Специальная развивающая среда для ребенка с ТМНР – это особым образом организованное пространство для стимуляции его психической активности в процессе игры, общения и свободной деятельности. Для сохранения и укрепления здоровья, облегчения работы сенсорных систем при создании развивающего пространства необходимо учитывать рекомендации лечащего врача и педагогов. Элементы пространства и способы взаимодействия с ребенком подбираются в соответствии c состоянием здоровья, двигательными возможностями, степенью снижения или ограничения функциональных возможностей анализаторов и актуальными достижениям психики ребенка. Создание комфортных условий для развития Немаловажным для развития ребенка является его эмоциональный и физический комфорт. Это можно обеспечить путем соблюдения ряда правил:

1. Поддержание здоровья (следование рекомендациям лечащих врачей, регулярные обследования и реабилитационные мероприятий).

2. Подходящий ритм жизни и режим дня (соответствующий потребностям и включающий в себя удобную и привычную последовательность сменяющих друг друга событий).

3. Наличие стабильного благоприятного окружения (обстановки, предметов обихода, социального и сенсорного окружения, которые подбираются с учетом доступности для различных видов активности и вызывают у ребенка положительные реакции). 

Предсказуемая и стабильная среда дает ребенку возможность пережить насыщенное впечатлениями событие, отдохнуть и восстановить силы. И в случае усталости, напряжения, а также с целью профилактики негативных реакций рекомендуется периодически предоставлять ребенку 21 время на отдых и спокойные знакомые игры в комфортных условиях. Такая среда создает чувство защищенности, положительный эмоциональный настрой, способствует проявлению активности и самостоятельности, совершенствованию умений. С другой стороны, комфортная обстановка является базой развивающих условий, в которых ребенок знакомится с чем-то новым, осваивает более сложные умения. Те новые умения, которые ребенок только начал осваивать и в которых ему необходима обучающая помощь, можно определить как зону его ближайшего развития. Среду можно назвать развивающей в том случае, если она позволяет преобразовать зону ближайшего развития в актуальные достижения психики (умения, которые ребенок свободно использует сам). Центром комфортной и развивающей среды для ребенка является близкий взрослый, чутко отзывающийся на все его сигналы, способный в любой ситуации правильно оценить состояние и желания ребенка, принять нужные меры для сохранения его благополучия, а также способный оказать помощь в освоении новых умений. Сотрудничество ребенка со взрослым – основной источник его психического развития. Взрослый, обучая ребенка, создает зону его ближайшего развития (стимулирует, побуждает и приводит в движение внутренние процессы развития). Совместная деятельность – самый первый и основной способ развивающего взаимодействия взрослого с ребенком с ТМНР. Действуя вместе с ребенком, взрослый позволяет ему в максимально короткий срок ощутить результат от совершенного действия, а также закрепить в памяти образец правильного выполнения. Перед взрослым, организующим развивающее взаимодействие, стоит задача вызвать и своевременно поддержать инициативу ребенка, специальными педагогическими средствами и приемами направить ее в нужное русло. Таким образом, взрослый, формируя окружение ребенка, в котором он с удовольствием проявляет активность, через совместные действия помогает освоить новые способы познания предметного мира. Такое развивающее окружение должно включать: удобные и при этом физиологически правильные положения тела; разнообразные сенсорные впечатления (тактильные, визуальные, звуковые, двигательные) и эмоционально-выразительные средства; любимые игры и способы общения. Организация игрового многофункционального  пространства.

Игра пронизывает все сферы жизни ребенка с ТМНР раннего и дошкольного возраста, остается значимой формой деятельности в школьном и юношеском возрасте. Организация различных жизненных ситуаций в игре помогает ребенку получить яркий запоминающийся опыт и 22 закрепить его за счет достаточного количества повторений, привнесения разнообразия, эмоциональности. Играя с ребенком, взрослый более быстро достигает сосредоточения внимания ребенка на происходящем и увеличивает заинтересованность предлагаемой деятельностью, что делает процесс обучения более действенным. Именно по этой причине важно, чтобы окружающее ребенка пространство было подготовлено с учетом разнообразия игровых (развивающих) возможностей. Не каждая квартира может вместить в себя крупногабаритные комплексы, детские уголки, зоны для игр и отдыха. Поэтому базовым принципом организации развивающего пространства является рациональность и последовательность. Использование различных средств, пособий, игр должно быть обосновано и результативно. Каждый элемент среды должен соответствовать интересам ребенка, а игровые действия доступны для освоения. В то же время производимые игровые действия должны стимулировать познавательную активность и способствовать совершенствованию навыков и умений. Вначале ребенок демонстрирует ориентировочно-поисковую активность при контакте с внешней средой и ощущении сенсорного воздействия. С помощью голоса, движений и мимики он учится вступать в ситуативно-личностное общение со взрослым, сигнализировать о беспокойстве ли о комфорте; фиксировать зрительное внимание на лицах и предметах, осуществлять поиск предметов, переводя взгляд с одного на другой. Также впервые ребенок учится управлять своим телом для достижения исследовательской цели (поворачивать голову и корпус тела, тянуться к предмету).

