Развивающие игры для детей. 10 типов игр.
Что такое игра
Игру часто рассматривают как деятельность, осуществляемую ради самой игры, поскольку процесс доставляет удовольствие и вызывает у участников положительные эмоции. В большинстве случаев это добровольная деятельность, веселая, спонтанная и инициируемая самостоятельно.
Как указано в статье 31 Конвенции ООН о правах ребенка (ООН, 1989 г.), игра является фундаментальной потребностью и правом всех детей.2
Игра является важной частью развития и обучения ребенка. Выгоды могут быть немедленными и долгосрочными.
Статистика игр
Дети тратят от 3% до 20% своего времени и энергии, играя. Дети младшего возраста играют дольше и энергичнее после того, как их лишили возможности играть, например, после занятий в классах. Игра почти универсальна среди детей, за исключением детей, страдающих от недоедания, обездоленных или имеющих серьезные нарушения.
10 видов игры
Существует множество способов классифицировать различные типы игр.
Например, социолог Милдред Партен классифицировала различные стадии игры в зависимости от уровня социального участия и социального развития. Психолог Жан Пиаже определил различные категории игр по концептуальному содержанию, которое ребенок может извлечь из них.
Давайте рассмотрим распространенные виды игр, которые, по мнению детских экспертов, необходимы для здорового развития детей.
Физическая игра для физического и когнитивного развития
Физическая игра, также известная как двигательная игра или игра-упражнение, представляет собой физическую активность, которая использует и развивает грубую моторику и мелкую моторику ребенка. Прыжки, прятки, горки, игры с мячом — вот лишь несколько примеров.
Благодаря этому типу игр дети развивают мышечный рост, физические навыки, выносливость и координацию.
Физическая форма игры, предполагающая множество движений, особенно важна для дошкольников и детей школьного возраста. Сегодня школьники проводят многие часы за учебой. Упражнения могут помочь распространить когнитивное обучение, которое в этом возрасте слишком требовательно, чтобы уменьшить стресс и улучшить когнитивные навыки. Это также улучшает настроение, концентрацию и поведение в классе.
Таким образом, физическая игра способствует развитию детей не только на двигательном, но и на когнитивном уровне.
Социальная игра для развития социальной компетентности
Социальная игра предполагает игровое взаимодействие с другими людьми. Для младенцев и малышей это означает общение со своими родителями в увлекательной семейной деятельности. Дети старшего возраста участвуют в социальных играх со своими сверстниками.
Дети развивают социальные навыки через социальную игру. Хотя слово «социальный» подразумевает позитивное и активное взаимодействие, социальные игры не всегда выглядят так, как их определяют взрослые. Это связано с тем, что «социальное» может принимать разные формы на разных этапах развития. Возраст во многом влияет на тип социального участия ребенка.
Вот три характерные социальные игры, встречающиеся у маленьких детей.
Параллельная игра
Параллельная игра часто наблюдается у малышей младше двух лет. В нем дети играют бок о бок, не взаимодействуя напрямую. Их уровень социального взаимодействия играет рядом друг с другом. Прямых социальных взаимодействий нет, но они носят социальный характер, поскольку занимаются схожими видами деятельности или играют рядом друг с другом в одинаковые игрушки.
Исследователи обнаружили корреляцию между параллельной игрой и интеллектом у детей раннего возраста (двухлетних), но причины и механизмы неизвестны.
Ассоциативная игра
Ассоциативная игра – это форма групповой игры, в которой члены группы участвуют в схожих видах деятельности в свободно организованной форме. Чаще встречается у детей старшего возраста, начиная с трехлетнего возраста. Поскольку у детей в этом возрасте еще отсутствует способность к словесному самовыражению, это еще не вполне организованная групповая игра.
Ребенок осваивает навыки социального взаимодействия, играя с другими детьми. Они могут начать разговор о чем-то общем, и получать от этого удовольствие.
Совместная игра
Кооперативная игра — это командная игра, участники которой имеют общую цель, например совместное создание материального продукта, победу в соревновании или игру в настольную игру. Наблюдается активное взаимодействие и отчетливое чувство принадлежности или непринадлежности к группе.
На этом этапе дети начинают развивать и совершенствовать сложные социальные навыки, такие как общение, разрешение конфликтов и навыки решения проблем.
Игры с правилами могут помочь детям развить внимание и навыки организации, такие как следование правилам, рассуждение, подавление импульсов, принятие решений и саморегуляция эмоций.
