Коррекция звукопроизношения у детей школьного возраста с аллергией и повышенным глоточным (рвотным) рефлексом.

Аннотация. Статья предназначена для изучения возможностей применения корректирующих воздействий при звукопроизношении у детей школьного возраста. Описаны особенности речевого развития ребенка в школьном возрасте. Систематизированы теоретические материалы по проблеме нарушения овладения правильным звукопроизношением. Показано, что звуковые нарушения являются очень распространенными нарушениями речевой системы. Подробно представлена специфика логопедических методов звукокоррекции. В статье анализируется опыт коррекции звукопроизношении у ребенка, страдающего аллергией и повышенным глоточным рефлексом.

Ключевые слова: коррекция, звукопроизношение, школьный возраст, аллергия, глоточный рефлекс, речь.

Коррекция воспроизведения звука обеспечивает осознание ребенком работы артикуляционного оборудования, достигаемое соответствующим объяснением и указанием. Если логопед не может получить соответствующий звук при имитации, логопед применяет механическое воздействие на органы речи. Нарушения звукового восприятия негативно влияют на весь процесс развития ребенка, который проявляется как в деятельности, так и в поведенческих отношениях, и в отношениях со сверстниками, и в отношениях со своими взрослыми и ровесницами. Возникающие в результате недостатки приводят к застенчивости, низкой самооценке, замкнутому поведению, агрессии. Определенная тенденция к увеличению числа детей с такими нарушениями и необходимость улучшения работы с детьми с аллергическими реакциями и повышением глоточного рефлекса позволяют считать исследования актуальными в теории и практике современной логопедии.

Часто нарушения звукопроизношения сопровождаются неврологическими симптомами, поведением или отклонением в функционировании и формировании артикуляционной системы. Это усугубляет коррекцию детского звукового восприятия. Необходимо научить ребенка с мокрыми губами растворять, впитывать слюну, запрокидывая голову назад, в нормальном состоянии. Перед каждым артикуляционным упражнением логопед говорит ребенку, что ему нужно проглотить слюну и промокнуть рот салфеткой. Логопедия направлена на коррекцию речи, а также на развитие и формирование всего психосоматического процесса ребенка. Необходимо осуществлять индивидуальный подход, формировать мотивацию к занятиям [4].

С целью коррекционно-логопедической работы с детьми целесообразно использовать следующие массажные техники: дифференцированный массаж; массаж зондовый, точечный, ручной, кистями; пассивный и активный артикуляционный массаж; дыхательные и голосовые упражнения; искусственное локальное контрастное сочетание гипер- и гипотермии.

Рассмотрим пример из практики. Мать с ребенком школьного возраста обратилась к логопеду с диагнозом: нарушение воспроизведения звуков, проблемы со школьными предметами. Логопеды неоднократно занимались с ребенком, но безуспешно, что связано с особенностями аллергии и наличием глоточного рвотного рефлекса. Первым этапом было полное обследование ребенка и получение более детальной картины.

На коррекционных занятиях, когда они пытались использовать зонды, заменяющие зонды и так далее, начинался рвотный рефлекс. В процессе подготовки возникла проблема с выбором звука и проблемы с артикуляцией, рот плохо открывался и язык поднимался, а подбородок был мягким. Необходимо было нанести твердые ингредиенты и применить их на следующем уроке. Первые занятия были посвящены логопедическому массажу, дыханию и артикуляции.

Решено было начать со сложного звука. При попытках постановки звуков использовалась еда [7]. После этого начались попытки использовать вибромассажер и зондозаменители. Ребенок начал пускать их в рот. После 1-2 месяцев работы исправления звукопроизношения появился звук [3]. Так же сами стали появляться другие звуки.

Большие успехи были отмечены на занятиях логопеда, а также было отмечено улучшение занятий в школе. Учителя отметили улучшение успеваемости по английскому языку, классный руководитель отметил улучшения, а учителя других школьных предметов отметили улучшение. Большинство детей, страдающих аллергией, испытывают значительные трудности в освоении требований программы по развитию звука.

Выводы. Нормами для детей в школе являются сформированные звуковые и фонетические различия. Это зависит от того, насколько хорошо ребенок усваивает школьную программу. Основными направлениями занятий по коррекции звукопередачи у детей с аллергией и увеличением глоточного рефлекса являются работа по постановке, автоматизации звука. Система последовательного производства звука, восприятие структуры предложения, грамматической формы и формирование связных выражений зависит от речевой нормы в этом возрасте. Материалы и методы усложняют каждый этап работы. При исправлении дети умеют правильно звучать, различать все звуки, слова.

Получив заключение о том, что логопедическая терапия необходима ребенку, страдающему плохим воспроизведением звуков, аллергией и голосовым рефлексом, логопед должен сначала определить уровень познания слов и звука. Таким образом, при коррекции слуха у детей целесообразно проверять порог рвотного рефлекса и при необходимости преодолевать его с помощью зондового массажа на начальном этапе коррекции слуха.

Список литературы:

  1. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. - 2017. - № 2. - С. 38–43.
  2. Елфимова, Е.М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Наука и образование сегодня. -2018. - № 8. - C. 30–38.
  3. Задумова, Н.П., Мазакина, Н.А. Механизмы нарушений звукопроизношения у детей 7–8 лет с общим недоразвитием речи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 2. - С. 85–88
  4. Анищенкова, Е.С. Исправление звукопроизношения у детей: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. - М.: Изд-во АСТ, 2020. – 190 с.
  5. Репина, З.А., Филатова, И.А. Формирование фонематической системы языка у детей с ринолалией: учебное пособие / З. А. Репина, И. А. – Екатеринбург. - 2020. – 80 с.
  6. Титлянова, Е.С., Баженова, Ю.А. Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета.- 2020. - № 2. - С. 187–190.
  7. Чеберяко, Н.Е. Особенности формирования звукопроизношения у детей с зубочелюстными аномалиями / Н.Е. Чеберяко // Молодой ученый. -2017. - № 17 (151). - С. 307-309.