| |

Особенности произносительной стороны речи при ФФН

Особенности произносительной стороны речи при ФФН.

Для определения содержания лечебно-коррекционных мероприятий  необходимо  обратиться к особенностям фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения.

В отечественной логопедической  литературе  давно  принят стандартный  способ  анализа ошибок произношения с разделением их на искажения, замены и смешения (Правдина О.В., 1960, 1973; Хватцев М.Е., 1959). Основным принципом, на котором базируется подобный подход, является противопоставление двух уровней нарушения: фонетического и фонематического. Ошибки фонематического уровня классифицируются соответственно лингвистической  типологии   согласных   (парасигматизм,   параротацизм  и  т.д.) (М.Ф.Фомичева,  1989).

Под расстройством звукопроизношения  И.И.Панченко  (1973) понимает:

а) отсутствие звука;

б) замену звука;

в) искажение звука.

У детей, страдающих дислалией и дизартрией, различаются три вида звуковых расстройств.  Отсутствие и замена  звуков  - два  типа  нарушения  образования звуков - отличаются по своей сущности от третьего типа - искажения звуков.

В первых  двух  нарушениях  (пропуски  и замена) слово не воспринимается и не узнается,  а при третьем  типе  (искажение звука) это нарушение не оказывает влияния на содержание слова.

Если при фонетических расстройствах  нарушается  лишь  фонетическая окраска какой-либо группы фонем, при фонемных - нарушается фонемная реализация фонем без нарушения фонетической  окраски; то в случае фонетико-фонемных расстройств наблюдаются и нарушение фонемной окраски  отдельных  групп  фонем  и  производство  каких-либо групп фонем.  При этом варианте дети плохо понимают свои ошибки,  не всегда понимают обращенную  речь,  у них нарушен фонематический анализ.

Контактный телефон:

8(916)623-27-13


Задать вопрос

Поиск по темам

Алалия  Артикуляционная гимнастика  Аутизм  Аутистический спектр  Афазия  ВПФ  Дети билингвы  Дизартрия  Дизорфография  Дисграфия  Дискалькулия  Дислалия  Дислексия  Дистанционные курсы  Дисфония  ДЦП  Заикание  Звук Л  Звук Р  Звукопроизношение  Звукослоговая структура  Инклюзивное образование  Интеллектуальное недоразвитие  Коррекция нарушений голоса  Коррекция нарушений письменной речи  Леворукие дети  Логопедическая помощь  Логопедический диагноз  Логопедическое заключение  Логопсихология  Логоритмика  Нарушения психического развития  Нарушения развития  Нарушения речевого развития (безречия)  Нарушения речи  Нейропсихология  Обучение грамоте  Общее недоразвитие  ОНР  Онтогенез и дизонтогенез  Организация работы логопеда  Постановка звуков  Профилактика  Работа с родителями  Рабочая программа логопеда  Развитие речи  Ранний возраст  РАС  Речевой аппарат  Ринолалия  Свистящие звуки  Свое дело  СДВГ  Сенсорная алалия  Сенсорная комната  Специальная психология  Структура логопедического занятия  Фонетика  ФФНР  Частная практика логопеда  Шипящие звуки  Школа молодого логопеда