Новые достижения в технологии визуализации мозга помогают ученым выяснить, что происходит в мозге, когда дети читают. Сравнивая изображения детей, которые, как известно, испытывают трудности с чтением, с изображениями детей, которые являются сильными читателями, исследователи узнают больше о том, как помочь детям преодолеть проблемы с чтением. Кроме того, изображения, которые показывают, что происходит с детским мозгом до и после систематического, основанного на исследованиях обучения чтению, показывают, что правильные методы обучения могут нормализовать работу мозга и, таким образом, улучшить навыки чтения у ребенка.
По данным Национального центра по проблемам обучения, каждый пятый ребенок имеет значительную инвалидность по чтению. Нарушения чтения, которые одинаково влияют на мальчиков и девочек, могут вызвать трудности в школе и во взрослой жизни. По данным Международной ассоциации по дислексии, наиболее распространенное расстройство чтения - дислексия - поражает примерно 13–14% населения школьного возраста.
У многих детей с нарушениями чтения возникают проблемы с процессом, который называется «декодирование» - по сути, выяснение различных звуков, назначенных разным буквам, и правильное применение этих буквенно-звуковых отношений для произношения написанных слов. На первом этапе научных исследований в области чтения эксперты выдвинули гипотезу о том, что трудности с расшифровкой были вызваны проблемой в мозге и были связаны скорее со звуком, чем со зрением. Исследования мозга подтвердили эту гипотезу, присоединившись к другим психологическим исследованиям, чтобы установить, что дислексия не отражает проблемы со зрением или снижение интеллекта.
Видео-лекции и пособия по коррекции дислексии!
Теперь психологи узнают больше о том, что происходит в мозгу во время чтения, и проверяют, могут ли определенные виды инструкций по чтению изменить мозг.
Салли Шейвиц, доктор медицины, и Беннетт Шайвиц, доктор медицины, из Йельского университета, показали, что, когда дети без проблем с чтением пытались различить похожие разговорные слоги, речевые области в левом мозге работали намного тяжелее, чем соответствующие области в правом мозге. Но когда дети с проблемами чтения предприняли ту же самую попытку, те части правого мозга работали усерднее, переходя в перегрузку после небольшой задержки. В исследовании 2004 года Шайвицы обнаружили, что когда ученики второго и третьего классов с дислексией научились читать через экспериментальное восьмимесячное вмешательство, эти критические области левого полушария стали активными, больше похожими на мозги нормальных читателей.
В исследовании, проведенном в 2005 году, доктор медицинских наук Панагиатос Симос из Центра медицинских наук Университета Техаса в Хьюстоне использовал технологию, называемую магнитную визуализацию (MSI), для сравнения моделей мозговой активности детей с хорошими или плохими навыками предварительного чтения. Затем они пошли за детьми в первый класс. Изображения показали, что у детей, которые стали опытными читателями к концу первого класса, уже в детском саду были эффективные модели активации мозга для чтения. Дети, у которых было хорошее начало с навыками чтения, показали различные образцы. Однако 13 из 16 детей с трудностями чтения ответили на систематическое обучение чтению. После года прямого обучения «алфавитному принципу» (как буквы работают вместе, чтобы составить слова), понимание (значение слов) и беглость (точное чтение слов вслух), студенты с предыдущими трудностями чтения стали средними читателями. Более того, изображения MSI показали, что в течение первого класса детский мозг начал приносить критические области чтения - области, которые они раньше не использовали - в процесс чтения.
Совсем недавно ученые обнаружили, что активность мозга - это не единственное, что отличается между детьми, которые хорошо читают, и теми, кто испытывает трудности с чтением. Например, Гвиневер Иден, доктор философии в Джорджтаунском университете, и коллеги обнаружили, что дети с дислексией не просто имеют разные уровни активности в определенных областях мозга; они также показывают худшую связь между областями мозга. И эта связь может улучшиться после целенаправленного чтения инструкции, они обнаружили. Исследователи из Вашингтонского университета, тем временем, использовали визуализацию мозга, чтобы показать, что у детей с дислексией наблюдается увеличение серого вещества их мозга - тела клеток мозга - после интенсивного обучения чтению. Увеличение объема серого вещества соответствовало улучшению чтения.
Другие исследования выявили различия в мозге среди детей, которые реагируют на чтение, и тех, кто этого не делает. Например, в 2007 году команда Симоса использовала MSI для проверки активации мозга у 15 первоклассников с серьезными нарушениями чтения, которые не достигли прогресса, несмотря на качественное обучение чтению. Дети получили интенсивное обучение, которое было сосредоточено на таких навыках, как фонологическое декодирование (выяснение, как произносить слово) и быстрое распознавание слова. Восемь детей показали значительное улучшение способности к чтению, и результаты MSI подтвердили, что их мозг начал функционировать больше, чем у «нормальных» читателей. Семеро детей, которые не улучшили свои навыки чтения, также не смогли показать «нормализующие» изменения в их мозге.
