⚡59 НЕЯВНЫХ ПРИЗНАКОВ АУТИЗМА ОТ МАМЫ В ТЕМЕ⚡

         Я мама двух чудесных дочек - старшей, Агнессе, 7, и у нее аутизм, младшая, Ребекка, обычная почти-двухлетка. Мне не с кем было сравнивать Агнессу, так как маленьких детей в моем окружении не было, но она не делала ничего криминального, что позволило бы в раннем возрасте диагностировать аутизм или хотя бы помочь мне, маме, понять, что он есть. Мы ходили по специалистам из-за задержки речи, но все хором говорили, что причина - в трех языках, которым я учила Агнессу, и отправляли ждать. Сейчас, когда старшенькая давно диагностирована, я вспоминаю и вижу кучу абсолютно однозначных признаков, которые позволяли сразу понять проблему. Все они описаны подробно в американском классификаторе диагнозов DSM-5, но российские врачи очень редко в курсе этих деталей и могут диагностировать только самые яркие случаи.

       Сегодня день распространения информации об аутизме, и по статистике этот пост будет полезен каждому 54-ому родителю - именно настолько сейчас распространен аутизм. Один ребенок из 54 в возрасте 8 лет сейчас имеет аутизм, но разумеется, заметить его можно и нужно раньше, в 1-3 года, когда можно многое скорректировать занятиями. Поделитесь этим постом, может быть, он попадется на глаза родителям, которые не могут понять, что именно с их ребенком неуловимо "не то".

       Признаки, по которым родители детей в возрасте 1-3 года могут понять, что стоит обратиться к специалистам по вопросу диагностики аутизма:

ВНИМАНИЕ!

✅Достаточно 7-10 признаков из нижеперечисленных, чтобы обращаться к психиатру.
✅Ребенок не должен демонстрировать это все, аутизм - это спектр, у каждого свой набор проявлений.
✅Если ваш ребенок стабильно демонстрировал какое-то из поведений раньше, но сейчас перестал, - это тоже засчитывается, как свойственное ему.
✅Если ваш ребенок сейчас старше, старайтесь вспомнить, как он себя вел в 1-3 года.
✅Когда я пишу "аутизм", я имею в виду расстройство аутического спектра, это абсолютно тождественные понятия, синонимы. Российские врачи любят проводить классификацию в духе "аутические черты", РАС, аутизм, но это некорректно и чаще всего отражает просто разную степень одного и того же расстройства.

Дистанционный курс: Особенности аутичных детей и психолого – педагогические технологии помощи таким детям.

📌Задержка речи: если ребенок и говорит слово "мама", но не использует его к 1,5 годам, чтобы позвать вас, а просто иногда произносит вслух это сочетание звуков, это тревожно. Если ребенок не говорит 10 слов к полутора годам и хотя бы несколько коротких предложений к двум - это повод обращаться к специалистам. Это может быть проблема не речи, а коммуникации - у него просто нет потребности с вами общаться в той мере, в какой она есть у обычного ребенка.

📌Отсутствие разделенного внимания: нейротипичный (с обычным развитием) ребенок должен интересоваться тем, что в данный момент интересно взрослому. Во время игры с ребенком переведите восторженный взгляд на какой-то предмет или игрушку и заранее просите другого взрослого оценить поведение ребенка - поймал ли ребенок ваш взгляд, заметил, что вы чем-то заинтересовались, перевел взгляд на предмет? Или продолжил заниматься своими делами?

📌Участие в окружающей действительности: ребенок должен находиться в этом моменте с вами сейчас, быть «здесь». Если где-то рядом с грохотом упадет чемодан — он должен посмотреть в сторону источника шума и затем на маму — убедиться, что она слышала. Он должен действиями и поведением показывать, что он понимает, что происходит вокруг. Например, если Агнесса говорит мне, что потеряла тапочки, Ребекка вскакивает и несет их, хоть от нее никто ничего не хотел. Я не имею в виду, что ребенок должен выполнять поручения, — он просто должен «быть с нами». Когда мне приятельница рассказывала, что ее полуторагодовалый ребенок приносит ей ботинки, когда они собираются гулять, я честно думала, что она врет и такого не бывает. Агнесса позволяла себя одеть и усадить в коляску, но являлась в жизни скучающим зрителем, не актером.

