7 секретов развития фонематического слуха, о которых молчат логопеды

       Что такое фонематический слух?

             Это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи, необходим для обучения чтению и письму, так как:

  • позволяет связывать звуковую и графическую формы слов;
  • формируется с рождения и проходит несколько этапов развития, связанных с освоением родного языка;
  • может быть нарушен по разным причинам, таким как недостаточное развитие речевого аппарата, недостаточный словарный запас, недостаточное общение с окружающими, нарушения центральной нервной системы и др.;
  • нарушение фонематического слуха может приводить к трудностям в обучении чтению и письму, а также к дислексии, дисграфии и дисорфографии.

Смотрите нашу видеолекцию: Как работает фонематический слух?

       Основные определения в терминологии фонематического слуха:

             Фонема - это:

  • минимальная звуковая единица языка, которая различает слова или их формы по значению.
  • не просто звук, а значащий звук, который воспринимается на фоне других звуков речи.
  • обобщенное и идеальное представление о звуке, которое не может быть произнесено.

           Фонемы:

  • имеют дифференциальные и интегральные признаки, которые позволяют их различать и сочетать.
  • могут иметь разные реализации в речи, называемые аллофонами.
  • могут объединяться в более крупные единицы, такие как архифонема или гиперфонема.

          Фонематическая осведомленность - это способность человека распознавать и манипулировать разными звуковыми единицами речи, такими как рифмы, слоги, фонемы и др…  Фонологическая осведомленность является общим термином, который включает в себя множество навыков и концепций, связанных с звуковой структурой языка. Фонематическая осведомленность является одним из аспектов фонологической осведомленности и необходима для обучения чтению и письму,  так как помогает установить соответствие между звуками и буквами. Фонематическая осведомленность включает в себя такие навыки, как: определение количества, порядка и признаков фонем в слове; выделение, добавление, удаление или замена фонем в слове; перестановка фонем в слове; составление слов из заданных фонем и др… 

        фонологической осведомленности начинается с простых упражнений на различение бытовых предметных шумов, интонаций речи, гласных звуков и простых слогов и постепенно усложняется до уровня фонематической осведомленности.

        Для формирования фонологической осведомленности используются разные материалы, такие как: картинки, предметы, игрушки, кубики с буквами, карточки со словами, стихи, загадки, рифмы и др…

        Формирование фонематической осведомленности начинается с простых упражнений на различение звуков по разным признакам (твердость-мягкость, глухость-звонкость, сонорность-шумность и др.) и постепенно усложняется до уровня анализа и синтеза фонем. Для формирования фонематической осведомленности используются разные материалы, такие как: картинки, предметы, игрушки, кубики с буквами, карточки со словами, стихи, загадки, рифмы и др

          Фонетика - это наука о звуках речи: их произношении, слуховом восприятии и функциональном значении.

          Фонетика изучает как материальную (физическую) сторону звуков речи (их частоту, интенсивность, длительность и т.д.), так и психическую (субъективную) сторону (их восприятие и классификацию говорящими и слушающими). Фонетика делится на несколько разделов: артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, аудиторная фонетика, фонетическая транскрипция, фонетический анализ и др. Фонетика тесно связана с другими науками о языке, такими как фонология, морфология, синтаксис, лексикология и др.

          Непрерывный звук — это звук речи, который может быть произнесен без прерывания до тех пор, пока хватает дыхания.

  • Непрерывные звуки образуются при прохождении воздуха через узкое отверстие в речевом аппарате.
  • Непрерывные звуки в русском языке — это [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [х], [р], [л], [м], [н] и др…
  • Непрерывные звуки могут быть шумными или сонорными в зависимости от характера производимого шума.
  • Непрерывные звуки могут быть глухими или звонкими в зависимости от наличия или отсутствия голосового сопровождения.

          Начало рифм - это первая часть слова до гласного звука.

  • Начало рифм — это один из аспектов фонологической осведомленности, который помогает детям различать слова по начальному звучанию.
  • Начало рифм может состоять из одного или нескольких согласных звуков.
  • Например, в слове «кот» начало рифм — это [к], в слове «стол» — это [ст], в слове «скрипка» — это [скр].

