самостоятельность и социальное поведение. Во время выполнения родительских обязанностей ими приобретается определенный практический опыт психологического взаимодействия, что оказывает впоследствии важное влияние на психическое развитие ребенка. Однако следует заметить, что большинство родителей психологически не готовы к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, они не имеют необходимых специальных педагогических знаний и умений, а также опыта в реализации коррекционно-педагогического обучения, не понимают особенностей своего ребенка, испытывают трудности при выполнении своих родительских обязанностей. Тут возникает противоречие: с одной стороны, «особый» ребенок развивается совершенно иным путем, ему необходимо и больше времени для усвоения новых знаний, специальные условия, приемы и методы, игрушки, предметно-развивающая среда, но ему необходимо прививать те же умения и навыки, развивать самостоятельность, что и у обычного ребенка. Все это требует от специалистов дополнительной просветительской работы с семьей ребенка и отдельного времени для обучения родителей. Как говорилось ранее, ребенку с ТМНР требуется повседневная помощь взрослого в развитии навыков самообслуживания, опрятности.

Очень часто родители окружают ребенка заботой, вниманием, которые достаточно быстро перерастают в гиперопеку. Близкие делают попытку научить ребенка какому-нибудь навыку, сталкиваются с трудностями, не достигают результата, теряют веру в успех и перестают предпринимать дальнейшие попытки приучения ребенка, начинают все выполнять за него сами, таким образом, не дают ребенку возможности для выполнения того 19 или иного самостоятельного действия/движения. Нельзя забывать, что, развивая элементы самостоятельности, взрослые формируют у ребенка привычку и желание сделать что-то самостоятельно, приучают к выполнению уже знакомого действия, стимулируют появление интереса к новому предмету или виду активности. В периоды бодрствования необходимо создать условия для появления элементарной самостоятельности у ребенка, организовать безопасное пространство (это может быть небольшой уголок дома), предметы обихода и мебель должны содействовать этому. Предметы – яркие, крупные, с разнообразным звуком и тактильным ощущением, мебель – без острых углов или со специальными насадками на острые углы, на полу мат, удобные приспособления для ребенка: валик, подушки, специальный стул и др. В течение дня родители должны оставлять ребенка одного на небольшие временные промежутки в специально подготовленном и безопасном месте. Также необходимо менять местоположение и позы ребенка в течение дня, не  опускается пребывание в кровати или на стуле длительное время. Знания об этом родители получают на индивидуальных встречах со специалистом, который подробно объясняет, какие позы полезны, а какие опасны, фиксирует внимание родителей на том, чтобы большую часть ребенок дома времени находился в физиологически правильном положении. Родители, зная возможности своего ребенка, могут организовать для него в домашней обстановке стимулирующую среду, например, для активизации движения: создать специальные условия для передвижения и развития имеющихся у ребенка навыков. Также родители могут разнообразить самостоятельность ребенка за счет размещения в непосредственной близости от него 2-3 игровых пособий, для того чтобы он мог при желании начать действовать с ними. Развитие самостоятельности будет происходить в ходе целенаправленных занятий, когда взрослый оказывает педагогическое воздействие на ребенка согласно индивидуальной программе развития, в общей сложности в течение дня таких занятий может быть организовано разное количество (это зависит от индивидуальных особенностей ребенка) с целью разнообразия впечатлений и содержания общения, активизации психологического потенциала. Важное значение при развитии самостоятельности у ребенка с ТМНР приобретает эмоциональный контакт взрослого, при котором используется выразительная мимика, высота голоса, интонация, разнообразное тактильное воздействие, что повышает интерес и увеличивает продолжительность продуктивного взаимодействия, оказывает положительное влияние на эмоциональный тонус ребенка. Взрослый, находясь на удалении от ребенка, осуществляет наблюдение на ним, при 20 изменении настроения или появлении трудностей всегда имеет возможность непосредственно подключиться к общению на некоторое время, переключить ребенка на новый стимул, изменить положение, вызвать положительный эмоциональный отклик и вновь дать ребенку возможность проводить время самостоятельно. Родители не должны оставлять ребенка одного на длительное время – более 30-40 минут. Развитию самостоятельности ребенка способствует организация специальной, индивидуально подобранной развивающей среды. В такой среде ребенок учится быть целенаправленным, ориентироваться в ней, используя свои перцептивные возможности, постоянно расширяя объем восприятия объектов, развивая паять, при этом сохраняя свое здоровье.