📌Глазной контакт: вообще он может иметься в достаточном для взрослого количестве. Агнесса всегда смотрела в глаза, но только когда родилась ее сестра, я поняла, как должно было быть. Обычный ребенок смотрит в глаза почти постоянно во время взаимодействия, он переводит глаза с игрушки на маму, ловит ее взгляд, отвечает взглядом. Ребенок с аутизмом смотрит реже, его взгляд может скользить по лицу и соскальзывать куда-то за вашу спину. В любом случае, если ребенок избегает вашего взгляда, это понятно сразу.

📌Запрос одобрения: этим самым взглядом обычный ребенок просит вашей реакции. Положил правильно кусочек пазла - и смотрит на маму. Положил еще один - и опять ждет мамину реакцию. Он постоянно хочет "посмотри, как я умею!" У меня есть видео Агнессы в 3,5 года, где она в течение 10 минут выбирает флаги и называет по памяти страну - она идентифицировала все возможные Буркина Фасо и Папуа Новые Гвинеи, но не бросила на меня ни взгляда, ей просто не было нужно мое одобрение.

📌Ребенок не делится радостью: обычный ребенок обязательно принесет маме машинку, которую нашел в песочнице, или цветочек с газона - принесет и покажет, он делится своей радостью. Если вы придете в гости к друзьям, он будет копаться в их ящиках с игрушками и постоянно оборачиваться к вам, показывая, какие сокровища там нашел. Ребенок с аутизмом не испытывает потребности делиться с вами своей радостью, он будет играть сам.

📌Не отвечает «да» и «нет»: в возрасте около года ребенок уже в состоянии объяснить свои потребности, если не словами, то хотя бы жестами, кивками и качанием головы. Если вам приходится догадываться, хочет ли ребенок то или другое, это плохой признак. Агнессу я научила говорить "да" и "нет" только в 3,5 года, придумав игру в викторину, когда мы вытаскивали из мешка предметы:
- Агнесса, это жираф?
- Неть!
- Правильно, это зебра. Это синий?
- Да!
- Это кубик?
- Неть, это пайайепипед!

📌Особые способности и интересы: дети с аутизмом совершенно не обязательно отстают в умственном развитии, напротив, очень часто они как будто сами выучивают алфавиты, цифры, цвета, - это сбивает с толку, такой смышленый ребенок ну просто не может иметь проблем. Разумеется это не значит, что всех развитых детей надо тащить к психиатру, я просто хочу отметить, что ум - не исключающий признак для аутизма. Но если же ребенок научился учатся читать раньше, чем говорить, то это гиперлексия - прямо сигнал обращаться за помощью, в американской психиатрии это "красный флажок" для аутизма.

📌Не уделяет внимания людям: когда обычный ребенок заходит в новое помещение или оказывается в новой ситуации, он рассмотрит лица присутствующих людей, пусть даже и будет стесняться и жаться к маме. Ребенок с аутизмом скользнет взглядом по лицам, а то и вовсе не удостоит их вниманием, а сразу отправится к игрушкам, дверцам и прочим вещам.

📌Повышенный интерес к неигровым предметам: ребенок с аутизмом может игнорировать игрушки (может и не игнорировать), но может часами открывать и закрывать дверь, дверцы шкафчиков, включать и выключать свет, нажимать кнопки, смотреть на вентилятор или делать прочие монотонные действия.

📌Неправильная игра в игрушки: даже после многократного объяснения, как правильно, ребенок с аутизмом может играть в игрушки по своему сценарию - взять шар и кеглю и монотонно бить их друг об друга, стучать машинкой по гаражу, бесконечно открывать двери игрушечного домика и закидывать туда кусочки пазла. Если попытаться его прервать или отвлечь, случится истерика.

Расстройства аутистического спектра у детей. Цикл из 3 видеолекций

📌Не откликается на имя: ребенок должен смотреть на человека, который его зовет, уже месяцев с 9. Стоило мне сказать что-то похожее на "Ребекка", как моя младшая на четвереньках неслась ко мне с другого конца квартиры, про Агнессу же я до 3 лет думала, что ей не нравится ее имя. В общем, если к году и далее ребенок откликается на имя или прозвище не 9 раз из 10, это тревожно, и не оправдывайте его тем, что он "просто занят". Попробуйте 10 раз в течение дня обратиться к мужу в разных ситуациях и записывайте, сколько раз он отреагировал, - ставлю на 10 из 10, вот ребенок должен точно так же. Пока я писала этот абзац, несколько раз обратилась к младшей, очень занятой своими делами, и ни разу не осталась без ответа (боже мой, вот счастье, просто не устаю благодарить судьбу, что вторая - норма). При этом, если вы позовете его «имя, мультики!» или «имя, возьми конфету!» — он примчится мигом, он видит свою выгоду и хочет ее получить, а просто общение с вами — не ценность для него, поэтому и на одно только имя реакции не следует.

