Термином «дислексия» называется расстройство, которое подразумевает нарушение общей способности к овладению навыками письма и чтения при сохранении у пациента возможностей к обучению. Говоря простыми словами, человек испытывает сложности при чтении текста: он не улавливает суть отдельных слов, предложений или целых абзацев. Точной статистики по данному расстройству нет, но специалисты считают, что проблема в той или иной мере наблюдается у 10% населения.

Содержание

Что такое дислексия у ребенка

Дислексия у детей обычно обнаруживается в дошкольном возрасте. При этом далеко не все учебные заведения могут провести грамотную диагностику маленьких пациентов и поставить правильный диагноз. Поэтому при первых признаках расстройства следует обратиться к опытному специалисту – логопеду.

Следует понимать, что детская дислексия – это не болезнь. Малыш сможет прожить полноценную жизнь, получить необходимое образование и вполне успешно работать практически в любой сфере. Главное – вовремя начать коррекцию и работать с ребенком в определенном направлении.

Все дети уникальны, но у пациентов с этим расстройством часто наблюдаются проблемы с речью. Они начинают говорить позже, чем сверстники, у них меньший словарный запас, при этом они хуже воспринимают информацию на слух. Малыши быстро устают во время письма или чтения, теряют концентрацию и начинают отвлекаться на посторонние действия. Если не бороться с заболеванием, то у подростка могут развиться комплексы, у него падает самооценка, развивается повышенная тревожность и депрессия.

Если рассматривать проблему с физиологической точки зрения, то можно сделать вывод, что у пациентов с дислексией имеются неврологические нарушения. Нейронные сети у них работают не так, как положено, из-за чего у человека возникают проблемы с расшифровкой букв и слов, а также с общим пониманием написанного. Этот эффект возникает из-за проблем с рабочей памятью, со скоростью обработки информационного потока и его восприятием.

Виды дислексии

Существует несколько основных типов данного расстройства:

  • Приобретенная. Обычно причиной развития патологии является полученная черепно-мозговая травма или другие поражения головного мозга, затрагивающие центры, отвечающие за письмо и чтение. Симптомы приобретенной дислексии могут проявиться в любом возрасте.
  • Акустическая. Считается наиболее распространенной, обычно встречается у воспитанников детского сада и учеников младшей школы. Обычно при такой проблеме человек прочитывает слово верно, но меняет расположение слогов. Например, при прочтении слова «кот» он произнесет «ток».
  • Семантическая. Достаточно распространенная патология, при которой человек понимает смысл каждого прочитанного слова, но все предложение или абзац воспринять и осознать не может. В результате он не улавливает общий смысл прочитанного, из-за чего и начинаются проблемы с учебой. При этом получая информацию путем аудирования, пациент нормально воспринимает ее.
  • Аграмматическая. Ребенок не может нормально выстраивать рабочие речевые конструкции, согласовывать предложения, выбирать правильное окончание, время или падеж. Например, он может говорить: вчера мы пойдем в лес, желтый кошка, я хочу гуляю и пр.
  • Оптическая. При данной патологии пациент имеет зрительные искажения. Например, он может видеть слово в зеркальном отражении или не уметь удерживать взгляд на строчке.
  • Поверхностная. У детей с подобным расстройством не возникает серьезных проблем во время чтения. Они просто разбивают слова на слоги или фрагменты и нормально произносят его. Как понять, что у ребенка поверхностная дислексия? Он может читать и воспринимать написанное, но работа со словами, которые читаются и пишутся по-разному, резко осложняется.
  • Фонологическая. Малышам с таким видом расстройства сложно читать редкие, незнакомые или длинные слова, при этом с обычными они легко справляются.

Существуют и другие типы патологий: в любом случае вам нужно будет обратиться к специалисту, а не ставить диагноз самостоятельно.

