Речь и язык являются неотъемлемой частью развития любого ребенка. Развитие речи влияет на социальные взаимодействия, поведение и академические навыки вашего ребенка.

     Как я могу узнать, идет ли речь и языковое развитие моего ребенка по правильному пути?

     В раннем возрасте дети любят издавать собственные звуки. Когда они становятся старше, они учатся имитировать звуки, которые слышат. Если вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, вам следует поговорить с педиатром.

     Периоды, которые демонстрируют нормальное развитие речи, включают:

Возраст.

Уровень языка.

Рождение.

Плач.

2-3 месяца.

Развитие мимических движений (улыбки).

6 месяцев.

Лепет, реакции на новые звуки.

8 месяцев.

Реакции на имя, разглядывание себя в зеркало.

10 месяцев.

Крик, чтобы привлечь внимание, повтор слогов по несколько раз.

12 месяцев.

Говорит 1-2 слова, узнает имя, имитирует знакомые звуки, указывает на объекты.

12-17 месяцев.

Понимает простые инструкции, имитирует знакомые слова, понимает «нет», использует «мама», «папа» и некоторые другие слова.

18 месяцев.

Использует 10-20 слов, включая имена, начинает сочетать 2 слова «все ушло», «пока-пока, мама», использует слова, чтобы сообщить о своих желаниях «вверх», «все готово» или «еще», знает части тела.

2 года.

Говорит предложения из 2-3 слов; имеет словарный запас > 50 слов, спрашивает «что это» и «где мой»; определяет части тела, называет картинки в книге, образует множественное число.

2,5 года.

Дает имена; называет себя «я» вместо имени; сочетает существительные и глаголы; словарный запас около 500 слов; использует короткие предложения; сочетает в себе 3-4 цвета, знает большое и маленькое; любит слушать повторение одной и той же истории.

3 года.

Может рассказать историю, длина предложения 3-4 слова, словарный запас около 1000 слов, знает фамилию, название улицы, некоторые рассказы, умеет петь песенки.

4 года.

Длина предложения 4-5 слов, использует прошедшее время, определяет цвета, формы, задает много вопросов типа «почему?» и «кто?». Может говорить о воображаемых условиях «Надеюсь». Правильно использует следующие звуки: б, д, ж, г, ч, м, н, нг, т, ш, у.

     Если ваш ребенок не достигает этих показателей, поговорите со своим педиатром.

     Первый шаг – проверить слух вашего ребенка, даже если кажется, что ребенок слышит очень хорошо, а дети являются экспертами в улавливании визуальных сигналов. Важно выявить потерю слуха на ранней стадии, чтобы начать лечение как можно скорее.

     Советы по поддержке речевого и языкового развития вашего ребенка.

     • Начните разговаривать с ребенком с самого рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь.

     • Реагируйте на воркование и лепет ребенка.

     • Играйте с ребенком в простые игры, такие как прятки.

     • Много разговаривайте с ребенком. Расскажите ему, что вы делаете, как вы это делаете.

     • Читайте книги вслух. Если ваш малыш теряет интерес к тексту, просто говорите о картинках.

     • Пойте своему ребенку и дайте ему слушать музыку. Разучивание новых песен помогает вашему ребенку выучить новые слова и использовать навыки памяти, умения слушать и выражать мысли словами.

    • Используйте жесты вместе со словами.

    • Не пытайтесь заставить ребенка говорить.

    • Расширьте то, что говорит ваш ребенок. (Например, если ваш ребенок говорит «Дай!», вы можете сказать: «Тебе нужно (название предмета)!»)

    • Опишите ребенку, что он делает, чувствует и слышит в течение дня.

    • Слушайте своего ребенка. Смотрите на него, когда он разговаривает с вами. Дайте ему время ответить. (Это похоже на вечность, но сосчитайте до 5 или даже до 10, прежде чем заполнить тишину).

    • Поощряйте рассказывание историй и обмен информацией.

    • Поиграйте с ребенком один на один и поговорите об игрушках и играх, в которые вы играете.

    • Планируйте семейные поездки и прогулки. Ваш новый опыт дает вам что-то интересное для разговора до, во время и после прогулки.

    • Посмотрите на семейные фотографии и расскажите о них.

    • Задавайте ребенку много вопросов.

    • Не критикуйте грамматические ошибки. Вместо этого просто моделируйте хорошую грамматику.

    • Следуйте примеру своего ребенка, чтобы во время разговора вы занимались тем, что вызывает у него интерес.

    • Пусть ваш ребенок играет с детьми, чей язык немного лучше, чем у них.

    Что вызывает проблемы с речью и языком?

    Нарушения развития речи и языка являются частой причиной проблем с речью/языком у детей. Эти расстройства обучения вызваны тем, что мозг работает по-другому. У вашего ребенка могут быть проблемы с произношением звуков речи, использованием разговорного языка для общения или пониманием того, что говорят другие люди. Речевые и языковые проблемы часто являются самым ранним признаком неспособности к обучению.

    Потеря слуха часто упускается из виду, но при этом, легко определяется. Если у вашего ребенка задержка речи/языка, необходимо проверить его слух.

    Экстремальная депривация окружающей среды может вызвать задержку речи. Если ребенком пренебрегают или оскорбляют, и он не слышит, как говорят другие, он не научится говорить.

    Недоношенность может привести ко многим видам задержки развития, включая проблемы с речью/языком.

    Нарушение слуховой обработки описывает проблему с декодированием звуков речи. Эти дети могут улучшить свое состояние с помощью речевой и языковой терапии.

    Неврологические проблемы, такие как церебральный паралич, мышечная дистрофия и черепно-мозговая травма, могут повлиять на мышцы, необходимые для речи.

    Аутизм влияет на общение. Проблемы с речью/языком/коммуникацией часто являются ранним признаком аутизма.

    Речевая апраксия — это специфическое расстройство речи, при котором ребенок испытывает затруднения в последовательности и выполнении речевых движений.

    Селективный мутизм — это когда ребенок вообще не разговаривает в определенных ситуациях, часто в школе.

    Как я могу узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с речью или он просто позднее заговорит?

    Родителю может быть трудно определить, идёт ли развитие речи у ребенка нормальным темпом, имеет ли он потерю слуха, расстройство экспрессивной речи или другую первопричину задержки речи. Квалифицированный специалист сможет помочь вам определить, испытывает ли ваш ребенок задержку речи или языка. Чем раньше ваш ребенок получит помощь, тем выше будет его прогресс. А если нарушений нет, лишнее внимание к его речи ничуть не помешает.

    Лечение задержки речи и языка.

    Важно выявить проблемы с речью/языком на ранней стадии, чтобы ваш ребенок мог начать лечение. Лечение следует начинать как можно раньше. Исследования показывают, что дети многое знают о языке задолго до того, как произнесут первое слово. Если вашему ребенку требуется лечение, оно должно соответствовать его развитию и быть индивидуальным. В группу лечения вашего ребенка могут входить врач, логопед, дефектолог, невролог, педиатр, специальный педагог.   

    Невербальные способы общения с детьми.

    С детьми, которые не говорят или недостаточно хорошо общаются из-за потери слуха, аутизма, апраксии или подобных проблем, могут использовать другие методы. К ним относятся язык жестов, коммуникационная система обмена изображениями (PECS), а также дополнительная и альтернативная коммуникация.