📌Постоянство: ребенок с аутизмом может хотеть постоянства в окружающих его вещах. Есть только из одной тарелки, сидеть только на этом стуле, надевать колготы под любую одежду в любую погоду, ставить кубики именно в этом порядке, играть в игру по одному только своему сценарию, и если кто-то вмешивается и ставит кубики по-другому, может случиться истерика. Если ребенок зарыдал ни с того ни с сего, попробуйте проанализировать, может быть, вы сначала надели ему сапоги, а потом шапку, а раньше всегда делали наоборот.

📌Маршруты: разновидность предыдущего пункта, ребенок с аутизмом может хотеть ходить только одной и той же дорогой, и если вам нужно сегодня в другое место - случится истерика. Агнесса, например, до 4 лет не могла поворачивать назад (например, если мы что-то забыли и надо вернуться), поэтому мы делали петлю вокруг какого-нибудь здания и возвращались. И еще она могла ходить только по одной стороне улицы, если мы оказывались на другой и она это осознавала - начиналась неконтролируемая истерика.

📌Рядочки: дети с аутизмом часто выстраивают вещи или игрушки в ряд, это не игра, не имеет никакого смысла. Ну то есть если ваш ребенок выстроил в ряд игрушки и объясняет, что это поезд, и они все едут чух-чух, то это норма. А просто ряды, выложенные на полу или кровати, часто еще и из предметов в одной и той же последовательности, - это опасно.

📌Чувствительность к одежде: дети с аутизмом могут просто не хотеть надевать ту или иную одежду, если тактильные ощущения им неприятны. Им могут мешать этикетки, обратные стороны нашивок, слишком тесная одежда.

📌Нежелание нового: часто дети с аутизмом не хотят ничего нового, игнорируют новые игрушки, с трудом переодеваются в летнюю одежду после зимней, вообще с трудом надевают новую одежду. Иногда родителям приходится стирать новую одежду и вешать на сушилку вместе со старой, вроде как "да оно всегда тут было", только так удается обмануть ребенка и надеть новую вещь.

📌Стереотипные движения: часто у детей с аутизмом есть стимы, движения, которые они постоянно повторяют в момент сенсорной перегрузки. Они могут странно щелкать пальцами, водить руками у лица, прищелкивать языком, прыгать и махать руками, как крылышками. Навязчивые движения - всегда тревожный признак и повод обратиться к врачу.

Видеолекция: Логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).

📌Эхолалия: это у детей чуть постарше, не в год, - навязчивые повторения фраз. Могут быть фразы из мультфильмов и рекламы, абсолютно не к месту. Может быть повторение вопроса в качестве ответа. Водитель такси, который возил Агнессу и еще одного ребенка в спецсад, в шутку называл того второго ребенка "туки", попугай на иврите, - тот повторял каждую услышанную фразу. Ну личность водителя не будем обсуждать, он добрый вообще-то, просто как многие совершенно не в курсе аутизма.

📌Страхи: часто дети с аутизмом до истерик боятся странных вещей. Агнесса боялась закрывающихся дверей и уличных грилей с шаурмой, часто боятся например, воздушных шариков или темноты. Но если у ребенка есть только страхи и больше ничего из перечисленного, скорей всего, это отдельная проблема.

📌Нарушение коммуникации: на самом деле, это главный признак аутизма, но в раннем детстве родителям очень трудно определить, если она нарушена. Общение - как пинг-понг, вы кидаете шарик, а в ответ кидают вам. Если вы неполучаете эти шарики, это звоночек.

📌Сложности взаимодействия с другими детьми: в раннем возрасте никаких совместных игр с другими детьми еще не ожидают, но ближе к 3 годам дети уже вовсю играют вместе. Ребенок с аутизмом может играть с ними рядом - но не вместе. Играть в тот же конструктор - но отдельно. Он может и откровенно бояться других детей и отказываться идти на площадку, если там есть дети. При этом он может спокойно реагировать на более старших и младших детей.

