Если ваш ребенок испытывает сложности с обучением, если учителя называют его гиперактивным, если он не может запомнить стихотворение или пишет с ошибками, то не нужно его ругать или
наказывать. Он ни в чем не виноват. В большинстве случаев проблема заключается в том, что у него недостаточно развиты мозговые структуры и не сформированы высшие психические
функции. Исправить ситуацию можно при помощи нейропсихолога. Этот специалист выявит
причину нарушений и поможет исправить ситуацию, скорректировав развитие малыша и вернув его в нормальное русло.
Содержание:
- Кто такой нейропсихолог и чем он занимается Что делает детский нейропсихолог
- Когда следует обращаться к нейропсихологу Как работает нейропсихолог
- Заключение
Кто такой нейропсихолог и чем он занимается
Нейропсихологогия – это раздел психологии и медицины, который изучает связь между работой мозга, психикой и поведением человека. Эта наука дает ответы на вопросы о том, какие процессы и участки мозга отвечают за память, речь, мышление и восприятие. Соответственно,
нейропсихологом называют клинического специалиста, который оценивает, развивает и корректирует психические процессы, а также поведенческие факторы,
Данный врач оказывает немедикаментозную помощь детям. Обычно он работает с малышами возрастом от 3.5 до 12 лет, поскольку в этот период мозг активно развивается и его деятельность можно корректировать. Специалист сможет определить сильные и слабые стороны малыша, выявить имеющиеся проблемы, составить индивидуальную программу коррекции и развития
подростка.
Детские нейропсихологи являются лицензированными специалистами с высшим образованием. Они могут работать в государственных больницах или частных медицинских центрах. При этом они не являются врачами в широком понимании этого слова, поскольку не назначают
медикаментозное лечение, не проводят операции и пр. Их задача – диагностика, терапия и академическое вмешательство.
Что делает детский нейропсихолог
Данный специалист устанавливает контакт с ребенком и проходит с ним разнообразные тесты. На их основе он делает выводы о деятельности мозга, выявляя его сильные и слабые стороны. Таким образом удается определить особенности пространственного восприятия, саморегуляции и контроля, моторной и зрительной функции, памяти, междуполушарного взаимодействия и пр.
При этом врач может собрать количественные оценки, оценив навыки по определенной шкале. Это позволяет сравнивать детей и следить за их прогрессом.
Обычно коррекция проводится комплексно. К работе привлекают нейропсихолога, логопеда и психотерапевта. Не нужно бояться обращаться к специалистам и считать, что это что-то
неприемлемое. Врачи помогут вашему малышу правильно развиваться и стать полноценным человеком, способным учиться и жить в обществе. Они занимаются не только проблемами
нейропсихологии, но и помогают преодолеть поведенческие или эмоциональные проблемы, связанные с учебой, поведением, общением, тревогой, страхом и пр.
Когда следует обращаться к нейропсихологу
Четких рекомендаций здесь нет - у каждого ребенка все индивидуально. Если вы заметили, что у малыша имеется определенная незрелость структуры головного мозга, то следует подумать о
помещении специалиста. Как правило проблемы наступают при:
- Достижении определенного возраста (возрастной кризис).
- Начале учебы в детском саду или гимназии.
- При резко возросшей эмоциональной или умственной нагрузке.
Очень часто проблемы с высшими психическими функциями развиваются на фоне стрессов. Это может быть ссора или развод родителей, смерть близкого человека, переезд в новую школу или город. Также проблема может развиться и при чрезмерных нагрузках: нередко родители
перегружают малыша, заставляя его учиться, посещать различные секции и тренировки. К примеру, пятилетний ребенок может ходить на уроки английского и японского, заниматься
фехтованием и математикой. Подобная перегрузка крайне негативно сказывается на здоровье и деятельности мозга.
