Понятие мышления

Мышление - это психический процесс, который заключается в выделении существующих и общих признаков предметов и явлений действительности и их взаимосвязи на основе анализа и синтеза.

Мышление является одним из самых сложных познавательных процессов. Характеристиками мышления являются:

1) опосредованность познания объективной реальности. Опосредованность представляет собой способность человеческой психики формировать суждения о свойствах предметов и явлений в результате анализа информации, полученной из косвенных источников. Благодаря опосредованности мышления, человек способен не только создавать реальные образы окружающей действительности, но и рассуждать, предсказывать, давать прогнозы о еще несуществующих на данный момент явлениях;

2) обобщенное отражение окружающей действительности. Мышление -это отражение существенного в случайном, общего в единичном. Благодаря обобщению человек способен устанавливать закономерности между предметами и явлениями окружающего мира;

Целью мышления является решение задачи, вопроса, проблемы.

Процесс решения задачи состоит из нескольких этапов:

1) осознание и предварительная ориентировка в условиях задачи;

2) составление стратегического плана и выбор средств для решения задачи;

3) собственно мыслительные операции, направленные на решение задачи;

4) промежуточная проверка мыслительной деятельности;

5) сопоставление полученного результата поставленным вопросом, условиями задачи.

В подготовке решения задачи предлагается также выделять латентный (инкубационный) период, необходимый для активации неосознаваемых творческих ресурсов личности, являющихся причиной внезапного озарения, прозрения.

Основной единицей мышления является мысль - единичное психическое действие, состоящее в сопоставлении и анализе, имеющейся информации на предмет определения ее достоверности или ложности, сходства или различия и причинно-следственных связей.

Еще одним компонентом мыслительной деятельности является ассоциация. Ассоциации оказывают значительную помощь в решении задач. Они направляют мыслительную деятельность, подкрепляют сделанные выводы, служат ступенькой для следующего умозаключения.

Мыслительный процесс человека, в отличие от животных неразрывно связан с речью. Благодаря речи происходит формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах. Это помогает задержать внимание на различных моментах и частях мысли, способствует более глубокому пониманию, осознанию мысли. На основе этой связи становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, сопоставление друг с другом всех мыслей, возникающих в процессе мышления. Помимо этого, благодаря тесной связи мыслительного процесса с речью происходит прочная фиксация мысли в речевой формулировке и отражение ее на бумаге.

Мышление имеет социальную природу. Благодаря речи становится возможным преемственность полученных в процессе мышления знаний, их фиксация, закрепление, сохранение и передача от одного человека другому, от поколения к поколению в книгах, фильмах, аудио- и видиозаписях и т. д. В настоящее время процесс передачи информации все больше приобретает цифровой характер.

В процессе развития общества научные знания, полученные в результате мыслительной деятельности многих поколений, развиваются и систематизируются.

Мышление является составным компонентом самосознания личности, которое подразумевает осознание себя, как объекта мышления, дифференциацию своих внутренних мыслей от чужих, привнесенных из вне, осознание задачи, требующей решения как своей, осознание собственного отношения к задаче.

Виды мышления.

По форме:

1) наглядно-действенное мышление - это вид мыслительного процесса, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений, их преобразовании в реальной действительности. Он является генетически наиболее ранним видом мышления. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются не только у человека, но и у животных;

2) наглядно-образное мышление - это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с созданием образов. Благодаря ему, возможно воссоздание реальных характеристик предмета, как образа видимого с разных точек зрения. Наглядно-образное мышление делает также возможным осуществлять непривычные, невероятные сочетания предметов и их свойств в образе, проводить операции неосуществимые в действительности. Оно позволяет мысленно занять позицию стороннего наблюдателя;

3) словесно-логическое мышление - это понятийный вид мышления, основанный на использовании логических операции и понятий. Основой данного вида мышления является развитие языковых средств общения. Для него характерно абстрагированность, оперирование наиболее существенными признаками и свойствами предметов, группами и классами этих предметов.

