Логопедические зонды и другие способы помочь детям с нарушениями речи.

       10 потрясающих логопедических упражнений, которые помогут вашим детям с нарушениями речи!

           Практика логопедии - сложная, часто требовательная профессия, требующая профессионалов с высшим образованием, аспирантурой, государственной лицензией и, чаще всего, сертификацией. Их продвинутый уровень образования и подготовки позволяет им оценивать, диагностировать и лечить широкий спектр нарушений речи, языка, глотания и общения. Это, конечно, важная работа, но спросите любого логопеда, и он, скорее всего, скажет вам, что это тоже чертовски весело. В конце концов, это одна из немногих профессий, которые позволяют вам выходить на пол и играть с детьми.

            Что такое логопедическая гимнастика?

            Неформальные, личные взаимодействия, отмеченные целенаправленными речевыми языковыми упражнениями, лежат в основе логопедии. Структурированные логопедические упражнения - это методы и инструменты, которые способствуют развитию речи и языка ребенка. Они являются необходимой частью улучшения речи, языка и коммуникативных навыков ребенка и, когда они проводятся как часть увлекательной деятельности, доставляют удовольствие детям, но при этом являются очень эффективной частью терапии. На самом деле, занятия должны быть неотъемлемой частью каждого сеанса логопедии. Креативность должна играть большую роль. Это означает, что в вашем наборе инструментов всегда должно быть новое упражнение или игра. Переключение делает ваших детей - и вас тоже, откровенно говоря, - заинтересованными и вовлеченными. Это беспроигрышный вариант. Позитивный сеанс логопедии означает работу над четко определенными целями терапии и хорошее времяпрепровождение. Что может быть лучше этого? Сохраняйте свежесть в своей практике, внедряя новые педиатрические логопедические упражнения, и вскоре вы обнаружите, что получаете столько же удовольствия, сколько и дети.

           Мы составили список игр, направленных на язык, голосовые упражнения, логопедию и многое другое, которые обязательно заинтересуют ваших детей, как дошкольного так и школьного возраста. Речевые и языковые упражнения, чтобы ваши дети были полностью вовлечены. У вас уже есть навыки, необходимые для проведения эффективных логопедических упражнений для ваших детей; теперь пришло время поднять свое творчество и находчивость на ступеньку выше и превратить их в игры, чтобы заинтересовать их. Независимо от того, ищете ли вы упражнения, которые сосредоточены на сенсорной обратной связи, артикуляции, оральной моторике или овладении языком, вам нужно убедиться, что вы делаете все возможное и предоставляете им упражнения, которые столь же интересны, сколь и эффективны.

