| |

Психолого - педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Психолого - педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности речевого недоразвития дошкольников с ОНР накладывает отпечаток на формирование у детей  интеллектуальной, сенсорной и волевой сферы.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительных операций (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно - логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Данные экспериментальных исследований Барменковой Т. Д. (1997)  свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет 4 группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

Первая группа имеет самый высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствует показателям детей с нормальным речевым развитием. Познавательная активность, интерес к заданию высок, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна (вербальные тесты - 3,4%, невербальные - 6,8%).

Вторая группа - уровень сформированности логических операций ниже возрастной нормы. Речевая активность снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд. Невербальное мышление относительно сохранно ( 17% и 44,2%).

У третьей группы детей целенаправленная деятельность нарушена как при выполнении вербальных, так и при выполнении невербальных заданий. Для них характерна недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно - следственных связей. Однако, дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями при помощи логопеда (54,4% и 32,3%).

Четвертая группа характеризуется недоразвитием логических операций. Логическая деятельность детей характеризуется крайней неустойчивостью и непланомерностью, познавательная активность низкая, контроль над правильностью выполнений заданий отсутствует (25,5% и 10,2%).

Ряд авторов отмечают недостаточную устойчивость внимания, его объем,  ограниченные возможности распределения. (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ястребова А. В.).

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У детей с первым уровнем речевого развития низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

В “Сравнительном психолого - педагогическом исследовании дошкольников с ОНР и нормально развитой речью” Беляковой Л. И., Гаркуши  Ю. Ф., Усановой О. Н., Фигередо Э. Л. (1991) представлен анализ исследования вербальных и различных психических функций.

При оценке зрительного опознания дети с общим недоразвитием воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями, они уделяют больше времени для принятия решения, не уверены в ответах, демонстрируют отдельные ошибки в опознании. В реализации задачи “приравнивание к эталону” дети с ОНР используют элементарные формы ориентировки. При выполнении заданий по моделирующему перцептивному действию дети с ОНР меньше применяют способ зрительного соотнесения. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у детей с ОНР оно сформировано недостаточно.

Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

Исследование функции внимания показывает, что  дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Дети с ОНР мало активны, инициаторами общения обычно не являются. В исследованиях Гаркуши Ю. Ф. и Коржевиной В. В. (2001) отмечается, что:

- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно - потребностной сферы;

- имеющиеся  трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

- преобладающей формой общения со взрослыми у детей 4 - 5 лет с недоразвитием речи является ситуативно - деловая, что не соответствует возрастной норме.

Наличие общего недоразвития у детей приводит с стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей  и  создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присущи и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении движений, снижением скорости и четкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторной сферы: общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

По результатам обследования моторной сферы дошкольники с ОНР (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) делятся на три подгруппы: дети с низким уровнем моторной сферы - 23,5%, дети со средним уровнем  - 28,55, дети с высоким уровнем - 48%.

У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.

У детей со средним уровнем развития моторики  отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, длительный период времени для выполнения заданий, лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.

Дети с высоким уровнем развития моторики демонстрируют уровень, приближающийся к возрастной норме, за счет достаточно сформированных мелкой и артикуляционной моторики. По - видимому, это объясняется тем, что дети с ОНР длительное время находятся в коррекционной работе.

Данные психолого - педагогической диагностики детей с ОНР учитываются в работе логопеда с целью наиболее лучшей системы организации детей в процессе обучения, а также с целью выбора индивидуальных методов и приемов для каждого из детей.

Контактный телефон:

8(916)623-27-13


Задать вопрос

Поиск по темам

Алалия  Артикуляционная гимнастика  Аутизм  Аутистический спектр  Афазия  ВПФ  Дети билингвы  Дизартрия  Дизорфография  Дисграфия  Дискалькулия  Дислалия  Дислексия  Дистанционные курсы  Дисфония  ДЦП  Заикание  Звук Л  Звук Р  Звукопроизношение  Звукослоговая структура  Инклюзивное образование  Интеллектуальное недоразвитие  Коррекция нарушений голоса  Коррекция нарушений письменной речи  Леворукие дети  Логопедическая помощь  Логопедический диагноз  Логопедическое заключение  Логопсихология  Логоритмика  Нарушения психического развития  Нарушения развития  Нарушения речевого развития (безречия)  Нарушения речи  Нейропсихология  Обучение грамоте  Общее недоразвитие  ОНР  Онтогенез и дизонтогенез  Организация работы логопеда  Постановка звуков  Профилактика  Работа с родителями  Рабочая программа логопеда  Развитие речи  Ранний возраст  РАС  Речевой аппарат  Ринолалия  Свистящие звуки  Свое дело  СДВГ  Сенсорная алалия  Сенсорная комната  Специальная психология  Структура логопедического занятия  Фонетика  ФФНР  Частная практика логопеда  Шипящие звуки  Школа молодого логопеда