          Сегментация - это линейное членение речевого потока на составляющие отрезки, называемые сегментами.

          Сегменты противопоставляются накладывающимся на них нелинейным суперсегментным единицам языка, таким как просодические элементы (долгота, тон, интонация и др.) и показатели стыка сегментных единиц.

  • Сегментация может быть осуществлена на звуковом уровне или на уровне значимых единиц.
  • Сегментация на звуковом уровне — это членение высказывания на звуковые единицы разной протяженности, такие как фонемы, слоги, слова, синтагмы, фразы.
  • Сегментация на уровне значимых единиц — это членение высказывания на единицы, которые имеют значение в языке, такие как морфемы, слова, словоформы и др.
  • Сегментация может быть основана на разных критериях, таких как морфологические, артикуляционные, акустические, психологические и др.

         Разделение слов на фонемы - это один из видов сегментации на звуковом уровне.

          Разделение слов на фонемы происходит на основе морфологических критериев: оно возможно постольку, поскольку в языке морфема по своей протяженности может совпадать с фонемой. Например, в русском языке есть слова и формы слов, которые состоят из одной фонемы: <а>, <с>, <к>, <сестр-а>, <стол-ы>, <вод-у> и др.

         Примеры навыков фонематического восприятия:

         Смешивание — это способность составлять слова из заданных фонем или слогов. Смешивание является одним из видов фонематического синтеза, который включает в себя умственные действия по соединению звуковой структуры слова. Смешивание помогает детям осознавать соответствие между звуками и буквами, а также развивает фонетический слух и речевое дыхание.

         Примеры упражнений на смешивание:

  • Произнесите по отдельности фонемы слова и попросите ребенка составить из них слово. Например: [к] [о] [т], [с] [ы] [н], [л] [и] [с] и т.д.
  • Произнесите по отдельности слоги слова и попросите ребенка составить из них слово. Например: ко-за, ма-ма, ко-шка и т.д.
  • Предложите ребенку игру “Составь слово”. Для этого подберите карточки с буквами или кубики с буквами и попросите ребенка составить из них слово по вашему заданию. Например: из букв О, П, Л составь слово “пол”.

      Смотрите нашу видеолекцию: Совершенствование навыков фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза нарушения письма.

          Сегментация (первая звукоизоляция):

  • это способность выделить первый звук в слове.
  • является одним из видов фонематического анализа, который включает в себя умственные действия по расчленению звуковой структуры слова.
  • помогает детям осознавать начало рифмы, то есть первую часть слова до гласного звука.

         Примеры упражнений на сегментацию (первую звукоизоляцию):

  • Произнесите слово и попросите ребенка повторить его, а потом назвать первый звук в этом слове. Например: мама — м, кот — к, сад — с и т.д.
  • Предложите ребенку игру “Найди первый звук”. Для этого подберите карточки с буквами или кубики с буквами и попросите ребенка найти ту букву, которая обозначает первый звук в заданном слове. Например: в слове “лес” первый звук — л, найди букву Л.
  • Предложите ребенку игру “Угадай слово”. Для этого произнесите первый звук слова и попросите ребенка догадаться, какое это слово. Например: [т]… это трава? нет, это телевизор? да, молодец!

        Сегментация (последняя звукоизоляция):

  • это способность выделить последний звук в слове.
  • сегментация (последняя звукоизоляция) является одним из видов фонематического анализа, который включает в себя умственные действия по расчленению звуковой структуры слова.
  • сегментация (последняя звукоизоляция) помогает детям осознавать конец рифмы, то есть последнюю часть слова после гласного звука.

        Примеры упражнений на сегментацию (последнюю звукоизоляцию):

  • Произнесите слово и попросите ребенка повторить его, а потом назвать последний звук в этом слове. Например: мама — а, кот — т, сад — д и т.д.
  • Предложите ребенку игру “Найди последний звук”. Для этого подберите карточки с буквами или кубики с буквами и попросите ребенка найти ту букву, которая обозначает последний звук в заданном слове. Например: в слове “сон” последний звук — н, найди букву Н.
  • Предложите ребенку игру “Угадай слово”. Для этого произнесите последний звук слова и попросите ребенка догадаться, какое это слово. Например: [к]… это лук? нет, это мак? да, молодец!