📌Нет ролевой игры: дети, даже маленькие, с интересом играют в куколки, домики, кормят кукол, укладывают спать. С возрастом играют в более сложные ролевые игры — притворяются животными, пожарными, играют в доктора, дочки-матери. Если таких символических и ролевых игр у ребенка нет — это нарушение развития. Агнесса могла максимум изобразить, что пульт — это телефон, и мимоходом покормить куклу из бутылки. Для 3 лет этого недостаточно.

📌Пищевая избирательность: у большинства аутистов проблемы с пищевым поведением. Если ребенок ест очень ограниченный набор продуктов, если ему нужна текстура только одного вида или только один цвет, если он ест яблоки дольками, но не ест яблоки кусочками — все это может сопутствовать аутизму. Агнесса с 4 лет получает пищевой треннинг и нам удалось расширить ее рацион, но онапо-прежнему не ест ту еду, которую надо есть ложкой, не ест крупы, многокомпонентные блюда, а также не выносит точки на еде — мак, кунжут, специи и даже кусочки ягод в йогурте.

📌Регресс: если ребенок что-то делал, а потом перестал - это всегда плохо. Говорил слова, но перестал к 2 годам, сначала ел все, а потом осталось 3 продукта - вот это плохо.

📌Излишняя контактность: как ни странно, это тоже не норма. Если ребенок лезет обниматься к другим детям на площадке или (в более старшем возрасте) рассказывает всем подряд случайным взрослым, в какую игру он сегодня играл на телефоне, это не "общительный", это нарушение понимания социальных взаимодействий.

📌Пищевое поведение: не смешивает продукты на тарелке, ест по очереди. Может категорически требовать, чтобы разные продукты на тарелке не соприкасались.

📌Зацикленность на привычном: может ходить и закрывать дверцы, окна, задвигать выдвинутые ящики, кажется, что ребенок чистюля и любит порядок.

📌Жесты: ребенок с аутизмом их почти не использует, "иди сюда", "хватит", "еще", "сядь сюда", "да", "нет" - никаких невербальных средств коммуникации он не использует, и если он и начнет применять жесты, как правило его им надо будет обучать и тренировать.

📌Указательный жест: часто тоже отсутствует либо очень ограничен. В норме ребенок в год показывает родителям пальцем на находящийся в отдалении интересный предмет, аутист скорее всего не показывает пальцем. Ближе к 2-3 годам он может показывать пальцем что-то в книге, но вряд ли в отдалении. У обычного ребенка указательный жест появляется сам собой, "из воздуха", у аутиста ничего социального само собой не появляется, всему надо учить и "над этим работать". Агнессе мы указательный жест поставили к 1,5 годам с помощью приложения, где надо лопать шарики (об аутизме мы узнали только в 3,5).

📌Ваш указательный жест: моя младшая радость, Рива, стала следить за моим пальцем в 5 месяцев, я показывала ей наклейки с животными в разных частях стены, и она переводила взгляд и следила именно не за кончиком моего пальца, а за предметом, на который я показываю. Агнесса около года точно не проявляла никакого интереса к тому, что я пыталась ей показать в книге или на улице, а когда поняла смысл моего указательного пальца, еще долго смотрела на него, а не на то, что показываю.

📌Использует мамину руку как инструмент: это очень яркий сигнал. У ребенка с нормальной коммуникацией очень много способов получить от взрослого желаемое, например, Ребекка в 9 месяцев тыкала пальцем в меня, потом на бутылку с водой, имея в виду "ты, дай воду". Аутист будет хватать маму (или другого человека) за руку и швырять эту руку в сторону желаемого - полки с игрушкой, закрытого шкафчика и прочего.

📌Не замечает окружающих: очень здорово, если дома есть собака или кошка - обычный ребенок будет следить за ней глазами, начиная с 6 месячного возраста. Ребенку с аутизмом не важно, он не будет замечать. Если попросить ребенка с аутизмом показать собаку дома или даже маму или папу - в 90% случаев он проигнорирует и не отреагирует.