Более 300 развивающих игр для детей
Несоциальная игра для саморегуляции
Несоциальная игра определяется как поведение, при котором ребенок не взаимодействует с другими людьми и не занимается какой-либо деятельностью в присутствии других потенциальных партнеров по игре.
Социальная игра предоставляет детям важную и уникальную среду обучения посредством взаимодействия со сверстниками. На первый взгляд, несоциальная игра может беспокоить некоторых родителей. Однако не все виды несоциальных игр являются поводом для беспокойства, а несоциальные игры нормальны на ранних стадиях развития ребенка.
Существует два основных типа несоциальных игр – одиночная игра и сдержанное поведение.
Каждый тип можно разделить еще на два подтипа.
Одиночную игру можно разделить на конструктивную и неконструктивную. Сдержанное поведение можно разделить на наблюдательную игру или незанятую игру.
Четыре подтипа несоциальной игры:
Одиночная конструктивная игра
Одиночная конструктивная игра в первую очередь фокусируется на открытиях и исследованиях. Это предполагает перемещение вещей с целью создания чего-либо или исследования. Примеры включают рисование, постройку замка из песка, создание произведений искусства, решение головоломки и сборку строительных блоков.
Одиночная неконструктивная игра
Неконструктивная одиночная игра предполагает повторяющиеся или случайные движения тела и может проводиться вместе с предметами, например, отскок мяча от стены.
Зрительская игра
Наблюдение за игровой деятельностью других без участия называется игрой-наблюдением. Ребенок – зритель. Хотя ребенок может проявлять любопытство, такое поведение пассивно и лишено взаимодействия с физической и социальной средой.
Незанятая игра
Во время незанятой «игры» ребенок ничего не делает и не наблюдает за другими детьми.
Количество несоциальных игр варьируется от ребенка к ребенку. Некоторые дети регулярно играют в одиночку, а другие играют в группах, где формируются дружеские отношения и социальные сети.
Иногда предполагается, что игра в одиночку может указывать на социальные проблемы и трудности с адаптацией.
Однако исследователи предполагают, что автономное функционирование, время для самоанализа, предпочтение одиночеству и независимое обучение способствуют тому, что некоторые дети ведут себя несоциально, и их не следует рассматривать как повод для беспокойства.
Воспитатели должны беспокоиться не о количестве социальных взаимодействий маленьких детей, а о качестве их социальных взаимодействий, когда они действительно имеют место. Дети, которые интересуются окружающей средой и хотят исследовать ее и узнавать о ней, лучше адаптированы, чем те, кто проводит слишком много или слишком мало времени в одиночестве.11.
Другие здоровые причины, по которым дети участвуют в несоциальных играх, включают юный возраст (ребенок или малыш), душевное спокойствие, саморегуляцию и контроль над своим окружением.
Напротив, дети с низким уровнем социального взаимодействия могут подвергаться риску плохих результатов развития. Если вы считаете, что ваш ребенок находится в группе риска, проконсультируйтесь с педиатром для полного обследования.
Языковая игра для развития речи
Языковая игра предполагает, что дети манипулируют формами или функциями языка как способ развлечь себя и/или других.
Языковая игра в разном возрасте различна. Примерно в 1 год дети начинают фонетически играть самостоятельно. К двум годам малыши могут разговаривать сами с собой перед сном или просыпаются.
К 3-4 годам дети рассказывают юмористические истории.
Языковая игра способствует развитию различных языковых навыков, включая звуки, словарный запас, значение, грамматику и их правильное использование в интерактивных ситуациях.
Ролевые игры для эмоционального развития
Притворная игра предполагает притворство, что объект или действие отличаются от того, чем они являются в реальном мире. Ролевая игра также известна под разными названиями, включая ролевую игру, драматическую игру, творческую игру, творческую игру и фантастическую игру.
Дети играют новые роли и размышляют о своем опыте реальности в безопасной среде. Они могут экспериментировать с языками и узнавать эмоции в фантастической ситуации или в своем воображении. Помимо мышления и творчества за пределами физического мира, воображаемые ролевые игры дают детям возможность принять на себя роли взрослых и научиться абстрактному мышлению.
При занятиях в группе детям необходимо научиться работать в команде и работать вместе. Они осваивают важные навыки, в том числе креативность, сотрудничество, умение действовать по очереди, навыки ведения переговоров (кому какую роль достается), эмоциональные навыки (отыгрывание эмоций без потери контроля) и коммуникативные навыки (разговор с другим ребенком во время фантазийной игры).
Автор: Памела Ли — автор, основатель и главный редактор журнала Parenting For Brain.