Главная задача в этот период – развитие восприятия и социальных способов взаимодействия. Взрослый организует эмоциональное общение с ребенком, стимулирует эмоциональный отклик, помогает принять физиологичное положение тела. В эмоциональных играх взрослый использует предметы и игрушки, стимулирующие накопление разнообразных сенсорных впечатлений (осязательных, слуховых, обонятельных, кинестетических), учит реагировать на различные ощущения и ориентироваться в них. Для согласования движений ребенка и стимуляции ощущений тела используются поверхности различной фактуры и жесткости, на которых ребенок находится в течение дня: матрасики и маты, одеяла, гамак, гимнастический мяч. Принять правильное положение помогут валик под грудью (для группировки в положении на животе) или валик за спиной (чтобы сохранить положение на боку).  Научить ребенка фиксировать взгляд на предмете и прослеживать за его перемещением помогут яркие детали одежды взрослого, крупные игрушки контрастных цветов, фонарик для подсвечивания предметов и лица взрослого, а также предметы с мягким освещением (ночники). Помимо эмоционального голоса близкого взрослого, стимулировать интерес и навык поиска источника звука помогут яркие и контрастные по звучанию предметы: бубенцы, колокольчики, пищащие и гремящие предметы, барабан, трещотка, шуршащие игрушки. Во время игр можно использовать фрагменты детских песен, при прослушивании которых взрослый с ребенком будут совершать плавные или быстрые движения в зависимости от мелодии, чтобы стимулировать реагирование на ритм. 

Для совершения ощупывания и разнообразия мимических реакций на тактильные ощущения используются предметы с яркими тактильными свойствами: щетки с мягкой и жесткой щетиной, массажные мячи, колючая тесьма Velcro, предметы с гладкой и ворсистой поверхностью. Как только ребенок начинает совершать первые целенаправленные движения, важно обеспечить ему разнообразные возможности для проявления собственной познавательной активности. На начальных этапах ребенку проще освоиться в небольшом пространстве, в котором легко осуществить ориентировку: дотянуться до предметов, научиться целенаправленно менять положение тела и т.д. Это может быть специально отгороженный небольшой угол комнаты, в котором на вертикальных поверхностях и над головой ребенка на уровне груди или ножек будут находиться сменные подвески-игрушки и предметы для манипуляций, до которых он может дотянуться руками или ногами. В таком небольшом пространстве возможно  осуществлять различные изменения, по мере того как с помощью взрослого ребенок обучается менять положения тела. На следующем этапе (освоение предметных действий) ребенок начинает проявлять определенную самостоятельность в изучении окружающего пространства, согласовывает различные движения тела между собой, выполняет первые социальные действия с игрушкой, ориентируясь на ее свойства (перекладывает из руки в руку, извлекает звук, по-разному ощупывает). Постепенно общение со взрослым переходит от ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, когда ребенок воспринимает близкого человека как партнера и помощника в действиях с предметами. Еще не осознавая этого, в игре и общении со взрослым ребенок копирует его движения, звуки речи и эмоции. Происходит тренировка выполнения цепочки движений и контроля положения своего тела в пространстве, например, переход из положения на животе в позу на четвереньки, ползание и присаживание. Главная задача периода – развитие предметно-манипулятивной деятельности и способов усвоения социального опыта. Игрушки, окружающие ребенка в период развития предметных действий, должны обладать соответствующими свойствами для перекладывания, покручивания, сжатия, ощупывания, ковыряние пальцами, потряхивания, растягивания и т. д. Это могут быть легкие маракасы, пищалки, резиновые и тряпичные мячи, игрушки с разнообразными ручками, с дырочками для пальчиков, вибрирующие при растягивании, с легкими кнопками. В игре взрослый не только учит ребенка действовать поразному и ориентироваться на свойства и качества предмета, но также помогает освоить значение первых слов и стимулирует любые его речевые проявления (вокализации, гуление, лепет). При использовании в игре фрагментов песен взрослый обучает ребенка ориентировке на мелодию и простые слова, совершению простого движения под музыку (например, «Ладушки»). Развивающий уголок в этот период может быть оснащен безопасным зеркалом, размер которого позволяет ребенку увидеть и разглядеть себя в любом положении тела. Твердое угловое пространство поможет ребенку самостоятельно сохранить и более длительно удерживать положение сидя: если малыш находится спиной к углу под контролем взрослого, он не завалится назад и при этом, чувствуя твердую «неудобную» поверхность, не станет опираться на нее. В течение дня важно, чтобы ребенок играл и занимался только в физиологических правильных положениях тела, которые взрослый должен регулярно менять, заранее продумывая игровые ситуации и создавая специальные условия с помощью