По характеру:

1) теоретическое мышление - это мышление, которое складывается в процессе мысленного оперирования научными понятиями, анализа обобщенных характеристик предмета, установления общих закономерностей. Оно основывается на абстрагировании и нацелено на объяснение явлений, познание законов, правил. Теоретическое мышление оперирует общими системными свойствами объектов;

2) практическое мышление - это мышление, которое складывается в процессе преобразования действительности. Оно основывается на конкретизации общих знаний и сведений.

По степени развернутости:

1) аналитическое или логическое мышление - вид мышления, который осуществляется путем последовательных логических умозаключений. Оно развернуто во времени, осознанно, имеет четко выраженные этапы;

2) интуитивное - вид мышления, которое основывается на непосредственном проникновении в сущность явления, установление закономерности. Для него характерно быстрое протекание, отсутствие четко выраженных этапов, малая осознанность;

3) пралогическое мышление как особый вид мышления появилось на раннем этапе развития, когда человечество еще не сформировало систему логических законов. В современном обществе его элементы проявляются в бытовых суевериях, предрассудках, массовых страхах и т. д. Оно неотделимо связано с мифологическим и мистическим мировоззрением.

По степени новизны:

1) репродуктивного мышление - это вид мыслительного процесса, который основывается на воспроизведении и применении готовых знаний и умений;

2) продуктивное или творческое мышление - это вид мыслительного процесса, который характеризуется созданием субъективного нового продукта и существенным преобразованием в самой познавательной деятельности. Оно предполагает личностную вовлеченность субъекта в процесс познания и преобразования действительности.

По степени волевого участия:

1) непроизвольные мыслительные процессы происходят без участия воли индивидуума. Примерами подобных процессов может служить трансформация образов сновидения;

2) произвольные мыслительные процессы происходят под влиянием воли индивидуума. Пример: решение мыслительных задач.

По отношению к реальности:

1) реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами;

2) аутистическое мышление - патологическая разновидность мыслительных процессов, характеризуется отрывом от непосредственного опыта, реальной действительности.

Теории мышления.

Все существующие на сегодняшний день теории мышления кардинально различаются на две большие группы по вопросу происхождения мышления. Первая группа теорий, получившая особое распространение в немецкой психологии, представителем которой можно назвать гештальтпсихологию, считает, что интеллект и интеллектуальные способности являются врожденным внутренними структурами, которые обеспечивают восприятие и переработку информации.

Последователи этой группы теорий в современной психологии раскрывают мышление через понятие схемы или внутренней логики, которая развивается и может изменяться в процессе жизни человека.

Вторая группа теорий рассматривает интеллект, как структуру развивающуюся в процессе жизни под действием внешней среды и внутреннего развития организма в их взаимодействии.

Ранние теории мышления. Представители второй группы концепций на раннем этапе отождествляли мышление с логикой, рассматривая только один вид мышления - теоретическое понятийное мышление. Мышление признавалось врожденной способностью. Среди интеллектуальных способностей выделялось созерцание (как умение оперировать образами), логическое рассуждение (как способность рассуждать и делать умозаключения) и рефлексия (как способность к самоанализу). К операциям мышления относили обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификацию.

Ассоциативная теория мышления. Мышление св одилось к ассоциациям, связям следов прошлого, впечатлений, полученных от настоящего опыта. Мышление также признавалось врожденной способностью. Данная теория не могла объяснить творческий характер мышления и рассматривала его как врожденную способность разума, независимую от ассоциаций.

Теория мышления в бихевиоризме. Мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Бихевиористы первыми стали рассматривать практическое мышление, становление: практических умений и навыков, связанных с решением задач.

Психоаналитическая теория мышления. В рамках этой теории впервые стали рассматриваться бессознательные формы мышления, зависимость мышления от потребностей и мотивов, защитные механизмы мышления.

Деятельностная теория мышления была разработана отечественными учеными А.А. Смирновым, А.Н. Леонтьевым и некоторыми другими. В основе данной теории лежит учении о деятельностной природе психики человека. В рамках данной теории мышление понимается как особый вид познавательной деятельности, прижизненно формирующаяся способность к решению задач.