  1. Счастливые лягушата.
    Вы уже знаете, что повторение является надежной техникой в речевой и языковой терапии, но поощрение детей повторять один и тот же звук или слово несколько раз никому не доставляет удовольствия. Но это возможно с небольшим творческим подходом с вашей стороны. Создайте посадочные площадки для кувшинок из зеленого пенопласта и разбросайте их по комнате. Попросите своих маленьких «лягушек» повторять целевой звук или слово каждый раз, когда они прыгают с одной кувшинки на другую. Они будут так заняты прыжками, что не будут воспринимать это упражнение на повторение как нечто иное, как развлечение! Если вы действительно хотите превзойти себя, подумайте о том, чтобы менять его в течение года, делая места для приземления в форме снежинки, сердца или острова.
  2. Бросьте его.
    Маленькие мешочки наполненные семенами всегда являются интересным дополнением к речевым и языковым упражнениям. Купите себе несколько небольших мешочков, например с фасолью и держите их под рукой, когда хотите попрактиковаться в артикуляционных упражнениях со своими детьми. Позвольте вашим детям бросать мешок с фасолью вам, друг другу или в корзину каждый раз, когда они успешно практикуют свой целевой звук или слово. Бросьте вызов своим старшим детям, расставляя корзины на разном расстоянии и поощряя их попадать в каждую корзину. Вы также можете установить доску для крестиков-ноликов, используя простой лист бумаги, и пометить каждую секцию целевым звуком или словом. Когда вы приземляете мешки с фасолью на квадраты, каждый из вас будет называть правильный целевой звук или слово, связанное с этим квадратом.
  3. Охота за сокровищами.
    Нужны два пластиковых контейнера, чтобы спрятать маленькие артикуляционные карточки и сделать охоту за сокровищами частью артикуляционных упражнений ваших дошкольников. Это просто, наполните контейнеры песком, рисом или гречкой. Закопайте выбранные артикуляционные карточки в эти контейнеры и попросите ваших детей начать копать «сокровище». Каждый раз, когда они находят карточку, попросите их попрактиковаться в целевом звуке или слове на карточке. А небольшое вознаграждения после того, как они найдут все целевые слова, — отличный способ завершить эту игру.
  4. Сдуй это.
    Многим детям требуются упражнения, предназначенные для укрепления мышц рта. Продувание через соломинку, чтобы прокатить воздушный шар или мяч для пинг-понга через комнату, — отличный способ помочь детям поработать над укрепленикем этих мышц. Создайте финишную черту и предложите своим детям увидеть, как быстро они могут перебросить мяч через комнату. А еще лучше бросьте им вызов на гонку, чтобы увидеть, кто первым проведет свой мяч или воздушный шар через комнату!
  5. Прячься и говори.
    Соберите около десятка пластиковых стаканчиков и свои артикуляционные карточки. Положите все стаканы вверх ногами и спрячьте карточки артикуляции под каждым из них, за исключением одного, под которой вы спрячете небольшой приз. По мере того, как ваш ребенок поднимает каждый стакан, он будет практиковать звук или слово на карточке, которая находится под ней, пока не найдет приз. Волнение от поиска приза заставит ребенка возвращаться в игру снова и снова!
  6. Расскажи мне историю.
    Независимо от того, хотите ли вы улучшить артикуляцию, беглость речи или выразительную речь ребенка, вы обнаружите, что рассказывание историй — отличный способ мотивировать его говорить. Поощряйте своих детей придумывать с вами глупые истории, по очереди рассказывая части истории. Например, вы можете начать рассказ со слов: «Жил-был большой динозавр, у которого была дырка в зубе, но он боялся идти к стоматологу». Затем ваш ребенок может взять на себя историю, рассказав несколько строк, а затем передав ее вам, и так далее, пока вы не создадите глупую историю, которая заставит вас обоих смеяться.
  7. Пузыри!
    Выдувание мыльных пузырей — это веселый и захватывающий способ попрактиковаться в контроле дыхания со своими детьми. Это также отличное упражнение для оральной моторики, потому что выдувание требует, чтобы дети поджали губы. Большинство логопедов скажут вам, что пузырьки должны быть частью любой логопедической терапии раннего вмешательства. В конце концов, никто не может устоять перед удовольствием от выдувания пузырей!
  8. Я пошел в магазин и купил... 
    Вот отличный способ заставить ваших детей говорить и расширять свой словарный запас описательных слов. Это также требует от них внимания, что всегда является плюсом! Начните игру со слов: «Я пошел в магазин и купил молока». Затем ребенок продолжает список покупок, добавляя указанный вами элемент вместе с новым товаром. Например, они могут сказать: «Я пошел в магазин и купил молоко и фруктовые закуски». Посмотрите, сколько предметов вы и ребенок можете запомнить в списке! Это также отличная игра, в которую можно играть при работе с несколькими детьми в школьной среде. Пусть они сядут в круг и сыграют в игру, перемещаясь по кругу и прося каждого ребенка добавить что-то к списку.
  9. Прыгающее веселье.
    Классики - еще один отличный способ побудить ваших детей практиковать свои целевые звуки или слова, вставая и двигаясь! Создайте доску для классиков, используя недорогие, взаимосвязанные коврики-головоломки, а затем поощряйте ребенка произносить целевой звук или слово каждый раз, когда он прыгает на доску классиков. Или вы также можете прикрепить целевые слова или звуки к каждому номеру классиков и попросить ребенка произнести каждое слово, когда он прыгает на него.
  10. Движение вперед.
    Игрушечные машинки — это интересный способ заставить ваших маленьких детей говорить. Создайте проезжую часть по всей комнате, используя ленту или пряжу, и сделайте несколько «остановок», которые включают целевое слово, звук или предложение. Когда ребенок дойдет до каждой остановки, предложите ему произнести целевое слово или предложение, прежде чем двигаться к финишу.