технических средств (опор, подушек, валиков). Поверхности для игры также необходимо чередовать, использовать специальное креслице, ковер, диван и т. д. Для периода предметной деятельности необходимо подобрать игровые пособия, которые сочетают в себе разные сенсорные свойства и содержат определенной функциональное действие, используются определенным способом. На этом этапе игрушки должны оказать содействие для развития навыка контроля и согласования движения рук и манипулирования двумя предметами одновременно, осуществления простой результативной последовательности действий, использования предметов в качестве орудия. Благодаря регулярному сотрудничеству взрослого с ребенком у него появляется осознанное подражание движениям, речи и действиям с предметом, умение действовать по слову. Предметная среда должна обеспечить развитие следующих умений: доставать предметы из емкости и складывать обратно, откреплять и прикреплять крупные детали, снимать и нанизывать кольца, использовать некоторые орудия (крупную ложку, молоточек). Следует использовать любые средства, позволяющие разнообразить действия ребенка: различные ведерки и тазики, в которые можно складывать предметы; зеркало, окно, поверхность ванной, на которые можно прикрепить игрушки на присосках или влажный ЭВА-материал; магнитная поверхность доски или холодильника для крепления объемных магнитов; ворсистая поверхность для липучек Velcro; крупные мерные ложки для зачерпывания и молоточки для стучания; пирамидки и кольцебросы крупного размера с небольшим количеством колец, ксилофоны, металлофоны и т. д. В период развития предметной деятельности ребенок учится соотносить реальный объект с его схематичным изображением и обозначать его словом. В связи с чем развивающая среда должна включать реалистичные изображения знакомых предметов, а также игрушки и предметы, которые можно было бы сличить с изображением. Как только ребенок начинает активно осваивать навык вставания на колени и ноги, важно обеспечить ему необходимую помощь и создать ситуации, стимулирующие его к принятию положения стоя. Научить ребенка подниматься на колени и стопы можно от экрана радиатора отопления к подоконнику, удерживаясь за кровать, около стула или детского столика, у лесенки шведской стенки, опираясь на борт ванной. Мотивом для принятия и удержания вертикального положения может стать желание выполнить действие с любимым предметом или игрушкой, которая расположена так, что ее нужно достать, приняв вертикальную позу, стоя на коленях или ступнях, а затем действовать с ней сохраняя данное положение. Например, если ребенок встает возле зеркала, это могут быть игрушки на присосках, яркие наклейки со свободным краем (чтобы можно было ухватиться и отклеить их). Также, чтобы научить ребенка вставать на колени и стопы, перемещаться вдоль опоры, на стене можно разместить разновысотные поручни и ручки, соответствующие его антропометрическим показателям (удобные для захвата и удерживания, подтягивания и опоры). По мере возрастания интереса и активности следует постепенно расширять пространство, осваиваемое ребенком. Это может быть импровизированная полоса из предметов и мебели для переползания и подползания, пространство с опорами на разном расстоянии для переступания и ходьбы, покатый подъем и спуск с кровати или кресла. Помимо специализированных технических средств (ходунков), для совершения шагов вперед может пригодиться стоящий на ножках стул или перевернутый табурет, вместе с которым можно совершать шаги, толкая перед собой. С появлением умения сохранять положение сидя, можно чередовать игры на полу с играми за столом. Стол и стул для таких игр должны быть достаточно удобны ребенку, чтобы он мог хорошо сконцентрироваться на игре. Ноги ребенка во время игры должны стоять на полу или на специальной подставке, а руки свободно располагаться на столе. Также можно использовать стул с подлокотниками для фиксации позы. При организации игры за столом глаза и лицо взрослого должны находиться на уровне детских глаз, это позволит обмениваться взглядом и мимическими сигналами для облегчения ориентировки ребенка на оценку взрослого. В ходе занятий можно использовать материалы для творчества: тесто или  мягкую массу для лепки, удобные для захвата и удержания карандаши, пальчиковые краски, планшеты и коврики для рисования водой. На следующем этапе, в период развития познавательной деятельности, ребенок учится быть самостоятельным в решении разнообразных практических задач: устанавливает связи между предметами окружающего мира, осуществляет практическую ориентировку в свойствах и качествах предметов, использует речь для обозначения и коммуникации. Основные направления в развивающих играх в этот период – расширение и развитие сенсорного опыта ребенка, знакомство с признаками и свойствами предметов (форма, величина, цвет и пространственное расположение), формирование умения выделять и обозначать важные, существенные признаки и свойства. Для этого используются разнообразные дидактические материалы: объемные