Речевой аппарат – совокупность органов речи, к которой относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи - легкие и диафрагма.

Язык – явление общественное, а не биологическое, поэтому от природы «органов речи» нет.

Органы имеют биологические функции как органы обоняния, вкуса, дыхания, приема и переработки пищи. Это создано природой. Применение этих органов для производства звуков речи – всецело заслуга человечества, давшего им добавочную «кульнагрузку».

Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще: движущая сила, тело, колебания которых дадут тоны и шумы, и резонатор для оформления тембра звуков.

Источник образования большинства звуков речи – струя воздуха, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (носа) наружу. Таким образом, речевой аппарат человека похож на духовые инструменты, состоящий из мехов (у человека – легкие), «язычка» или иного способного к ритмическим колебаниям тела, дающего тон (у человека – голосовые связки в гортани), и подставной трубы или резонатора (у человека – полость глотки, рта и носа). Однако речевой аппарат человека богаче по возможностям любого инструмента.

Весь речевой аппарат лингвистически можно разделить на 3 части:

1) все, что ниже гортани;

2) гортань;

3) все, что выше гортани.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из двух легких, двух бронхов и трахеи, которые выполняют роль мехов, и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы (грудобрюшная преграда), нужную для образования звуков в качестве движущей силы; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

Средний этаж – гортань – состоит из двух больших хрящей: перстневидного и поставленного на нем щитовидного.

Эти 2 хряща образуют остов гортани, внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулистые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами в середине, причем верхние края этого занавеса прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, а нижние – к маленьким пирамидальным, или черпаловидным хрящам, которые имеют вид треугольников и могут раздвигаться и сдвигаться к центру; снизу пирамидальные хрящи прикреплены к внутренней стенке «печатки» перстневидного хряща.

Центральные края занавеса из мускулистой пленки – голосовые связки. Они очень мускулисты и эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, раздвигаться на разную ширину раствора, а также быть расслабленным и напряженными.

Пространство между голосовыми связками – междусвязочная щель; пространство, которое образуется между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами – межхрящевая щель. Обе эти щели образуют голосовую щель, верхняя, большая часть которой расположена между связками, а нижняя, меньшая – между пирамидальными хрящами.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти сквозь перстневидный хрящ и голосовую щель; при этом возможны следующие положения гортани:

1. Обе щели широко раскрыты; так происходит свободное дыхание без речи: при вдохе щель раскрыта шире, при выдохе – несколько шире;

2. Обще щели слегка раздвинуты, причем струя воздуха, проходя в узкую щель, трется о ненапряженные связки и о пирамидальные хрящи, что образует шуршащий звук - придыхание;

3. Обе щели сомкнуты; для выхода в резонатор струе воздуха нужно прорвать это препятствие, вследствие чего возникает щелчок в гортани – гортанный взрыв – звук, который произносится в немецком языке перед гласными, начинающими слово;

4. Междусвязочная щель закрыта, а межхрящевая открыта; так возникает шепот;

5. Межхрящевая щель закрыта, а междусвязочная немного приоткрыта в верхней части, напряженный верх связок, колеблясь от движения струи воздуха, произносит очень высокие звуки – фальцет;

6. Межхрящевая щель зарыта, связки напряжены, и воздух, проходя в междусвязочную щель, не шуршит, а колеблет голосовые связки (вибрация), что вызывает образование голоса;

Источником образования всего богатства звуков речи верхний этаж речевого аппарата – надставная труба, резонатор, где образуются обертоны и резонаторные тоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Надставная труба начинается полостью глотки, где расположен хрящ надгортанника, и подразделяется на 2 выходные трубы – 2 полости: ротовую и носовую; разделяет эти полости небо, передняя часть которых твердая – твердое небо; задняя часть неба мягкая – мягкое небо, иначе небная занавеска, заканчивающаяся маленьким язычком.

Если мягкое небо приподнято, а маленький язычок прижат к задней стенке глотки, то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (тогда получаются звуки ротового резонанса, или ротовые звуки); если мягкое небо опущено и маленький язычок продвинут вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (тогда получаются звуки носового резонанса, или носовые звуки).

Речевое (фонационное) дыхание отличается от обычного тем, что, когда мы дышим, не говоря, выдох равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом, и мы выдыхаем за один прием весь воздух из легких; когда мы говорим, то вдыхаем на паузах, а затем выдыхаем постепенно.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию, когда он включен, носовой (назальный) тембр, например, при звуках [м], [н] или при французских и польских носовых гласных.

Полость рта может всячески менять свою форму и объем, благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого неба и в некоторых случаях надгортанника.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (п, б, м) или образовать с ней губное сужение (w или при тушении свечи), губы могут дрожать; обе губы могут вытягиваться в трубочку или округляться в колечко; наконец, нижняя губа может образовать щель, приближаясь к верхним зубам.

Язык – самый подвижный из органов, входящих в речевой аппарат человека. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, подразделяемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно выделить кончик языка.

Наибольшей подвижностью обладает кончик, который может ложиться на нижние зубы, образуя с верхними зубами межзубную щель (th), может прижиматься к задней стенке передних верхних зубов (т, д, н, л, ц), к краю верхней десны (t, d, n, l, ts), к альвеолам - бугоркам у корней верхних зубов (t, d, n, l); может загибаться вверх к твердому небу; может образовать сужения (с и з); может дрожать у твердого неба (р) или быть опущенным вниз (гласные).

Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика к твердому небу, образуя с ним сужение (с плоской поверхностью, как при корональных [ш] и [ж], или с выгнутой горбом поверхностью, как при соответствующих дорсальных французских и английских звуках).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях; без подвижки передней или задней части она может только подниматься к твердому небу, образуя с ним сужение (й) или смыкаясь с ним.

Задняя часть языка может смыкаться с твердым или мягким небом, поднимаясь вертикально или с подвижкой кпереди или кзади (к и г), или же образовать с теми же движениями сужения (х).

Язык может перегораживать полость рта, разделяя рот на 2 резонирующие полости с разным объемом и формой, что создает различные условия резонанса, а это особенно важно в произношении гласных, чему способствует поднимание и опускание нижней подвижной челюсти, меняющей этими движениями раствор рта.

Маленький язычок может дрожать прерывисто, смыкаясь с задней частью языка (картавое, или увулярное р).

Надгортанник – грушевидный хрящ, расположенный в глотке под корнем языка над гортанью, откуда и название – надгортанник. Он служит физиологически для прикрывания гортани в момент прохода пищи в пищевод, но может быть использован и в качестве органа речи. Надгортанник связан с богатой мускулатурой подъязычной костью, благодаря чему он может не только прикрывать гортань, но и образовать сужение с задней стенкой глотки.

Дорогие читатели, узнать больше про анатомию, физиологию и паталогию органов слуха,, речи и зрения, вы можете в нашем курсе "Логопедия. Углубленный дистанционный курс"