     Видеолекция - Приемы активизации речи у неговорящих и малоговорящих детей посредством сенсорных и тактильных игр

    Логопедические зонды (от французского sonde – щуп) — это инструменты из титана или нержавеющей проволоки для механического воздействия на язык и другие части артикуляционного аппарата человека, которые используются для звукопостановки и коррекции произношения.

        Многие родители обращаются к логопеду из-за проблем с произношением у своих детей. Для исправления произношения существуют три метода:

  • По образцу - самый естественный и применяется при дислалиях. Ребенок «нащупывает» нужную позу, подражая логопеду. Перед этим может быть полезна артикуляционная гимнастика для развития моторики речевых органов. Иногда перед звукопостановкой делают логопедический массаж и упражнения для формирования воздушного потока.
  • С механической подсказкой - основан на использовании логопедических зондов и шпателей, а также разных предметов, которые заменяют зонды.
  • Смешанный - сочетает в себе два предыдущих метода. Главную роль в нем играет образец и объяснение. Кроме того, применяется механическая подсказка.

       Первым, кто стал применять проволочные инструменты для исправления произношения, был отечественный логопед, профессор и сурдопедагог Ф.А.Рау Его методика зондов до сих пор используется логопедами. На западе большинство логопедов не пользуются технологией воздействия на артикуляционный аппарат с помощью зондов.

         Логопедические зонды бывают постановочные и массажные.

         Они могут быть сделаны из титана или нержавеющей стали. Такие зонды гигиеничны. Они хорошо обрабатываются дезинфицирующими средствами, выдерживают кипячение. Опытные специалисты при звукопостановке используют зонды универсально, то есть один зонд для разных групп звуков. Например, зонды для постановки заднеязычных звуков можно успешно использовать для постановки шипящих. Массажный зонд «крестовина» может быть использован для постановки заднеязычных звуков и шипящих и т.д.

           Самыми популярными у логопедов для звукопостановки являются зонды и шпатели:

  • Зонд для постановки шипящих звуков позволяет своей широкой петелькой держать язык за верхними зубами, прижимая его к верхним коренным зубам. Это та артикуляция, которая нужна для постановки звука Ш. Ребенку достаточно только подуть на поднятый язык! Этим зондом можно также добиться заднеязычных звуков Г, К, Х. Для этого надо отодвигать логопедический зонд в глубь полости рта в то время, как ребенок произносит слог ТА много раз.
  • Зонд «Гребенка». Этот зонд – шпатель - универсальный инструмент для постановки звуков и для массажа. Он хорошо подготовит распластанный язык для постановки как свистящих, так и шипящих звуков. Звук Ш можно получить этим зондом, подведя его под язык и попросив ребенка подуть на язык. Самой гребенкой зонда можно растягивать подъязычную уздечку.
  • Зонд «Короткий клювик». Этот зонд поможет сделать позу горки для правильной артикуляции звуков С, З, Ц.
  • Зонд «Длинный клювик». Это эффективный инструмент для постановки свистящих звуков. Он поможет сформировать желобок на языке для прохождения холодного воздушного потока.
  • Зонд "Шарик" – полезный инструмент при постановке звука Р от опорных звуков Д или Ж. Также можно использовать для массажа на лице и создания эффекта контрастотермии при повышенном рвотном рефлексе.
  • Зонд «Рамка». Этот зонд незаменим для постановки звука Л и массажа. Особенно хорошо он работает при высоком тонусе спинки языка. Рамкой можно поглаживать и разминать спинку языка, чтобы при межзубном варианте постановки звука л не было смягчения звуков.

            Массажисты используют следующие логопедические зонды для массажа:

  • Саночки. Приспособления для стимулирования мускулатуры языка, губ, щёк и задней стенки ротовой полости различаются размером основы, силой давления, охватом рабочей области.
  • «Короткий клювик». Этот зонд поможет сделать позу горки для правильной артикуляции звуков С, З, Ц.
  • «Длинный клювик». Это эффективный инструмент для постановки свистящих звуков. Он поможет сформировать желобок на языке для прохождения холодного воздушного потока.
  • Крестовина. Инструмент работает только с языком. Он давит на орган, толкает его назад, благодаря чему активно сокращаются языковые мышцы.
  • Топорик. Инструмент для активной работы с языком, губами и скулами. Он давит на мышцы, перекатывается по ним, восстанавливая нормальный мышечный тонус. При гипотонусе давят сильнее, при гипертонусе – слабее. Сдавливание не должно длиться больше 5 секунд.
  • Толкачик. Зонд предназначен для чередования давления на язык и расслабления органа. Давление длится не больше 5 секунд.