         Сегментация (полная):

  • это способность разделить слово на все его фонемы.
  • является одним из видов фонематического анализа, который включает в себя умственные действия по расчленению звуковой структуры слова.
  • помогает детям осознавать количество, порядок и признаки фонем в слове.

         Примеры упражнений на сегментацию (полную):

  • Произнесите слово и попросите ребенка повторить его, а потом разделить его на все фонемы. Например: мама — м а м а, кот — к о т, сад — с а д и т.д.
  • Предложите ребенку игру “Найди все звуки”. Для этого подберите карточки с буквами или кубики с буквами и попросите ребенка найти все буквы, которые обозначают фонемы в заданном слове. Например: в слове “лис” есть три звука: л и с, найди буквы Л И С.
  • Предложите ребенку игру “Составь схему”. Для этого подберите карточки с точками или кубики без букв и попросите ребенка составить из них схему заданного слова по количеству фонем. Например: в слове “дом” есть три звука: д о м и т.д.

         Выявление недостатков фонематического слуха (обследование).

  • Для выявления недостатков фонематического слуха необходимо провести комплексное обследование ребенка, включающее анализ его речевого развития, аудиометрию, логопедическое тестирование и нейропсихологическое обследование.
  • Анализ речевого развития позволяет оценить уровень овладения родным языком, наличие или отсутствие дефектов произношения, словарный запас, грамматическое строение речи, способность к общению и пониманию собеседника.
  • Аудиометрия — это методика измерения порога слуха ребенка при разных частотах звуков. Она позволяет выявить наличие или отсутствие физиологических нарушений слуха, которые могут влиять на фонематическое восприятие.
  • Логопедическое тестирование — это методика оценки уровня развития фонематического слуха ребенка по разным аспектам: способность к различению звуков по разным признакам (твердость-мягкость, глухость-звонкость, сонорность-шумность и др.), способность к анализу и синтезу звукового состава слов (определение количества звуков и слогов в слове, выделение первого или последнего звука в слове, составление слов из заданных звуков и др.), способность к перестановке звуков в слове (получение новых слов путем изменения порядка звуков и др.).
  • Нейропсихологическое обследование — это методика оценки функционального состояния разных отделов мозга, ответственных за речевую деятельность. Она позволяет выявить наличие или отсутствие нейродинамических нарушений, таких как снижение внимания, памяти, мышления, восприятия, моторики и др., которые могут влиять на фонематический слух.

        Формирование навыков звукового анализа.

  • Звуковой анализ — это способность разбивать слово на отдельные звуки и определять их количество, порядок и признаки.
  • Звуковой анализ является одним из важных условий для обучения чтению и письму, так как помогает установить соответствие между звуками и буквами.
  • Формирование навыков звукового анализа начинается с простых упражнений, таких как: слушание и повторение слов, выделение первого или последнего звука в слове, определение количества звуков и слогов в слове, составление слов из заданных звуков и др.
  • Постепенно усложняются задания, такие как: перестановка звуков в слове, получение новых слов путем добавления или убирания звуков, определение признаков звуков (твердость-мягкость, глухость-звонкость и др.), сравнение слов по звучанию и др.
  • Для формирования навыков звукового анализа используются разные материалы, такие как: картинки, предметы, игрушки, кубики с буквами, карточки со словами, стихи, загадки, рифмы и др.

        Как формировать фонематическое восприятие.

  • Фонематическое восприятие — это способность человека распознавать фонемы — отдельные звуки речи.
  • Фонематическое восприятие является основой фонематического слуха и необходимо для обучения чтению и письму.
  • Формировать фонематическое восприятие нужно с раннего возраста, начиная с простых упражнений на различение бытовых предметных шумов (стук молотка, шум воды из-под крана и др.).
  • Затем переходят к упражнениям на различение интонаций речи (радость, грусть, удивление и др.), гласных звуков (А-О-У-И-Е) и прямых открытых слогов (МА-БО-КУ-ПИ-РЕ).
  • Далее следуют упражнения на различение ритмического рисунка слова (количество ударений и безударных слогов), согласных звуков (Б-В-Г-Д и др.) и сложных слогов (СТА-БРА-КЛА-ПЛИ).