Симптомы и признаки

Рассмотрим, какие симптомы имеются у данного нарушения и что делать, если они начинают проявляться у ребенка. Во-первых, нужно понимать, что у каждого малыша все проходит индивидуально. Во-вторых, следует знать, что признаки непостоянны и могут периодически меняться. К симптомам данной проблемы относится:

  • У пациента наблюдаются проблемы с общением и речевым аппаратом. Человек может не понимать инструкции, которые ему выдаются, не воспринимать шутки, не запоминать новые слова, неточно выражать свои мысли и запинаться во время речи.
  • Трудности с выполнением исполнительных функций. Как правило, они подразумевают под собой сложные когнитивные процессы, которые состоят из нескольких шагов. Человеку необходимо осознать задание, проанализировать его, построить схему реализации, проверить, насколько получившийся результат соотносится с задачей и пр. При построении этих шагов у ребенка могут наблюдаться проблемы. Он может теряться даже в относительно простых задачах, например, при уборке комнаты или выполнении домашнего задания.
  • Трудности с прочтением текста. Именно эта проблема присутствует у большинства людей, страдающих дислексией. Пациент может испытывать проблемы с расшифровкой букв или других символов, при произношении слова искажаются или человек просто не воспринимает написанное.
  • Дисграфия. Этим термином называют патологию, при которой ребенок не может внятно выразить свои мысли при написании текста. При этом он понимает, что ему говорит учитель, но записать его слова не может.
  • Проблемы с пространственной ориентацией и мелкой моторикой. Подобные люди могут путать, где находится право/лево, верх/низ и пр. У них часто возникают проблемы с ориентированием на местности, они плохо помнят дороги и могут теряться.

Теперь вы знаете, что это за заболевание и какие симптомы у него присутствуют. Разберем, из-за чего оно возникает.

Причины возникновения дислексии

В большинстве случаев данная проблема возникает из-за генетической предрасположенности. Эта патология может передаваться по наследству. Также зафиксированы случаи приобретенной дислексии, которая возникает у людей после получения черепно-мозговой травмы или болезней мозга. Основная проблема заключается в том, что левое полушарие, в котором находится речевой центр, функционирует не типичным образом. В результате мозг перебрасывает эту задачу на правое полушарие, из-за чего и возникают определенные трудности.

Понять, что у малыша развивается дислексия, можно в тот период, когда он начинает говорить, писать и читать. Нередко педагоги и родители не замечают симптомов или списывают их на особенности развития, но это достаточно пагубная практика, которая может привести к серьезным последствиям. Проблему нужно диагностировать и тренировать навыки ребенка, снабдив его необходимыми инструментами.

Профилактика и диагностика

Следует понимать, что лечения от этой патологии не существует. Это хроническое расстройство, которое остается с человеком на протяжении всей его жизни. Но очень важно вовремя обнаружить ее и научить ребенка справляться со своей проблемой. Благодаря этому он сможет полноценно адаптироваться к школе и урокам, оптимизировать когнитивные ресурсы и свести к минимуму имеющиеся сложности.

Лечение заключается в том, что для малыша выстраивают индивидуальную программу коррекции, которая помогает ему правильно усваивать информацию и общаться с другими людьми. Нужно понимать, что чем младше человек, тем более пластичен у него мозг. Он сможет выстроить новые нейронные сети или перестроить их так, чтобы компенсировать проблемные функции.

Чем раньше родители начнут работать с ребенком, тем меньше последствий для него будет. Он сможет нормально развиваться и встраиваться в социум, общаться со сверстниками и преподавателями, полноценно учиться и развиваться. В любом случае вам нужно будет обратиться к профессиональному логопеду, выслушать его рекомендации, составить индивидуальную программу и только после этого приступать к активным действиям. Если же родители будут игнорировать проблему и пускать ее на самотек, то у малыша начнется искажение когнитивных способностей: он будет испытывать недостаток концентрации, быстро уставать, разовьются проблемы с кратковременной и рабочей памятью.

Заключение

Дислексия – это не приговор, это достаточно популярное расстройство, которое встречается у каждого десятого ребенка. При правильном подходе его последствия можно минимизировать и дать ребенку возможность жить полноценной жизнью.

На нашем сайте представлены дистанционные курсы, вебинары и другие материалы, которые подробно расскажут вам про эту патологию. Вы узнаете, как правильно провести диагностику и коррекцию, чем дисграфия отличается от дислексии, какие способы профилактики являются наиболее действенными и пр.