Наказание и поощрение в коррекции поведения ребенка.
Различные подходы к воспитанию ребенка.
Поиск правильного способа исправить поведение непослушного ребенка всегда был проблемой. Родители часто задаются вопросом, можно ли наказывать своих детей и какой вид наказания лучше всего работает, не травмируя ребенка. Наказание действительно помогает предотвратить неприемлемое поведение, но что действительно важно, так это то, как вы это делаете.
Физическое наказание может остановить ребенка от плохого поведения, но оно не дает ему четкого представления о том, что вы считаете хорошим поведением. По словам эксперта по влиянию телесных наказаний на детей Элизабет Гершофф, доктора философии, «порка привлекает внимание детей, но не помогает им понять, почему они должны поступать правильно в будущем. Они могут хорошо вести себя в присутствии взрослых/родителей, но будут плохо себя вести, когда вокруг другие люди». Агрессивная реакция на проступок ребенка не показывает высоких результатов в достижении цели, не учит его самообладанию и ответственности, а также делает ребенка более склонным к проявлению агрессивного поведения при разрешении конфликтов в будущем. Физическое наказание оказывает негативное влияние на эмоциональную, поведенческую и учебную сферы развития детей.
Поэтому более эффективными и уместными следует считать другие способы наказания: например, лишение привилегий (никакого телевизора, айпада, угощений и т. д.) и введение периодов времени, когда вы просто игнорируете нежелательное поведение. Старайтесь никогда не наказывать своего ребенка в присутствии других людей, так как это может нанести ущерб его самооценке. Кроме того, важно вознаграждать за хорошее поведение, чтобы повысить его вероятность в будущем. Поощрения могут быть в виде похвалы, дополнительного времени для игр и т. д. Поощрения следует использовать наряду с наказанием, чтобы ребенок не чувствовал, что единственное, что вы замечаете, — это его проступки.
Дисциплина важна, для того, чтобы ребенок понял и узнал, что неправильно, а что правильно. Методы дисциплинирования должны зависеть от возраста и стадии развития вашего ребенка .
Американская психологическая ассоциация выделяет следующие принципы позитивной дисциплины по возрасту:
Дети от рождения до 3 лет:
Важен контроль за поведением ребёнка;
Контролируйте поведение, в случае необходимости, используйте четкий и твердый голос с авторитетом, но не крича;
Дайте ребенку отвлечься, когда кажется, что его негативное поведение выходит наружу.
Дети от 3 до 8 лет:
Объясните правила и расскажите ребенку о хорошем поведении;
Четко давайте ребенку команды — старайтесь давать по одной команде за раз, чтобы ребенок понял;
Игнорируйте такое поведение, как крик, плач и т. д., но убедитесь, что ваш ребенок в безопасности и не плачет от боли;
Используйте перерывы, чтобы ваш ребенок успокоился;
Будьте последовательны в обучении вашего ребенка последствиям и применяйте эти последствия сразу же после плохого поведения.
Воспитание ребенка не равно наказанию. Хотя родителям необходимо действовать, когда их ребенок плохо себя ведет, они также всегда должны учитывать чувства ребенка. Не сравнивайте свой детский опыт с опытом вашего ребенка, потому что они будут разными, и даже если между ними может быть некоторое сходство, это не означает, что ваш опыт будет полезен. Позвольте им совершать ошибки, но будьте рядом, чтобы направлять их.
Сила положительного влияния.
Другой способ исправить поведение ребенка — использовать положительное влияние, которое часто оказывается более эффективным, чем наказание. Вознаграждение может быть последним, что родители хотят сделать, когда имеют дело с проступком своего ребенка. Однако вознаграждение может быть одним из наиболее эффективных методов улучшения поведения ребенка.
Все любят получать вознаграждение за свои усилия. Получение похвалы за выполнение тяжелой работы помогает нам, взрослым, сохранять мотивацию. Это относится и к детям; комплименты, внимание и подарки способствуют желаемому поведению. Например, если вы хвалите ребенка за то, что он ест самостоятельно, он с большей вероятностью будет делать это в будущем.
Всего существует четыре основных типа положительного влияние:
Естественные вознаграждения — они возникают непосредственно после поведения без какого-либо внешнего вмешательства — например, ощущение сытости после еды.
Социальное вознаграждение — это действия и ответы, исходящие от других людей, такие как комплимент («Отличная работа!» или «Ты потрясающий!»), «Дай пять», обними или похлопай кого-нибудь по спине.
Материальные поощрения — это физические вознаграждения, такие как подарки, еда, игрушки и т. д. Этот тип поощрения очень мотивирует, отсюда и его популярность. Тем не менее, материальные поощрения не следует использовать часто, поскольку они могут вызвать зависимость — дети могут в конечном итоге выполнять задание только для того, чтобы получить вознаграждение.
