| |

Понятие об общем недоразвитии речи (ОНР)

Понятие об общем  недоразвитии речи

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Левиной Р. Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Жаренковой Г. И., Каше Г. А., Никашиной Н. А., Спировой Л. Ф., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Ястребовой А. В. и др.) в 50 - 60 - е годы двадцатого века.

В этот период возникла благоприятная возможность разработки актуального для психолого - педагогического направления логопедии вопроса педагогической классификации аномалий речевого развития, отвечающей прежде всего дидактическим нормативно - прикладным целям педагогического процесса. т. е. целям фронтального коррекционного обучения с различной природой и структурой дефекта.

Известная клиническая классификация и психологическая типология не удовлетворяли указанным требованиям специальной педагогической практики. Необходимо принципиально новое психолого - педагогическое решение данной проблемы. Оно было представлено в разработке оригинальной педагогической классификации, позволяющей теоретически обосновать и реализовать единую форму фронтального обучения детей с различными нарушениями речи, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект.

Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Общее недоразвитие речи возникает при наиболее сложных, системных нарушениях речи: алалии, афазии; недоразвитие речи также может отмечаться при дизартрии и ринолалии, когда диагносцируются не только нарушения фонетической стороны речи, но одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико - грамматической стороны речи.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов,  аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: от лепетной речи или ее отсутствия до развернутой , с элементами фонетико - фонематического или лексико - грамматического недоразвития.

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Левиной Р. Е., четвертый уровень представлен в работах Филичевой Т. Б.

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь сформирована. Дети старшего дошкольного возраста имеют незначительный словарный запас, состоящий из звукоподражаний, аморфных слов - корней, сопровождают речь жестами и мимикой. Такая речь непонятна окружающим.

На этом уровне развития речи дети могут пользоваться отдельными общеупотребительными словами, неточными по звуковому и структурному составу. Они объединяют предметы под одним названием по сходству отдельных признаков, один и тот же предмет в разных ситуациях называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов.

Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рассказать о каком - либо событии, дети называют отдельные слова или одно - два искаженных предложения.

Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления. При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий.

Пассивные запас шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.

У неговорящих детей отсутствует понимание значений грамматических изменений слова. Дети не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных, прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают предлогов.

У детей обнаруживается непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов, произношение звуков лишено постоянной артикуляции, характерна ограниченная способность воспроизводить слоговые элементы слова и стремление сократить слово до одного - двух слогов.

На уровне лепетной речи звуковой анализ недоступен, задача выделения звуков часто является непонятной сама по себе.

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.

Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.

Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов, в неправильном произношении звуков, нарушении слоговой структуры слова, аграмматизме, хотя смысл можно понять и вне ситуации. Дети прибегают к пояснениям неправильно названного слова жестами.

Существительные употребляют в именительном числе, глаголы в инфинитиве, косвенные падежные формы и изменение имен существительных по числам бывают аграмматичны,   ошибки наблюдаются и при употреблении числа и рода глаголов.

Прилагательные употребляются довольно редко и не согласуются в предложении с другими словами.

Звуковая сторона речи носит искаженный, но более устойчивый характер. Количество неправильно произносимых звуков достигает 3 - 4 фонетических групп, это переднеязычные (свистящие, шипящие, сонорные), заднеязычные и некоторые губные. Гласные артикулируются неотчетливо. Твердые согласные часто заменяются парными мягкими.

Воспроизведение слоговой структуры слова становится более доступным, дети повторяют слоговой контур слова, но звуковой состав их является диффузным. Правильно передается звуковой состав односложных слов. При повторении двусложных слов встречается выпадение звука, в трехсложных словах отмечаются перестановки и пропуски звуков, четырех-, пятисложные слова укорачиваются до двух - трех слогов.

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становиться более развернутой, грубых лексико - грамматических и фонетических отклонений уже нет.

В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов,  фонетические недостатки менее разнообразны.

Дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3 - 4 слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. Длинные предложения они стараются поделить на несколько коротких. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь в предложениях, логика событий не передается, лексико - грамматическое оформление несовершенно. Отмечается большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложении. 

К числу таких ошибок относятся: смешение окончаний существительных мужского и женского рода; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; неправильное склонение имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений;  ошибочное ударение в слове; неразличение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных и существительными; неточное согласование существительных и глаголов.

Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных звуков. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов.

Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положении при обучении его письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора адекватных коррекционных мероприятий, для предупреждения  возникновений нарушений чтения и письма в начальной школе.

Контактный телефон:

8(916)623-27-13


Задать вопрос

Поиск по темам

Алалия  Артикуляционная гимнастика  Аутизм  Аутистический спектр  Афазия  ВПФ  Дети билингвы  Дизартрия  Дизорфография  Дисграфия  Дискалькулия  Дислалия  Дислексия  Дистанционные курсы  Дисфония  ДЦП  Заикание  Звук Л  Звук Р  Звукопроизношение  Звукослоговая структура  Инклюзивное образование  Интеллектуальное недоразвитие  Коррекция нарушений голоса  Коррекция нарушений письменной речи  Леворукие дети  Логопедическая помощь  Логопедический диагноз  Логопедическое заключение  Логопсихология  Логоритмика  Нарушения психического развития  Нарушения развития  Нарушения речевого развития (безречия)  Нарушения речи  Нейропсихология  Обучение грамоте  Общее недоразвитие  ОНР  Онтогенез и дизонтогенез  Организация работы логопеда  Постановка звуков  Профилактика  Работа с родителями  Рабочая программа логопеда  Развитие речи  Ранний возраст  РАС  Речевой аппарат  Ринолалия  Свистящие звуки  Свое дело  СДВГ  Сенсорная алалия  Сенсорная комната  Специальная психология  Структура логопедического занятия  Фонетика  ФФНР  Частная практика логопеда  Шипящие звуки  Школа молодого логопеда