Больше об умственной отсталости или интеллектуальных нарушениях, вы можете узнать из наших вебинаров.

Умственная отсталость у ребенка - это недоразвитие психики общей направленности, но с преобладанием дефекта в интеллектуальной сфере, который возникает в раннем возрасте. Это умственное недоразвитие может быть приобретенным явлением или иметь врожденный характер. Это заболевание не зависит от принадлежности взрослых к определенным социально-экономическим группам или уровня их образования. Умственная отсталость проявляется во всех процессах психики, но особенно в когнитивной сфере. Дети с задержкой умственного развития в анамнезе характеризуются нарушением внимания и концентрации внимания. У таких детей способность к запоминанию характеризуется медлительностью.

Причины умственной отсталости у детей

Латинская олигофрения или умственная отсталость - это либо задержка в развитии психики, либо неполное умственное развитие. Это чаще выявляется в трехлетнем возрасте, но часто может встречаться у детей в начальном школьном возрасте.

Сегодня существует много причин, по которым умственная отсталость может возникнуть. Однако, к сожалению, все причины не до конца понятны. Все провоцирующие причины можно разделить на внешние факторы, то есть внешние причины и факторы эндогенного воздействия, то есть внутренние причины. Они могут воздействовать на плод, находящийся в утробе матери, в первые месяцы или даже годы жизни ребенка.

Наиболее распространенные факторы, которые провоцируют недоразвитие психики:

  • опьянение различной этиологии;
  • тяжелые инфекционные состояния, возникающие во время беременности (например, скарлатина, краснуха);
  • дистрофия беременной женщины в тяжелой форме, иными словами нарушение обмена веществ, вызывающее нарушение функций органов и систем, структурные изменения;
  • повреждение плода из-за ушиба или шока (например, в результате щипцов, в результате родовых травм);
  • заражение плода во время беременности различными паразитами в организме женщины (например, токсоплазмоз);
  • наследственный фактор, поскольку умственная отсталость чаще всего имеет генетическое происхождение. Часто наследственность может выражаться в несовместимости крови или в результате хромосомных мутаций;
  • заболевания головного мозга и мозговых оболочек, имеющие воспалительный характер, которые встречаются у детей, также могут вызывать умственную отсталость;
  • нарушение белкового обмена (например, фенилкетонурия, которая приводит к тяжелой умственной отсталости).

На возникновение таких заболеваний у детей, как умственная отсталость, могут также оказывать влияние неблагоприятная экологическая ситуация, повышенная радиация, чрезмерная страсть к вредным привычкам одного из родителей, в основном женщины (например, наркотики или алкогольные напитки). , Значительное место в развитии этого заболевания занимают сложные материальные условия, которые наблюдаются в некоторых семьях. В таких семьях ребенок получает недоедание в первые дни и в последующие дни его жизни. Для правильного физического формирования и интеллектуального развития ребенка полноценная сбалансированная диета играет огромную роль.

Симптомы умственной отсталости у ребенка

Дети с умственной отсталостью, как следует из названия, характеризуются снижением интеллектуальных функций. В зависимости от уровня снижения интеллектуальной функции у детей выделяются следующие степени умственной отсталости: легкая, умеренная и тяжелая степени олигофрении.

Легкая форма также называется слабостью и характеризуется уровнем IQ от 50 до 69. Пациенты с легкой формой олигофрении внешне практически не отличаются от других людей. Такие дети часто испытывают трудности в процессе обучения из-за ограниченной способности концентрировать (концентрировать) внимание. Наряду с этим у детей со слабостью наблюдается довольно хороший уровень памяти. Часто дети, которые в прошлом имели слабую слабость, характеризуются расстройством поведения. Они очень зависят от значительных взрослых; смена обстановки вызывает страх в них. Часто таких детей делают необщительными, отозванными. Это связано с тем, что им довольно сложно распознавать эмоции других. Иногда происходит обратное, дети пытаются привлечь внимание к своей личности с помощью различных поразительных действий, действий. Их действия обычно выглядят смешно, иногда даже антисоциально.

Дети с умственной отсталостью легко внушаемы, в результате чего они привлекают преступников и часто становятся легкой жертвой обмана или безвольной игрушкой в их руках. Почти все дети, принадлежащие к группе лиц с легким проявлением умственной отсталости, осознают свое отличие от других и стремятся скрыть свою болезнь от других.

