Свое знакомство с окружающим миром ребенок начинает благодаря своей речи. С каждым годом это знакомство становится все более насыщенным и наполненным. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно. Его следует вести в соответствии с нормами, которые прослеживаются на определенном возрастном уровне.

     Ребенку нужна помощь, чтобы полностью овладеть речью. Для каждого возрастного этапа существуют свои нормы и нарушения речевого развития, с которыми вы можете ознакомиться. Некоторые способы и методы развития речевых навыков в раннем дошкольном возрасте доступны и родителям. Эти способы и методы просты и эффективны. Их не сложно освоить самостоятельно.

     Что можно посоветовать родителям, желающим стимулировать речевое развитие своего ребенка?

     1. Учите новые слова и практикуйте их в лексиконе в течение нескольких дней. Если ребенку только показать новый предмет и назвать его, трехлетний ребенок сразу же забудет его название. Чрезвычайно важно использовать как можно больше органов восприятия для отработки нового понятия. Например: «Смотри, это колокольчик. Он может звенеть. Послушай, как это звучит. А теперь позвони в колокольчик. Звоним тихо, а теперь громко. Ты помнишь, как он называется? Скажи «звонок». Новое слово отложится в памяти ребенка после такой преднамеренной практики.
     2. Общайтесь на разные темы в зависимости от возраста ребенка. Примерные темы: Погода (солнце - теплая погода; ветер, дождь - холодная погода). Покупки в супермаркете. Игрушки. Одежда.
     3. Знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями и их особенностями. Расскажите ребенку, что, как и почему происходит. Спросите о прошедшем дне, рассказе, который ребенок услышал, мультфильме, который он посмотрел. Обсудите героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.
     4. Скажите не только, как называются предметы, но и назовите их части (автомобиль – колеса, руль, крыша, кузов автомобиля).
     5. Обратите внимание на то, как произносятся слова. Их следует произносить правильно. Если ребёнок ошибётся, поправьте его.
     6. Познакомьте с предлогами и научите ребенка правильно их употреблять.
     7. Обратите внимание на голос, интонацию, тембр, выразительность при чтении сказок.
     8. Изучите и прокомментируйте картинки в книгах. Задайте вопросы по картинкам.
     9. Говорите обо всем, что видите во время прогулки.
     10. Читай стихи, отгадывай загадки, пой песни.
     11. Не забывайте о мелкой моторике. Игра с мелкими деталями (пазлы , конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
     12. Играйте в речевые игры! Во время игры в вопросы-ответы стоит использовать мяч. Вы задаете вопрос и бросаете мяч ребенку. Он/она отвечает и возвращает вам мяч.
     13. Речевые игры.
     Кто как говорит?
Цель: расширить словарный запас.
Ход игры:
    Вариант 1.
Родитель называет животное, ребенок отвечает, как то или иное животное издает звук.
Пчела жужжит. Тигр рычит. Змея шипит. Собака лает. Волк воет. Утка крякает. Корова мычит.
    Вариант 2.
Родитель спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто лает?» и т. д.
     Что где?
Цель: расширить словарный запас, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: родитель называет предмет и предлагает ребенку ответить, куда его можно положить.
- Мама принесла хлеб и положила его в ... (хлебницу).
- Катя насыпала сахар... Куда? (в сахарницу).
- Саша вымыл руки и положил мыло... Куда? (в мыльницу).
    Это съедобно или нет?

Цель: расширять словарный запас, тренировать речевое внимание.
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить, ловить его (значит есть) или не ловить.
     Чем объекты отличаются друг от друга?
Цель: учить различать предметы по их признакам, расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом все более и более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
- Назови, кто они и чем отличаются.
- Это медведи. Первый медведь большой и черный, а второй маленький и коричневый.
     Опиши предмет.
Цель: расширить словарный запас, развить логическое мышление.
Ход игры: родитель предлагает ребенку описать любой знакомый ему предмет. Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребенка (игрушки, мебель, одежда). В процессе игры родитель учит ребенка давать подробное описание предмета. Сначала назовите класс предмета, его части, затем форму, цвет, размер, материал, функции предмета. Необходимо использовать предметы и слова, доступные пониманию ребенка. Необходимо четко демонстрировать все, что рассказывается, задавать наводящие вопросы, помогать ребенку с ответом (если возникнут проблемы).
     Что (он), что (она), что (оно)?
Цель: расширить словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает ребенку поиграть словами.
- Я назову предмет, а ты скажи мне, что это такое. Что это за яблоко? (круглое, красное, большое, вкусное и т.д.)
Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребенка (игрушки, мебель, одежда). Взрослый задает наводящие вопросы.
Игру можно организовать в форме сказки.
     Сказка о стуле.
Жил-был стул. Это был очень старый стул. Он стоял возле стола вместе с другими стульями. Однажды зайчик ехал на детской машинке. Он вел машину так неосторожно, что врезался в ножку стула. Кролик ударился головой и набил себе шишку.
- Кто ты? Почему ты обижаешь меня?
- Я мебель, — ответил стул. «Я вообще не дерусь! Это ты наткнулся на мою ногу».
Зайка воскликнул: «Какая ножка! Вы колонна! А вас даже больше, чем один!»
Стул ответил: «Конечно! У меня их четыре».
Зайчик поинтересовался: «А зачем тебе столько ног, если ты не ходишь?»
Стул грустно согласился: «Да, к сожалению, не хожу». «Но мне нужно твердо стоять на ногах, чтобы люди, сидящие на мне, не падали».
Кролик был поражен: «Посмотрите на это!» — Вы привыкли, что на вас сидят?
Стул объяснил: «Конечно, я к этому привык». «У меня широкое сиденье, на котором удобно сидеть. И у меня высокая спина, чтобы не упасть».
Зайчик восхитился: «Вот какой ты полезный!» — А я думал, ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда надевает на тебя игрушки или книжки. Более того, мама Вани залезает на тебя ногами, когда ей нужно что-то достать с верхней полки. Получается, ты такой же, как кресло и табуретка. Они также используются для того, чтобы на них сидеть!»
Не забывайте хвалить и поощрять ребенка за любые успехи и достижения!