Благодаря этой теории была решена, наконец, проблема противопоставления теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания, открыта новая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления. В результате этого появилась возможность решать вопросы происхождения мышления, его формирования и развития у детей в результате целенаправленного обучения. Деятельностная теория мышления явилась толчком и основой для развития теорий обучения П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и др.

В настоящее время благодаря успехам кибернетики, информатики, математического программирования была создана новая информационно-кибернетическая теория мышления. В ее основе лежат понятия алгоритма, как последовательности действий, необходимых для решения задачи, операции как отдельного дейст вия, цикла как многократного действия и информации как совокупность сведений, передаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи. Появилось новое понятие искусственный интеллект, то есть интеллект машины, имеющий много общего с человеческим мышлением.

Формы воображения или мыслительные образы.

Выделяют три вида мыслительных образов или форм проявления воображения:

1) понятие - это форма мышления, которая отражает в сознании человека общие и индивидуальные свойства предмета или явления. Понятие выступает высшей степенью отражения мира, проявляясь, и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Понятие как обобщенное знание возникает на чувственной основе, но не имеет наглядной формы. Для того, чтобы сформировать понятие человек должен познакомиться с целой группой единичных предметов и явлений. Формирование понятия возможно только на основе обобщения существенных и отвлечения от несущественных пр изнаков. Конкретизация понятия формирует представление. Понятие возникает на основе новых открытий в науке, технике, искусстве. Оно является продуктом длительного общественно-исторического развития народа. С развитием общества происходит образование новых понятий, преобразование старых. Новые понятия включаются в общественный опыт и могут использоваться любым человеком. Для усвоения понятия необходимо не только запоминание слова, но и использование понятия по назначению.

Понятия разделяются на:

а) общие (отражают общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений) и единичные (отражаются индивидуальные, особенные признаки, присущие только отдельному предмету и явлению) понятия;

б) эмпирические (созданные на основе сравнения и фиксируют одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов) и теоретические (формируются на основе объективных связей всеобщего и единичного) понятия;

в) конкретные (имеющие конкретные, частные признаки) и абстр актные (характеризующиеся отвлеченными признаками) понятия.

2) суждение - основная форма мышления, в которой отражаются связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Они выражаются в устной или письменной форме, вслух или про себя. Основной целью суждения является установление связи между явлениями. Суждение представляет собой высказывание человеком своего мнения о каком-либо предмете или явлении, обозначение установленных им связей между предметами и явлениями. Логическое обоснование суждений с приведением проверенных фактов и доказательств называется рассуждением.

Суждения разделяются на:

а) истинные (правильно отражающие объективную реальность) и ложные - суждения, которые не соответствуют объективной реальности;

б) общие (касаются всех предметов или явлений вообще или данной категории в частности), частными (касаются только некоторых предметов и явлений) и единичными (касаются отдельных предметов и явлений);

в) непосредственными (выражают то, что воспринимается) и опосредованными (выражают умозаключения или рассуждения).

3) умозаключение - это вывод из одного или нескольких суждений нового суждения. Суждения, которые служат исходными и из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Умозаключение может быть:

а) индуктивным - умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу;

б) дедуктивным - умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу;

в) аналогией - умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Умозаключение может приводить человека как к истинным, так и к ложным выводам, в связи с чем оно нуждается в постоянном контроле и критической оценке со стороны практики и разнообразных сопоставлений, найденного решения с другими известными фактами.

51. Творческое мышление

Проблема природы творческого мышления волновала еще древних греков, так Платон помимо понятия интеллекта как исконно человеческой, земной сущности, выделял еще божественный творческий разум, который он назвал - нус. Это разделение получило свое продолжение в работах немецких философов Канта и Гегеля. Творческую составляющую интеллекта стали называть разумом, другую ее часть рассудком.