Средняя степень олигофрении также называется слабостью и характеризуется уровнем IQ от 35 до 49. Пациенты со средней формой способны чувствовать привязанность, отграничивать похвалу от наказания, их можно научить примитивным навыкам самообслуживания, в редких случаях Даже самый простой подсчет, чтение и запись. Однако они не могут жить самостоятельно, им нужен постоянный мониторинг и особый уход.

Тяжелая степень олигофрении также называется идиотизмом и характеризуется уровнем IQ ниже 34. Такие пациенты практически не обучены. Они характеризуются серьезными дефектами речи, их движения медленные и несфокусированные. Эмоции идиотских детей ограничиваются примитивными проявлениями удовольствия или неудовольствия. Такие дети нуждаются в постоянном присмотре и содержании в специализированных учреждениях. С помощью постоянной работы с больными детьми, они могут быть обучены выполнять примитивные задачи и простой уход за собой под наблюдением взрослых.

Уровень IQ является важным критерием оценки умственной отсталости детей, но он далеко не единственный. Есть также люди с низким IQ, но у них нет признаков умственной отсталости. Помимо уровня IQ, они оценивают бытовые навыки пациентов, общее состояние психики, степень социальной адаптации и историю болезни.

Диагноз умственной отсталости может быть поставлен только при наличии сочетания симптомов.

В младенческом или более старшем возрасте умственная отсталость может быть выражена как задержка в развитии ребенка. Психиатр может выявить олигофрению при своевременном посещении. В дошкольных организациях дети с историей умственной отсталости часто имеют проблемы с адаптацией в коллективе, им трудно подчиняться распорядку дня, выполнять задачи, которые зачастую слишком сложны для понимания больными детьми.

В период школьного возраста родителей тревожат родителей могут высокая степень небрежности ребенка и его беспокойство, плохое поведение, повышенная утомляемость и плохой прогресс. Кроме того, умственная отсталость часто характеризуется различными неврологическими нарушениями, такими как тики, судороги, частичный паралич конечностей и боль в голове.

Согласно современной международной классификации заболеваний, в некоторых источниках сегодня авторы выделяют 4 степени умственной отсталости у детей, в которых первая степень представлена дебильностью (IQ от 50 до 69), вторая степень представлена умеренной слабостью ( IQ от 35 до 49), третья - это тяжелая форма недомогания (IQ от 20 до 34), а четвертая - глубокая форма идиотии при олигофрении (IQ ниже 20).

Пациенты с глубокой формой олигофрении характеризуются отсутствием понимания речи, адресованной им. Их крики и уныние иногда являются единственной реакцией на внешние раздражители. Нарушения двигательной сферы проявляются настолько, что ребенок даже не может двигаться самостоятельно, поэтому он постоянно находится в одном и том же положении, совершая примитивные движения (например, движение телом вперед и назад, подобно движениям маятника).

Дети, страдающие этой формой олигофрении, совершенно необразованны и не способны к самообслуживанию.

Характеристика детей с умственной отсталостью

Психопатология нарушений умственной отсталости характеризуется комплексностью и ранжированием умственного и интеллектуального развития. В соответствии со структурой клинических проявлений можно выделить сложные формы умственной отсталости и не сложные.

Осложненные типы олигофрении выражаются в сочетании повреждения мозга и его недостаточного развития. В таких случаях дефект в интеллектуальной сфере сопровождается рядом нарушений нейродинамического и энцефалопатического характера. Также может быть более выраженное недоразвитие или повреждение местных корковых процессов, например, речи, пространственных представлений, навыков чтения, счета и письма. Эта форма часто характерна для детей, страдающих церебральным параличом или гидроцефалией.

Различают 3 диагностических параметра умственной отсталости: клинический критерий, психолого-педагогический. Клинический критерий выражается в наличии органических повреждений головного мозга. Психологический критерий характеризуется стойкими нарушениями в познавательной сфере. Педагогический фактор связан с низкой способностью к обучению.

