Пространство психологии и условия работы в нем.

Пространство современной психологии, находится по А. Кедрову, в центре между общественными, естественно - научными и техническими науками.

Условно пространство психологии разделяют на следующие основные отрасли:

1) социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей), психологическую совместимость людей;

2) детская психология - изучает особенности формирование и этапы развития психической деятельности в процессе взросления реб енка;

3) педагогическая психология - изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания, занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, используя при этом открытия когнитивных психологов и теоретиков, занимающихся исследованием процессов обучения;

4) психофизиология - изучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, стараясь определить связь между ними и различными аспектами человеческой активности (мышлением, процессами запоминания, сном и т. д.);

5) нейропсихология - изучает роль отдельных элементов нервной системы, участвующих в развитии психических процессов, прослеживает изменения в психических процессах, которые возникают при локальных поражениях или раздражениях мозга;

6) психофармакология - изучает действие лекарственных веществ на поведение подопытных животных. После проведения бесчисленных испытаний и анализа полученных результатов то или иное вещ ество может быть передано для испытаний на людях;

7) зоопсихология - изучает психологию поведения различных видов животных, стараясь понять специфику человеческой природы, устанавливая родственные связи человека с животным миром;

8) юридическая психология - изучает и оказывает психологическую помощь при урегулировании взаимоотношений между исправительными учреждениями и заключенными или между последними и их семьями, помогают судам назначать преступникам такие меры наказания, которые способствовали бы их возврату в общество;

9) военная психология - исследует способы совершенствования методов командования, укрепления связей между разными группами, изучает методы, внедрения в войска противника разведчиков;

10) спортивная психология - изучает психологические способы достижения максимальных спортивных результатов;

11) конфликтология - отрасль психологии, занимающаяся изучением конфликтов, причин и последствий их возникновения, а также методов их профилактики и разрешения;

12) инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;

13) авиационная, космическая психология - анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;

14) медицинская психология изучает - психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

15) психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Выделяют и другие отрасли психологии: психологию труда, рекламы и т. д.

Основными условиями работы в пространстве, занимаемом психологией, является изучение психических процессов человека и животных, на основе теоретических, методических и экспериментальных средств познания психических явлений, их исследования и анализа.

Основные психологические направления и школы.

Структурализм - психологическая школа В.Вунда, занимавшаяся поиском исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием). Представитель: Э. Титченер.

Функционализм - психологическое направление, сторонники которого, отвергая анализ внутреннего опыта и его структур, старались выяснить, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей. Представители: Ф. Брентано, К. Штумпф.

Интроспективная психология (от лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - направления в психологии, признающие единственным методом психологии наблюдение за содержанием и актами собственного сознания. Представители: Т. Липпс, О. Кюльпе.

Бихевиоризм - направление в психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Представители: Э. Торндайк, Д. Уотсон.

Психоанализ (глубинная психология) - учение З. Фрейда о глубинных структурах психики. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного недоступно осознанию. Предсознание при желании и значительных усилиях может быть осознано человеком. Изучая роль сексуальных переживаний и детских психических травм, Фрейд пришел к выводу, что сознание маскирует непостижимые для индивида мотивы его поступков. Он ввел понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др. Представители: О.Ранк, К.Абрахам.

Аналитическая психология - психологическое направление, согласно которому кроме личного существует коллективное бессознательное, которое никогда не может стать содержанием сознания. Через него по наследству (через структуру мозга) может передаваться опыт предшествующих поколений. Первичные образования коллективного бессознательного - архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. Представитель: К.Г. Юнг.

Индивидуальная психология - одно из направлений психоанализа, по которому структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого "стиля жизни", определяющего его дальнейшее развитие и цели. Если цели нереалистичны развивается невротичная и асоциальная личность. Конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности (комплекс) включает механизмы компенсации и сверхкомпенсации, порождает стремление к личной власти, превосходству н ад другими и отклонение от социально ценных норм поведения. Представитель: А. Адлер.

Генетическая психология - психологическое направление, считающее основой психического развития - развитие интеллекта. Этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление. Представители: Ж.Пиаже.

Гуманистическая психология - направление в психологии, согласно которому главным предметом психологии является личность, представляющую собой "открытую возможность" самоактуализации. Представители: Г. Олпорт, А. Маслоу.

Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, основной задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Представители: У. Найссер, С. Шехтер.


Познакомьтесь с нашей следующей статьей: Методология и виды психологии.
Приобрести пособия по детской психологии можно здесь....