М. Вертгеймер среди наиболее важных особенностей творческого мышления выделял такие его свойства, как адаптивность, т. е. улучшение ситуации и структурность, которую он видел в том, что в. процессе решения происходит анализ особенностей проблемной ситуации и изменение функциональных значений отдельных элементов ситуации в рамках целостной структуры. Он также обратил внимание на то, что стимуляция творческого мышления возможна только "нетипичными", необычными для человека заданиями, в результате чего ему пр иходится взглянуть на ситуацию по-новому, использовать скрытые свойства объектов и непривычные связи.

Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда основана на связи творческого мышления с четырьмя особенностями человека, к которым он относил:

1) оригинальность высказываемых идей их необычность, доходящая до смехотворности;

2) способность видеть объект под новым углом зрения, которую называют семантической гибкостью;

3) способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны - образная адаптивная гибкость;

4) способность продуцировать разнообразные идеи даже в ситуации, которая не предполагает творческого мышления - семантическая спонтанная гибкость.

В настоящее время доказано, что творческое мышление можно и нужно развивать, причем установлено, что коллективное решение проблемы стимулирует творческое мышление. Примером развития творческого мышления является метода "мозгового штурма", в основе которого лежит разделение процесса выдвижения гипотез от их оценки. Данный метод включает фазу разминки, когда людям предлагаются шуточные задания, фазу генерации идей, когда всячески поощряется любые идеи для решения проблемы и фазу оценки выдвинутых идей.

Экспериментальное изучение позволило установить условия, влияющие на проявление творческого мышления:

1) испытанный успешный способ решения задачи обычно применяется в первую очередь при встрече с новой задачей;

2) чем больше усилий затрачено на поиск нового решения, тем выше вероятность, что он будет применен вновь;

3) защитные реакции организма, вызванные страхом неудачи тормозят творческое мышление;

4) чем большим багажом знаний обладает человек, тем больше вариантов решения задачи он может предложить;

5) стереотипы мышления препятствуют творчеству.

Кроме описанных условий на развитие творческого мышления оказывают влияние и особенности личности:

1) склонность к конформизму - желание быть похожим на других, страх выделиться, который чаще всего связан с психологической травмирующей ситуацией, перенесенной в детстве.

2) ригидность мышления, его плохая переключаемость с одной стереотипной точки зрения на другую;

3) повышенная тревожность, неуверенность в собственных силах;

4) высокая внутренняя критичность собственных идей;

5) безинициативность, связанная со страхом показаться смешным, нелепым;

6) нежелание критиковать других людей, которая может быть связана как со страхом показаться невежливым, нетактичным, так и со страхом возмездия, увольнения, осуждения со стороны других людей;

7) завышение значимости своих идей, проявляющееся в виде своеобразного эгоизма - нежелания делиться своими идеями с другими людьми.

Мышление и обучение.

Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению.

Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в школу. Вначале обучение происходит в общении со взрослыми, затем подключается игровая деятельность. К началу школьного возраста мышление и всё психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Первоклассник уже хорошо ориентируется в окружающем мире, умеет отгадывать загадки, решать задачи, может достаточно связно высказывать свое мнение о различных событиях, умеет рисовать, лепить, конструировать и т. д.

Благодаря учебной деятельности происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это влечет за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов.

Переход к словесно-логическому мышлению связан с изменением содержания мышления, в основе которого лежи т оперирование понятиями. Ребенок оперирует уже не конкретными представления, имеющими наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятиями, отражающими наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления стимулируется обучением.

Главным стимулирующим эффектом обучения является способность осуществлять операции, обратные выполненным, т. е. ребенок овладевает принципом сохранения. Так, он понимает, что, жидкость, перелитая в другой стакан не изменит своего объема.

На этой же стадии развития мышления под влиянием обучения дети приходят к пониманию двух важнейших логических принципов:

1) принципа эквивалентности, согласно которому: если А=В, а В=С, то А=С;

2) принцип наличия объектами нескольких измеряемых характеристик, например: вес и размер, которые могут находиться в различных соотношениях: камешек маленький и легкий, воздушный шар большой, но все равно легкий, а автомобиль большой и тяжелый.