              Зондовый массаж очень эффективен, если следовать врачебным рекомендациям, массаж корректирует нарушение речи, способствуя следующим улучшениям:

  • улучшается состояние голоса;
  • речевое дыхание приходит в норму;
  • улучшается психоэмоциональное состояние;
  • нормализуется тонус мышц;
  • исправляется звукопроизношение;
  • успокаивается нервная система.

         Зондовый массаж – процедура лечебная, поэтому она имеет свои показания и противопоказания. Показан курс логопедического коррекционного массажа детям, имеющим расстройства речевой функции. При серьезных нарушениях развития речи лечебные сеансы просто необходимы. Процедура назначается малышам, у которых стоит диагноз: дислалия. Он характеризуется искажением произношения звуков и слабым тонусом мышц языка. Зондовый массаж показан и при задержке психического развития. Ребенок с ЗПР отстает в интеллектуальном и эмоциональном плане от детей своего возраста. Процесс отставания обратим при регулярных занятиях.
   
           3 видеолекции по логопедическому массажу + дистанционный курс: Логопедический массаж

Топ-5 альтернативных и дополнительных методов в сочетании с работой логопеда.

          Изучив коммуникативные науки и расстройства на уровне выпускников высших учебных заведений, не каждый логопед, основывающийся на фактических данных, может поддержать что-либо, что называется альтернативным и дополняющим методами. Конечно, нет никаких шансов, что терапевтические методы и модальности, выходящие за рамки точной науки, заменят усердную и поддающуюся проверке работу, которую логопеды выполняют каждый день, но если это помогает пациентам - даже если это означает, что они чувствуют себя лучше - тогда почему бы не позволить ему выполнять свою заявленную роль в качестве чего-то дополнительного к обычному. Испытанные и проверенные методы логопедии? Логопедия работает. Но если дополнительные вмешательства дают некоторую надежду на улучшение результатов или уменьшают количество времени, которое пациент проводит в терапии, то пациенты заслуживают того, чтобы иметь возможность исследовать эти возможности, и, как выясняется, они очень часто это делают.

          Здесь мы покажем вам пять основных дополнительных методов, которые родители и пациенты предпочитают включать вместе с занятиями по логопедии:

