Токарь Ирина, 

кандидат педагогических наук, 

доцент, учитель-логопед ГБОУ 

Школа 1251 имени генерала 

Шарля де Голля, г. Москва

Аннотация. Статья акцентирует внимание на значении и специфике обследования артикуляционного аппарата при диагностике речевых нарушений. Систематизированы нарушения, встречающиеся при патологиях отдельных органов артикуляционного аппарата.

Ключевые слова: обследование периферического речевого аппарата, патология артикуляционного аппарата, нарушение артикуляционного аппарата, диагностика состояния артикуляционного аппарата.

Работа логопеда условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, технологии их достижения. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых непосредственно в процессе обследования и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Достижение максимально высокого уровня коррекции (компенсации) имеющего место речевого нарушения возможно лишь при серьёзном анализе всей информации, полученной во время тестирования и интервьюирования ребёнка, его ближайшего окружения: родителей или лиц, представляющих интересы ребёнка, учителей, - и специалистов в области медицины и психологии.

Логопедическое обследование призвано ответить на комплекс вопросов, тесно связанных между собой. В диагностической работе не может быть мелочей или малозначимых фактов, так как заключение в пользу того или иного речевого нарушения выносится по совокупности диагностических признаков. Всякое выявленное обстоятельство ложится на чашу весов «за» или «против», склоняя к тому или иному выводу о состоянии речи обследуемого и вырисовывая объективную этиопатогенетическую картину и структуру имеющегося речевого нарушения. В данном контексте уместно известное изречение Томаса Гексли о вечной трагедии науки, заключающейся в том, что уродливые факты убивают красивые гипотезы.

Анатомо-топографические характеристики артикуляционных органов могут служить диагностическим признаком при установлении речевого заключения. В отдельных случаях состояние артикуляционного аппарата является ключевым параметром при решении вопроса в пользу, например, различных форм ринолалии или механической (органической) дислалии.

Неправильное анатомическое строение артикуляционного аппарата может быть врождённым или приобретённым. Дисплазии могут выступать как самостоятельными нарушениями, так и симптомами в клинике различных заболеваний и состояний. При синдроме Дауна в клинической картине, как правило, присутствуют дисплазии артикуляционных органов различной степени выраженности.

Нарушения артикуляционной моторики могут носить органический и функциональный характер, или же сочетать в себе признаки того и другого. Кроме того, они проявляются как в картине собственно речевого нарушения, так и в клинической картине других заболеваний и состояний. Например, при олигофрении отмечается прямая зависимость между степенью выраженности проблем в ментальной сфере и состоянием артикуляционной моторики.

Конспективно осветим некоторые проблемы в строении и функционировании периферического речевого аппарата способные, так или иначе, влиять на воспроизводство звучащей речи.

Нарушения строения губ:

  • очень тонкие и короткие;
  • толстые, массивные;
  • укороченная или массивная связка между губой (верхней, нижней) и дёсной (верхней, нижней);
  • расщелины верхней губы:

а) скрытая, неполная расщелина без деформации кожно-хрящевого отдела носа;

б) скрытая, неполная расщелина с деформацией кожно-хрящевого отдела носа;

в) полная расщелина;

  • различные повреждения травматического характера.

Нарушения строения зубного ряда:

  • микродонтия постоянных зубов – зубы имеют необычно малые размеры;
  • макродонтия постоянных зубов – зубы увеличены;
  • диастема между передними зубами;
  • хаотичное расположение зубов в зубном ряду;
  • многорядное расположение зубов в ротовой полости;
  • отсутствие передних резцов.

Нарушения прикуса:

  • передний открытый прикус – при сомкнутых коренных зубах между передними обнаруживается щель;
  • боковой открытый прикус - коренные зубы не смыкаются, между ними образуется щель с одной или двух сторон;
  • прогения – нижняя челюсть выступает вперёд, и её зубы прикрывают зубы верхней челюсти;
  • прогнатия – верхняя челюсть выступает вперёд, и её зубы закрывают зубы нижней челюсти.

Нарушения строения языка:

  • макроглоссия – массивный, громоздкий язык;
  • микроглоссия – маленький, недоразвитый язык;
  • укороченная подъязычная связка;
  • укороченная, массивная подъязычная связка;
  • различные повреждения травматического характера.

Нарушения строения твёрдого нёба:

  • высокое и широкое;
  • высокое и узкое;
  • готическое (высокое и заострённое вверху);
  • куполообразное;
  • плоское;
  • расщелины твёрдого нёба;
  • различные повреждения травматического характера.

Нарушения строения мягкого нёба:

  • укороченное мягкое нёбо:

а) врождённое;

б) ушитое при операции;

  • расщелины мягкого нёба и альвеолярного отростка;
  • различные повреждения травматического характера.