Сегодня, благодаря своевременной грамотной организации образовательного процесса, стало возможным начать коррекционно-педагогическое воздействие на более раннем этапе, в результате чего многие аномалии в развитии детей подлежат коррекции, а в некоторых случаях их возникновение может быть предотвращено.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие когнитивных процессов, что проявляется в значительно меньшей потребности по сравнению со сверстниками в познавательной деятельности. На всех этапах когнитивного процесса у умственно отсталых, как показали многочисленные исследования, присутствуют элементы недоразвития, а в редких случаях - нетипичного развития психических функций. В результате такие дети получают недостаточные, часто искаженные представления об окружающей их среде.

Признаки умственной отсталости у ребенка выражаются в наличии дефекта восприятия - первой стадии познания. Часто восприятие таких детей страдает из-за снижения их зрения или слуха и недостаточного развития речи. Тем не менее, даже когда анализаторы в норме, восприятие умственно отсталых подчеркивается рядом особенностей. Главной особенностью считается нарушение в обобщении восприятия, которое выражается в замедлении его темпа по сравнению со здоровыми детьми.

Умственно отсталым детям требуется больше времени для восприятия их материала (например, рисунка или текста). Задержка восприятия усугубляется проблемами в выделении главного, непониманием внутренних связей между частями. Эти особенности проявляются при обучении в более медленном темпе распознавания, в путанице в графически похожих буквах или цифрах, похожих на звучащие слова. Следует также отметить и ограниченное количество восприятия.

Дети с олигофренией могут выхватывать только определенные части в инспектируемом объекте, в прослушиваемом материале, не замечая, а иногда и не слыша важную информацию для общего понимания. Кроме того, для таких детей характерны нарушения избирательности восприятия. Все эти дефекты восприятия возникают на фоне недостаточной динамичности этой функции, в результате чего уменьшается возможность дальнейшего понимания материала. Восприятие больных детей должно быть направлено.

Дети с олигофренией не могут всматриваться в картину, не могут самостоятельно анализировать, замечая один абсурд, они не могут продолжать искать других, для этого им нужна постоянная стимуляция. В исследованиях это выражается в том, что дети с умственной отсталостью не могут выполнить задачу, которую им легко понять без направления вопросов от учителя.

Для умственно отсталых детей характерны трудности пространственно-временного восприятия, что мешает им ориентироваться в окружающей среде. Часто дети в возрасте 9 лет не могут различить правую и левую стороны, не могут найти свой класс, туалет или столовую в школьных помещениях. Они делают ошибки в определении времени, понимая дни недели или времена года.

Умственно отсталые дети намного позже, чем их сверстники, уровень интеллекта которых находится в пределах нормы, начинают различать цвета. Особую сложность для них представляет различие цветовых оттенков.

Процессы восприятия неразрывно связаны с функциями мышления. Поэтому в тех случаях, когда дети воспринимают только внешние аспекты образовательной информации и не воспринимают главное, внутренние последствия, понимание, усвоение информации, а также выполнение заданий будет затруднено.

Мышление является основным механизмом познания. Мыслительный процесс протекает в форме следующих операций: анализ и синтез, сравнение и обобщение, конкретизация и абстракция.

У детей с умственной отсталостью эти операции недостаточно сформированы, в результате чего они имеют специфические особенности. Например, они выполняют бессистемный анализ объектов, пропуская ряд важных свойств и выделяя только самые заметные детали. Из-за этого анализа им трудно определить взаимосвязь между деталями объекта. Выделяя свои отдельные части в объектах, они не определяют отношения между ними, в результате чего им трудно составлять представления об объектах в целом. Необычные особенности психических процессов у детей с олигофренией более заметны при операциях сравнения, во время которых необходимо провести сравнительный анализ или синтез.

У детей с олигофренией трудно установить различия по сходным предметам и по разным. Им особенно трудно установить сходство.

Характерной чертой психических процессов умственно отсталых детей является их некритичность. Они не могут самостоятельно оценить свою работу. Такие дети часто просто не замечают собственных ошибок. В большинстве случаев они не знают о своих неудачах и поэтому удовлетворены своими действиями и самими собой. Для всех лиц с умственной отсталостью характерно снижение активности мыслительных процессов и довольно слабая регуляторная функция мышления. Они обычно начинают выполнять работу, не полностью слушая инструкции, не понимая цели задания, без внутренней стратегии действий.