  1. Нейрофидбэк - это форма биологической обратной связи для мозга. Терапевт прикрепляет датчики к коже головы пациента, и эти датчики отслеживают активность мозговых волн, которую буквально можно увидеть на экране компьютера. Вся идея нейрофидбэка состоит в том, чтобы научить пациентов регулировать свою собственную активность мозговых волн с помощью практики с течением времени. Используя музыку или видео, компьютер вознаграждает пациента каждый раз, когда он движется к «идеальному» состоянию мозга. Со временем пациенты могут эффективно тренировать свой мозг, чтобы проводить больше времени в идеальных состояниях, что может повлиять на речевые функции мозга.
               Кому это может быть полезно: как детям, так и взрослым. Речевые пациенты с дизартрией, заиканием/захламлением, апраксией, афазией и расстройствами СДВГ или аутистического спектра.
              Что говорит наука: многочисленные небольшие исследования показывают положительное влияние на нарушения, связанные с речью. Эксперты расходятся во мнениях о том, следует ли использовать его для людей с расстройствами аутистического спектра. Необходимы более широкомасштабные исследования для уточнения общей эффективности. Примерно 30% людей кажутся совершенно не затронутыми нейробиоуправлением, так что это не для всех... Но вы никогда не знаете, пациент может быть частью 70%.
  2. Музыкальная терапия - терапия при которой сертифицированный музыкальный терапевт сотрудничает с планами, изложенными вашим логопедом, для работы над просодией, дыханием, словарным запасом и другими аспектами речи. Музыкальный терапевт использует инструменты вместе с заранее установленными логопедическими методами во время сеансов, интегрируя в процесс несколько аспектов речи. 
               Кому это может быть полезно: как детям, так и взрослым. Пациенты с дизартрией, апраксией, другими артикуляционными / фонологическими нарушениями, афазией, заиканием, селективным мутизмом, расстройством слуховой обработки, аутизмом, другими нарушениями развития.
               Что говорит наука: музыкальная терапия, по-видимому, взаимодействует с фундаментальными элементами речевого развития. Параллели между музыкой и развитием речи / языка указывают на то, что сотрудничество между логопедами и музыкальными терапевтами следует рассматривать при неврологических нарушениях речи. Многие исследователи и практики считают музыкальную терапию доказательной медициной, однако некоторые все же хотели бы видеть более крупные, более широкие исследования.
  3. Диетотерапия - терапия при которой, вы изменяете потребление пищи, чтобы лучше питать свой мозг и успокаивать любые проблемы с сенсорной интеграцией. Иногда лежащая в основе пищевая аллергия, по-видимому, влияет на речь и артикуляцию, поэтому вы также можете изучить тестирование на аллергию и / или элиминационные диеты. Некоторые популярные диеты среди людей с нарушениями речи включают Диета Фейнголда, Палео и без глютена / без казеина.
               Кому это может быть полезно: как детям, так и взрослым. Поскольку существуют лишь минимальные исследования, неизвестно, какие расстройства, скорее всего, реагируют на диетические изменения. Как ни странно, люди с сочетанием речевых и сенсорных расстройств, скорее всего, выиграют.
               Что говорит наука: дефицит питательных веществ может быть основным корнем некоторых речевых расстройств, поэтому улучшение общего питания, особенно омега-3 и жирных кислот, может улучшить результаты терапии. Существует мало исследований о влиянии специальных диет и их влиянии на речевые расстройства. Как ни странно, многие семьи увидели значительное улучшение после экспериментов с диетотерапией. Дети с геном HLA, связанным с чувствительностью к глютену / целиакией, по-видимому, имеют проблемы с мальабсорбцией, которые приводят к апраксии.
  4. Звуковая терапия — не путать со «звуковым исцелением», «звуковой медитацией» или «звуковым купанием» — фокусируется на улучшении основополагающих аспектов вашего неврологического функционирования, уделяя особое внимание слуховой обработке и вниманию. Вы можете найти множество версий звуковой терапии, но все они используют слушание и звуковые упражнения, выполняемые сертифицированным практикующим врачом для стимуляции неврологических процессов. Некоторые семьи также сообщают о побочных преимуществах, включая улучшение координации, исполнительного функционирования и социальных навыков. Общие методы звуковой терапии включают в себя: тренинг по слуховой интеграции, терапевтическое слушание, интерактивная метрономная терапия, перемотка вперед, метод Томатиса, программа прослушивания.
               Кому это может быть полезно: как детям, так и взрослым. Большинство людей с нарушениями речи являются кандидатами на звуковую терапию.
               Что говорит наука: существует недостаточно исследований, чтобы сделать какие-либо выводы, но рекомендует пересмотреть этот вопрос, если станут доступны научные, контролируемые исследования. В настоящее время нет надежных, опубликованных, рецензируемых исследований.
  5. Миофасциальное высвобождение и массажные вмешательства - это очень специфическая форма массажа, при которой терапевт использует мягкое, устойчивое давление, чтобы растянуть и снять ограничения в миолицевой соединительной ткани вашего тела. Другие массажные вмешательства, обычно используемые при проблемах с речью и глотанием, включают: массаж гортани, ураниосакральная терапия, лечебный речевой массаж. Каждый из этих методов направлен на нормализацию движения и взаимодействия ваших мышц, нервов и тканей как в орально-лицевых областях, так и связанных с ними. Эти методы лечения могут быть идеальными для очень маленьких детей, которые испытывают трудности с кормлением.
                Кому это может быть полезно: младенцы, дети и взрослые. Те, кто испытывает трудности с кормлением, в том числе дети с уздечкой языка (анкилоглоссия), люди с нарушениями артикуляции, некоторыми нарушениями голоса, заиканием и орально-моторными расстройствами.
                Что говорит наука: существуют ограниченные исследования, но предварительные данные свидетельствуют о том, что массаж, особенно массаж гортани, может быть полезен для людей с нарушениями голоса. Неофициальные данные свидетельствуют о том, что в сочетании с традиционной терапией кормления краниосакральный и миофасциальный массаж может улучшить результаты у младенцев с трудностями грудного вскармливания и кормления из бутылочки. Необходимы более широкомасштабные исследования для уточнения общей эффективности.

      Как исправить почерк или логокаллиграфия. Вебинар для логопедов

На главную!