геометрические фигуры, палочки и другой счетный материал, различные классы предметов и игрушек, мозаики, конструкторы, бумажные наглядности и т. д.). Социальный и практический опыт позволяют ребенку в этот период оторваться от происходящего здесь и сейчас, начать осуществлять элементарную ориентировку в прошедших и будущих событиях. Развивающая среда, окружающая ребенка, должна способствовать запоминанию последовательности событий, алгоритмов выполнения действий, простых игровых сюжетов. В связи с чем используются разнообразные игры с правилами, а также пособия и предметы, подразумевающие выполнение определенной последовательности действий (например, сюжетные игрушки, логические настольные игры, конструкторы). Становится доступным использование в обучении книжек с коротким знакомым сюжетом и сюжетных картинок. Также у ребенка развивается память и способность действовать по правилам: он учится запоминать местонахождение предметов и игрушек, самостоятельно складывать их. Для  наглядности ящики, шкафы и контейнеры с игрушками и предметами, находящимися в свободном доступе у ребенка, оснащаются понятными для него метками, изображениями предметов, которые находятся в емкости.

Достаточный практический опыт детей данного психологического возраста позволяет использовать в организованной игре новые материалы для творчества: безопасные ножницы, картон, клей, удобные крупные принадлежности для рисования (кисти, фломастеры, ручки), восковой и классический пластилин, трафареты и др.

Закрепить полученный ребенком практический опыт и познакомить с новой развивающей средой поможет правильно организованное знакомство с компьютером. Для этого цифровая среда должна содержать специальные сенсорные элементы, облегчающие восприятие, фиксирующие внимание и фиксирующие результат деятельности: крупный и контрастный курсор, доступные простые объекты на экране. Взрослый помогает ребенку освоить умение использовать компьютерную мышь (совершать клик левой кнопкой мыши, перетаскивать объекты). Для лучшего восприятия можно использовать специализированную мышь или средство навигации на экране, а также объемную тактильную наклейку на правой кнопке мыши. Выбор, хранение и систематизация инструментария Помимо соответствия качества развивающего инструментария гигиеническим нормам, следует обратить внимание на его безопасность в процессе использования. Для самостоятельной деятельности ребенку предлагают те предметы, которые он может использовать безопасно (облизать, постучать, поковырять, растянуть, уронить и т. д.). При этом учитывается прочность материала, вес, размер и форма предмета и его деталей, особенности покрытия и внутреннего наполнения. Инструментарий, который не соответствует требованиям безопасности, но имеет педагогический потенциал, применяется только в совместной игре и в том случае, если взрослый может обеспечить безопасность ребенка, осуществляя постоянный контроль. Как только познавательные и физические возможности ребенка позволят использовать в игре обширное развивающее пространство, следует выделить некоторое количество зон в различных помещениях, которые будут предназначены для основных видов детской деятельности. Например, это могут быть зоны для сенсорных и подвижных игр, эмоционального межличностного общения, расслабления, дидактических игр и творчества. Наполнение таких зон должно содержать в себе ограниченное количество элементов, чтобы дать ребенку возможность сосредоточится на игре, не вызвать усталости и пресыщения. Следует разделить игрушки на несколько групп в соответствии с назначением их использования. Те предметы, книги, игровой инструментарий и пособия, которые используются для развивающих занятий и совместной деятельности, не должны быть в постоянном доступе, так как они перестанут вызывать у ребенка интерес либо со временем действие с ними он будет выполнять механически, не задумываясь. К сожалению, заученное выполнение результативной последовательности действий с одним предметом самостоятельно не переносится ребенком на другой, аналогичный, его этому нужно учить, поэтому особое внимание следует уделить разнообразию пособий, разных по внешнему виду, но содержащих в себе один и тот же способ действия. Предметы и игрушки для самостоятельной активности подразумевают отработку навыков в безопасной обстановке, под периодическим наблюдением, в ходе которого взрослый может оказать поддержку. Их в небольшом количестве следует расположить в помещении так, чтобы ребенку было удобно взять в руки и многократно воспроизвести с ними определенное действие, которому его научил взрослый в совместной игре. Предметы и игрушки для занятий и самостоятельной игры необходимо чередовать и заменять  дни другими, по мере того как ребенок обучается их использованию и теряет к ним интерес. Таким образом, необходимо создать условия для безопасного и комфортного пребывания ребенка в развивающем пространстве, правильно подобрав и организовав игровой инструментарий в нем с учетом психологического возраста, интересов и физических