Наличие той или иной особенности в строении артикуляционного аппарата ещё не является поводом для выделения её в качестве ведущей причины в возникновении речевого нарушения.

Наличие анатомического своеобразия подъязычной связки не во всяком случае ведёт к ненормированному, с точки зрения акустических характеристик, произношению отдельных звуков.

Вполне вероятно нормированное произношение при сочетании двух или более патологических факторов в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Велика вероятность того, что макроглоссия в сочетании с наличием высокого и широкого твёрдого нёба, не проявится нарушением звукопроизношения, например, в виде механической (органической) дислалии. В данном случае громоздкому языку достаточно места в ротовой полости, ему «есть, где развернуться».

Неоправданным представляется отказ нуждающемуся в проведении коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения, вызванных врождёнными дисплазиями или приобретёнными нарушениями целостности артикуляционного аппарата, например, при отсутствии передних зубов в связи с физиологическими (возрастная замена зубов) или другими причинами.

Одной из коррекционных задач в подобном случае становится выработка и закрепление неспецифических приёмов артикуляции, компенсирующих анатомическое своеобразие органов артикуляции и характеризующихся несколько иным, чем это принято, их положением и взаимодействием, что в свою очередь позволяет добиваться звукопроизношения, идентичного или приближенного к нормированному по акустическим характеристикам.

Помимо оценки анатомической целостности артикуляционного аппарата важным является обследование мышц лица, шеи и артикуляционных органов в состоянии покоя. Диагностический интерес представляют такие параметры как:

  • наличие – отсутствие асимметрии в расположении парных органов на лице;
  • наличие – отсутствие асимметрии непарных органов лица относительно условной вертикальной осевой линии, например, опущение одного из уголков рта, асимметричный нос и т.д.;
  • наличие – отсутствие сглаженности носогубных складок;
  • характер смыкания губ: наличие – отсутствие плотного смыкания по линии губ;
  • наличие – отсутствие неврологических симптомов: гиперсаливации, судорог, изменение тонуса (спастичность, тремор, гиперкинез, гипотония) и т.д.

Качественные и количественные характеристики устной речи достаточно часто оказываются зависимыми от состояния периферической нервной системы. Недостаточность в её функционировании оказывает своё негативное влияние на подвижность мышц артикуляционного аппарата. В картине обследования могут фигурировать такие особенности, как недостаточная подвижность из-за нарушения иннервации мягкого нёба, нарушение иннервации языка, губ, гиперметрия языка, оральные синкинезии, изменение конфигурации языка в состоянии покоя, дискоординационные расстройства движений и т.д.

Данные о состоянии артикуляционных органов и их моторики получают в процессе комплексного изучения их состояния в покое, по результатам выполнения обследуемым статических и динамических упражнений и по итогам анализа интегративной деятельности различных систем, обеспечивающих нормированную артикуляцию. После проведения нескольких упражнений вновь отмечается состояние мышц в состоянии покоя. Это даёт возможность судить о скорости наступления утомления, если оно имеет место в конкретном случае, или о нарушениях со стороны периферической нервной системы. Ведётся наблюдение за состоянием кожных покровов.

В разных литературных источниках можно встретить как отдельные задания, так и их комплексы, анализ выполнения которых ребёнком даёт полное представление о состоянии его артикуляционной моторики. Диагностический комплекс заданий, направленный на изучение состояния отдельных органов артикуляционного аппарата и их взаимодействия, включает как статические, так и динамические упражнения.

При тяжёлых речевых нарушениях определённая часть заданий выполняется обследуемым в пассивно-активной форме. Например, логопед разводит губы ребёнка в стороны, а в исходное положение ребёнок возвращает их самостоятельно и т.д.

При обследовании состояния и иннервации мимико-артикуляционных, жевательно-артикуляционных мышц и мышц щёк предлагается выполнить следующие задания:

  • широко раскрыть рот и зафиксировать это положение на 10 секунд;
  • движения челюстью вправо и влево с фиксацией в максимальной точке удаления от исходного положения;
  • удерживать выдвинутой вперёд нижнюю челюсть (5 - 10 секунд);
  • на счёт «один» опустить нижнюю челюсть на ширину одного пальца, на счёт «два» максимально опустить её вниз, на счёт «три» закрыть рот;
  • поднять и опустить брови (5 раз);
  • свести брови к переносице и зафиксировать их в этом положении на 5 – 10 секунд;
  • широко раскрыть глаза и зафиксировать их в этом положении на 5 секунд;
  • сморщить лоб и вытянуть губы вперёд, зафиксировать положение на 5 – 10 секунд;
  • закрыть – открыть оба глаза;
  • закрывать - открывать правый (левый) глаз;
  • поочерёдно открывать и закрывать глаза;
  • подтянуть уголки рта к ушам, зафиксировать это положение на 5 – 10 секунд;
  • надуть обе щеки, зафиксировав это положение на 5 – 10 секунд;
  • поочерёдно надувать щёки 5 – 10 раз;
  • втянуть щёки в рот и зафиксировать это положение на 5 – 10 секунд.