Обучение способствует возникновению и таких новообразований мыслительной деятельности как:

1) анализ, складывание которого начинается с выделения в предметах и явлениях различных свойств и признаков. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности и специального обучения эта способность все больше совершенствуется. Для развития этого умения используется прием сравнения данного предмета с другими, обладающими иными свойствами. Практическое использование этого приема самим ребенком приводит к его закреплению. На следующем этапе обучения ребенка просят выделить свойства предмета уже без сравнения с другими наблюдаемыми предметами. Постепенно в процессе обучения вводится понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков;

2) становление внутреннего плана действий начинается с практического действия с предметами, затем с его изображением, схемой, после эт ого следует этап выполнения первоначального действия в плане "громкой речи", затем становится достаточным проговаривание этого действия "про себя" и, наконец, на заключительном этапе действие полностью усваивается и становится действием "в уме";

3) развитие рефлексии - способности оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.

Новые формы мышления, возникающие в школьном возрасте, становятся опорой для дальнейшего обучения.

Т.о., процесс развития мышления и обучение взаимно дополняют и стимулируют друг друга.

53. Операции мышления

Мыслительная деятельность, проникновение в глубь той или иной проблемы, поиск решения задачи, стоящей перед человеком, рассмотрение элементов, составляющих эту задачу, совершается человеком при помощи мыслительных операций.

Выделяют следующие операции мышления:

1) анализ - это операция мышления, состоящая в расчленении, дроблении какого-либо целого сложного объекта на составляющие его части. Суть анализа состоит в выделении в объекте тех или иных его сторон, связей, отношений, свойств и элементов. Анализ может проводиться не только с предметом, который воспринимается нами в данный момент, но и с представлением об этом предмете, явлении. Выделяют также анализ понятия, хода мысли;

2) синтез - это операция, соединения, сочетания отдельных частей или свойств. Анализ и синтез взаимосвязаны и никогда не существуют обособленно друг от друга. Анализ, обычно, осуществляется одновременно с синтезом, так как анализ направляется не только на выделение частей, но и на раскрытие связей, зависимостей между этими частями. В процессе мышления происходит использование целого (полученного в результате первичного синтеза), которое расщепляется в результате анализа, что делает возможным познание этого целого более глубоко и полно (вторичный синтез);

3) сравнение - это опе рация, состоящая в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом, что в результате приводит к выявлению общности или различия между ними. Установление общности и различия между предметами происходит в результате дробления каждого из них на составные части, выделение отдельных признаков (анализ), на основе этих сопоставления этих частей и признаков происходит установление их сходства и различия (синтез). Сравнение является элементарным мыслительным процессом, на основе которого строится классификация, систематизация и другие более сложные мыслительные процессы;

4) обобщение - это объединение сходных предметов или явлений по общему признаку. Особым видом обобщения является генерализация - обобщение по случайным, несущественным признакам, не подкрепленное глубоким анализом каждого предмета и явления. Другой разновидностью обобщения является обобщение предметов и явлений на основе многих сходных признаков имеющих как существенный, так и несущественн ый характер;

5) абстрагирование - это операция, в результате которой происходит отвлечение от второстепенных несущественных признаков предметов, явлений и выделение в них основного, главного. Абстрагирование является высшей операцией мышления и строится на глубоком анализе и синтезе;

6) конкретизация - применение обобщенного знания к конкретному случаю;

7) систематизация - это группировка предметов и явлений, как по сходству основных признаков, так и по второстепенным признакам. В первом случае происходит выделение вида, класса предметов и явлений, во втором - подвидов и подклассов;

8) классификация - это сложная мыслительная операция, состоящая в систематизации соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Группировка предметов происходит путем выделения существенных признаков в каждом из предметов и нахождение класса или рода, в основе которого лежат эти признаки;

9) категоризация - это мыслительная операция отнесения единичного объекта, переживания, явления к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т. п.

Операции мышления взаимосвязаны и не выступают обособленно. При решении задачи человек обычно использует несколько операций.

Качества ума.

Качества ума - совокупность умственных способностей, которыми обладает мышление данного человека.