возможностей. Еще одним важнейшим условием организации развивающего пространства является соблюдение специальных гигиенических и педагогических требований к развивающей среде. Специальные развивающие условия Микроклимат помещения влияет как на здоровье, так и на активность ребенка с ТМНР, в связи с чем совместно с лечащим врачом родители подбирают оптимальную влажность и температуру воздуха развивающего пространства, обсуждают возможность и этапы изменения этих параметров для тренировки организма (закаливания). Существуют условные санитарные нормы, на которые можно ориентироваться при выборе таких параметров, но главное, на чем следует сосредоточить внимание, – это благополучие ребенка, которое можно оценить, наблюдая за его состоянием и поведением. Предпочтительным освещением развивающего пространства является дневной свет, к которому лучше всего приспособлен человеческий глаз. Помещение, в котором играет ребенок, должно иметь высокую инсоляцию. В случае если дневного света недостаточно, лучше всего подойдет люминесцентное освещение, поскольку оно наиболее приближено к естественному для глаз дневному свету. При нарушенном зрении рекомендуется использовать дополнительное освещение игровой зоны с помощью лампы мощностью от 60 до 80 Вт. Чтобы избежать зрительного утомления, не рекомендуется создавать резкий световой контраст между зоной игры и общим освещением. Для тренировки зрительного сосредоточения и прослеживания следует использовать подсвечивание игрушки с помощью фонаря с регулируемой мощностью или ночники с мягким светом. В данном случае возможен видимый (но не максимальный) уровень световой контрастности предмета и фона. Однако такая тренировка должна быть ограничена по времени, максимальная ее продолжительность составляет 1 минуту, в процессе ее проведения взрослый должен внимательно следить за поведением ребенка и, ориентируясь на него, при утомлении делать паузы на несколько секунд, прикрывая ему глаза. Располагать мобильное и стационарное освещение следует так, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза ребенка при любом положении его тела; лампочки должны быть прикрыты плафоном или абажуром. При выраженной реакции на свет с врачом может быть обсуждена возможность ношения специальных очков с затемнением. Также освещенная поверхность, на которой сосредоточено внимание ребенка, должна быть лишена теней. Обычно такой свет во время игр и любой другой деятельности располагается сверху, сзади от ребенка, чтобы освещать поверхность из-за плеча. Зона  развивающих занятий располагается так, чтобы дневной свет из окна освещал ее сбоку. Как только у ребенка будет определена ведущая рука, освещение рабочей (игровой) поверхности должно располагаться с противоположной от руки стороны: для правши – слева, а для левши – справа, из-за плеча. Расположение света может меняться в зависимости от характера игры, главное – хорошие условия для изучения игрушек и предметов. Само помещение рекомендуется оформить в светлых неярких тонах, таким образом создавая благоприятный фон для зрительного сосредоточения на развивающем инструментарии и отдыха глаз. Очень важно соблюдение баланса между безопасностью, гармоничностью пространства и разнообразными возможностями для движения и деятельности в нем. Лучшим вариантом будут подобранные в единой стилистике и цветовой гамме предметы мебели, без острых углов, имеющие зрительные ориентиры по краю, а также ориентиры на мебели и стенах помещения в виде простых геометрических фигур и изображений (аппликационных, рельефных, барельефных). Предпочтительной является матовая структура поверхности мебели, которая не будет иметь световых бликов. В развивающем пространстве не должно быть нагромождения сенсорных впечатлений, тем не менее необходимы логически обоснованные яркие элементы, которые будут способствовать ориентировке и упорядочиванию впечатлений. На этапе обучения ребенка ориентировке в пространстве рекомендуется не менять обстановку до тех пор, пока он не выработает автоматизм движений в нем. В последующем для усложнения ориентировочной деятельности и при формировании у ребенка представлений об относительности пространства рекомендуется делать небольшую перестановку элементов игровой зоны. Получаемые ребенком впечатления должны быть не только дозированными и упорядоченными, но быть практически применимы в жизни, обладать рациональностью и жизненной необходимостью. В первую очередь формируют умение использовать предметы, которые ребенку нужны повседневно. Это простые орудия и предметы с определенным функциональным назначением (горшок, полотенце и т. п.). В связи с чем в развивающем пространстве под контролем взрослого ребенку должны быть доступны различные бытовые предметы, емкости, средства ухода и предметы гигиены, еда, посуда, одежда и обувь и т. д. Практическиедействия с окружающими ребенка предметами и людьми должны стать неотъемлемой частью сотрудничества по поводу их применения с речевой фиксацией действия и его результата, эмоционально положительной оценкой происходящего.