Особенности процессов восприятия и понимания учебного материала у больных детей неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти включают в себя: процессы запоминания и хранения, а также воспроизведения. У детей с умственной отсталостью эти процессы характеризуются специфичностью, обусловленной тем, что они формируются в условиях аномального развития. Пациентам легче запомнить внешние, часто случайные, визуально воспринимаемые признаки. Их внутренние логические связи сложнее понять и запомнить. У больных детей значительно позже, по сравнению со здоровыми сверстниками, развивается случайное запоминание.

Ослабление памяти детей с олигофренией связано с трудностями не столько в получении и хранении информации, сколько в ее воспроизведении. В этом их основное отличие от детей с нормальным уровнем интеллекта. Из-за недостаточного понимания значения и последовательности событий у детей с олигофренией репродукция является бессистемной. Процесс размножения характеризуется сложностью и требует значительной волевой активности и решимости.

Недостаток восприятия, невозможность использовать приемы запоминания приводит больных детей к ошибкам в процессе размножения. И самой большой трудностью является воспроизведение словесной информации. Наряду с вышеперечисленными особенностями, у больных детей наблюдаются дефекты речи. Физиологическим основанием этих дефектов является нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Речь детей с умственной отсталостью характеризуется нарушением во всех его аспектах: фонетическом, грамматическом и лексическом. Существуют трудности в анализе или синтезе звука и букв, восприятии и понимании речи. Эти нарушения приводят к различной ориентации в расстройствах письма, трудностям в овладении техникой чтения и снижению потребности в устном общении. Речь детей с умственной отсталостью довольно скудна и характеризуется медленным развитием.

Умственно отсталые дети более склонны к небрежности, чем их сверстники. Дефекты в процессах внимания у них выражаются низкой стабильностью, трудностями в его распространении и медленной переключаемостью. Олигофрения характеризуется серьезными нарушениями процессов непроизвольного внимания, однако, наряду с этим, произвольный аспект внимания в значительной степени недоразвит. Это выражается в поведении детей. Больные дети, как правило, перед лицом трудностей не будут пытаться их преодолеть. Они просто бросят работу, но в то же время, если работа, которую они производят, выполнима и интересна, то внимание детей будет стабильным без особого напряжения с их стороны.

У больных детей наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы. У них нет оттенков опыта. Поэтому их характерной чертой является нестабильность эмоций. Все переживания таких детей поверхностны и поверхностны. А у некоторых больных детей эмоциональные реакции не соответствуют источнику. Сила воли умственно отсталых людей также имеет свои особенности. Слабость собственных мотивов и внушаемость являются отличительными признаками волевых процессов больных людей. Исследования показывают, что умственно отсталые люди предпочитают легкий способ работы, который не требует от них особых волевых усилий. Активность активности у лиц с олигофренией снижена.

Все вышеперечисленные особенности личности больных детей затрудняют формирование здоровых отношений со сверстниками и взрослыми. Эти свойства психической активности детей с олигофренией носят устойчивый характер, так как являются результатом органических поражений в процессе развития. Перечисленные признаки умственной отсталости у ребенка далеко не единственные, однако сегодня они считаются наиболее показательными.

Умственная отсталость считается необратимым явлением, но наряду с этим она довольно хорошо поддается коррекции, особенно ее легкие формы.

Особенности детей с умственной отсталостью

Психиатры выделяют некоторые закономерности во многих аспектах формирования детей с олигофренией. Развитие детей с умственной отсталостью, к сожалению, с первых дней их жизни отличается от развития здоровых детей. Раньше детство таких детей характеризовалось задержкой в развитии в вертикальном положении. Другими словами, больные дети гораздо позже своих сверстников начинают держать головы, стоять и ходить. У них также меньше интереса к окружающей среде, общей инерции и безразличия. Однако это не исключает громкости и раздражительности. Интерес к предметам в чьих-то руках, необходимость эмоционально-коммуникативного взаимодействия у детей с врожденной олигофренией возникает значительно позже, чем обычно. Такие дети в возрасте одного года не различают людей, т.е. они не понимают, где свои, а где взрослые люди. Им не хватает хватательного рефлекса. Они не способны отличить некоторые объекты от ряда других.