К качествам ума относятся:

1) любознательность - стремление человека узнать то новое, с чем он встречается в жизни;

2) пытливость - стремление узнать предмет разносторонне, добраться до основных, ранее не известных явлений и причин наблюдаемого факта, узнать источники, вызывающие этот факт, т. е. его происхождение, установить все, что с ним связано, вскрыть условия, вызывающие ег о изменение;

3) широта ума - способность смотреть на события и явления глобально, которая проявляется в широком кругозоре, активном познании различных областей науки и практики;

4) глубина ума - умение вскрыть суть явления, устанавливать не любые, а самые основные, существенные связи между явлениями и внутри них, отделять главное от второстепенного, кажущееся от действительного, явление от сущности, основное от деталей. Глубина ума является важнейшим звеном умственной деятельности, необходимым для решения задач. Глубокий ум чаще всего сочетается с любознательностью и широтой ума;

5) гибкость и подвижность ума - умение широко и в тоже время дифференцированно использовать имеющиеся знания и опыт, привлекать к решению конкретного вопроса многообразные знания, быстро отвлекаться от тех связей, которые, были установлены раньше, и легко образовать новые сочетания, включать в новые отношения знакомое понятие, образ, связь, закон, рассматривать предмет с новой, необычной точки зрения, сопоставлять как-будто незначительные факты и делать нужные выводы;

6) острота ума - способность увидеть новое, необычное в давно известном и обыденном. Острота ума основывается на подвижности ума в сочетании с глубиной и быстротой мышления;

7) самостоятельность мышления - умение выдвигать новые идеи, задачи, находить новые решения, не прибегая к постоянной помощи и мнению других людей;

8) логичность мышления - способность устанавливать логические причинно-следственные связи между событиями и явлениями действительности. Логическое мышление характеризуется четкой направленностью процесса мышления, его последовательностью, соответствием поставленному вопросу, правильностью сопоставления всех крупных и мелких деталей;

9) способность предвидения - умение на основе логического сопоставления предметов, событий и явлений предсказывать новые предметы, события и явления, которые еще не существуют или не из вестны. Предвидение лежит в основе процессов управления, научного и художественного творчества;

10) доказательность ума - способность человека не только правильно решает стоящую перед ним задачу, но и умеет обосновать свое решение, отобрать из имеющихся у него знаний такие факты, явления действительности, раскрытые закономерности, которые подтверждают правильность его рассуждений, выводов, которые оказались бы убедительными для других;

11) критичность ума - умение не только открывать, познавать новое знание, но и на основе других накопленных знаний подвергать сомнению полученные результаты;

12) простота и ясность мысли - способность "превращать" сложное в простое;

13) оригинальность, нестандартность ума - умение взглянуть на проблему с необычной точки зрения, отказавшись от стереотипных, навязанных способов решения, действия;

Качества ума находятся в прямой зависимости от общего развития личности: от имеющегося багажа знаний, от богатства и осмысленности опыта человека, от воспитанности и широты его интересов, от глубины его высших чувств, от уровня развития самостоятельности мышления и от развития волевых качеств личности.

Развитие мышления.

Развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях:

1) филогенетическом - изучение развития и совершенствования в истории человечества;

2) онтогенетическом - изучение развития мышления на протяжении жизни одного человека;

3) экспериментальном - изучение процесса развития мышления в искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.

Операциональная теория развития мышления ребенка Ж. Пиаже. Ж.Пиаже в развитии ребенка выделил четыре стадии:

1) стадия сенсомоторного интеллекта. На данной стадии развивается способность воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы на основе их характерных и устойчивых свойств и признаков. Продолжается от рождения до двух лет.

2) стадия операционального мышления - начинается с двух лет, когда у ребенка складывается речь, он начинает выделять себя из окружающего мира, появляется и развивается воля, формируются наглядные представления;

3) стадия конкретных операций с предметами начинается в возрасте 7-8 лет и характеризуется появлением обратимости операций, развитием логического мышления, способностью переходить с одной точки зрения на другую;

4) стадия формальных операций характерна для детей 11-15 лет. У ребенка появляется способность выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями.