Особым образовательным потребностям детей с ТМНР отвечают предметы и игрушки, которые могут одновременно воздействовать на несколько анализаторов, позволяя ребенку получить комплексное впечатление (тактильное, визуальное, акустическое, двигательное и даже обонятельное). Опытным путем совместно со специалистами подбирается оптимальная сенсорная насыщенность развивающей предметной среды. Как правило, для стимуляции восприятия детей с ТМНР подходят предметы высокой и средней интенсивности воздействия, то есть с усиленным сенсорным эффектом (с достаточно ярким цветом, звучанием и поверхностью). По мере обучения ребенка и в соответствии с его сенсорными возможностями интенсивность стимулов должна снижаться для совершенствования восприятия. Однако при повышенной чувствительности к определенным стимулам для игр следует выбрать стимулы такой интенсивности (например, громкости и частоты), которые не будут вызывать у ребенка фрустрирующих ощущений. Обучать чувствительного ребенка восприятию новых сенсорных стимулов следует в процессе знакомой игры, где все действия будут предсказуемыми, а сенсорные эффекты контролируемыми. Интенсивность раздражителя следует увеличивать постепенно, чтобы безболезненно подготовить ребенка к многообразному сенсорному окружению.

Предметная среда, окружающая ребенка, должна содержать также и обычные игрушки, удобные для манипуляций и игры. Не менее важно, чтобы игрушка вызывала интерес, имела эффект новизны, могла быть использована ребенком самостоятельно и служила совершенствованию существующего умения или, в другом случае, способствовала появлению нового, чуть более сложного умения. Для детей с ТМНР, особенно на начальных периодах обучения, необходимы крупные и объемные игрушки (примерно 15-20 сантиметров) и предметы с четко выраженными характерными признаками, удобные для захвата и удержания. Особенно это требование актуально для детей с нарушением зрения. Цвета предметов для таких детей должны быть естественными, чистыми и насыщенными (красный, синий, желтый, оранжевый и зеленый) и контрастировать с окружающим фоном, на котором они находятся. На более поздних этапах обучения (когда ребенок соотносит мир предметов с их изображениями) следует выбирать плоскостные изображения, отличающиеся простотой и отсутствием лишних деталей, максимально приближенные к реальности, с четким контуром, контрастным колоритом. Фон, на котором ребенок рассматривает объект, должен быть однотонным или не иметь лишних деталей. При патологии зрения контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%. Образовательным потребностям ребенка с ТМНР лучше всего отвечает высокий контраст (например, черный объект на белом фоне). Размер мелких деталей для успешного различения составляет от 5 до 2 см в зависимости от остроты зрения. Также важно исключить засветку изображения и световых бликов на нем. Детям с нарушением зрения рекомендуется предъявлять материал для рассматривания неподвижно, давая время сосредоточить взор. Самое близкое расстояние для показа предмета – 20-30 см, самое дальнее зависит от остроты зрения ребенка. Темп преобразований предмета и движений, которые наблюдает ребенок, должен быть низким. Также следует регулярно предоставлять отдых зрительному анализатору, делая паузы и чередуя зрительную нагрузку с активными играми, гимнастикой для расслабления глаз, а также деятельностью, не требующей зрительного сосредоточения. Игра, в которой нужно зрительное сосредоточение вблизи, должна включать отрезки времени, в которых внимание ребенка с нарушением зрения будет сосредоточено вдаль. Время непрерывной зрительной нагрузки определяется офтальмологом в соответствии с остротой зрения вблизи и состоянием поля зрения. Также в зависимости от характера зрительного заболевания врачом могут быть прописаны ограничения для физической нагрузки, например, отсутствие прыжков или наклонов головы и туловища. При сходящемся косоглазии рекомендуется избегать зрительного сосредоточения на предмете вблизи по центральной линии тела. Это значит, что предмет рассматривания (лицо, игрушка) должен располагаться чуть сбоку. Также при сходящемся косоглазии и выраженной близорукости предмет, на котором сосредоточено зрительное внимание ребенка, не должен располагаться на горизонтальной поверхности. Для демонстрации плоскостного материала в вертикальном положении можно использовать специальные приспособления (подставку, мольберт и фланелеграф). При расходящемся косоглазии и дальнозоркости, наоборот, рекомендовано расположение предметов и наглядного материала на горизонтальной плоскости. 

