Для достижения наилучших успехов в обучении ребенка родители  должны обладать как можно более полной информацией о процессе реализации индивидуальной программы развития и обучения, этапах, методах и приемах коррекционно-развивающей работы учителядефектолога с ребенком. Сотрудничество с родителями начинается на этапе планирования коррекционно-педагогического сопровождения. Специалистами проводится обсуждение коррекционно-педагогической помощи со всеми членами семьи, определяется общая цель, расставляются приоритеты в развитии ребенка с учетом его индивидуальных психофизических возможностей, актуальных психологических достижений и зоны ближайшего развития. Информация предоставляется в небольшом объеме с акцентом на позитивных изменениях в поведении ребенка, что позволяет выстроить конструктивное общение с семьей и оказать положительное влияние на эмоциональное состояние близких взрослых. Наиболее распространенной  формой предоставления информации является беседа, когда родители задают вопросы и получают ответы. Все вопросы должны обсуждаться с учетом готовности родителей к восприятию педагогической информации. При необходимости следует обеспечить близких ребенка возможностью получения дополнительных консультаций специалистов, различных видов помощи. Это позволит им обрести знания в вопросах воспитания и обучения ребенка с ТМНР, овладеть практическими педагогическими умениями и навыками развивающего общения, осознать важность и результативность применения специального обучения в целях развития психических возможностей и социализации ребенка. Родителям необходимо объяснить, что эффективность обучения зависит от многих факторов, и в этом понятии отражается результативность всего процесса обучения. Под эффективностью обучения понимается сам результат социального развития ребенка, а не только появление отдельного действия/движения, что, по сути, является лишь  одним из этапов достижения желаемой цели. Уровень знаний, умений и навыков, который ребенок имел в начале обучения, сравнивается с новым уровнем психического развития, которого он достиг в результате коррекционнопедагогической работы. В целом показателем эффективности обучения является актуализация психологических достижений «зоны ближайшего развития», то есть преобразование их в актуальные психологические достижения ребенка. Это проявляется в виде самостоятельного использования ребенком знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Очень  важным является временной отрезок, в течение которого произошли изменения в психическом развитии ребенка (появление новых умений, навыков). Значение этого показателя позволяет понять продолжительность реализации программы обучения, оценить эффективность отдельных коррекционно-педагогических методов и приемов, оснащения предметноразвивающей среды.

Работа с родителями осуществляется в нескольких формах: консультирование, занятия, как индивидуальные, так и групповые, лекции, беседа. Специалисты обязательно выделяют время на ознакомление близких взрослых с содержанием коррекционно-педагогического обучения. Все занятия проводятся  только в присутствие родителей, что позволяет им наблюдать за действиями специалиста, фиксировать свое внимание на важных аспектах обучения, действиях педагога, стиле взаимодействия взрослого с ребенком, его поведении. На занятиях происходит практическое обучение родителей коррекционно-педагогическим методам и приемам, знакомство с последовательностью проведения всех этапов коррекционноразвивающего занятия с ребенком.

Во время беседы происходит обсуждение успехов и трудностей, которые возникали у родителей при реализации содержания индивидуальной программы развития, а также проблем, которые появлялись в процессе организации самостоятельности и выполнения режимных ситуаций, питания, сна и гигиенических процедур. На лекциях осуществляется психолого-педагогическое просвещение всех членов семьи, просмотр видеозаписей коррекционных занятий специалиста или родителей с ребенком с последующим подробным анализом, разбор опыта других родителей, знакомство с методической и научной литературой с указанием важных аспектов, что способствует повышению у родителей педагогической компетентности. Обсуждение результативности педагогического процесса и трудностей обучения можно проводить как очно, так и в дистанционной форме. На индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, равноправными участниками которых являются специалист, ребенок и родитель, создается эмоционально комфортная и позитивная обстановка, во время которой демонстрируется форма общения с ребенком, используются доступные средства коммуникации, методы обучения, например, «рука в руке», кратко обозначается цель занятия и характеристика действий ребенка. Также педагог знакомит родителей со способами стимулирования познавательной активности, рассказывает, как вызывать у ребенка интерес и максимально его продлить, как фиксировать внимание на своих ощущениях от результата действия или движения, когда и как использовать непосредственную помощь при выполнении задания, разъясняется периодичность паузы для отдыха в процессе занятия.

Подробно педагог останавливается на том, как необходимо проводить само педагогическое занятие. Родители должны знать, какие развивающие условия должны быть созданы, как менять виды сенсорного воздействия для формирования потребности к взаимодействию с внешним миром и восприятию нового, положение ребенка в пространстве, осуществлять систематический контроль за ребенком во время его самостоятельной активности. Перед проведением занятий необходимо определить оптимальным режим педагогической нагрузки с учетом состояние здоровья ребенка (он может быть щадящий, средний, обычный). Подобрать многофункциональные пособия разной интенсивности воздействия. Наиболее результативными являются стимулы повышенной интенсивности воздействия (высокой, средней), но в периоды самостоятельной активности допускается использование обычных игрушек. То же самое происходит и с выбором специальных средств коррекции (очки, слуховой аппарат, позиционирование, специальные технические средства). Коррекционное обучение должно происходить в естественных социальных условиях и знакомых ребенку жизненных ситуациях с постоянным их расширением. Близкие люди, непосредственно общаясь с ребенком, могут наиболее полно удовлетворить познавательные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечить понимание социальных смыслов и существующих отношений между людьми, сформировать социальные способы поведения. Вовлечение членов семьи в процесс целенаправленной образовательной деятельности, установление партнерских отношений с семьей позволит осуществлять перенос приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь

ПРОДОЛЖЕНИЕ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ!