Иногда в процессе обучения чтению ребёнок испытывает различные трудности. Они не исчезают «сами по себе» с течением времени. Трудности остаются на том же уровне (даже через несколько лет обучения). А скорость чтения ребёнка редко достигает уровня 2-го класса.
Если у ребёнка сохраняется общая способность к обучению, но нарушается способность к овладению навыками , специалисты говорят о возможных проявлениях дислексии.
Какие проблемы можно наблюдать в процессе овладения навыками чтения?
1. Ребёнок не понимает прочитанного. Он не может пересказать даже короткий текст. Ему сложно ответить на простые вопросы по тексту, отражающие его смысл.
2. Ребёнок не может сосредоточиться на тексте, прочитать и пересказать информацию.
3. У ребёнка возникают трудности с:
- чтение похожих по восприятию букв;
- чтение фонетически сходных звуков; ребенок заменяет или смешивает их (звонкие - глухие звуки).
4. У ребёнка наблюдается тенденция к нарушению звуковых связей в слоге и слове (наблюдается так называемое побуквенное чтение).
5. Ребёнок часто искажает звуко-слоговый строй слова:
- выпадение согласных в сочетаниях согласных;
- выпадение согласных и гласных там, где нет кластера;
- сложение звуков;
- перестановка звуков;
- выпадения, перестановки слогов.
Какие приемы и игры могут помочь ребенку преодолеть дислексию?
1. Игра«Вычеркни букву» частью повседневной жизни детей. В течение 3-4-5 минут (в зависимости от степени утомления) ребёнок ищет в любом тексте определенные буквы и вычеркивает их. Имейте в виду, что шрифт не должен быть мелким. И начинать вычеркивание надо с гласных букв. Когда ребенок научится находить выборочно нужные гласные, приступайте к вычеркиванию согласных.
Упражнения, направленные на медленное чтение с отчетливым произношением и копированием текста, также хороши для преодоления дислексии.
2. Игра «Узнай буквы». Попросите ребенка зажмурить глаза. Вы «рисуете» букву на его ладони. Ребенок узнает её по своим ощущениям.
3. Игра «Придумай букву». С помощью проволоки, ниток, пластилина и т.д. попросить ребёнка добавить недостающий элемент буквы, преобразовать букву, изменив ее элементы. Например, из P получится B, из E получится H.
4. Игра «Что изменилось?» Выложите 3-4-5 букв и попросите ребёнка запомнить их положение. Потом ребёнок отворачивается (закрывает глаза) и вы меняете положение букв, прячете одну букву или выкладываете другую букву. Ребёнок должен решить, что изменилось, и изменить это на первоначальный вариант.
5. Нарисуйте простую схему со слогами. Предложите ребенку прочитать слоги в разных направлениях: снизу вверх, затем слева направо, по диагонали и т.д.
Игры со слогами.
Выложите на стол карточки (или кубики) со слогами. Попросите ребенка найти отличный от других слог и объяснить, чем он отличается. Например, в слове ДО-РО-ГА отличным от других слогом является слог ГА, потому что в остальных слогах есть гласная О.
Слоги «смешаны». Попросите ребенка составить слово, используя разные слоги. Например, из слогов ШИ-МА-НА составить слово МА-ШИ-НА; из слогов ГЕЛ-АН составляют слово АН-ГЕЛ.
6. Чтение слов, выделенных контрастным цветом.
7. Чтение слов, напечатанных пунктиром.
8. Чтение строк с их закрытой нижней половиной и/или верхней половиной.
9. Поиск заданных слов в тексте. Сначала ребёнок ищет и обводит слова, написанные на листе взрослым. Затем можно усложнить задачу. Вы произносите слова, а ребёнок слышит и находит их.
10. Чтение каждого второго слова в тексте. Сначала сделайте подсказку. Вычеркните карандашом слова, которые следует пропустить в тексте при чтении. Затем ребёнок должен прочитать каждое второе слово в тексте без подсказки. Это упражнение создает ощущение увеличения скорости чтения, развивает произвольное внимание.
Эти упражнения улучшают операции и способности, которые являются неотъемлемыми элементами навыка чтения. Выполнение таких упражнений превращает чтение в необычное и занимательное занятие.
Когда вы учите ребёнка читать, помните несколько основных правил:
Не требуйте от ребёнка скорости чтения. Это абсолютно неважный показатель качества навыка чтения. Он давно подвергается критике со стороны психологов и логопедов.
Помните, что нельзя давать упражнения, содержащие текст с ошибками, которые необходимо исправить. У ребёнка должен сложиться абсолютно правильный зрительный образ слова.
Не зацикливайтесь на количестве упражнений. Лучше предлагать меньше упражнений, но более качественные. Используйте короткие, понятные для детей, эмоционально окрашенные тексты. На первых этапах больше внимания уделяйте устной речи. Эти упражнения направлены на развитие фонематического восприятия, звукового анализа слова.
Важно хвалить ребёнка, даже если у него мало успехов. Ни в коем случае не ругайте ребёнка, даже если у него не получается. Наиболее оптимальным является состояние спокойствия и уверенности в успехе. Это будет способствовать гораздо большему хорошему результату.