Текстовый наглядный материал может быть использован в конце освоения программы дошкольного возраста. Особенности и продолжительность его применения согласуются со специалистами психолого-педагогического профиля и должны учитывать актуальные офтальмологические рекомендации к объему зрительной нагрузки вблизи. При слабовидении или слепоте рекомендуется включение в развивающее пространство оптических средств коррекции (лупы и очки), проекционных увеличивающих аппаратов; электронных и иных вспомогательных устройств (трости, ходунки, индикаторы, маячки); приборов для рельефного рисования и других приспособлений, расширяющих спектр возможностей ребенка.  Параметры речи говорящего с ребенком определяются возможностями его восприятия (состоянием его слуха и психологическим возрастом). Речь взрослого должна являться образцом для подражания. К общим рекомендациям относятся естественность, четкость, отсутствие утрированного произношения, обычный или незначительно замедленный темп речи, разговорная громкость, простые доступные для понимания слова и фразы, эмоциональная насыщенность, сопровождение обращения к ребенку выразительной мимикой и жестами, а также привлечение внимания ребенка к лицу говорящего. Для создания развивающих условий в процессе эмоционально-личностного общения очень важно воздействовать на несколько видов чувствительности. Помимо слухового сосредоточения, важна зрительная концентрация на лице говорящего, а также тактильный контакт (поглаживания взрослого и прикладывание ручек ребенка к лицу и губам говорящего, при котором задействуется вибрационная чувствительность). 

Совместно с логопедом родители индивидуально подбирают приемы и инструментарий для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата и развития всех компонентов речи: тренажеры и игры для развития дыхания и голоса, игрушки и приемы для артикуляционной гимнастики, массажные резиновые щетки или наплечники для  стимуляции органов артикуляции и т. д. Воспитание ребенка, имеющего нарушение слуха, требует создания  таких условий, при которых ему в той или иной степени будет доступна обращенная к нему речь. При некоторых обстоятельствах этого возможно достичь приближением говорящего к уху ребенка. Однако для восприятия разнообразных неречевых звуков окружающего пространства, при необходимости говорить с ребенком на расстоянии (во время процедур или занятий), а также для обеспечения возможности слышать собственную речь рекомендуется слухопротезирование. При отсутствии противопоказаний оно осуществляется врачом-сурдологом на основании обследования. Подобранный уровень усиления и частотная полоса аппарата постоянно уточняются по мере роста и развития ребенка. Режим работы слуховых аппаратов считается оптимальным в том случае, если ребенок, научившийся воспринимать на слух первые звукоподражания и слова, различает их при удалении говорящего от микрофона аппарата на расстояние не менее 1 м. Как только режим работы аппарата подобран, необходимо приучать ребенка пользоваться им в течение всего дня. Если во время ношения аппарата ребенок проявляет негативные эмоции, проверьте состояние ушной раковины на наличие опрелостей, при необходимости обратитесь к врачу-отоларингологу для исключения воспалительного процесса в ухе. Если с ушами ребенка все в порядке, негативные реакции связаны с тем, что ребенок пока не привык к ношению аппарата и ему необходимо ваше терпение, а также плавное увеличение времени нахождения в аппарате. Обращаться к ребенку в слуховом аппарате следует с расстояния 0,5- 1 м, чтобы он мог одновременно слышать речь и видеть лицо говорящего. В развивающих целях необходимо также различение речи на слух. Поэтому взрослый повторяет одно и то же слово или фразу несколько раз при слухозрительном восприятии, а затем повторяет, прикрыв рот рукой или говоря сбоку от ребенка, и в конце снова произносит слово так, чтобы ребенок и слышал речь, и видел лицо говорящего. Во время гигиенических процедур и при укладывании на сон, когда ребенок находится без аппаратов, следует также говорить голосом разговорной громкости рядом с ухом ребенка. Затем слово или фраза произносятся так, чтобы ребенок мог видеть лицо говорящего, а в конце вновь повторяется рядом ухом. Правильная организация двигательного режима способствует предупреждению утомления, содействует развитию двигательных функций и повышению работоспособности. В течение дня как можно чаще следует чередовать положения тела ребенка, а также пространства и поверхности, с  которыми он сталкивается. При нарастании напряжения мышц и утомлении у ребенка с