Характерной особенностью детей с олигофренией является отсутствие болтовни или жужжания. Речь младенцев в раннем возрастном периоде не выступает инструментом мышления и средством общения. Это является следствием недостаточного развития фонематического слуха и частичного отсутствия формирования артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, связано с общим недоразвитием центральной нервной системы.

Ребенок с олигофренией в раннем возрасте уже имеет явные вторичные патологии в развитии речи и психики.

Поворотным возрастом в развитии сферы восприятия считается пятилетний возраст детей с умственной отсталостью. Процессы восприятия более чем у 50% детей с олигофренией достигли уровня, характерного для раннего дошкольного периода. В отличие от здорового ребенка, умственно отсталый ребенок не может использовать прошлый опыт, не знает, как определить свойство объекта, и его пространственная ориентация нарушается.

На основе существующей предметной деятельности игровой процесс возникает у здоровых детей. У умственно отсталых детей такая активность не формируется к начальному периоду дошкольного возраста. В результате игровая активность не появляется в этом возрасте. Все действия, выполняемые с различными объектами, остаются на уровне примитивных манипуляций, а интерес к играм или игрушкам недолговечный и нестабильный, вызванный их появлением. Ведущей деятельностью у детей с олигофренией, которые находятся в дошкольном возрасте, будет предметная деятельность, а не игра без специальной подготовки. Специальная подготовка и правильное воспитание детей с умственной отсталостью способствует формированию речи через игровой процесс.

Навыки самообслуживания у детей с олигофренией начинают развиваться только под влиянием потребностей взрослых. Этот процесс требует терпения и значительных усилий, как от близких родственников, так и от педагогов. Поэтому многие родители одевают и раздевают ребенка самостоятельно, кормят его ложкой, что не способствует развитию больных детей и приводит к их полной беспомощности в отсутствие родителей.

Личность ребенка с олигофренией также формируется со значительными отклонениями. Здоровый ребенок к трем годам уже начинает осознавать свое «я», а умственно отсталый ребенок не проявляет собственной личности, его поведение непроизвольно характеризуется. Первые проявления самосознания у них можно отметить после четырехлетнего возраста.

Обучение детей с психическими расстройствами

Олигофрения считается не психическим заболеванием, а особым состоянием, при котором психическое развитие человека ограничивается определенным уровнем эффективности центральной нервной системы. Ребенок с умственной отсталостью может учиться и развиваться только в пределах своих биологических возможностей.

Развитие детей с умственной отсталостью оказывает огромное положительное влияние на образование. Детей с олигофренией лучше обучать в специализированных вспомогательных учреждениях, в которых процесс обучения в первую очередь направлен на развитие у учащихся разнообразных полезных знаний и навыков. Во время обучения также происходит воспитание детей. Образовательная функция обучения заключается в воспитании у пациентов нравственных ориентиров и идей, формировании адекватного поведения в обществе.

В образовательном процессе выделяются две основные категории учебных предметов, которые способствуют образовательным и развивающим функциям обучения. В первую категорию входят предметы, отражающие героизм людей, рассказывающие о богатствах Родины и необходимости их защиты, о некоторых профессиях и людях. Эти предметы включают чтение, историю, науку, географию. Они дают возможность вспомнить слово. Однако обучение по этим предметам должно быть связано с деятельностью, полезной для общества (например, по охране исторических или культурных памятников, охране природы и т. Д.).

Другая категория предметов включает в себя социальную ориентацию и профессиональную подготовку, которые способствуют формированию честности и воспитанию честности, стремлению быть полезным предметом в обществе.

Также специализированное обучение и необходимое воспитание детей с умственной отсталостью содержат предметы, направленные на развитие эстетических качеств и физического здоровья (например, ритм, музыка или живопись).

Обучение детей с умственной отсталостью должно основываться на семи основных принципах учебного процесса: воспитание и развитие функций, доступ к обучению, регулярность и четкая последовательность обучения, принцип корректирующих действий, связь обучения с жизнью, принцип обучения. наглядность, стабильность знаний и приобретенных навыков, сознательность и инициативность учащихся, индивидуальный и дифференцированный подход.


Больше об умственной отсталости или интеллектуальных нарушениях, вы можете узнать из наших вебинаров

На главную!