Задания для диагностики состояния губ и их иннервации:

  • растянуть губы в улыбке, обнажая передние зубы зафиксировать положение на 5 – 10 секунд;
  • растягивать губы в улыбке не менее 5 раз;
  • вытянуть губы трубочкой и зафиксировать их в таком положении на 5 – 10 секунд;
  • вытянутые трубочкой губы смещать их вправо – влево не менее 5 раз;
  • набрать и удерживать воздух под верхней (нижней) губой 5- 10 секунд;
  • втянуть губы в глубь рта и зафиксировать их в этом положении на 5 – 10 секунд;
  • широко раскрыть рот, плотно прижать губы к зубам и зафиксировать данное положение («овал») на 5 – 10 секунд;
  • попеременно вытягивать губы вперёд трубочкой и растягивать их в улыбке не менее 5 раз;
  • попеременно вытягивать губы вперёд трубочкой и выполнять упражнение «овал» не менее 5 раз;
  • попеременно поднимать верхнюю губу к носу, а нижнюю опускать к подбородку.

При изучении особенностей состояния и иннервации мышц языка уместны как статические, так и динамические задания:

  • зафиксировать широкий распластанный язык на нижней губе, удерживать в этом положении 5 – 10 секунд;
  • зафиксировать широкий распластанный язык высунутым из ротовой полости на 5 – 10 секунд, язык упирается в уголки губ, но не должен касаться зубов;
  • зафиксировать узкий язык высунутым из ротовой полости на 5 – 10 секунд, язык не должен касаться ни зубов, ни губ;
  • зафиксировать и удерживать трубочкой высунутый изо рта язык 5 – 10 секунд;
  • чередовать выполнение двух из вышеперечисленных заданий не менее 5 раз;
  • высовывать язык изо рта, а затем оттягивать его в глубь ротовой полости не менее 5 раз;
  • дотянуться кончиком языка до кончика носа;
  • дотянуться кончиком языка до подбородка;
  • попеременно дотягиваться кончиком языка до кончика носа и до подбородка, повторять не менее 5 раз;
  • узким, высунутым изо рта языком поочерёдно касаться правого и левого уголков рта, повторять упражнение не менее 5 раз;
  • присосать спинку языка к нёбу; удерживая в таком положении, закрывать и открывать рот не менее 5 раз;
  • присосать широкий распластанный язык к нёбу, при отведённой вниз челюсти пощёлкать языком не менее 5 раз;
  • широко раскрыть рот, коснуться верхних альвеол узким кончиком языка;
  • попеременно касаться языком внутренней поверхности щёк не менее 5 раз.

При обследовании состояния и иннервации мышц мягкого нёба и увулярного отростка предлагаются следующие задания:

  • широко раскрыть рот и на выдохе произносить звук «а»;
  • широко раскрыть рот и произносить на твёрдой атаке звук «а»;
  • предлагается ребенку дуть на ватный шарик, отслеживая при этом отток воздуха через нос при помощи бумажной полоски.

Отмечается уровень согласованности в деятельности артикуляционного аппарата и различных систем, обеспечивающих производство полноценной устной речи: двигательно-кинестетической, слуховой, зрительной, - а также физиологического и речевого дыхания, голосового аппарата.

Определяются количественные и качественные характеристики выполненных артикуляционных упражнений, такие как:

  • объём и точность выполнения заданных упражнений;
  • сохранение объёма и точности при увеличении количества заданий;
  • умение переключаться с одного упражнения на другое;
  • умение выдерживать ритм, темп в процессе выполнения упражнений;
  • умение выполнять серии упражнений, не нарушая заданной последовательности;
  • количество времени, в течение которого обследуемый сохраняет достаточно высокий уровень способен активно участвовать в проводимом обследовании;
  • дифференциация движений при выполнении упражнений.

Таким образом, в процессе обследования артикуляционного аппарата должно быть получено максимальное количество информации об анатомо-физиологических и функциональных его особенностях. Данная информация имеет важное значение при определении возможных речевых нарушений и определения приоритетов коррекционной работы в каждом конкретном случае.

Литература

Лопатина Л.В. Нарушение мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии. // Сб. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Ленинград, 1987. Стр. 33 – 37.

Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практическое пособие. М.: ГНОМ и Д, 2009.

Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Токарь И.Е. Логопедическое обследование устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Логопедия, №2 (4), 2004. Стр. 5 – 27.