📌Реакция на просьбы: обычный ребенок в 1,5 года отлично понимает и с готовностью выполняет даже двухуровневые просьбы вроде "эти штаны кинь в стиралку, а мне принеси из шкафчика новые". Ребенок с аутизмом в большинстве случаев просто проигнорирует ваши просьбы, если они не в сфере его интересов. Агнесса с готовностью выполняла просьбы вроде "сложи пазл", "рассортируй по цветам", но ничего бытового не делала никогда, просто "не слышала"

📌Пальчиковые игры и ладушки: в норме дети должны с интересом играть а сороку-ворону и прочие игры с пальчиками уже к 9 месяцам. Ребенок с аутизмом абсолютно не заинтересован в этих играх, не будет хлопать вам по ладоням и не особо даст что-то делать со своими, ну максимум немного потерпит, но на его лице не будет написан восторг и удовольствие. Все это ему просто не интересно.

Сборник пальчиковых нейроигр!

📌Отсутствие имитации: обычный ребенок уже около года повторяет движения мамы и других детей на экране ТВ или рядом. Стоит показать ему танец, и он будет пытаться изобразить что-то похожее в меру возможностей. Ребенок с аутизмом в раннем возрасте не имитирует чужие движения или делает это ограниченно.

📌Не выполняет социальные нормы: обычный ребенок должен к 1,5 годам или раньше научиться жесту "привет" и "пока" и уместно его употреблять. Если ребенок не машет пришедшим или уходящим, не говорит привет, пока, спокойной ночи (пусть искаженно) - это плохо.

📌Безразличие к появлению и уходу родителей: в возрасте до года обычный ребенок должен разрыдаться, если мама ушла из незнакомого помещения, оставив его одного (например, из кабинета врача). Если ребенок как будто не заметил этого - это плохо. В возрасте около 1,5 лет обычный ребенок невероятно радуется, когда родители приходят домой, он вскакивает уже от звука ключа и радостно бежит встречать с криками "Мама! Папа!". Если ребенок игнорирует приход родителей, продолжая заниматься своими делами, - это плохо.

📌Контакт с родителями: в американской диагностике особо выделяют вопрос, как ребенок контактирует НЕ с primary caregivers, не с родителями/опекунами. Потому что с ними контакт может быть чудесный! Я до трех с половиной лет не понимала про аутизм, потому что в сад Агнесса не ходила и с другими людьми/детьми я не видела ее взаимодействия, но со мной она контачила идеально - с энтузиазмом откликалась на все мои идеи развивающих занятий, учила со мной языки и цифры, сама приносила мне то, чем хотела заняться - у меня не было ни единой мысли, что в нашем с ней взаимодействии что-то не так. Если у вас есть контакт с ребенком, но есть хотя бы 5-10 признаков из этого поста, это очень тревожно.

📌Вопросы: с большой вероятностью аутист их не задает, никакие, не говоря уж о вопросах "почему". Все, что надо, он знает сам, остальное его не волнует. Обычная Рива в свои 1 и 10 задает мне вопросы, с Агнессой же было натурально как в том анекдоте про мальчика с несладким чаем (не буду пересказывать, не люблю его): в ее 4 года за окном на соседнем доме взорвался бойлер и начал хлестать водой во все стороны, и она в панике закричала "Что это?! Что это?! Что это такое?!" - это был ее первый вопрос.

📌Фотографирование: с большой вероятностью ребенок с аутизмом старше 2 лет не будет хотеть фотографироваться. Если в раннем детстве еще можно привлечь его взгляд к объективу, то по мере взросления это становится труднее, и почти на всех фотографиях он будет смотреть в сторону, не в кадр.

📌Поднятие ручек навстречу: уже месяцев в 10 обычный ребенок, когда родители собираются взять его на руки, тянет наверх навстречу руки, подается навстречу. Ребенок с аутизмом позволяет взять себя на руки, но не тянет руки.

📌Социальная улыбка: с 6 месяцев ребенок должен улыбнуться в ответ взрослому, это такое невербальное общение. Если ребенок не отвечает на ваши улыбки именно в раннем возрасте, до года, то это тревожно. Позже Агнесса отлично научилась отвечать улыбкой, поэтому я очень быстро успокаивалась, когда читала всякие "5 признаков аутизма".

📌Тактильный контакт: многие дети с аутизмом не хотят телесных прикосновений, отстраняются, не дают себя обнимать и целовать, а некоторые наоборот излишне тактильны и постоянно навязчиво "прилепляются". В общем тактильность может быть ненормальная, но у Агнессы было нормально, это тоже меня успокаивало.

📌Боязнь громких звуков: очень часто дети с аутизмом рыдают от громких шумов вроде пылесоса, дрели, фена, от криков детей, и когда чуть подрастают, начинают зажимать уши руками. Это очень яркий признак.

