Исследование звукопр­оизношения у детей с задержкой психическ­ого развития

Аннотация: в статье приведен анализ нарушений звукопр­оизношения у детей с задержкой психическ­ого развития (ЗПР). Нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития, осложненной минимальными дизартрическими проявлениями сложное явление, требующего незамедлительного вмешательства ряда специалистов. Ряд нарушений в звукопроизношении ребенка, позволяет специалисту поставить диагноз «дизартрия» и назначить соответствующую коррекционную программу занятий. Полученные результаты исследования представляют практический интерес со стороны педагогов, логопедов, дефектологов, врачей логопедических кабинетов при детских поликлиниках.

Ключевые слова: звукопроизношение, задержка психического развития, минимальные дизартрические расстройства.

Введение. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы исследования и коррекции звукопроизношения у детей с задержкой психического развития в условиях увеличения детей с проблемами логопедического и психического развития определила выбор темы исследования и составила еe актуальность. В исследованиях ученых (Л.А. Артемова, Л.А. Зайцева, М.Ф. Фомичева) акцентируется необходимость усиления внимания к формированию речевой компетенции и звукопроизношения детей с недоразвитием речи, что способствует активизации личностного потенциала ребенка [1; 2; 4]. Г.В. Чиркина относит к дизартрии, прежде всего нарушения физиологические, а именно паралич артикуляционных мышц, неправильное речевое дыхание [3].

Цель исследования. Исследование было направлено на изучение особенностей звукопроизношения у детей с задержкой психического развития. Нарушения звукопроизношения негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что находит свое отражение и в деятельности, и в поведении, и в межличностных отношениях. Поэтому большое значение имеет ранняя диагностика различных отклонений развития речи.

Материалы и методы. Базой нашего эмпирического исследования была выбрана ГБУ РМЭ Йошкар-олинская Детская городская больница «Детская поликлиника № 3 им. Л.И. Соколовой» (кабинет логопеда). Исследование проводилось среди 10 детей дошкольного возраста 3-5 лет. К логопеду на прием в детской поликлинике приходили родители с детьми либо для проверки звукопроизношения детей для выявления проблем или соответствия норме, либо родители с детьми ЗПР с явными нарушениями и неправильным звукопроизношением для коррекционной работы. Для изучения нарушений звукопр­оизношения были выбраны следующие диагностические методики: методика исследования артикуляционной моторики (М.Ф.Фомичевой, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой); методика исследования фонематического слуха и восприятия (М.Ф. Фомичевой, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой); методика исследования звукопроизношения (М.Ф. Фомичевой, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой).

Результаты. Результаты диагностики по методике исследования артикуляционной моторики (Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой) указывают на то, что 50% детей с ЗПР имеют уровень средний или ниже среднего артикуляционной моторики. Анализ результатов диагностики по методике изучения фонематического восприятия (Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой) свидетельствует о том, что 50% детей с ЗПР имеют уровень средний или ниже среднего фонематического восприятия. По результатам диагностики по методике исследования звукопроизношения (Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой) 50% детей с ЗПР имеют уровень средний или ниже среднего звукопроизношения. Так, по результатам данных трех методик были полученные данные, которые позволяют сказать, что только 50% (5 детей с ЗПР) имеют хорошее звукопроизношение, которое соответствует норме, остальные 50% детей имеют отклонения средней степени и дизартрию в легкой форме, которая требует коррекционной программы с логопедом.

Обсуждение. По результатам анализа нарушений звукопр­оизношения у детей с задержкой психическ­ого развития можно сформулировать следующие логопедические задачи, которые должны решаться в коррекционной программе: формирование у детей фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; развитие общеречевых (дыхание, артикуляции, голоса) умений и навыков; формирование первичных умений и навыков произношения гласных и согласных звуков (постановка, автоматизация, дифференциация) и развитие слуховой и произносимой дифференциации звонких и глухих согласных; различения на слух твердых и мягких звуков; развитие грамматического стороны (словоизменения, словообразования) речи.

Заключение. Проведенное исследование подтверждает выдвинутое нами предположение о том, что особенности звукопроизношения детей с задержкой психического развития с минимально выраженными дизартрическими расстройствами обусловлены рядом медицинских, неврологических факторов и подлежат коррекционной работе с логопедом.

Литература

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Наука, 2012. 274 с.
  1. 2. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2010. 274 с.
  1. 3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: МГОПИ, 2013. 72 с.
  1. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. М.: Просвещение, 2009. 239 с.