Если ваш ребенок испытывает сложности с обучением, если учителя называют его гиперактивным, если он не может запомнить стихотворение или пишет с ошибками, то не нужно его ругать или

наказывать. Он ни в чем не виноват. В большинстве случаев проблема заключается в том, что у него недостаточно развиты мозговые структуры и не сформированы высшие психические

функции. Исправить ситуацию можно при помощи нейропсихолога. Этот специалист выявит

причину нарушений и поможет исправить ситуацию, скорректировав развитие малыша и вернув его в нормальное русло.

Содержание:

  • Кто такой нейропсихолог и чем он занимается Что делает детский нейропсихолог
  • Когда следует обращаться к нейропсихологу Как работает нейропсихолог
  • Заключение

Кто такой нейропсихолог и чем он занимается

Нейропсихологогия – это раздел психологии и медицины, который изучает связь между работой мозга, психикой и поведением человека. Эта наука дает ответы на вопросы о том, какие процессы и участки мозга отвечают за память, речь, мышление и восприятие. Соответственно,

нейропсихологом называют клинического специалиста, который оценивает, развивает и корректирует психические процессы, а также поведенческие факторы,

Данный врач оказывает немедикаментозную помощь детям. Обычно он работает с малышами возрастом от 3.5 до 12 лет, поскольку в этот период мозг активно развивается и его деятельность можно корректировать. Специалист сможет определить сильные и слабые стороны малыша, выявить имеющиеся проблемы, составить индивидуальную программу коррекции и развития

подростка.

Детские нейропсихологи являются лицензированными специалистами с высшим образованием. Они могут работать в государственных больницах или частных медицинских центрах. При этом они не являются врачами в широком понимании этого слова, поскольку не назначают

медикаментозное лечение, не проводят операции и пр. Их задача – диагностика, терапия и академическое вмешательство.

Что делает детский нейропсихолог

Данный специалист устанавливает контакт с ребенком и проходит с ним разнообразные тесты. На их основе он делает выводы о деятельности мозга, выявляя его сильные и слабые стороны. Таким образом удается определить особенности пространственного восприятия, саморегуляции и контроля, моторной и зрительной функции, памяти, междуполушарного взаимодействия и пр.


При этом врач может собрать количественные оценки, оценив навыки по определенной шкале. Это позволяет сравнивать детей и следить за их прогрессом.

Обычно коррекция проводится комплексно. К работе привлекают нейропсихолога, логопеда и психотерапевта. Не нужно бояться обращаться к специалистам и считать, что это что-то

неприемлемое. Врачи помогут вашему малышу правильно развиваться и стать полноценным человеком, способным учиться и жить в обществе. Они занимаются не только проблемами

нейропсихологии, но и помогают преодолеть поведенческие или эмоциональные проблемы, связанные с учебой, поведением, общением, тревогой, страхом и пр.

Когда следует обращаться к нейропсихологу

Четких рекомендаций здесь нет - у каждого ребенка все индивидуально. Если вы заметили, что у малыша имеется определенная незрелость структуры головного мозга, то следует подумать о

помещении специалиста. Как правило проблемы наступают при:

  • Достижении определенного возраста (возрастной кризис).
  • Начале учебы в детском саду или гимназии.
  • При резко возросшей эмоциональной или умственной нагрузке.

Очень часто проблемы с высшими психическими функциями развиваются на фоне стрессов. Это может быть ссора или развод родителей, смерть близкого человека, переезд в новую школу или город. Также проблема может развиться и при чрезмерных нагрузках: нередко родители

перегружают малыша, заставляя его учиться, посещать различные секции и тренировки. К примеру, пятилетний ребенок может ходить на уроки английского и японского, заниматься

фехтованием и математикой. Подобная перегрузка крайне негативно сказывается на здоровье и деятельности мозга.

