| |

Опыт работы с неговорящими детьми

В современном обществе наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Проблемы экологии, красители, усилители вкуса в продуктах питания, огромное количество стрессов матери и состояние «неуспеха» у ребенка, отрицательные факторы в перинатальный и постнатальный период беременности, вот небольшой перечень неблагоприятных факторов влияющих на здоровье малышей. Вследствие, увеличения количества детей на учете у логопеда, в том числе и увеличивается количество неговорящих детей.

Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация.
У большинства  неговорящих  детей имеются органические или функциональные нарушения ЦНС. Речь возникает только при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие или неправильная организация общения зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины отсутствия речи у ребенка – недостаточность развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком.

К группе неговорящих относятся дети, имеющие различные нарушения развития: речевые( алалия, временная задержка речевого развития), эмоционально-личностные ( ранний детский аутизм), нарушение слуха и интеллекта, комплексные ( сочетанные) нарушения в развитии и т.д.

В связи с вышесказанным огромная роль отводится помощи «неговоряшкам» медицинскому лечению, а со стороны логопедов применяется здоровьесберегающая практика. Создатели коррекционных методик существенную роль выделяют формированию физиологического и речевого дыхания, которое нарушено у детей с указанными патологиями. (В. И. Селиверстов, Л. С. Волкова, М. Е. Хватцев, 3. А. Репина, Бутейко К.П., А. Г. Ипполитова, и другие).

Главнейшей задачей логопедической работы – является установление такой коррекционно–образовательной среды, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” физические возможности обучающихся. Для этого необходим целый комплекс здоровье сберегающих мероприятий в коррекционной работе который даст положительную динамику развития речи. Таких как: дыхательная гимнастика, развитие общей моторики, развитие мелкой моторики рук, массаж, самомассаж, релаксация, психогимнастика, Су Джок терапия.

Остановимся на каждом из методов поподробнее.

Дыхательная гимнастика формирует правильное развитие грудной клетки. Способствует увеличению объёма легких, вырабатывает правильное дыхание, развивают силу, длительность и плавность выдоха. Правильное дыхание улучшает сопротивляемость организма острым респираторным заболеваниям (достаточный объем легких препятствует задерживанию болезнетворных микроорганизмов в легких). К тому же правильное диафрагмальное дыхание улучшает снабжение головного мозга кислородом, что способствует развитию высших психических функций.

Релаксация и психогимнастика способствуют снятию мышечного напряжения, приобретению уверенности в себе и бодрости. Обучению выразительных движений воспитанников. Способствует снятию напряжения возбудимых детей, расслаблению различных групп мышц, возможности концентрации внимания на коррекционных задачах.

Развитие общей моторики является началом развития мелкой и артикуляционной моторики. Без достаточного объема силы и полноты движений не будет развития тонкой моторики.

Мелкая моторика рук в ходе эволюции человека тесно связывались с речевой функцией.  И это способствовало проекции кисти руки в мозге человека. Таким образом, развитие ручной моторики и речи человека тесно связанны. Развития речи ребенка походит примерно по тому же «сценарию». Сначала развиваются движения, затем тонкая ручная моторика и когда они достигают достаточно точности, начинается интенсивное развитие речи.

Остановимся на Су Джок терапии и массаже и совмещении этих методов. Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.   

Логопедический массаж является методом  коррекционно- педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной коррекционной работы.

Логопедический массаж бывает нескольких видов по мимо традицонного хотелось бы рассказать по подробнее о сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы. Развитие рефлекторно-сегментарной методики массажа в нашей стране связано с именем видного советского ученого, одного из основоположников советской физиотерапии А. Е. Щербака. Опираясь на свои многочисленные экспериментальные исследования и клинические наблюдения, а также на работы своих учеников (Е. А. Нильсен, Б. В. Лихтерман, Г. Н. Славский, И. Я. Брук, Э. Д. Тыкочинская, В. Л. Товбин, Р. Л. Георгиевская и др.), А. Е. Щербак установил, что наиболее выраженную реакцию при физиотерапевтическом воздействии на органы и ткани можно получить с определенных областей, особенно богатых вегетативной иннервацией и связанных с кожей метамерными взаимоотношениями.