Родители не могут понять, почему их малыш, который полностью готов к походу в школу, который умеет читать и писать, внезапно начинает баловаться, перестает слушаться учителей и взрослых,
приносит домой плохие оценки и не может завести друзей. Как правило, в этом случае ребенка
просто наказывают или нанимают ему репетиторов, чем еще больше усугубляют проблему. Нужно понять, что у малыша просто нет фундамента, на котором он сможет выстроить полноценное
образование, и если его укрепить, то ситуация кардинально изменится. Обратиться к специалисту за диагностикой рекомендуется в следующих случаях:
- Ребенок не слушается взрослых, пропуская их реплики и замечания мимо ушей.
- Он не может контролировать себя, впадает в истерики, проявляет агрессию.
- Поведение стало импульсивным, резким, взрывным, происходят частые смены настроения.
- Малыш ведет себя чересчур заторможенно или очень активно.
- Не может считать, писать, читать либо эти навыки даются ему с большим трудом.
- Ребенок быстро устает, не может сконцентрироваться, отвлекается на любую мелочь.
- Плохо запоминает прочитанное или не понимает его, не может делать задания по простым алгоритмам.
Могут быть и другие признаки: малыш не может запомнить, где лево, а где право, путает цвета, форму, размеры и пр. Также нужно обратиться к специалисту, если у ребенка имеется явное отставание в развитии или занятия с логопедом не приносят никакого результата.
Как работает нейропсихолог
На первом занятии нейропсихолог знакомится со своим пациентом, налаживает контакт и
проводит диагностику. Этот процесс полностью безопасен для малыша и заключается в том, что
ему нужно будет выполнить несколько специальных тестирующих заданий. Все это
проделывается в игровой форме, поэтому пациент с радостью соглашается на тестирование. Сама процедура длится порядка двух часов. После того, как специалист закончит ее, у него будут все
необходимые данные, на основе которых можно выделить проблемы в деятельности мозга и локализовать их.
Далее нейропсихолог приступает к коррекции. Обычно используется принцип обратного
онтогенеза: малыш как бы возвращается в раннее детство и задействует необходимые зоны, которые работают не так, как должны. Достичь подобного возврата можно при помощи дыхательной практики и двигательной активности. Программа коррекции состоит из:
- Исправления энергетического потенциала. Специалист помогает ребенку настроиться, стать более энергичным и активным. При этом устраняются такие дефекты, как ранняя утомляемость, безынициативность, плохое внимание, перепады настроения и пр.
- Развитие моторики и координации. Помогает улучшить память, выработать чувство ритма, пространственное воображение и восприятие.
- Повышения самоконтроля, обучение планированию и работе по определенным
алгоритмам. Эти навыки пригодятся при учебе и в дальнейшей работе. Малыш научится
соблюдать границы, взаимодействовать с другими людьми, контролировать свои решения и действия.
Подобная коррекция обычно проводится в специализированных центрах. Каждый этап состоит из двух десятков занятий, во время которых врач работает с маленьким пациентом индивидуально
или в группах. Хорошо зарекомендовало себя привлечение к процессу близких людей: родителей, братьев или сестер, бабушек и пр. Примечательно, что сразу после начала занятий состояние
ребенка может ухудшиться: он начнет хуже учиться, перестанет слушаться и пр. Но это
естественная реакция, которая быстро пройдет и пациент начнет быстро восстанавливаться.
Продолжительность коррекции напрямую зависит от индивидуальных особенностей и возраста малыша. Одним удается помочь за 3-4 месяца, с некоторыми приходится работать несколько лет. Главная задача специалиста – научить ребенка думать и действовать иначе, чем он делал это раньше.
Заключение
Нейрохирург – это квалифицированный специалист, который поможет вашему ребенку
восстановить нормальную работу высших психических функций. Благодаря этому он сможет жить полноценной жизнью, восстановит способность к обучению и самоконтролю. Обращаться к нему рекомендуется сразу после того, как вы обнаружите проблемы: чем раньше начнется коррекция, тем проще будет получить заданный результат.
Наиболее эффективно приступать к терапии в возрасте от 5 до 12 лет. В это время мозг активно развивается и выстраивает фундамент для накопления дальнейших навыков и опыта. Коррекцию можно проводить и в старшем возрасте, но в этом случае придется потратить больше сил и
времени.