Родители не могут понять, почему их малыш, который полностью готов к походу в школу, который умеет читать и писать, внезапно начинает баловаться, перестает слушаться учителей и взрослых,

приносит домой плохие оценки и не может завести друзей. Как правило, в этом случае ребенка

просто наказывают или нанимают ему репетиторов, чем еще больше усугубляют проблему. Нужно понять, что у малыша просто нет фундамента, на котором он сможет выстроить полноценное

образование, и если его укрепить, то ситуация кардинально изменится. Обратиться к специалисту за диагностикой рекомендуется в следующих случаях:

  • Ребенок не слушается взрослых, пропуская их реплики и замечания мимо ушей.
  • Он не может контролировать себя, впадает в истерики, проявляет агрессию.
  • Поведение стало импульсивным, резким, взрывным, происходят частые смены настроения.
  • Малыш ведет себя чересчур заторможенно или очень активно.
  • Не может считать, писать, читать либо эти навыки даются ему с большим трудом.
  • Ребенок быстро устает, не может сконцентрироваться, отвлекается на любую мелочь.
  • Плохо запоминает прочитанное или не понимает его, не может делать задания по простым алгоритмам.

Могут быть и другие признаки: малыш не может запомнить, где лево, а где право, путает цвета, форму, размеры и пр. Также нужно обратиться к специалисту, если у ребенка имеется явное отставание в развитии или занятия с логопедом не приносят никакого результата.

Как работает нейропсихолог

На первом занятии нейропсихолог знакомится со своим пациентом, налаживает контакт и

проводит диагностику. Этот процесс полностью безопасен для малыша и заключается в том, что


ему нужно будет выполнить несколько специальных тестирующих заданий. Все это

проделывается в игровой форме, поэтому пациент с радостью соглашается на тестирование. Сама процедура длится порядка двух часов. После того, как специалист закончит ее, у него будут все

необходимые данные, на основе которых можно выделить проблемы в деятельности мозга и локализовать их.

Далее нейропсихолог приступает к коррекции. Обычно используется принцип обратного

онтогенеза: малыш как бы возвращается в раннее детство и задействует необходимые зоны, которые работают не так, как должны. Достичь подобного возврата можно при помощи дыхательной практики и двигательной активности. Программа коррекции состоит из:

  • Исправления энергетического потенциала. Специалист помогает ребенку настроиться, стать более энергичным и активным. При этом устраняются такие дефекты, как ранняя утомляемость, безынициативность, плохое внимание, перепады настроения и пр.
  • Развитие моторики и координации. Помогает улучшить память, выработать чувство ритма, пространственное воображение и восприятие.
  • Повышения самоконтроля, обучение планированию и работе по определенным

алгоритмам. Эти навыки пригодятся при учебе и в дальнейшей работе. Малыш научится

соблюдать границы, взаимодействовать с другими людьми, контролировать свои решения и действия.

Подобная коррекция обычно проводится в специализированных центрах. Каждый этап состоит из двух десятков занятий, во время которых врач работает с маленьким пациентом индивидуально

или в группах. Хорошо зарекомендовало себя привлечение к процессу близких людей: родителей, братьев или сестер, бабушек и пр. Примечательно, что сразу после начала занятий состояние

ребенка может ухудшиться: он начнет хуже учиться, перестанет слушаться и пр. Но это

естественная реакция, которая быстро пройдет и пациент начнет быстро восстанавливаться.

Продолжительность коррекции напрямую зависит от индивидуальных особенностей и возраста малыша. Одним удается помочь за 3-4 месяца, с некоторыми приходится работать несколько лет. Главная задача специалиста – научить ребенка думать и действовать иначе, чем он делал это раньше.

Заключение

Нейрохирург – это квалифицированный специалист, который поможет вашему ребенку

восстановить нормальную работу высших психических функций. Благодаря этому он сможет жить полноценной жизнью, восстановит способность к обучению и самоконтролю. Обращаться к нему рекомендуется сразу после того, как вы обнаружите проблемы: чем раньше начнется коррекция, тем проще будет получить заданный результат.

Наиболее эффективно приступать к терапии в возрасте от 5 до 12 лет. В это время мозг активно развивается и выстраивает фундамент для накопления дальнейших навыков и опыта. Коррекцию можно проводить и в старшем возрасте, но в этом случае придется потратить больше сил и

времени.