нарушением работы опорно-двигательного аппарата возможно применение различных упражнений (потягивание, встряхивание), легкого массажа (поглаживания, вибрирующего потряхивания). Например, для раскрытия ладони ребенка можно использовать: сжимание и отпускание кулачка, поглаживание тыльной стороны ладони от кончиков пальцев к запястью, а также потряхивание всего предплечья. Если у ребенка наблюдается снижение мышечного тонуса, со специалистом ЛФК индивидуально подбираются приемы его активизации с помощью нажимов, поглаживаний и массажных движений, которые близкий взрослый может использовать в быту и на занятиях. Деятельность ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата должна чередоваться с релаксационными мероприятиями. Для расслабления можно использовать гимнастические мячи, мягкие маты и модули. В организации деятельности ребенка помогут валики и позиционеры, укладки для размещения ребенка в рефлекс-запрещающих позициях, системы фиксации и опоры, головодержатели, средства для передвижения (например, ходунки), специальные предметы обихода (посуда, приспособления для открывания и закрывания дверей), а также адаптивная одежда, корсеты и ортопедическая обувь. Такие приспособления подбираются индивидуально с врачом-ортопедом и инструктором ЛФК, помогают придать телу ребенка необходимые физиологически удобные положения, минимизировав дискомфортные ощущения. Чтобы помочь ребенку, имеющему особенности эмоционального развития и трудности социального взаимодействия, осваивать коммуникативное пространство, необходимо как можно более раннее его включение в общение с несколькими близкими людьми. Для ребенка, имеющего позитивный опыт коммуникации с группой сверстников и взрослых людей, рекомендуется организовывать занятия в мини-группах, что позволит приобрести положительный опыт безопасного общения, и постепенно ребенок сам будет инициировать взаимодействие с  окружающими людьми, а способы, которыми он будет пользоваться, станут более разнообразным и гибким. В процессе развивающего взаимодействия с детьми с повышенной эмоциональной чувствительностью рекомендуется соблюдение специального режима межличностного взаимодействия, заключающегося в поддержании сложившейся социальной схемы, в течение каждого дня привнося в нее элементы разнообразия, а также в регулярном проговаривании каждого события, комментировании деталей, объяснении эмоционального смысла событий и ситуаций, социальной сути происходящего. Улучшению адаптации ребенка содействует использование в развивающем пространстве различных средств уединения и комфорта: тихого уголка с мягким пуфом, домика или палатки и др. Для приглушения резких звуков окружающего пространства возможно ситуативное использование шумопоглощающих наушников. Также со специалистом обсуждаются параметры речевого общения с ребенком: соответствие речи говорящего особенностям акустической чувствительности ребенка, режим дозированного или ограниченного общения. На занятиях можно использовать различные средства, усиливающие проприоцептивные (телесные) ощущения ребенка (яйцо кислинг или сенсорный чулок), а также всевозможные утяжелители для улучшения концентрации внимания. При наличии у ребенка навязчивых движений, мешающих освоению окружающего пространства и общению, следует определить причину их появления для устранения возможного дискомфорта. С помощью проб, включения в деятельность ребенка, дополнения ее новым содержанием и эмоциональным общением осуществляется подбор методов переключения и постепенный перевод движений в менее отвлекающие и более целенаправленные формы. Чтобы внести в стереотипные игры с многократно повторяющимися действиями развивающий компонент, взрослому необходимо позволить ребенку получить положительный опыт выполнения нового целенаправленного действия. Для этого в готовый стереотипный алгоритм действий ребенка органично привносятся новые детали и элемент завершенности, который взрослый подкрепляет положительными эмоциями. Правильно организованная развивающая среда помогает ребенку проявить самостоятельную целенаправленную активность, преуспеть в познании окружающего, освоить новые умения и навыки. Выбрав условия и стимулы, которые задают наиболее положительный импульс во время игры и общения, вызывают желание действовать, следует адаптировать и применить их в различных игровых ситуациях и видах деятельности. Таким образом, пространство, окружающее ребенка, с одной стороны, становится комфортным и адекватным его возможностям, с другой – стимулирующим к получению нового опыта и способным изменяться в связи с его растущими запросами.