По А. Е. Щербаку, наиболее четкий характер метамерных сегментарных реакций выявляется при воздействии на разные области, остановимся на шейно-затылочной; охватывающая кожу задней поверхности шеи, начиная от волосистой части головы, область надплечий и верхней части спины. Раздражение кожных рецепторов этой рефлексогенной зоны вызывает реакцию шейного вегетативного аппарата, включающего следующие образования: три нижнешейных и два верхнегрудных спинно-мозговых сегмента (С4 - D2), шейную часть пограничного симпатического ствола с соответствующими соединительными ветвями, три шейных ганглия (верхний, средний и нижний) симпатического ствола, включающие вегетативные волокна, идущие от ганглиев и заканчивающиеся в коже, мышцах, стенках сосудов и т. д., ядро блуждающего нерва с периферическими нервными узлами.
Массаж этой области, которой А. Е. Щербак Дал название "воротниковой" (по форме она напоминает широкий откидной воротник), оказывает регулирующее, нормализующее влияние на важнейшие функции органов и систем, Расположенных в пределах указанных выше сегментов спинного мозга. Возбуждение шейного вегетативного аппарата с его сложными связями может вызывать значительные функциональные изменения во всех отделах центральной нервной системы, в которых сосредоточено все управление вегетативной деятельностью организма - трофика органов и тканей, обменные процессы, теплорегуляция и др. Разработанная школой А. Е. Щербака методика рефлекторно-сегментарного воздействия в форме массажного "воротника" весьма успешно применяется для нормализации мышечного тонуса при разны нарушениях.    

Противопоказания к массажу воротниковой зоны включают в себя следующие заболевания и состояния:

травмы в области шеи в острый период, раны;

воспалительные процессы в области шеи, головы, верхней части спины;

инфекционные заболевания бактериального, грибкового происхождения;

общее инфекционное заболевание в острый период;

нестабильность шейного отдела позвоночника (может привести к резкому ухудшению состояния);

новообразования в шейно-воротниковой зоне.

В своей работе я совмещаю эти методы так как кинестетические импульсы от пальцев рук и ступней благоприятным образом влияют на развитее речевых зон коры головного мозга. К тому же свою эффективность доказали не только традиционные шарики с колечками но и пластмассовые и резиновые шарики с шипами (для нормализации мышечного тонуса Су Джок совмещается с ручным массажем). Возможно применение мягких шариков в качестве нормализующего масса даже на подгрупповых занятиях, когда дети встают друг за другом и делают массаж друзьям.

Для массажа стоп возможно использование не только привычны шариков, но и «половинчатых» на которые ребенок может встать.

С их помощью можно не только внести разнообразие в коррекционную работу, но и достигнуть больших результатов в коррекционно-логопедической работе.

А также стимуляции и развитие речи с помощью инновационной технологий криотерапии. Путем опускания рек в среду с разной температурой, что способствует активной стимуляции мелкой моторики, а следовательно и коры головного мозга.

             

Здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.

Таким образом, использование здоровье сберегающих технологий, в том числе и инновационных, способствует развитию речи неговорящих детей.

Контактный телефон:

8(916)623-27-13


Задать вопрос

Поиск по темам

Алалия  Артикуляционная гимнастика  Аутизм  Аутистический спектр  Афазия  ВПФ  Дети билингвы  Дизартрия  Дизорфография  Дисграфия  Дискалькулия  Дислалия  Дислексия  Дистанционные курсы  Дисфония  ДЦП  Заикание  Звук Л  Звук Р  Звукопроизношение  Звукослоговая структура  Инклюзивное образование  Интеллектуальное недоразвитие  Коррекция нарушений голоса  Коррекция нарушений письменной речи  Леворукие дети  Логопедическая помощь  Логопедический диагноз  Логопедическое заключение  Логопсихология  Логоритмика  Нарушения психического развития  Нарушения развития  Нарушения речевого развития (безречия)  Нарушения речи  Нейропсихология  Обучение грамоте  Общее недоразвитие  ОНР  Онтогенез и дизонтогенез  Организация работы логопеда  Постановка звуков  Профилактика  Работа с родителями  Рабочая программа логопеда  Развитие речи  Ранний возраст  РАС  Речевой аппарат  Ринолалия  Свистящие звуки  Свое дело  СДВГ  Сенсорная алалия  Сенсорная комната  Специальная психология  Структура логопедического занятия  Фонетика  ФФНР  Частная практика логопеда  Шипящие звуки  Школа молодого логопеда