Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольных образовательных учреждений в большинстве случаев является довольно сложным и тревожным процессом. Вступление детей в детскую комнату меняет привычный ритм жизни родителей. Они очень переживают, потому что привыкли к тому, что их дети всегда находятся под их контролем. Те, в свою очередь, также испытывают стресс, потому что дома они привыкли к той же самой рутине, методу кормления и образцам сна. И в один прекрасный момент все это меняется: родители не видны уже полдня, еда совершенно другая, режим другой.
От способности ребенка адаптироваться ко всему новому - режим дня, новые люди, зависит дальнейшее образование и развитие, благополучная жизнь в дошкольном учреждении и в семье. Именно адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада устраняет возникающие проблемы и формирует приспособляемость детей ко всему новому.
Важную роль играет социальная адаптация детей младшего возраста, поскольку DOW является первым социальным институтом, где они приобретают опыт постоянного общения со сверстниками и другими людьми, именно здесь закладываются основы коммуникативного стиля. Поэтому необходимо создать среду, к которой дети должны привыкнуть, учитывая их возраст.
Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольного образования зависит от их физиологических и личностных качеств, взаимоотношений в семье, условий жизни в дошкольном учреждении.
Адаптация у маленьких детей к условиям дошкольного образования, его темпам и формированию происходит по-разному. Чтобы сделать этот процесс более продуктивным, необходимо поддерживать связь между родителями и опекунами, обе стороны должны иметь желание сотрудничать, встречаться друг с другом. Если период адаптации ребенка к саду проходит удачно, то ребенок будет спокоен.
Адаптация к дошкольникам
В раннем возрасте адаптация к условиям ДОУ проходит несколько этапов. На первом этапе адаптации собирается информация о характеристиках и потребностях ребенка. Когда родители впервые посещают дошкольные учреждения, их знакомят с уставом, родительским соглашением. Родители также знакомятся с учителями и учениками группы. Разрабатывается индивидуальный график посещения. Первичный диагноз проводится.
В раннем возрасте во время адаптации часто наблюдается отсутствие рефлексии . Это в два раза, поскольку это также облегчает ситуацию, но также усложняет диагностический процесс и постановку основной проблемы раннего возраста.
Психокоррекционная работа проводится на опыте в раннем возрасте, за позицией «здесь и сейчас» и с упором на консолидацию позитивных процессов, возникающих в процессе коррекционной работы.
На втором этапе - заключительной диагностике признаков ранней адаптации, также проводится сравнительный анализ значений первичной и окончательной диагностики.
Когда адаптация детей младшего возраста к дошкольному образованию заканчивается, происходит медико-психолого-педагогическое консультирование с расширенным составом, на котором анализируются результаты работы в процессе адаптации, ее положительные стороны и проблемные ситуации, обобщаются результаты. Внесены изменения в план организации процесса адаптации, а последующие мероприятия обсуждаются в соответствии со спецификой адаптации учеников.
Для того чтобы быстро адаптироваться к новым обстоятельствам, новому режиму, должны быть созданы определенные условия для адаптации детей младшего возраста в детском саду. Целенаправленная организация жизни детей должна осуществляться при входе в незнакомую среду дошкольного учреждения, это будет оказывать влияние на формирование позитивного отношения к детскому саду.
Условия адаптации детей младшего возраста в дошкольном образовании должны быть согласованы с обеих сторон - от родителей и от опекунов. Если у педагогов есть педагогические знания о том, какие условия для адаптации маленьких детей в дошкольных учреждениях будут лучше, родители должны принять это во внимание, чтобы условия дома и детского сада были как можно более схожими.
Почти все дети, поступающие в детский сад, плачут, чуть меньшая часть ведет себя более уверенно, из них видно, что их это не особо волнует. Они точно выполняют все действия воспитателя. Таким детям легче прощаться со своими родственниками, и им легче адаптироваться.
Другие идут с родителями в группу. Такое поведение показывает, что дети нуждаются в общении. Они боятся остаться без мамы или папы в группе, поэтому опекун может позволить родителям остаться. Почувствовав поддержку близкого человека в этот момент, малыш начинает вести себя более расслабленно и уверенно, он начинает интересоваться игрушками. Если родители всегда будут рядом с ребенком, то он не сможет пройти через процесс адаптации и пообщаться в будущем.
Поведение детей часто совершенно разное, потому что у всех были разные условия развития, и даже до того, как они были зачислены в дошкольные учреждения, у них возникали разные потребности. Особое значение имеет психологическая готовность детей младшего возраста к детскому саду, это один из результатов развития психики дошкольника.
Трудности адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образования могут возникнуть при участии в процессе общения, который им не интересен. Родители должны много говорить со своими детьми, знакомить их со сверстниками вне детского сада, чтобы они были готовы к интенсивному общению.
Несоблюдение основных педагогических правил в образовании может привести к нарушениям их интеллектуальной сферы и физического взросления. В связи с этим формируются негативные формы поведения.
Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ имеет три этапа. Первая - это острая фаза, характеризующаяся неустойчивым соматическим и психическим состоянием. Нередко у детей снижается вес, болеют респираторными заболеваниями, страдают нарушениями сна, наблюдается снижение развития речи.