       Отсутствие фонематического восприятия:

  • это неспособность воспринимать звуковой состав слова, то есть различать и узнавать фонемы родного языка.
  • приводит к нарушению произношения и понимания речи, так как дети не могут различить близкие по звучанию фонемы и слова с этими фонемами звучат для них одинаково.
  • мешает овладению навыками чтения и письма, так как дети не могут установить соответствие между звуками и буквами.
  • может быть вызвано разными причинами, такими как нарушения центральной нервной системы, наследственные факторы, неблагоприятные условия развития, недостаточная стимуляция речевого слуха и т.д.
  • может проявляться по-разному в зависимости от степени выраженности нарушения.

           Среди наиболее частых признаков можно выделить следующие:

  • Замены, смешения и искажения звуков при произношении слов. Например: крыса-крыша, птица-пицца, рожки-ложки и т.д.
  • Нарушение слоговой структуры слова. Например: домик-домок, лиса-лисо, садик-садок и т.д.
  • Нарушение порядка звуков в слове. Например: кот-ток, лес-сел, мак-кам и т.д.
  • Нарушение количества звуков в слове. Например: кот-коток, лес-лесес, мак-макак и т.д.
  • Нарушение признаков звуков в слове. Например: кот-гот, лес-лез, мак-мог и т.д.
  • Нарушение дифференциации гласных и согласных звуков. Например: кот-коо, лес-лесс, мак-макк и т.д.
  • Нарушение дифференциации ударных и безударных слогов. Например: котёнок-котОнок, лисёнок-лисОнок, малышка-малЫшка и т.д.
  • Нарушение дифференциации односложных и двусложных слов. Например: кот-кошка, лес-лесок, мак-маковка и т.д.
  • Нарушение дифференциации слов, близких по звуковому составу. Например: кот-код, лес-лед, мак-мат и т.д.
  • Нарушение дифференциации слов, близких по смыслу. Например: кот-кошка, лес-дерево, мак-цветок и т.д.
  • Нарушение дифференциации речевых и неречевых звуков. Например: кот-мяу, лес-шшш, вода-бульбуль и т.д.
  • Нарушение дифференциации звуков по высоте, силе и тембру. Например: кот-КОТ, лес-ЛЕС, мак-МАК и т.д.
  • Нарушение дифференциации звуков по продолжительности. Например: кот-котт, лес-лесс, мак-макк и т.д.
  • Нарушение дифференциации звуков по месту и способу артикуляции. Например: кот-гот, лес-лез, мак-мог и т.д.
  • Нарушение дифференциации звуков по участию голоса. Например: кот-хот, лес-лех, мак-мах и т.д.
  • Нарушение дифференциации звуков по участию носовой полости. Например: кот-кон, лес-лен, мак-ман и т.д.
  • Нарушение дифференциации звуков по участию губ. Например: кот-пот, лес-бес, мак-бак и т.д.
  • Нарушение дифференциации звуков по участию языка. Например: кот-тот, лес-сес, мак-так и т.д.
  • Нарушение дифференциации звуков по участию зубов. Например: кот-сот, лес-зез, мак-зак и т.д.
  • Нарушение дифференциации звуков по участию гортани. Например: кот-хот, лес-хес, мак-хак и т.д.

Покупайте альбом-тренажер: "Фонематическое восприятие"

      Коррекция фонематического восприятия:

  • это комплекс логопедических упражнений, направленных на развитие и совершенствование способности воспринимать звуковой состав слова.
  • проводится на всех этапах логопедической работы, в том числе и в процессе постановки и автоматизации нарушенных звуков, а также в работе на начальном этапе обучения грамоте.
  • основывается на принципах индивидуального подхода, систематичности, последовательности, наглядности, игровой формы и мотивации.