Теория развития мышления П.Я. Гальперина основана на представлении о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.

Процесс формирования умственных действий, по П. Я. Гальперину, состоит из следующих стадий:

1) ориентировочное ознакомление с сущностью будущего действия в практическом плане, с требованиями, которым должен будет соответствовать его результат.

2) освоение практического выполнения заданного действия во внешней форме с реальными предметами или их заменителями;

3) освоение заданного действия без опоры на внешние предметы или их заменители. Речевое выполнение предметного действия;

4) переход от внешней речи к внутренней, проговаривание действия "про себя";

5) формирование плана внутренней речи переход действии из сферы сознательного контроля на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Общепризнанным в современной психологии считается тот факт, что ребенку с рождения даны понятия, которые формируются и развиваются через усвоение человеком того содержания, которое заложено в понятии. В процессе развития понятия происходит изменение его объема и содержания, расширение и углубление сферы применения данного понятия.

Процесс формирования понятия становится возможным в результате достижения высшего уровня сформированности речевого мышления.

Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровымбыло установлено, что формирование понятий начинается с глубокого детства и проходит ряд стадий:

1) образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов;

2) формирование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков;

3) формирование настоящих понятий проходит через стадии потенциальных и истинных понятий.

Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития Клара и Уоллеса тесно связана с информационно-кибернетической теорией мышления и основана на предположении, ч то ребенок с рождения обладает тремя типами продуктивных интеллектуальных систем:

1) системы обработки воспринимаемой информации и направления внимания с одного ее вида на другой;

2) системы постановки целей и управления целенаправленной деятельностью;

системы ответственной за изменение первых двух систем и создание на их основе новых подобных систем более высокого уровня.

Исследование мышления.

Исследование влияния установки на способ решения задач может проводиться в группе до 9 человек и включает 10 строго последовательных задач. Условия каждой задачи записывается на доске. Каждую задачу следует решать на отдельном листке, который после решения переворачивается (знак - задача решена). Время решения задач контролируется и ограничено двумя минутами.

Первые пять задач предполагают стандартное решение. 6-9 задачи могут быть решены стандартным и более рациональным способами, 10 задача решается только нестандартным способом.

Время, потраченное каждым испытуемым на решение каждой задачи, фиксируется в протоколе. Запись решения первых пяти задач ненавязчиво проверяется, при неправильном решении дается подсказка. Решение 6-10 задач не проверяется.

Обработка и анализ результатов включают определение:

1) показателя быстроты мышления - среднеарифметическое время, затраченное на решение задач;

2) скорости выработки установки - среднеарифметическое время решения первых пяти задач;

3) зависимости поиска решения от установки - среднеарифметическое время решения последних пяти задач. Если 6 и 7 задачи решены установочным (стандартным) способом, то степень чувствительности к установке высокая. Если одна из задач решена установочным способом, а другая - неустановочным, то чувствительность к установке средняя. Если обе задачи решены неустановочным способом, то можно констатировать слабую чувствительность испытуемого к установке. Если одна из задач решена установочным способом, а другая - неустановочным, то чувствительность к установке средняя;

4) степени фиксации установки - по решению 8 и 9 задач. Если обе задачи решены установочным способом - степень ее фиксации высокая; если одна из задач решалась установочным способом, а другая - неустановочным - средняя; если обе задачи решены неустановочным способом - отсутствие или слабая фиксация установки;

5) характера выработки установки - по тому, как и с какой скоростью испытуемый решал первые пять задач. Оптимальной считается выработка установки при быстром решении 3-5 задач установленным способом. Если испытуемому давались подсказки, он менял способы решения задачи и в случае большой величины пoкaзaтeля быстроты мышления первых пяти задач - выработка установки считается неоптимальной;

6) ригидности или гибкости мышления производится по результату решения задачи № 10. Если задача решена - мышление гибкое, если нет - ригидное.