Исследования также показывают, что улучшения от чтения инструкции сохраняются. Исследование, проведенное в 2008 году, показало, что по сравнению с хорошими читателями бедные читатели пятого класса имеют более низкую активность в области мозга, называемой теменной корой. После интенсивного обучения бедные читатели показали повышенную активность в некоторых частях этого региона. Через год после вмешательства эта активность продолжала увеличиваться, что приводило к нормальным уровням активации мозга.
Значимость исследований для коррекции дислексии
За последние 30 лет исследования в области чтения значительно продвинулись, и в последнее десятилетие они ускорились, поскольку исследователи, изучающие вмешательства, сотрудничают с исследователями, занимающимися визуализацией мозга. За последние три десятилетия многие исследования подтвердили, что трудности с чтением часто вызваны особыми различиями в способах обработки информации детьми.
Используя образы мозга для изучения чтения, психологи и их коллеги в области медицины и образования нашли биологическое объяснение для 2004 года, обнаружив, что основанное на исследованиях обучение может значительно улучшить то, как студенты с дислексией читают и пишут. Исследователи также нашли доказательства того, что эффективное обучение нормализует работу мозга.
Не менее многообещающим является исследование, которое показывает, что дети, у которых в противном случае могут возникнуть проблемы с обучением чтению, могут быть выявлены на раннем этапе и обучены до того, как их проблемы с чтением станут очевидными. При целенаправленных вмешательствах их мозг может измениться всего за год. Эта новость обнадеживает: большинство детей, которые подвержены риску проблем с чтением, все еще могут научиться читать.
Практическое применение
Исследования подчеркнули важность качественного обучения основам чтения: понимание, фонологическое понимание, алфавитный принцип и правила правописания и письма. Дети в раннем детском саду, если не младше, должны проходить обследование для определения степени риска возникновения трудностей с чтением, а программы обучения, основанные на исследованиях, должны быть включены в учебную программу начальной школы. Ребенку, который подвергается риску, может потребоваться более интенсивное обучение, но чем раньше, тем лучше.
Цитируемые исследования и дальнейшее чтение
Blachman , BA (1994). Что мы узнали из лонгитюдных исследований фонологической обработки и чтения и некоторых вопросов без ответа. Журнал Изучение Препятствий, 27 (5), 287.
Blachman, BA, Fletcher, JM, Schatschneider, C., Francis, DJ, Clonan, SM, Shaywitz, BA, Shaywitz, SE (2004). Влияние интенсивной коррекции чтения для учеников второго и третьего классов и 1 год наблюдения. Журнал педагогической психологии, 96 (3), 444-461.
Брейер Дж.И., Симос П.Г., Флетчер Дж.М., Кастильо Е.М., Чжан В. и Папаниколау А.К. (2003). Аномальная активация височно-теменных языковых зон при фонетическом анализе у детей с дислексией. Нейропсихология, 17 (4), 610-621.
Форман Б., Флетчер Дж. И Фрэнсис Д. (1997). Научный подход к обучению чтению. Изучение Препятствий Онлайн.
Крафник, AJ, Flowers, DL, Napoliello, EM, и Eden, GF (2011). Объем серого вещества изменяется после чтения чтения у детей с дислексией. NeuroImage, 57 (3), 733-741.
Мейлер А., Келлер Т.А., Черкасский В.Л., Габриэли Д.Дж., Джаст М.А. (2008). Модификация мозговой активации бедных читателей во время понимания предложения с расширенной инструкцией по исправлению положения: продольное исследование нейропластичности. Нейропсихология, 46 (10), 2580-2592.
Исследовательская программа NICHD по развитию чтения, расстройствам и обучению (1999). Национальный центр обучения инвалидов. Получено с http://www.ncld.org/students-disabilities/ld-education-teachers/nichd-research-program-reading-development-disorders-instruction.
Ричардс Т.Л., Бернингер В.В. (2008). Нарушение связи с МРТ у детей с дислексией во время фонемной задачи: до, но не после лечения. Журнал нейролингвистики, 21 (4) 294-304.
Шайвиц Б.А., Шайвиц С.Э., Блахман Б.А., Пью К.Р., Фулбрайт Р.К., Скудларски П. и др. (2004). Развитие левой затылочно-височной системы для квалифицированного чтения у детей после фонологического вмешательства. Биологическая психиатрия , 55, 926-933.
Шайвиц, SE (1996, ноябрь). Дислексии. Scientific American , 77-83.
Shaywitz, SE (2003). Преодоление дислексии: новая и полная научная программа для решения проблем чтения на любом уровне. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
Simos, PG, Fletcher, JM, Sarkari, S., Billingsley, RL, Castillo, EM, Pataraia, E., Francis, DJ, Denton, C., Papanicolauo, AC (2005). Раннее развитие нейрофизиологических процессов, связанных с нормальным чтением и нарушениями чтения: исследование магнитного источника изображения. Нейропсихология, 19 (6) 787-798.