         Коррекция фонематического восприятия включает в себя следующие направления работы:

  • развитие слухового внимания и памяти. Например: прислушивание к звукам окружающего мира и речи, запоминание и повторение слов, предложений, стихов и т.д.
  • развитие дифференциации неречевых звуков. Например: определение источника и направления звука, угадывание звуков по описанию или подражанию, сравнение звуков по высоте, силе, тембру и т.д.
  • развитие дифференциации речевых звуков. Например: выделение и называние звуков в словах, составление слов из заданных звуков или слогов, разделение слов на звуки или слоги, определение количества, порядка и признаков звуков в словах и т.д.
  • развитие дифференциации слов по звуковому составу. Например: выделение одинаковых или разных звуков в словах, подбор слов с заданными звуками или слогами, выявление рифмующихся или не рифмующихся слов, определение близости или дальности слов по смыслу и т.д.
  • развитие дифференциации слов по слоговому составу. Например: выделение и называние слогов в словах, составление слов из заданных слогов, разделение слов на слоги, определение количества и порядка слогов в словах, выделение ударных и безударных слогов и т.д.
  • развитие дифференциации слов по лексико-грамматическому строю. Например: выделение и называние частей речи, определение рода, числа и падежа существительных, времени и лица глаголов, степени сравнения прилагательных и наречий и т.д.
  • развитие дифференциации предложений по синтаксическому строю. Например: выделение и называние членов предложения, определение типа и вида предложения, составление предложений из заданных слов или по картинке, распределение предложений по смысловым группам и т.д.
  • развитие дифференциации текстов по стилистическому строю. Например: выделение и называние основной мысли, темы и идеи текста, определение типа и жанра текста, составление текстов по заданному плану или картинке, анализ текстов на наличие ошибок и т.д.

        Секреты развития фонематического слуха:

  1. Секрет №1: Начинайте развивать фонематический слух как можно раньше. Уже в 3-4 года дети способны различать гласные и согласные звуки, а к 5 годам — выделять и называть звуки в словах.
  2. Секрет №2: Говорите с детьми нормально, без сюсюканий и коверканья слов. Дети подражают взрослым в речи, поэтому им нужен хороший образец правильного произношения.
  3. Секрет №3: Используйте игры и упражнения для развития фонематического слуха. Например: хлопайте в ладоши или топайте ногой, когда услышите заданный звук; подбирайте слова на одинаковые звуки; определяйте количество, порядок и признаки звуков в словах; составляйте слова из заданных звуков или слогов; читайте стихи с ошибками и исправляйте их.
  4. Секрет №4: Развивайте не только фонематический слух, но и другие виды слуха: физиологический, мелодический, ритмический, логический. Это поможет улучшить восприятие и память, а также развить музыкальные и речевые способности.
  5. Секрет №5: Развивайте фонематический слух в связи с другими сторонами речи: слоговой, лексико-грамматической, синтаксической, стилистической. Это поможет усвоить правила языка, расширить словарный запас, научиться строить связные высказывания.
  6. Секрет №6: Развивайте фонематический слух в связи с другими видами деятельности: чтением, письмом, рисованием, лепкой, аппликацией и т.д. Это поможет развить творческие и познавательные способности, а также мелкую моторику.
  7. Секрет №7: Развивайте фонематический слух с учетом индивидуальных особенностей детей: возраста, темпа, интересов, предпочтений и т.д. Это поможет подобрать оптимальные формы и методы работы, а также повысить мотивацию и вовлеченность детей.

          Заключение.

            Фонематический слух — это важный навык для успешного обучения речи, чтения и письма. Его развитие начинается с раннего детства и продолжается в течение всей жизни. Для развития фонематического слуха необходимо использовать разнообразные игры и упражнения, связанные с другими сторонами речи и видами деятельности. Также важно учитывать индивидуальные особенности детей и создавать положительную атмосферу на занятиях. Надеюсь, эта статья была полезна для вас и вы узнали много нового о фонематическом слухе.

           Если вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями и оставьте свой комментарий. Спасибо за внимание!

Видеолекции на тему: Фонематический слух