| |

История развития логопедической ритмики

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по  преодолению заикания у дошкольников В. А. Гиляровским в 1932 г. и  получила высокую оценку специалистов. 

В статье по логопедической ритмике В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская в 1936 г. поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи.

С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы логопеда по преодолению заикания.

Первоначально логопедическая ритмика использовалась в работе с  заикающимися  дошкольниками  по инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой.

В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская (1941) впервые поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи. 

Авторы предложили принципы проведения логоритмических занятий с заикающимися, описали некоторые особенности моторных нарушений при заикании.

Практический материал для занятий с  заикающимися  детьми разработала и изложила в 1941 г. Н. С. Самойленко в статье "Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста". Она классифицировала  упражнения по степени трудности с учетом нарушения моторики заикающихся детей и определила основные принципы проведения занятий.

В. А. Гринер (1958) разработала практический материал для заикающихся дошкольников.  Она подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания  состоит  в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.

В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть и в комплекс воздействия на  больных  афазией. Логоритмика в отношении больных афазией применяется прежде всего к расстройствам музической стороны речи (просодия речи).

В 50-70-е гг. появились работы по логопедической ритмике в системе устранения заикания у детей.

В 1958 г.  переиздается работа В. А. Гринер "Логопедическая ритмика для дошкольников". 

В 1960 г. В. И. Рождественская в работе "Воспитание речи у заикающихся дошкольников" подчеркивает роль упражнений на сочетание слова с движением.  Ритм производимых движении способствует нормализации речи.

В работах  Е. Ф. Шершневой,  Е. Ф. Рау  (1955) отмечается значение логопедической ритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного возраста. 

Логопедическая ритмика  в  70-80-е гг. привлекает внимание исследователей по-прежнему лишь в отношении заикающихся.

Н. А. Тугова (1968)   разрабатывает   систему   коррекционно - воспитательных упражнений для музыкально-ритмических  занятий с заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и поведения.

В. И. Дресвянников (1972),  исследуя  особенности  моторики заикающихся школьников VI - VIII классов, выявляет зависимость между развитием моторики и экспрессивной речи,  между степенью заикания и степенью нарушения моторики  и  предлагает  систему физических  упражнений  для  устранения  заикания у школьников 12-15 лет.

В 1976 г.  Г. А. Волковой был представлен разнообразный логоритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных  методиках,  и  в 1985 г.  в книге "Логопедическая ритмика" была дана методика занятий при  разных  формах нарушений речи.

Вопрос о логоритмике в системе  коррекционной  работы  по преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабатывает Н. А. Рычкова (1984,  1987)  и  предлагает  приемы обследования  моторики  у  заикающихся  детей дошкольного возраста. 

Проблемой логопедической ритмики для заикающихся занимаются также А. В. Крапухин и А. А. Высоцкая (1979).

Логопедическая ритмика  широко представлена  в работах Е.В. Оганесяна при  коррекции  невротического и неврозоподобного заикания у взрослых (1981, 1998 г.).
 

Контактный телефон:

8(916)623-27-13


Задать вопрос

Поиск по темам

Алалия  Артикуляционная гимнастика  Аутизм  Аутистический спектр  Афазия  ВПФ  Дети билингвы  Дизартрия  Дизорфография  Дисграфия  Дискалькулия  Дислалия  Дислексия  Дистанционные курсы  Дисфония  ДЦП  Заикание  Звук Л  Звук Р  Звукопроизношение  Звукослоговая структура  Инклюзивное образование  Интеллектуальное недоразвитие  Коррекция нарушений голоса  Коррекция нарушений письменной речи  Леворукие дети  Логопедическая помощь  Логопедический диагноз  Логопедическое заключение  Логопсихология  Логоритмика  Нарушения психического развития  Нарушения развития  Нарушения речевого развития (безречия)  Нарушения речи  Нейропсихология  Обучение грамоте  Общее недоразвитие  ОНР  Онтогенез и дизонтогенез  Организация работы логопеда  Постановка звуков  Профилактика  Работа с родителями  Рабочая программа логопеда  Развитие речи  Ранний возраст  РАС  Речевой аппарат  Ринолалия  Свистящие звуки  Свое дело  СДВГ  Сенсорная алалия  Сенсорная комната  Специальная психология  Структура логопедического занятия  Фонетика  ФФНР  Частная практика логопеда  Шипящие звуки  Школа молодого логопеда