Исследование аналитичности мышления в условиях ограниченнoro времени может проводиться в группе, где каждый испытуемый получает индивидуальный бланк с 15 рядами чисел, составленными по определенной закономерности (вариант VI субтеста шкалы Р. Амтхауэра). Испытуемые в течение 7 минут должны попытаться определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел и в соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще два числа. Последовательности решения заданий не требуется.

Обработка результатов проводится по таблице с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов (при записи только одного числа ряд не считается решенным правильно).

Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.

14 - 15 решенных рядов говорит об очень высокой аналитичности; 11-13 - высокой или хорошей; 8 - 10 - средней или удовлетворительной; 7-6 - низкой или плохой; 5 и менее - очень низкой или очень плохой.

Аналитичность является главный компонент способности теоретизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями.

Нарушения мышления.

Расстройства ассоциативного процесса:

1) ускоренное мышление проявляется в быстрой смене мыслей, которых так много, что больные, несмотря на очень быструю ("пулеметную") речь, все-таки не успевают их высказывать. Речь кажется разорванной, но в ней можно найти определенный смысл. Мышление больного становится поверхностным, склонным к моментальному переключению, отвлекаемости, которая может доходить до "скачки идей", когда в мыслях больного уже трудно уловить какой-нибудь общий смысл;

2) прерывистость ассоциаций;

3) замедление мышления - замедленное течением ассоциативного процесса, который характеризуется бедностью ассоциаций;

4) обстоятельность мышления - вязкость, тугоподвижность мыслительных процессов, пониженная переключаемость, застревание на незначительных деталях, неспособность выделить главное;

5) персеверация мышления - это застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что проявляется в повторении одних и тех же фраз или слов.

6) вербигерация - бессмысленное повторение одних и тех же слов, фраз или их обрывков;

7) паралогичное мышление - отсутствие в мышлении логических связей;

8) резонерство характеризуется склонностью к пустым рассуждениям, бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности;

9) разорванность мышления - отсутствие связи между отдельными мыслями или даже отдельными словами;

10) бессвязность мышления - хаотичность, бессмысленность мышления, речь состоит из набора отдельных слов, никак между собой не связанных;

11) символическое мышление - сугубо индивидуальная и непонятная окружающим символичность как отдельных слов, понятий, так и всего строя мышления в целом. Символически может восприниматься и речь окружающих;

Сверхценные идеи - это мысли, которые возникают в связи с какими-то реальными фактами или событиями, но приобретающие для человека особую значимость, определяющие все его поведение. Для них характерна большая эмоциональная насыщенность, выраженное эмоциональное подкрепление. Характерны для психопатических личностей. Выделяют следующие сверхценные идеи:

1) собственной исключительности, талантливости;

2) физического недостатка;

3) недоброжелательного отношения;

4) сутяжничества.

Бредовые идеи - это ошибочные суждения, ложная убежденность, несоответствующая действительности. Выделяют:

1) бред преследования;

2) бред величия;

3) бред самоуничижения.

Навязчивые состояния (обсессии) - это возникновение помимо воли навязчивых переживаний, критического отношения к ним. Навязчивые состояния разделяются на:

1) навязчивые мысли (идеи) - появлении совершенно ненужных, нелепых глупых мыслей;

2) навязчивый счет;

3) навязчивые сомнения, которые обычно сопровождаются неприятным, тягостным чувством, выражаются в постоянных сомнениях по поводу того, правильно ли человек сделал то или иное дело, закончил ли его;

4) навязчивые воспоминания;

5) навязчивые страхи, которые обычно сопровождаются появлением выраженной вегетативной реакции в виде резкого побледнения или покраснения, потливости, сердцебиения, учащенного дыхания;

6) навязчивые влечения (желания) выражаются в появлении неприятных для человека желаний (дернуть за нос встречного, выскочить из машины на самой большой скорости), которые обычно не переходят в действие и критически оцениваются;

7) навязчивые действия - это непроизвольное навязчивое выполнение движений, чаще всего совершаемых автоматически (накручивание на палец пряди волос, ковыряние в носу, дергание себя за ухо);

8) ритуалы - это навязчивые действия, совершаемые как обряд при наличии фобий или мучительных сомнений.