Вторая фаза адаптации у детей младшего возраста является подострой, здесь характерно нормальное поведение, весь прогресс ослабевает и регистрируется на фоне слегка замедленного темпа развития, в частности умственного развития, по сравнению со средними возрастными нормами.
Третьим этапом адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образования является компенсация, темпы развития возрастают и ближе к концу года темпы развития задерживаются.
Чтобы переход из семейного режима в режим ДОУ был успешным в течение периода адаптации, необходимо, чтобы он осуществлялся постепенно. Большое значение имеет координация самооценки и притязаний крошек с их истинными способностями и условиями окружающей среды.
Адаптация детей в раннем детском саду имеет три степени. Легкая адаптация в раннем возрасте характеризуется относительно коротким пребыванием в негативном эмоциональном состоянии и настроении. Маленькие дети характеризуются нарушениями сна, у них нет аппетита, они не хотят играть со сверстниками. Менее чем через месяц это состояние нормализуется. Радостное, стабильное состояние, активное общение со взрослыми и другими маленькими детьми.
Адаптация к дошкольным образовательным учреждениям для детей младшего возраста средней степени тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. В первый месяц адаптации часто возникают заболевания, главным образом респираторные инфекции. Такие заболевания длятся от недели до десяти дней и заканчиваются без осложнений. Психическое состояние нестабильно, любая новизна способствует негативным эмоциональным реакциям. С помощью взрослого дети больше интересуются познавательной деятельностью и с большей вероятностью привыкнут к новым условиям.
Выраженная степень адаптации: эмоциональное состояние стабилизируется очень медленно, может длиться несколько месяцев. В сложный период адаптации характерны агрессивно-деструктивные реакции. Все это влияет на здоровье и развитие. Серьезная степень адаптации в раннем возрасте обусловлена несколькими причинами: отсутствием в семье режима, который бы совпадал с порядком в детском саду, невозможностью играть с игрушкой, своеобразными привычками, отсутствием гигиенических навыков, невозможностью общаться с новыми людьми.
Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольных образовательных учреждений может быть легкой, быстрой и почти безболезненной, но может быть сложной. Невозможно сразу точно определить, что это будет, это зависит от влияния множества различных факторов: от условий периода беременности до индивидуальных свойств центральной нервной системы. Только опытный педиатр может угадать, какой будет адаптация маленького ребенка, какие трудности могут возникнуть в его ходе.
Независимо от прогноза, так или иначе, негативные признаки всегда будут возникать на уровне всего организма. Но такие отклонения являются незначительной частью того, что может присутствовать в поведении маленьких детей. Они находятся под сильным психическим стрессом, который преследует их повсюду. Поэтому дети испытывают стресс или находятся в шаге от него. Если стресс минимален, то сдвиги адаптационного периода будут спокойными. Если стресс полностью захвачен, то, скорее всего, ребенок заболеет, это происходит во время сложной адаптации.
Психическое состояние также заметно меняется. После зачисления в дошкольные учреждения дети резко меняются в обратную сторону, их собственные родители часто их не узнают. Например, если раньше ребенок был спокойным и уравновешенным, то теперь он начал закатывать истерики и капризничать . Он потерял навыки самообслуживания, которые он ранее использовал. Этот процесс называется регрессией, он проявляет реакцию на стресс. Утерянные во время регрессии навыки возвращаются через некоторое время, и к концу фазы адаптации все становится нормально.
Социальная адаптация маленьких детей часто очень трудна, потому что страх является постоянным спутником этого периода. Они боятся незнакомых взрослых и сверстников, они не понимают, почему им следует подчиняться другим взрослым, им нравится играть самим, а не с другими. Все это формирует их близость от контактов с другими, интроверсии. Другие дети также не хотят вступать в контакт с таким ребенком, потому что видят, как он боится всего, что его окружает, и звонит только своей матери, которая может его защитить. Если наступает момент, когда ребенок находит контакт с другими детьми, это означает, что период адаптации закончился.
Детский сад - это место, где впервые происходит опыт коллективного общения. Новые обстоятельства, новые знакомства - все это сразу не воспринимается. Большинство детей реагируют плачем. Некоторые могут очень легко войти в группу, но плакать дома по вечерам, другие ходить в детский сад, но как раз перед входом они начинают плакать и капризничать.
Манера воспитания играет важную роль в адаптации к новым обстоятельствам. Часто именно в семье кроется причина низкой социальной адаптации. Личность формируется в большей степени в семье. Структура семьи, ее культурный уровень развития, соблюдение моральных правил, моральных законов и отношения родителей также имеют большое значение.
Семья особенно влияет на формирование «Я-концепции», поскольку семья является единственной социальной сферой для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Это влияние семьи длится некоторое время в дальнейшей жизни.
Ребенок не имеет личного опыта прошлого, не знает критериев самооценки. Он руководствуется только опытом окружающих его людей, их оценкой, информацией, которую он получает от семьи, и впервые за многие годы он сформировал самооценку.
Воздействие внешней среды также формирует и укрепляет самооценку, полученную в семье. Уверенные в себе крошки способны успешно и быстро справиться с неудачами, которые возникают перед ними, в домашней обстановке или в детском саду. Они также могут пройти адаптацию быстрее. Дети с низкой самооценкой всегда находятся в состоянии сомнения, им нужно только пережить неудачу, чтобы потерять уверенность в себе, и это тормозит процесс адаптации.