ТЕМА 1. ДИСЛАЛИЯ.
Дислалия — это нарушение правильного воспроизведения определенных звуков при условии, что у пациента сохраняется в норме функция слуха и снабжение речевого аппарата нервами. Зачастую диагностируют у детей в возрасте 3–5 лет, реже у пациентов младшей школьной возрастной группы.
Особенность нарушения произношения звуков заключается в том, что дислалия не имеет связи с травмами слухового аппарата или нарушениями ЦНС ребенка, то есть пациент является здоровым физически, но при общении меняет буквы местами или произносит их «проглатывая». Однако если ребенка попросить написать слово, с которым возникают трудности, будут указаны правильные буквы.
Речевая дислалия у детей младшей возрастной группы — это наиболее диагностируемый дефект. Если рассматривать статистику, то в медицинской практике подобное нарушение установлено у 1 из 3 детей в возрасте 3–5 лет, по достижению 6–8 лет речь корректируется, а симптомы нарушения замечены будут у 1 из 5 детей. В дальнейшем диагноз ставится всего 1% пациентов.
Дислалия имеет избирательный характер, то есть ребенок отлично выговаривает 90% слов, букв и звуков. Если своевременно внедрить коррекцию, то пациент полностью избавляется от нарушения звукопроизношения.
Речевая дислалия: классификация нарушения
В процессе изучения отклонения специалисты пришли к потребности классифицировать патологию, что в будущем позволило подобрать оптимальный метод коррекции речи.
Выделяют три формы дислалии:
- физиологическая — возрастной дефект речи ребенка;
- механическая — обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
- функциональная — нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.
С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.
Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.
В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:
- сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
- моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.
Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.
Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.
В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.
По характеру нарушения дислалия бывает:
- артикуляционная;
- акустическая;
- артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
- артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
- акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).
В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.
Выделяют две формы дислалии:
- сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
- простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).
В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:
- йотацизм — неправильное произношение слов, где есть звук «Й»;
- ротацизм — неправильное произношение или замещение звука «Р»;
- хитизм — проблемы с распознанием и произношением звуков «Х» и «К»;
- каппацизм — трудности с произношением слов, где есть «К»;
- гаммацизм — неправильная дифференциация звука «Г»;
- сигматизм — нарушение произношения или замещение шипящих и свистящих;
Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.
Причины возникновения дислалии
Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).
Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.
Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.
Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.
Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:
- недоразвитие уздечки языка (короткая);
- неправильное челюстно-лицевое строение костей;
- дефекты неба;
- недоразвитие уздечки верхней губы;
- нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.
Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.
Уважаемые читатели, узнать больше про дислалию и другие речевые нарушения вы можете в нашем курсе: "Логопедия. Углубленный дистанционный курс"