📌Взгляд: он очень глубокий, проницательный, не как у обычных детей, направлен вглубь себя и смотрит через взрослого насквозь. Про такого ребенка часто говорят, что он "как взрослый" (в том числе и потому что лицо ребенка с аутизмом имеет меньше мимики, чем обычного ребенка, он не как маленькая обезьянка, а как маленьких профессор), но родителям может быть тяжело заметить, что с взглядом что-то не так.

📌Сказки: ребенок с аутизмом может порассматривать книжки с картинками или энциклопедии, но почти наверняка он не захочет слушать сказки, где кто-то что-то сказал и сделал - все эти социальные нюансы ему абсолютно неинтересны.

📌Предметы в руках: часто у ребенка с аутизмом в руках какой-то неигровой предмет, он может везде ходить с камушком, палочкой, пакетиком, что-то сжимать в кулачке.

📌Контролирующее поведение: ребенок с аутизмом часто указывает другим, как нужно поступать - кому куда сесть, отбирает книги, чтоб "читать" их самому, заставляет выключать музыку или телевизор. Обычно взрослые над таким смеются, мол, маленький начальник, но это одна из граней зацикленности. Агнесса до 5 лет могла делать все только первой - первой обуться, первой выйти из дома, первой идти по дороге, если кто-то обгонял или не дай в саду другой ребенок обулся раньше - истерика.

📌Жалость: обычным детям к полутора-двум годам уже свойственна некоторая эмпатия. Если он увидит плачущего героя в телевизоре, может пытаться вытереть ему слезы. Если мама ребенка с аутизмом при нем заплачет "айай, как мне больно", скорей всего ребенок ее проигнорирует или тоже заплачет от раздражения, обычный ребенок каждый раз прибегает гладить маму.

📌"Удобный" ребенок: очень часто дети с высокофункциональным аутизмом очень "удобные" и беспроблемные - они могут часами занимать себя сами, не требуют маминого внимания, их не надо развлекать. Я могла посадить Агнессу на ковер и прилечь вздремеуть - я просыпалась и находила ее на том же месте, увлеченно играющую в игрушки. Безусловно это только одна из моделей поведения, но если вашему ребенку от вас ничего не нужно - это тревожно.

📌Не понимает опасности: в норме ребенок начинает осознавать опасность высоты и прочего, как только начинает ползать, благодаря этому человечество выжило. Обычный малыш может упасть с дивана, заигравшись, случайно. Ребенок с аутизмом часто просто не понимает опасности, лезет на самые высокие горки, готов в любую секунду свалиться, если родители его не перехватят, постоянно убегает от родителей с детской площадки, вообще не оглядываясь, где они, может спокойно ломануться на дорогу под машины, он просто не испытывает страха. В более позднем возрасте, после 3 лет, у них тоже появляется это осознание, но до 3 с ними проще гулять в коляске или только за руку, ни на секунду не отпуская.

📌Высокий болевой порог: многие дети с аутизмом не испытывают боли, не кричат и не плачут, даже если со всей дури врезались в столб. В совокупности с остальными признаками это тревожный знак.

Сенсорная интеграция - учебный видеокурс для начинающих специалистов и родителей

📌Отсутствие инициативы: ребенок с аутизмом может сам принести маме вещь, чтоб она решила его потребности - открыла банку сока, расстегнула молнию на детской сумочке, то есть сделала то, что сам он сделать не может. Но с большой вероятностью он никогда сам не инициирует общение - не подойдет просто так, не принесет игрушку, приглашая поиграть, не принесет книгу, чтоб вы ему прочитали. Он не видит ценности в общении, родители - как обслуживающий персонал. При этом если акт общения инициируют родители, он может принимать это и участвовать (соглашаться на вашу игру и т.д.)

📌Не переносит знания из книг в жизнь: если обычный ребенок 1,5 лет увидит в книге машинки, он с радостью будет показывать вам, что за окном едут такие же, если увидит в книге или на экране собаку, особенно вашей же породы, с восторгом побежит показывать, где такая есть у вас. Ребенка с аутизмом можно обложить теми же предметами, которые он видит в книге, можно сделать презентацию на компьютере прямо из фотографий предметов из вашей квартиры (я это делала с целью обучить Агнессу словам), и у него не возникнет ни малейшего желания сообщить вам, что он провел аналогию.