Вознаграждение по аналогии со сбором жетонов — это форма простой экономической системы, в которой человеку выдается печать или наклейка, и он получает вознаграждение за сбор определенного количества этих жетонов. Вознаграждение не обязательно должно быть материальным — это могут быть дополнительные пять минут любимого занятия ребенка, например, игры или экранного времени.
Как использовать положительное влияние?
Положительное влияние довольно сложно, потому что оно позволяет совершать любые действия, в том числе и негативные, если их неправильно использовать для прекращения вызывающего поведения. Если в ответ на плач и истерику ребенка родитель уступает и уделяет ему внимание, они увеличивают вероятность такого поведения в будущем.
Во-вторых, как упоминалось ранее, чрезмерное использование вознаграждений может вызвать зависимость — это означает, что без них, улучшение поведения ребёнка не произойдет. Например, если вы склонны давать ребенку конфеты, чтобы поощрить его к обеду, в конечном итоге он откажется есть без конфет.
Ниже приведен список советов о том, как наиболее эффективно использовать положительное влияние:
Не злоупотребляйте материальными вознаграждениями (еда, лакомства, игрушки и т. д.), так как это может привести к зависимости и пресыщению. Этот тип вознаграждений лучше всего работает при установлении поведения.
Используйте социальное поощрение — хвалите детей, хлопайте в ладоши, когда они делают что-то хорошее, хлопайте их по спине за то, что они прекрасны, и т. д. Это помогает ребенку чувствовать себя уверенно в своем поведении.
При использовании символического поощрения пусть ваш ребенок сам решит, какую награду он предпочитает. Это заставит его чувствовать себя прекрасно, а также научит брать на себя ответственность при принятии решения.
Сообщите детям, какое поведение поощряется. Всегда называйте это — например, «отличная работа, правильно сидите», «спасибо, что терпеливо ждали» или «это конфетка для вас, потому что вы убрали свою комнату сегодня утром».
Всегда давайте награду сразу после положительного поведения. Например, если ребенок подбирает свой мусор и бросает его в мусорное ведро, вы должны немедленно дать ему понять, что вы признаете его действия. Не ждите, пока произойдет другое поведение, прежде чем давать вознаграждение.
Усильте усилия. Даже когда какой-то хороший поступок еще не завершен, дайте им понять, что вы цените то, как усердно они над ним работают, — делайте им комплименты и похвалы.
Узнайте, чего хочет ваш ребенок. Некоторым детям нравится, когда их хвалят, другим нравится еда, а другим хочется поиграть.
Проверьте окружающую среду. Прежде чем выбрать поощрение, убедитесь, что его нельзя легко получить без проявления поведения, и что оно уместно. На самом деле не стоит давать еду, когда почти время обеда, или проводить время перед экраном, когда они уже хотят спать.
Не переусердствуйте с количеством поощрений. Тем не менее, может быть нормально дать ребенку больше вознаграждения в случае отличного поведения.
Работайте над тем, как вы даете вознаграждение. Если поведение постоянное, можно не подкреплять его каждый раз. Например, если вы учите ребенка есть самостоятельно, вы можете хвалить его всякий раз, когда он ест без посторонней помощи. Однако, если вы видите, что он делает это постоянно, вы можете хвалить его только после того, как он будут продолжать это в течение 5 или более минут.
Вы можете использовать вознаграждения в следующих случаях:
Ребенок демонстрирует социальные навыки, такие как обмен, ожидание своей очереди, уместное общение с друзьями, не злится, когда он проигрывают игру и т. д.
Ребенку удается справиться с большими эмоциями — если вместо того, чтобы закатывать истерику, делает дыхательную гимнастику или что-то еще, что помогает ему успокоиться.
Ребенок соответствующим образом выражает свои эмоции, например, говоря, что ему нравится одежда его друга, или воздерживаясь от отрицательной реакции на оскорбительные замечания другого ребенка.
Ребенок усердно работал над определенной задачей.
Ребенок убирает за собой – например, убирает свои игрушки.
Ребенок слушает вас и выполняет ваши указания.
Поощрение и наказание могут использоваться рука об руку. Важно то, какие результаты они показывают в вашей индивидуальной родительской ситуации. Всегда помните, что все дети разные. Некоторые виды дисциплинарного воздействия могут не сработать с вашим ребенком, но будут творить чудеса с другими. Воспитание ребенка — непростая задача, и вы также можете подумать о том, чтобы изменить свое поведение, чтобы помочь ребенку. Ни один родитель не идеален, и делать ошибки нормально, если вы стараетесь изо всех сил и заботитесь о благополучии своего ребёнка.