📌Специальный интерес: у ребенка с аутизмом часто есть узкая сфера, которая ему интересна до фанатизма - машинки, динозавры, лифты, метро. Родителю обычно трудно понять в раннем возрасте, просто ли это детское увлечение или фанатизм, но у ребенка с аутизмом зацикленность на своей теме зашкаливает, с возрастом он может со всеми разговаривать, например, только о космосе, вообще не слушая их и не понимая, что собеседнику это неинтересно. Часто объектом интереса выступают буквы и цифры, тогда это гиперлексия, один из симптомов аутизма. Если ребенка-гиперлексика попросить украсить нарисованную елку игрушками, он украсит ее буквами, он может постоянно писать ряды цифр в непонятной последовательности или везде видеть и читать буквы, узнавать шильдики машин или флаги.

📌Проблема выбора: часто у ребенка с аутизмом есть проблема выбора, он не может сделать осознанный выбор. Когда я предлагаю Ребекке йогурт, я вижу работу мозга - она оценивает каждый и решает "о, вот этот!". Агнесса же первый раз осознанно выбрала почти в 4 года - из нескольких браслетов в магазине. До этого она либо хватала первое попавшееся, либо игнорировала.

📌Проблемы со сном: безусловно это бывает и отдельно от аутизма, но очень часто это вишенка на торте. Дети с аутизмом часто очень плохо засыпают, мало и беспокойно спят. Весь первый и второй год жизни Агнессу мы укачивали по полночи, третий и особенно четвертый был просто адом - она не засыпала до 2-3 ночи, не хотела идти в кровать, устраивала дикие истерики, мы дежурили около нее с мужем по очереди, чтоб второй хоть немного поспал. Иногда она обессиленная засыпала на полу, иногда мы сажали ее на плечи мужу и шли гулять по ночному городу (коляски у нас уже не было к тому моменту), и она засыпала у него на плечах. Даже если нам удавалось ее уложить, утром она вскакивала в 4-5 часов. Все это - очень частая картина для аутистов.

📌Проблемы с самообслуживанием: с большой вероятностью (если только там не мега-настойчивая мама) ребенок с аутизмом будет плохо есть сам приборами (научится делать это позже, чем обычные дети), будет позже приучаться к горшку, не будет умываться сам и уж точно не будет в этом возрасте сам одеваться и раздеваться, даже когда ровесники уже отлично это умеют делать.

📌Качели: родителей ребенка с недиагностированным аутизмом часто качает от "боже, ну почему все другие дети это делают, а мой не такой, ну что же с ним такое?" до "уфф, пронесло, обычный ребенок" - когда ребенок случайно сделал что-то хорошо и правильно или научился новому долгожданному навыку. Если вы находитесь в стадии качелей, не надо растягивать эту шизофрению "Неужели аутизм? Да нет, ну точно нет", сходите уже к квалифицированному специалисту и получите однозначный ответ.

      Я описала только неявные признаки, которые можно списать на характер ребенка или личностные особенности. Бывают и более заметные проблемы - агрессия, самоагрессия, навязчивые раздевания на публике, игры с собственным калом, кручение колесиков у машинок, раскачивания, кружение вокруг своей оси, хождение по кругу, крики и завывания - все это обычно заставляет родителей обратиться к специалистам раньше.

      Нет ни одного исключающего аутизм признака, то есть не существует такого, что "мой ребенок делает вот это, значит аутизма нет точно", при этом если хотя бы пунктов 7-10 совпадет - этого уже достаточно для обращения к специалисту, потому что описанное поведение дети с нормальным развитием не демонстрируют в принципе.

       Если вы прочитали что-то, что применимо к вашему ребенку, не спешите впадать в отчаяние. Даже если у него и правда аутизм, с очень большой вероятностью ваш случай - как наш: когда терпением, любовью и занятиями можно добиться отличных результатов. Главное - не закрывать глаза на проблему, а начинать интенсивно работать.

        Идти надо обязательно к компетентным специалистам, очень часто врачи районной поликлиники не в состоянии диагностировать высокофункционального аутиста в 3 года, и вы просто потеряете время. И всегда помните, что как бы ни называлось состояние вашего ребенка, это точно тот же самый ваш любимый малыш, он остался прежним и ничуть не изменился. Даже если вам доведется получить диагноз — это самый страшный момент, дальше всегда будет только лучше и лучше, и однажды — совсем хорошо.

(С) Марина Кочина

Игры для развития тактильной сенсорной системы